автор: Федак Ирина Владимировна
старший воспитатель МБДОУ «Детский сад № 9» города Бийска Алтайского края
Семинар-практикум «Развитие коммуникативной компетенции детей дошкольного возраста»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение «Детский сад № 9» города Бийска
Семинар-практикум
«Развитие коммуникативной
компетенции детей дошкольного возраста»
Автор составитель:
Старший воспитатель
Федак И.В.
Бийск, декабрь 2018
Цель:
Повышение психолого-педагогической компетентности воспитателей в вопросах реализации образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»
Задачи:
-
- Актуализировать, расширить представления педагогов о методах и приемах по организации и управлению коммуникативными играми.
- Развивать творческий подход в организации и управлении игрой, повышать педагогическое мастерство воспитателей.
- Способствовать использованию в практике современных требований к организации игр.
- Развивать аналитические, конструктивные и коммуникативные умения педагогов.
- Способствовать благоприятной адаптации молодых педагогов, созданию и сохранению в коллективе атмосферы творчества.
Добрый день уважаемые коллеги! Я рада всех видеть, хочу подарить вам хорошее настроение и лучистую улыбку
В толковых словарях (С. И. Ожегов) «компетентность» понимается как уровень владения определенной областью знаний. Сущность понятия «общение» определяется психологическим словарем (Р. Н. Немов, А. В. Петровским) в понимании смысла общения людей и обобщения знаний ими.
Коммуникативной компетенции ребенка дошкольного возраста понимается как его способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с людьми.
Коммуникативные навыки включают в себя следующие компоненты:
— коммуникативные и организаторские способности (умение четко и быстро устанавливать деловые контакты, проявлять инициативу, активно взаимодействовать в совместной деятельности со взрослыми и сверстниками);
— способность к эмпатии (умение сопереживать, чувствовать другого);
— способность к самоконтролю (умение регулировать свое поведение и поведение собеседника, умение реагировать в конфликтных ситуациях);
— культуру вербального и невербального взаимодействия (владение техникой речи, использование невербальных средств общения).
Развитие коммуникативности — умения общаться со взрослыми и сверстниками — является одним из необходимых условий успешности учебной деятельности (которая по своей сути всегда совместна) и в то же время — важнейшим направлением социально-личностного развития. Развитие коммуникативности обеспечивается созданием условий для совместной деятельности детей и взрослых; партнёрских способов взаимодействия взрослого с детьми как образца взаимодействия между сверстниками; обучения детей средствам общения, позволяющим вступать в контакты, разрешать конфликты, строить взаимодействие друг с другом». Таким образом, одной из важнейших задач дошкольного периода является социализация ребёнка и важнейшая её часть – развитие коммуникативности ребёнка, то есть умения общаться со сверстниками и взрослыми.
Уже в дошкольном возрасте развивается такое важное качество, как эмпатия – способность сопереживать. Ребенок объединяет опыт других людей, накапливая и обобщая опыт взаимодействия. Способность
встать на позицию другого развивает у ребенка дошкольного возраста в
процессе создания мотивации со стороны взрослых.
Таким образом, формирование коммуникативной компетентности у
дошкольников решает проблему успешного ознакомления ребенка с социальным миром. Ребенок начинает осознавать себя как социальное существо и изучает сознательное управление поведением. Он имеет возможность самоконтроля действий на основе знания этических норм и правил, способность анализировать ситуации, содержащие моральный
смысл, а также предвидеть последствия оцениваемого собственного действия
для себя и окружающих.
Развитие дошкольника происходит в игре. Наиболее эффективным средством для развития коммуникативных способностей дошкольников является сюжетно-ролевая игра. Это означает, что знания, полученные от взрослых, будут приняты внутренним миром ребёнка, если они проигрываются и закрепляются в ведущей деятельности.
Для того чтобы методически грамотно организовать сюжетно-ролевую игру ребёнка-дошкольника воспитателю необходимо хорошо понимать её специфику, иметь чёткие представления о развивающем и корригирующем значении игры, о её своеобразии на каждом возрастном этапе дошкольного детства.
В сюжетно-ролевой игре эффективно воспитывается умение жить и действовать сообща, оказывать помощь друг другу, развивается чувство коллективизма, ответственности за свои действия. Дети учатся играть не рядом с другими детьми, а вместе с ними, формируется умение слушать собеседника, решать конфликтные ситуации. Организация сюжетно-ролевой игры уже подразумевает вступление детей в контакт, в общение, как со сверстниками, так и с взрослым, и чем чаще организуется игра, тем больше возникает желание поиграть еще и еще.
В сюжетно-ролевой игре дети дошкольного периода детства развивают
навыки и способности общения друг с другом, формируется способность
подчиняться и подчиняться личным и чужим интересам и требованиям. Игра
в ДОО способствует развитию поведения ребенка, его корректировке в
положительную сторону. В игре со сложным сюжетом и ролями, которые создают широкий простор для фантазии и импровизации у детей не
только коммуникативной компетентности, но и творческого мышления и
воображения.
Игра может быть направлена на:
– формирование эмоциональной отзывчивости, сопереживания,
готовности к совместной деятельности со сверстниками;
– усвоение правил, норм и ценностей, принятых в обществе;
– формирование уважительного отношения и чувства принадлежности
к семье, группе детского сада, взрослыми и сверстниками;
— развитие коммуникации, формирование способности взаимодействия
дошкольного ребенка со взрослыми и сверстниками;
– формирование самостоятельности, самоконтроля и направленности
собственных действий.
- Практическая часть
Упражнение «Немного о себе»
В детстве мы все очень любили играть, и сейчас я предлагаю окунуться в атмосферу детства. Продолжите фразу «В детстве моей самой любимой игрой была …, потому что …»
Вот так же и современные дети любят играть. Задача педагогов – создать условия для детской игры, которая является ведущим видом деятельности и способствует полноценному формированию личности ребенка.
Задание №1.Выбрать из целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования то, что относится к коммуникативной компетенции дошкольников.
Задание №2.Необходимо определить основные виды деятельности по задачам, реализуемых в образовательной области «Социально — коммуникативное развитие»
Задачи, реализуемые в образовательной области «Социально — коммуникативное развитие».
усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;
развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками;
становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания;
формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками;
формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации;
формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;
формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Коммуникативная деятельность
Нравственное воспитание;
Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе;
Самообслуживание и элементарный бытовой труд
Уважаемые педагоги, решите педагогические ситуации, Обоснуйте свой ответ в каждой ситуации.
Задание №3
1часть ситуации. (1команда)
«Воспитательница детского сада во время экскурсии по зоопарку знакомила ребят с различными животными — с их повадками, образом жизни, внешним видом и т.д. По возвращении в группу она внесла в комнату игрушки зверей, с которыми знакомились дети, ожидая, что они начнут играть ―в зоопарк‖. Но дети ни в тот, ни в последующие дни ―в зоопарк‖ не играли. Почему?
2 часть ситуации — « Воспитательница повторила экскурсию и познакомила детей не только с животными, но и с работой людей в зоопарке: кассир продает билеты, контролер их проверяет и пропускает посетителей, уборщики убирают клетки с животными, повара готовят пищу и кормят зверей, врач лечит заболевших животных, экскурсовод рассказывает посетителям о животных и т.д. Через некоторое время после этой повторной экскурсии дети самостоятельно начали игру ―в зоопарк‖, в которой были представлены кассир, контролер, мамы и папы с детьми, экскурсовод, ―звериная кухня‖ с поваром, ―звериная больница‖ с врачом и т.п. Все эти персонажи вводились в игру постепенно, игра продолжалась несколько дней, все время обогащаясь и усложняя. Что послужило развитию игры?
1 часть ситуации: (2 команда)
«Во время поездки на дачу дети получили много ярких впечатлений о железной дороге: они первый раз видели поезд, сами садились в вагоны, слышали по радио объявления об отправлении поезда и т.п. Впечатление от поездки было довольно сильным: дети увлеченно рассказывали о поездке, рисовали поезда, но игра не возникала. Почему?»
2 часть ситуации:
Тогда с детьми была проведена еще одна, дополнительная экскурсия на железнодорожный вокзал. Во время этой экскурсии детей познакомили с тем, как начальник станции встречает каждый прибывший поезд, как происходит разгрузка поезда от багажа, как машинист и помощник осматривают исправность поезда, как проводники убирают вагоны и обслуживают пассажиров и т.д. После этой экскурсии у детей сразу же возникла игра ―в железную дорогу‖, в которой участвовали знакомые им персонажи. Что послужило развитию игры?
Задание №4 Попробуйте развить сюжеты следующих игр: «салон красоты» и «магазин игрушек». /Одна команда берет одну игру, другая – оставшуюся/. В чем заключается задание?
Рассмотрим на примере «Поликлиника» — регистратор — врачи — медсестра — педиатр — прививочный кабинет — лаборатория — дневной стационар — гардероб — главврач.
Предполагаемые ответы /учитывать разнообразие, количество ролей/
вокзал кассир кок капитан пассажир водитель вокзал матрос радист боцман мастерская кассир АЗС билетер врач.
- Маша огородила игрушечных цыплят кубиками – получился птичий двор. Играет, радуется, цыплят кормит. Прицелился Алеша мячом: ба-бах! И нет дворика! Гордый стоит Алеша – попал в цель! Ему только жаль, что ребята не видели. Вопросы: что сказали бы ребята, если увидели? Как научить играть, не разрушая игру соседа?
- В детском саду организуются игры в «прачечную», «мастерскую по ремонту книг». Вопросы: не лучше ли просто дать детям поручение постирать, починить что-то? Почему?
- Для игры в школу ребята подбирали необходимые предметы. Лариса учительница, взяла себе портфель, тетради, указку и книги.
«А с чем нам играть? – разочарованно произнесла Таня, — ты, Лариса, тогда сама и играй». Девочка смутилась, опустила голову, потом сказала: «Ребята, это я в класс все принесла для игры, а вы теперь выбирайте, что вам нужно», — и положила все предметы перед детьми. Вопросы: какие чувства испытывала Лариса? Какое влияние оказывает игра на формирование характера?
- Дима строит большой гараж для машин. Всё делает сам. Весь строительный материал возле себя держит. Ребята сидят рядом и просят: «Дай мне одну пластину положить!» А Дима в ответ: «Сам справлюсь!». Вопросы: как вы оцениваете поступок Димы? Как должен поступить воспитатель, чтобы поддержать игру, не обидев Диму?
- Мальчик ходит по группе, берет то одну, то другую игрушку, но ни с одной не играет. Как поступить воспитателю?
- Девочка пришла в группу. Ребята приглашают ее в игры. Но она от всех приглашений отказывается. Как отреагировать в этом случае воспитателю?
Попробуйте перечислить названия сюжетно-ролевых игр в старшей группе. Предполагаемые ответы.
- Детский сад
- Семья
- Магазин – овощной, хлебный, игрушек
- Пароход
- Больница
- Парикмахерская
- Автобус
- Зоопарк
- Моряки
- Зубной врач
- Прачечная
- Салон красоты
- День рождения
- Столовая
- Кондитерская фабрика
- Поликлиника
- Животноводы
- Аптека
- Строители космодрома
- Путешествие в дальние страны
- Цирк
- Пограничники
- Рыболовецкое судно
- Зоолечебница
- Почта, телеграф
- Газетный киоск
- Дискотека
- Космическое путешествие
- Лесная школа
- Улица и др.
Использование игровых ситуаций в коммуникативном развитии:
В дошкольном возрасте очень важно развивать у ребенка коммуникативные способности. Это необходимо для того, чтобы малыш был адаптирован к жизни в социуме, имел активную и ответственную социальную позицию, смог реализовать себя, всегда мог найти общий язык с любым человеком и завести друзей. Коммуникативное развитие детей способствует изменению и развитию его эмоциональной сферы, ребенок начинает сознавать и лучше контролировать свои эмоции.
Развитию эмоциональной сферы ребенка способствуют разнообразные игровые педагогические технологии. В частности — организация разнообразных игровых ситуаций, обеспечивающих освоение положительного опыта и ценностных ориентаций.
Система игр, на развитие навыков общения, условно разделена на 4 блока:
1блок, включает в себя игры направленные на сближение детей друг с другом. Регулярное выполнение в период адаптации таких упражнений, как: «Давайте познакомимся», «Встреча», «Прорвись в круг», «Подними и покачай» и др. способствует снижению уровня дезадаптации у проблемных детей, укреплению эмоционального благополучия, развитию эмоциональной сферы, сближению детей в новом коллективе.
Предлагаю познакомиться с играми, которые помогут настроиться на доброжелательное отношение друг к другу, создаст хороший эмоциональный настрой:
Улыбка
дети сидят в кругу. Они берутся за руки и, глядя соседу в глаза, дарят ему самую дорогую улыбку, какая есть.
Как можно нас называть по – разному?
Выбирается ведущий. Он становится в круг. Остальные дети, представляя, что они — это его мама, папа, дедушка, бабушка, друзья, которые его очень любят, произносят его имя.
Игра «Липучки»
Все дети передвигаются по комнате. Двое детей, держась за руки, пытаются пытаются поймать сверстников. При этом припевают (приговаривают): «Я — липучка – приставучка, я хочу тебя поймать- будем вместе прилипать!». Каждого пойманного ребёнка «липучки» берут за руку, присоединяя его к своей «липучей» компании. Затем они вместе ловят других детей.
- Поезд. Взрослый человек или один из детей играет роль паровозика, а остальные являются вагонами. Паровозик каждому по очереди говорит: «Привет, я паровозик (имя)». Вагон здоровается и тоже представляется. Паровозик предлагает ему поехать вместе, а вагон соглашается. Так собирается целый поезд. После каждого знакомства можно делать небольшой круг. Присоединившиеся говорят «чух-чух», а паровозик перед знакомством с новым вагоном произносит «ту-ту». Если паровозиком является ребенок, то играть эту роль должны все по очереди.
- Отгадай по голосу. Ребята должны встать вокруг водящего, у которого завязаны глаза. Они двигаются по кругу со словами: «Водим-водим хоровод, веселится весь народ, ты попробуй отгадать, кто имя будет называть». В это время руководитель дает одному из детей знак и тот называет имя ведущего, который должен отгадать, кто его позвал. Если он отгадает, то назвавший имя ребенок становится ведущим.
2 блок предусматривает игры для развития эмоций – с помощью которых, знакомят детей с «азбукой эмоций», формируя умения произвольно воспроизводить определенные эмоциональные состояния мимикой, жестом, движением.
С этой целью проводятся мимические и пантомимические упражнения — «Тренируем эмоции» (нахмурься, как: осенняя туча, злая волшебница, хитрая лиса), «Глаза в глаза», «Тень», «Зеркало», «Чтение эмоций (по фотографии), «Азбука настроения», «Пиктограммы», Расскажи стихи без слов, Изобрази пословицу.
Эти упражнения включаются (в начало занятия, заключительную часть или физкультминутку
Походки — один ребенок изображает походку кого — либо (человека, животного, птицы и т. д.), а остальные дети отгадывают, кому она принадлежит;
походи, как младенец,
как старик,
как медведь,
как лиса и др.).
Хор животных. Для этого можно выбрать любую детскую песенку, которую знают все дети. Петь ее надо не словами, а имитируя различных животных – «кря-кря», «мяу-мяу», «му-му-му». Каждый ребенок изображает определенное животное и поет часть песни, а заканчивают ее все вместе.
«В лесу родилась елочка» кря кря кря
«Жил да был черный кот» му, му, му
Иностранец — один ребенок, изображая иностранцев с помощью жестов и мимики спрашивает, как пройти в зоопарк, в бассейн, на площадь, а остальные дети, также при помощи жестов и мимики, отвечают на его вопросы;
Королевство зеркал. Для этой игры выбирается один ведущий, а остальные дети становятся вокруг него. Они играют роль зеркал. Ведущий показывает по очереди различные эмоции, а «зеркала» должны их повторять.
Поиск мяча. Выбирается один ведущий, остальные дети плотно встают вокруг него. Все заводят руки за спину и передают друг другу мяч, который ведущий не должен видеть. Задача ведущего – угадать по выражению лица, у кого в руках мяч. Когда он угадывает, то ребенок с мячом становится ведущим.
Разговор через стекло. Выбирается один ведущий, который встает напротив остальных детей. Необходимо представить, что он находится за толстым стеклом, который не пропускает звуки. Он должен что-нибудь беззвучно говорить и сопровождать это жестами и мимикой. Остальным надо отгадать, что он говорит. Первый отгадавший сам становится ведущим.
Игра «Пирамида любви»
Пирамида любви
Цель: воспитывать уважительное, заботливое отношение к миру и людям; развивать коммуникативные способности.
Возраст: 5-7 лет.
Ход: дети сидят в кругу. Воспитатель говорит: «Каждый из нас что-то или кого-то любит; всем нам присуще это чувство, и все мы по-разному его выражаем. Я люблю свою семью, своих детей, свой дом, свой город, свою работу. Расскажите и вы, кого и что любите вы. (Рассказы детей.) А сейчас давайте построим «пирамидку любви» из наших с вами рук. Я назову что-то любимое и положу свою руку, затем каждый из вас будет называть своё любимое и класть свою руку. (Дети выстраивают пирамиду.) Вы чувствуете тепло рук? Вам приятно это состояние? Посмотрите, какая высокая у нас получилась пирамида. Высокая, потому что мы любимы и любим сами».
3 блок игр направлен на формирование навыков социальной перцепции (восприятия) в процессе взаимодействия детей друг с другом, для этого используется обыгрывание конфликтных (проблемных) ситуаций и моделирование выхода из них.
Проведение игр и упражнений «Подумай и изобрази», «Как поступить», «Чудесный терем дружбы», «Поможем близкому», «Что можно сделать для друга», способствуют формированию у детей умений замечать и оценивать личностные качества и поступки других детей и персонажей, умения выражать черты характера и эмоции свои лично и партнера, усвоению моральных норм и правил поведения. .
Игра «Дотронься до…». Сейчас мы знакомились друг с другом, узнали имена каждого, а теперь хорошо рассмотрите друг друга, кто, во что одет и какого цвета одежда.
Воспитатель предлагает: «Дотронься до… синего!». Все должны мгновенно сориентироваться, обнаружить у участников в одежде что-то синее и дотронуться до этого предмета. Цвета периодически меняются, кто не успел – ведущий. Воспитатель следит, чтобы дотрагивались до каждого участника.
Мирилка « Дорожка дружбы»:
Дети расходятся в разные стороны ковра и медленно идут навстречу друг другу, произнося слова:
— По дорожке я шагаю-
гнев на волю выпускаю.
Не хочу я грустным быть,
И сердитым тоже.
Нас с друзьями помирить
« Дорожка дружбы сможет».
Дети встречаются в « Кругу применения» (большом обруче)
«Нос к носу»
Дети свободно располагаются по комнате и двигаются в любом направлении. По команде взрослого, например, «Нос к носу» они становятся по парам и касаются друг друга носами. Команды могут быть разнообразными: «Ладошка к ладошке», «Коленка к коленке», « Ухо к уху» и т.д.
Взаимное цитирование
Цель: развитие слухового восприятия.
Возраст: 5-7 лет
«Мы сыграем в такую игру. Я два раза постучу ладонями по коленям и дважды назову своё имя, затем похлопаю в ладоши в воздухе, назвав имя кого-нибудь из вас, например, «Ваня – Ваня». Ваня сначала два раза постучит по коленям, называя себя, а затем хлопнет в ладоши и назовёт кого-либо другого, например, «Катя-Катя». Тогда Катя, переняв ход, сделает то же. И т. д. Важно не смотреть на того участника, которого ты вызываешь, а произносить его имя в пространство, глядя, например, в другую сторону или в потолок.
Коробка добрых поступков
Цель игры: воспитание у детей доброжелательного отношения друг к другу, создание положительного эмоционального настроя в детском коллективе, воспитание в детях умения замечать и ценить положительные поступки, совершенные другими людьми.
Возраст: от 5 лет.
Ход игры: педагог показывает детям коробку, наполненную кубиками, высыпает их и предлагает детям представить, что каждый кубик – это хороший поступок, совершенный кем-либо из детей. Игра продолжается в течение определенного промежутка времени, например, в течение одного дня. Каждый ребенок может положить в коробку кубик за любой хороший поступок, неважно, кто его совершил – этот ребенок или кто-то другой. О каждом положенном в коробку кубике дети сообщают педагогу, по окончании игры подводятся итоги. Педагог вместе с детьми подсчитывает количество кубиков, вспоминаются и анализируются добрые поступки, за которые были сложены в коробку кубики, поощряются и ставятся в пример дети, совершившие эти поступки.
Один и тот же поступок не должен оцениваться дважды.
В 4 блоке игр акцент сделан на формирование целостного представления о собственном «Я» и отработку коммуникативных навыков. Цели и задачи упражнений на данном этапе – формировать у ребенка умение принимать во внимание точку зрения другого, структурирование и систематизация представлений о себе и другом ребенке, формирование устойчивого межличностного взаимодействия, оценочного отношения к себе, сверстникам, своему поведению и поведению других. Реализации этой цели способствует использование и проведение таких игр и упражнений, как: «Комплименты», «Подумай и ответь» (за что тебя можно любить, за что можно пожурить), «Мои любимые вещи», «Какой я», «Составь рассказ» (метод незаконченных предложений) – темы разнообразны.
Комплимент
— дети становятся в круг и по очереди, глядя в глаза соседу, говорят несколько добрых слов, хвалят его. (Ты всегда делишься, ты веселая, у тебя красивое платье…»). Принимающий кивает головой и говорит: «Спасибо, мне очень приятно!»
«Составь рассказ» (метод незаконченных предложений) – темы разнообразны:
«Я люблю, когда…»
«Когда меня обижают…»
«Меня беспокоит…»,
Я радуюсь, когда…
Я горжусь тем, что…
Мне бывает грустно, когда…
Мне бывает страшно, когда…
Я злюсь, когда…
Я был удивлен, когда…
Когда меня обижают,…
Я сержусь, если…
Однажды я испугался и …
Когда говорят громким голосом то…
данные упражнения развивает веру ребенка в свои силы, в свои возможности.
Рефлексия
«Цветок настроения»
Просим оценить наш семинар: если вы полностью удовлетворены содержанием нашей встречи, то выложите красный цветок, если частично-желтый цветок, а если не удовлетворены – синий. Желающие могут написать отзывы, свои предложения.



