автор: Фадеева Наталья Владимировна
преподаватель г. Энгельс ГАПОУ СО «Энгельсский механико-технологический техникум»
Формирование мировоззрения подрастающего поколения
Формирование мировоззрения подрастающего поколения
Известный педагог И.Г. Песталоцци утверждал: «Час рождения есть первый час обучения». Становление личности человека – процесс достаточно глубокий и долгий, который можно разделить на несколько этапов в соответствии с конкретным возрастным периодом личности.
Что же такое «мировоззрение»? По своей природе термин «мировоззрение» имеет несколько трактовок, и потому используется в различных контекстах. Так в Словаре философии дано следующее определение: «мировоззрение – это система взглядов, принципов, ценностей, идеалов, и убеждений, определяемых как отношение к действительности, общее понимание мира, так и позиции программы деятельности людей. Субъектом, носителем мировоззрения является как отдельный человек, так и социальные/профессиональные группы, этнонациональные/религиозные общности, и классы, и общество в целом..» [5, 58].
В культурологии используется такое определение мировоззрения: «комплекс представлений человека о себе и мире, единство знания, оценки и жизненной позиции (мироустановки), совокупность его нравственных, философских, политических и иных ценностных представлений, реализующихся в делах и поступках человека. Высшей формой мировоззрения является научная философия, которая способствует формированию творческого мышления и открывает самый короткий и правильный путь к овладению богатством духовной культуры. Система обобщенных взглядов на объективный мир и место человека в нем, на отношение людей к окружающей их действительности и самим себе, а также обусловленные этими взглядами их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности [2, 257].
В области психологии термин «мировоззрение» представлен весьма широко. Известный русский психолог начала XX века Л.С. Выготский отмечал: «Под мировоззрением мы также не склонны понимать какие-либо логические, продуманные, оформленные в осознанную систему взгляды на мир и его важнейшие части. Мы склонны употребить это слово тоже в синтетическом смысле, соответствующем личности в плане субъективном. Мировоззрение то, что характеризует поведение человека в целом, культурное отношение ребенка к внешнему миру….В первые годы жизни, иногда вплоть до поры полового созревания, мировоззрение в собственном смысле слова у ребенка отсутствует. Часто это скорее миродействие, чем мировоззрение. Таким образом, мы вкладываем в термин «мировоззрение» чисто объективное значение того способа отношения к миру, который есть у ребенка [3, 533].
Наиболее точно, на наш взгляд, вопрос мировоззрения подрастающего поколения раскрыт в современной психологии в работах Р.С. Немова: «Мировоззрение включает в себя вопросы морали, социально-политические, экономические, научные, культурные, религиозные и другие устойчивые взгляды. К окончанию школы человек, мировоззренчески более или менее определяется со взглядами хотя и не всегда правильными, но стабильными» [6, с. 345-347]. Предлагаемое определение не только отражает суть понятия «мировоззрение», но и указывает на сферы жизни подростка, которые влияют на становление его как личности.
Почему именно в подростковом возрасте происходит формирование мировоззрения? Подростковый возраст человека считается одним из наиболее значимых периодов в психическом развитии [Фрейд, Выготский, Божович, Эльконин и т.д.]. Прежде всего, это обусловлено особенностями психики анализируемого возрастного периода. В это время подросток ощущает дисгармонию не только внешнюю (у детей юношеского возраста наблюдается резкий физический рост, наступает период полового созревания), но и внутреннюю. Он испытывает трудности не только с принятием себя, своего тела, но и своих мыслей, мира в целом. Именно сейчас у него появляется мотив стать личностью, возникает желание осознать «себя» в этом мире.
Процесс становления личности человека, формирования у него определенных знаний, умений и навыков происходит на протяжении всей жизни. Человек растет, развивается, постигает новое, учится применять уже имеющийся опыт в действительности. И это развитие циклично согласно определенному возрастному периоду, а именно, критическому периоду с точки зрения динамики развития человека.
Обратимся к возрастной периодизации Л.С. Выготского, в основу которой вошло понятие «социальная ситуация развития» — это совершенно своеобразное, специфическое для данного возраста, исключительное, единственное и неповторимое отношение между ребенком и окружающей его действительностью, прежде всего социальной» [4, с. 244-268]. Безусловно, социальная ситуация развития ребенка дошкольного возраста существенно отличается от социальной ситуации развития подростка, т.к. приобретенные знания и умения на определенном этапе развития меняют не только сознание ребенка, но и перестраивают всю систему взаимоотношений его с окружающей действительностью.
Так, например, ребенок всегда испытывает потребность в общении, коллективе, только для начала его коллектив ограничен (семья), затем в кругу его общения появляются сверстники (дети на площадке или группа ребят д/с, после одноклассники, одногруппники, коллеги по работе и т.д.). Иначе говоря, в конкретный возрастной период меняется окружение человека, соответственно и его взгляды, убеждения, т.е. мировоззрение.
Становление личности подростка формируется не только в период развития, например, физического (как говорилось выше), но и в процессе его воспитания и образования. Несомненно, каждый из обозначенных процессов занимает важное место в процессе формирования личности, но в предлагаемом исследовании более подробно рассмотрим процесс воспитания.
Известно, что воспитание личности, а именно, воздействие на ее развитие в целях подготовки к практической деятельности, осуществляется в разных направлениях: физическое, нравственно-эстетическое, духовное, патриотическое, трудовое. Соответственно, задачи и методы воспитания подчинены одной цели; гармоничному развитию личности. Только в зависимости от конкретного возрастного периода воспитанника некоторые из них становятся более или менее уместными.
Например, такие методы формирования сознания личности, как дискуссия и диспут, которые стимулируют не только познавательную и общественную активность воспитанника, но и вовлекают его в процесс занимательного спора [8, 409]. Анализируемые методы воспитания будут менее подходить для категории детей дошкольного, иногда и младшего школьного возраста, так как они еще не обладают достаточными знаниями, умениями и навыками. Для данной возрастной категории детей более продуктивными будут методы в игровой, творческой и физической форме. Воспитанники подросткового возраста, наоборот, с интересом будут вовлечены в дискуссию или диспут, где с упорством будут отстаивать свое мнение, убеждать в нем других участников, ведь именно сейчас у подростка возникает страстное желание поиска смысла жизни, истины.
Более эффективным методом формирования личности подростка является метод примера, применяемый в структуре педагогического процесса. Еще несформированная или не принятая самим подростком его личность ищет поддержки в реальных образах, идеалах. Отсюда возникает явление подражательности, которое формирует у воспитанников новую поведенческую модель, опирающуюся на социальный опыт школьника, который с возрастом, естественно, меняется. Но подражательная манера поведения может иметь как положительную, так и отрицательную динамику. На наш взгляд, это зависит от самого воспитанника, состояния его психики и даже типа личности. Импульсивный, экстрапунитивный человек с высоким эмоциональным порогом чаще склонен к необдуманным поступкам, влекущим к необратимым последствиям. Он всегда полагается на случай, на внешние обстоятельства, которые в случае неудачи становятся ее причиной. Рефлексивные, ригидные, интрапунитивные люди, наоборот, все досконально изучают и анализируют, и даже в случае неудачи знают, как разрешить создавшуюся ситуацию.
В процессе жизни, общения с окружающими формируются личностные качества, которые зависят не только от психодинамики, но и, как отмечалось ранее, от социальной ситуации, в которой живет человек. Иными словами на формирование личности подрастающего поколения несомненное влияние оказывает общество. Окружение подростка, его увлечения, интересы формируют в его психологии привычки, иначе говоря, способы поведения, действия. Привычки могут быть положительными или отрицательными, в процессе жизни человека они укореняются или вовсе утрачиваются.
Рассматривая понятие «общество» в широком смысле, как некую человеческую общность, наделенную определенными отношениями между его членами, отметим, что общество всегда влияет на еще несформированную личность, порой диктует стандарты общения (сокращение письменной и устной речи, сленг), ориентирует на стереотипное мышление (цитирование статусов из социальных сетей), навязывает конкретную модель поведения (подросток нашего времени зачастую зависим от современных гаджетов и информационных технологий), и т.д.
В подтверждение сказанного обратимся к результатам социологического опроса, целью которого было выяснить степень зависимости подростка от общественного мнения. Данное исследование проводилось среди студентов «Энгельсского механико-технологического техникума». Участниками стали молодые люди в возрасте от 16 до 18 лет, в количестве 56 человек. Социологический опрос был проведен в форме анонимного анкетирования; студентам были предложены вопросы открытого типа и социально-психологические ситуации.
По итогам анкетирования выяснилось, ребята (в большинстве своем те, кто проживает в общежитии), приобрели новые привычки, например, стали опаздывать на занятия, или у кого-то появились вредные привычки, кто-то напротив, стал ежедневно заниматься спортом и т.д. Отметим, что изменения в жизнедеятельности студентов стали следствием общения с близким окружением подростка (соседи по комнате, одногруппники).
На вопрос: напишите сообщение своему другу, договоритесь о встрече, 48 из 56 опрошенных использовали в своих сообщениях символы-смайлы, сокращенные формы слов, например: «Хай, бро) Где стыкуемся? На связи, ок?»; «Прив) Ти где? Жду тя*»; «Салют, чел) Я на фонтанке. Все в силе? Будь на стиле)», «Хай, дир) Ты в тренде? Мы с Софи на месте)» и мн.др.
Показательным, на наш взгляд, был ответ на вопрос: «Какой отрезок времени Вы можете обойтись без телефона (планшета)?» 53 из 56 участников проводимого исследования заявили, что смогут без телефона от 2 до 7 дней.
Конечно, реакция подростка на такие, своего рода, «стандарты» общества зависит, прежде всего, от типа личности и ее темперамента, от степени зависимости от общественного мнения (близкого окружения или общества в целом).
Социум, в котором ребенок не только воспитывается (семья), обучается (школа), но и живет (город, регион, страна), определенно, имеет значение в становлении его личности.
Атмосфера в семье, отношения родителей друг к другу, к ребенку зарождают в его сознании не только желание в будущем создать собственную семью, определяют психологический климат в этой будущей семье, но и, формируют тип отношений подростка с противоположным полом.
Обучение в школе, отношения с педагогом могут побудить ребенка к изучению определенных предметов, привить к ним интерес или наоборот, лишить желания посещать конкретные уроки, что в будущем может повлиять на выбор его профессии.
Социальная обстановка, в которой ребенок живет, прежде всего, связана с политической идеологией страны, а именно, с ее политическими и экономическими устоями. Так, например, условия социальной напряженности, возникающие в стране и транслируемые средствами массовой информации, и последующая за этим реакция общества участвуют в формировании гражданской позиции подростка, его патриотического духа. Задача учителя в анализируемом вопросе помочь подростку понять и принять свою позицию как гражданина своей страны, ориентируя воспитанника не только на гражданско-правовую сторону, но и, прежде всего, на его нравственно-эстетическое и духовное воспитание. Уже на основе духовно-нравственных ценностей в мировоззрении подростка формируется социальная ответственность, воспитывается толерантность, желание противодействовать религиозному и политическому экстремизму.
Социальная функция процесса воспитания, «социализация» подростка играет большую роль в формировании мировоззрения. В наши дни этот вопрос особенно важен, так как увеличивается объем факторов и причин, влияющих на становление личности подрастающего поколения. Отметим, что не менее важным в становлении личности подростка является трудовое воспитание. Возможность самореализации личности, формирование у подростка необходимых для практической жизнедеятельности трудовых знаний, умений и навыков, которые впоследствии станут основой для выбора его будущей профессии. Трудовое воспитание человека способствует его физическому и духовному развитию. А.С. Макаренко утверждал, что правильное воспитание не может быть нетрудовым [7, 211].
Процесс становления мировоззрения подростка весьма сложный и многогранный. Существует много факторов, влияющих на его формирование. Но стоит помнить о том, что дети – это отражение родителей, от которых они получают первоначальное воспитание, а семья – коллектив, который влияет на правильное развитие и формирование личности ребенка.
Список литературы
- Божович Л. И. Проблемы формирования личности: избранные психологические труды / Под ред. Д.И. Фельдштейна. — Москва; Воронеж: Ин-т практической психологии, 1997. – 351 с.
- Большой толковый словарь по культурологии / Б. И. Кононенко. — М.: Издательство Вече 2000, 2003. – 509 с.
- Выготский Л.С. Психология развития человека / Л.С. Выготский, — М.: Смысл, — 2005. – 1136 с.
- Выготский Л.С. Проблема возраста // Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т.; Т.4 — М.: Педагогика, 1984. – с. 244-268.
- Краткий словарь по философии // Азаров Н.И., Айзикович А.С., Аникеев Н.П. и др.; Под общ. ред. И.В. Блауберга, И.К. Пантина. — М: Политиздат, 1982. – 431 с.
- Немов Р.С. Психология. Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. Кн. 2. Психология образования. – 2-е изд. — М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. – 496 с.
- Павлова М.П. Педагогическая система А.С. Макаренко. – М.: Профтехиздат, 1963. – 336 с.
- Сластенин В.А. и др. «Педагогика» Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. — М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 576 с.
Приложение
| 1. | С началом обучения в техникуме появились ли у Вас новые привычки? Какие? Укажите, если проживаете в общежитии. | |
| 2. | Будете ли Вы терпеть шутки в свой адрес, если они Вас обижают? Как поступите? | |
| 3. | Будете ли Вы переживать, если посторонний человек скажет Вам, что Вы надели кофту наизнанку? | |
| 4. | Если о Вас другие говорят плохо или хорошо. Вас это не беспокоит (пусть себе говорят?) | |
| 5. | Вы обычно не очень спешите принимать решения, любите подождать, посмотреть, как поступят другие? | |
| 6. | Любите ли Вы слышать в свой адрес одобрение сверстников? Насколько оно для Вас важно? | |
| 7. | Напишите сообщение своему другу, договоритесь о встрече. | |
| 8. | Какой отрезок времени Вы можете обойтись без телефона (планшета)? |



