автор: Файзуллина Лариса Леонидовна
учитель начальных классов МАОУ «СОШ № 64»
Урок «Моя будущая профессия»
Урок во 2 Д классе «Моя будущая профессия».
Педагог: Файзуллина Лариса Леонидовна
Цель: создание условий для формирования представлений о мире профессий, формирование коммуникативной компетентности обучающихся.
Задачи:
— Формирование позитивного отношения к профессионально-трудовой деятельности; устойчивого интереса к миру труда и профессий; элементарных представлений о многообразии профессий.
Методическая цель: создание событийного пространства для формирования личностно-значимого результата в зоне ближайшего развития обучающихся.
Инновационная технология: конкурсная игра
Оборудование: таблички (для каждой команды), презентация, листы бумаги, ручки.
Ожидаемые результаты:
- активизация процесса профессионального самоопределения;
- расширение представлений о различных сферах труда, мире профессий.
Ход урока:
- Вступительное слово.
Детская притча о труде
У одного человека было три сына. И вот однажды он умер, оставив каждому из них наследство. Старшему сыну достался большой красивый дом, среднему – корова, ну а младшему – топор с рукавицами.
Каждый сын занялся своим делом. Старший создал семью и жил с женой и детьми в своем доме. Средний сын решил продавать молоко. А младшему достался самый тяжелый труд – работать топором.
Прошло несколько лет… Пришло время пожинать плоды своего труда. Старший сын жил, за домом не следил, он у него весь покосился и из большого и красивого превратился в убогий и невзрачный. Средний сын оказался ленивым, и очень скоро его корова стала давать все меньше молока. И только младший сын с помощью своего топора смог не только себе на хлеб заработать, но и дом построить, и корову купить.
Позавидовали ему братья. И решили, что топор у брата волшебный, надо его себе забрать и зажить припеваючи. Но не тут-то было. Топор стащили, а ничего не сработало. «Рукавиц не хватает!» — решили они. И присвоили их себе. Снова ничего!
А младший брат в это время не горевал. Он купил себе новый топор, лучше прежнего, и продолжал работать. Тогда и поняли братья, что все дело не в топоре, а в трудолюбии и умении. Взяли пример со своего младшего брата, научились трудиться и стали хорошими мастерами.
— Почему младший брат, несмотря на своё бедное наследство, стал самым успешным и богатым? (Мастерство, умение, трудолюбие).
-Чтобы узнать, о чём пойдёт речь на нашем уроке, надо соединить первые буквы каждого слова и прочитаете его.(Слайд 1,2)
| Пир рис оса фрукт ель сосулька слон ирис яблока |
-Ребята, не далек тот час, когда перед Вами станет выбор- какую профессию получить. Сейчас главным для вас является учёба, знания, которые вы получите – это база вашей дальнейшей жизни. Я предлагаю вам сегодня поразмыслить о выборе своей будущей профессии.
В вашем возрасте это сделать не легко. Помочь вам могут ваши родители, старшие братья и сестры, друзья, люди, к мнению которых вы прислушиваетесь, которые служат вам примером.
— Кто нужней и всех важней, какая профессия? Спорить можно долго. “Все профессии нужны, все профессии важны”.
В мире насчитывается около 40 тысяч разных профессий. Обдумать вопрос о будущей профессии — полезно. Это значит поставить себе много вопросов и найти правильный ответ.
— С чего следует начать, чтобы выбрать будущую профессию?
- важно суметь разобраться в этом многообразии;
- узнать, чем занимаются люди данной профессии;
- познакомиться какие качества необходимо вырабатывать для своей будущей профессии;
- учитывать собственные интересы и способности.
Выбор профессии – жизненно важный вопрос. Он сравнивается со вторым рождением.
Прекрасных профессий на свете огромное множество, и каждой профессии слава и честь.
— С некоторыми из них сегодня мы познакомимся.
— Своё знакомство с профессиями мы проведем в форме игровых конкурсов «Что я знаю о профессиях» (Слайд 3). Разобьёмся на команды. Если вы знаете ответ, то поднимаете карточку. Какая команда вперёд поднимет таблички, та и имеет право отвечать на вопрос. Если команда дала неправильный ответ, то право ответа получает следующая команда. Игра состоит из 3 туров. Та команда, которая в ходе игры наберёт наибольшее количество баллов – будет победителем игры.
- Основная часть:
Для начала проведем небольшую игровую разминку.
1ТУР: «Наши профессии» (Слайд 4)
Конкурс №1 «Угадай профессию» (отгадайте о каких профессиях идёт речь в пословицах и поговорках) (Слайды 5-16)
- Какой водитель смотрит на землю свысока (парит в облаках)?
(Пилот, лётчик, космонавт.) - Кто выносит сор из избы?
(Уборщица, техничка.) - Самый сладкий мастер – это… Кто?
(Кондитер.) - Назовите имя самого известного в нашей стране ветеринара.
(Айболит, ведь он лечил зверей.) - Как звали первую женщину-лётчицу?
(Баба-Яг.) - Звёздный бухгалтер – это… Кто?
(Астроном.) - Ухажер за деревьями — это…Кто? (Садовод, садовник)
- Преобразователь ткани в одежду- это … Кто ?(Портной, швея)
- Представители какой профессии всё время задают молодым людям вопросы, на которые сами знают ответы?
(Учителя.) - «Сумчатый» профессионал – это… Кто?
(Почтальон.)
Конкурс №2. «Головоломка» (Слайд 17) вам необходимо (поочерёдно) разобраться в словах, в названии которых имеется (скрыта профессия)
(Слайд 18 — 19)
РВАЧ = В- — — (медработник)
ТЁРКА = А — — — — (театральная и кинематографическая профессия)
КУЛОН = К — — — — (весёлая цирковая профессия)
МАРЛЯ = М — — — — («разноцветный рабочий»)
СТАРИНА = С — — — — — — (младший медработник)
ВОДОСТОК = С — — — — — — — (животноводческая профессия)
КРЕДИТОР = Д — — — — — — — (руководитель предприятия, начальник)
Конкурс №3 «САМАЯ-САМАЯ » (Слайд 20) А теперь вы ответите на вопросы с элементами юмора.
(Слайд 21)
Назовите профессии: (3 минуты на обдумывание)
- Самая зеленая (садовод, лесник, цветовод-декоратор …)
- Самая сладкая (кондитер, продавец в кондитерском отделе …)
- Самая денежная (банкир, профессиональные теннисисты, боксеры, модель…)
- Самая волосатая (парикмахер…)
- Самая детская (воспитатель, педиатр, учитель…)
- Самая неприличная (венеролог, ассенизатор…)
- Самая смешная (клоун, пародист…)
- Самая общительная (журналист, экскурсовод, тренер, учитель, массовик-затейник…)
- Самая серьезная (сапер, хирург, разведчик, милиционер, политик, психолог…)
-Болельщики, которые добавят не названные профессии.
2 ТУР: «Профессия и ее инструменты» (Слайд 22)
Конкурс №4 «Бюро находок» (Слайд 23) узнай, кому принадлежат вещи (предметы)
(Слайд 24)
- КОЛЕСО
- КИРПИЧ
- ИГЛА-ТАБЛЕТКИ
- НИТКИ
- МУКА
- МЕЛ
- НОЖНИЦЫ
ОТВЕТЫ:
- Водитель
- Каменщик, строитель
- Врач, доктор
- Портной, швея
- Повар, пекарь, кондитер
- Учитель, педагог
- Парикмахер
Конкурс №5 «Буквы и профессии». Надо придумать профессии или специальности, начинающиеся на эти буквы. Чья команда это сделает лучше?
(Слайд 25,26 )
| К | Р | Ф | П |
| Контролер | Разведчик | Фрезеровщик | Проводник |
| Киноартист | Рыбак | Фотограф | Плотник |
| Крановщик | Редактор | Фигурист | Пилот |
| Кочегар | Радиоведущий | Фармацевт | Пожарный |
| Киномеханик | Рентгенолог | Фтизиатр | Полицейский |
| Космонавт | Радист | Фокусник | Полярник |
| Кабельщик | Репортер | Фотомодель | Пограничник |
| Кровельщик | Фотокорреспондент | Печник | |
| Каменщик | Пиротехник | ||
| Кутюрье | Повар | ||
| Кондитер | Пекарь | ||
| Кондуктор | Портной | ||
| Парашютист |
Конкурс №6 «Что лишнее» (Слайд 27) В цепочке слов найдите лишний предмет (кто быстрее справится с заданием?)
(Слайд 28)
1)Шприц- лекарство- вата- спица
спица
2) Игла –нитки –гвоздь –напёрсток – сантиметровая лента
гвоздь
3) Кастрюля –ложка –тёрка –ножницы
ножницы
4) Фен –нож –расческа –ножницы
нож
3 ТУР «Профессия каждая самая важная» (Слайд 29)
Конкурс №6 «Пословицы о труде и профессиях» (Слайд 30-37). Собери пословицы – кто быстрее поднимет таблички — имеет право отвечать)
- Кончил дело — гуляй смело.
- Терпение и труд всё перетрут
- От труда здоровеют, а от лени болеют.
- Глаза страшатся, а руки делают.
- На работу с радостью, а с работы с гордостью.
- Не игла шьёт, а руки.
- Хозяин тот, кто трудится.
Конкурс № 7 «Покажи профессию». Давайте, немного отдохнём, проведём физминутку, при помощи движений покажем, чем занимаются люди разных профессий. По одну человеку от команды, выходят и показывают по одной профессии и по одному от команды болельщиков.
(Слайд 38-39)
-Как делает шофёр?
-Как делает повар?
-Как делает маляр?
-Как делает парикмахер?
-Как делает пианист?
-Как делает дворник?
-Как делает врач?
III. Награждение победителей:
Сноровку, ловкость и умение
Сегодня показать сумели вы.
А теперь, справедливое жюри,
Игроков по достоинству оцени. (слово жюри)
- Заключительное слово ведущего
— Вот мы и подвели итоги нашей игровой программы. Играя, мы освежили свою память и вспомнили множество разнообразных профессий и специальностей. Возможно не обычных для нашего региона, но востребованных в стране и в мире.
В будущем я желаю вам выбрать себе профессию по душе. Счастлив тот, кто занимается любимым делом, кто правильно выбрал себе профессию.
Вопрос выбора профессии решить за короткое время нельзя. К нему нужно вновь и вновь возвращаться после прочитанных книг, просмотра фильмов, бесед с воспитателем и родителями, опытными рабочими о труде и профессиях.
Ведь главное: Счастье — это когда свой хлеб человек добывает любимым делом (профессией). А у вас главным делом сейчас является ваша учёба, получение хороших знаний, которые пригодятся вам в будущей жизни. Желаю хороших оценок, успехов в ваших начинаниях, в труде и крепкого здоровья!
Много здесь профессий разных,
Выбрать что – не знаешь сразу.
В жизни много пригодится –
Стоит только научиться.
Спасибо за урок. (Слайд 40)



