Всероссийские профессиональные конкурсы педагогических работников

Организатор включен в Перечень Минпросвещения России

автор: Файзуллина Лариса Леонидовна

учитель начальных классов МАОУ «СОШ № 64»

Урок «Моя будущая профессия»

Урок во 2 Д классе «Моя будущая профессия».

Педагог: Файзуллина Лариса Леонидовна

 

Цель: создание условий для формирования представлений о мире профессий, формирование коммуникативной компетентности обучающихся.

 Задачи: 

— Формирование позитивного отношения к профессионально-трудовой деятельности; устойчивого интереса к миру труда и профессий; элементарных представлений о многообразии профессий.

Методическая цель: создание событийного пространства для формирования личностно-значимого результата в зоне ближайшего развития обучающихся.

Инновационная технология: конкурсная игра 

Оборудование: таблички (для каждой команды), презентация, листы бумаги, ручки. 

Ожидаемые результаты:

  • активизация процесса профессионального самоопределения;
  • расширение представлений о различных сферах труда, мире профессий.

Ход урока:

  1. Вступительное слово.

 

Детская притча о труде

У одного человека было три сына. И вот однажды он умер, оставив каждому из них наследство. Старшему сыну достался большой красивый дом, среднему – корова, ну а младшему – топор с рукавицами.

Каждый сын занялся своим делом. Старший создал семью и жил с женой и детьми в своем доме. Средний сын решил продавать молоко. А младшему достался самый тяжелый труд – работать топором.

Прошло несколько лет… Пришло время пожинать плоды своего труда. Старший сын жил, за домом не следил, он у него весь покосился и из большого и красивого превратился в убогий и невзрачный. Средний сын оказался ленивым, и очень скоро его корова стала давать все меньше молока. И только младший сын с помощью своего топора смог не только себе на хлеб заработать, но и дом построить,  и корову купить.

Позавидовали ему братья. И решили, что топор у брата волшебный, надо его себе забрать и зажить припеваючи. Но не тут-то было. Топор стащили, а ничего не сработало. «Рукавиц не хватает!» — решили они. И присвоили их себе. Снова ничего!

А младший брат в это время не горевал. Он купил себе новый топор, лучше прежнего, и продолжал работать. Тогда и поняли братья, что все дело не в топоре, а в трудолюбии и умении. Взяли пример со своего младшего брата, научились трудиться и стали хорошими мастерами.

 

— Почему младший брат, несмотря на своё бедное наследство, стал самым успешным и богатым? (Мастерство, умение, трудолюбие).

 

-Чтобы узнать,  о чём пойдёт речь на нашем  уроке, надо соединить первые буквы каждого слова и прочитаете его.(Слайд 1,2)

 

      Пир   рис   оса   фрукт   ель   сосулька   слон   ирис  яблока 

 

-Ребята, не далек тот час, когда перед Вами станет выбор- какую профессию получить. Сейчас главным для вас является учёба, знания, которые вы получите  – это база вашей дальнейшей жизни. Я предлагаю вам сегодня поразмыслить о выборе своей будущей профессии. 

В вашем возрасте это сделать не легко. Помочь вам могут ваши родители, старшие братья и сестры, друзья, люди, к мнению которых вы прислушиваетесь, которые служат вам примером.

   — Кто нужней и всех важней, какая профессия? Спорить можно долго. “Все профессии нужны, все профессии важны”.                                                                  

      В мире насчитывается около 40 тысяч разных профессий. Обдумать вопрос о будущей профессии — полезно. Это значит поставить себе много вопросов и найти правильный ответ.

— С чего следует начать, чтобы выбрать будущую профессию?

  • важно суметь разобраться в этом многообразии;
  • узнать, чем занимаются люди данной профессии;
  • познакомиться какие качества необходимо вырабатывать для своей будущей профессии;
  • учитывать собственные интересы и способности.

Выбор профессии – жизненно важный вопрос. Он сравнивается со вторым рождением.

     Прекрасных профессий на свете огромное множество, и каждой профессии слава и честь.

— С некоторыми из них  сегодня мы познакомимся.

— Своё знакомство с профессиями  мы проведем в форме игровых конкурсов  «Что я знаю о профессиях» (Слайд 3). Разобьёмся на команды. Если вы знаете ответ, то поднимаете карточку. Какая команда вперёд поднимет таблички, та и имеет право отвечать на вопрос.  Если команда дала неправильный ответ, то право ответа получает следующая команда. Игра состоит из 3 туров. Та команда, которая в ходе игры наберёт наибольшее количество баллов – будет победителем игры.   

  1. Основная часть:

Для начала проведем небольшую игровую разминку.

1ТУР: «Наши профессии» (Слайд 4)

Конкурс №1 «Угадай профессию» (отгадайте о каких профессиях идёт речь в пословицах и поговорках)                                                                         (Слайды 5-16)

  1. Какой водитель смотрит на землю свысока (парит в облаках)?
    (Пилот, лётчик, космонавт.)
  2. Кто выносит сор из избы?
    (Уборщица, техничка.)
  3. Самый сладкий мастер – это… Кто?
    (Кондитер.)
  4. Назовите имя самого известного в нашей стране ветеринара.
    (Айболит, ведь он лечил зверей.)
  5. Как звали первую женщину-лётчицу?
    (Баба-Яг.)
  6. Звёздный бухгалтер – это… Кто?
    (Астроном.)
  7. Ухажер за деревьями — это…Кто?   (Садовод, садовник)
  8. Преобразователь ткани в одежду- это …  Кто ?(Портной, швея)
  9. Представители какой профессии всё время задают молодым людям вопросы, на которые сами знают ответы?
    (Учителя.)
  10. «Сумчатый» профессионал – это… Кто?
    (Почтальон.)

Конкурс №2. «Головоломка»  (Слайд 17) вам необходимо (поочерёдно) разобраться в словах, в названии которых имеется (скрыта профессия)

(Слайд 18 — 19)

РВАЧ = В- — — (медработник)

ТЁРКА = А — — — — (театральная и кинематографическая  профессия)

КУЛОН = К — — — — (весёлая цирковая профессия)

МАРЛЯ = М — — — — («разноцветный рабочий»)

СТАРИНА = С — — — — —  — (младший медработник)

ВОДОСТОК = С — — — — — — — (животноводческая профессия)

КРЕДИТОР = Д — — — — — — — (руководитель предприятия, начальник)

 

Конкурс №3 «САМАЯ-САМАЯ » (Слайд 20)   А теперь вы ответите на вопросы с элементами юмора. 

(Слайд 21)

Назовите профессии:  (3 минуты на обдумывание)

  1. Самая зеленая (садовод, лесник, цветовод-декоратор …)
  2. Самая сладкая (кондитер, продавец в кондитерском отделе …)
  3. Самая денежная (банкир, профессиональные теннисисты, боксеры, модель…)
  4. Самая волосатая (парикмахер…)
  5. Самая детская (воспитатель, педиатр, учитель…)
  6. Самая неприличная (венеролог, ассенизатор…)
  7. Самая смешная (клоун, пародист…)
  8. Самая общительная (журналист, экскурсовод, тренер, учитель, массовик-затейник…)
  9. Самая серьезная (сапер, хирург, разведчик, милиционер, политик, психолог…)

-Болельщики, которые добавят не названные профессии.

2 ТУР: «Профессия и ее инструменты» (Слайд  22)

Конкурс №4 «Бюро находок» (Слайд 23) узнай, кому принадлежат вещи (предметы)

(Слайд 24)

  •   КОЛЕСО
  • КИРПИЧ
  • ИГЛА-ТАБЛЕТКИ
  • НИТКИ
  • МУКА
  • МЕЛ
  • НОЖНИЦЫ

ОТВЕТЫ:

  • Водитель
  • Каменщик, строитель
  • Врач, доктор
  • Портной, швея
  • Повар, пекарь, кондитер
  • Учитель, педагог
  • Парикмахер

 

Конкурс №5 «Буквы и профессии». Надо придумать профессии или специальности, начинающиеся на эти буквы. Чья команда это сделает лучше?   

(Слайд 25,26 )   

К Р Ф П
Контролер Разведчик Фрезеровщик Проводник
Киноартист Рыбак Фотограф Плотник
Крановщик Редактор Фигурист Пилот
Кочегар Радиоведущий Фармацевт Пожарный
Киномеханик Рентгенолог Фтизиатр Полицейский
Космонавт Радист Фокусник Полярник
Кабельщик Репортер Фотомодель Пограничник
Кровельщик Фотокорреспондент Печник
Каменщик Пиротехник
Кутюрье Повар
Кондитер Пекарь
Кондуктор Портной
Парашютист

 

Конкурс №6 «Что лишнее» (Слайд 27)  В цепочке слов найдите лишний предмет (кто быстрее справится с заданием?)

(Слайд 28)

1)Шприц- лекарство- вата- спица

                                           спица

2) Игла –нитки –гвоздь –напёрсток – сантиметровая лента

                                                         гвоздь

3) Кастрюля –ложка –тёрка –ножницы

                                               ножницы

4) Фен –нож –расческа –ножницы

                                                нож 

3 ТУР «Профессия каждая самая важная» (Слайд 29)

Конкурс №6 «Пословицы о труде и профессиях» (Слайд 30-37). Собери пословицы – кто быстрее поднимет таблички — имеет право отвечать)

  • Кончил дело — гуляй смело.
  • Терпение и труд всё перетрут
  • От труда здоровеют, а от лени болеют.
  • Глаза страшатся, а руки делают.
  • На работу с радостью, а с работы с гордостью.
  • Не игла шьёт, а руки.
  • Хозяин тот, кто трудится.

 

Конкурс № 7 «Покажи профессию». Давайте,  немного отдохнём, проведём физминутку, при помощи движений покажем, чем занимаются люди разных профессий. По одну человеку от команды, выходят и показывают по одной профессии и по одному от команды болельщиков.

(Слайд 38-39)

-Как делает шофёр?

-Как делает повар?

-Как делает маляр?

-Как делает парикмахер?

-Как делает пианист?

-Как делает дворник?

-Как делает врач?

III. Награждение победителей:

Сноровку, ловкость и умение 

Сегодня показать сумели вы.

А теперь, справедливое жюри,

 Игроков по достоинству оцени. (слово жюри)

  1. Заключительное слово ведущего

— Вот мы и подвели  итоги нашей игровой программы. Играя, мы освежили свою память и вспомнили множество разнообразных профессий и специальностей. Возможно не обычных для нашего региона, но востребованных в стране и в мире.

 В будущем я желаю вам выбрать себе профессию по душе. Счастлив тот, кто занимается любимым делом, кто правильно выбрал себе профессию. 

    Вопрос выбора профессии решить за короткое время  нельзя. К нему нужно вновь и вновь возвращаться после прочитанных книг, просмотра фильмов, бесед с воспитателем  и родителями, опытными рабочими о труде и профессиях.

Ведь главное: Счастье — это когда свой хлеб человек добывает любимым делом (профессией). А у вас главным делом сейчас является ваша учёба, получение хороших знаний, которые пригодятся вам в будущей жизни. Желаю хороших оценок, успехов в ваших начинаниях, в труде и крепкого здоровья! 

Много здесь профессий разных,
Выбрать что – не знаешь сразу.
В жизни много пригодится –
Стоит только научиться.

 

Спасибо за урок.                   (Слайд 40)