Всероссийские профессиональные конкурсы педагогических работников

Организатор включен в Перечень Минпросвещения России

автор: Фадеева Наталья Владимировна

преподаватель г. Энгельс ГАПОУ СО «Энгельсский механико-технологический техникум»

Формирование мировоззрения подрастающего поколения

Формирование мировоззрения подрастающего поколения

Известный педагог И.Г. Песталоцци утверждал: «Час рождения есть первый час обучения». Становление личности человека – процесс достаточно глубокий и долгий, который можно разделить на несколько этапов в соответствии с конкретным возрастным периодом личности.  

Что же такое «мировоззрение»? По своей природе термин «мировоззрение» имеет несколько трактовок, и потому используется в различных контекстах. Так в Словаре философии дано следующее определение: «мировоззрение – это система взглядов, принципов, ценностей, идеалов, и убеждений, определяемых как отношение к действительности, общее понимание мира, так и позиции программы деятельности людей. Субъектом, носителем мировоззрения является как отдельный человек, так и социальные/профессиональные группы, этнонациональные/религиозные общности, и классы, и общество в целом..» [5, 58].

В культурологии используется такое определение мировоззрения: «комплекс представлений человека о себе и мире, единство знания, оценки и жизненной позиции (мироустановки), совокупность его нравственных, философских, политических и иных ценностных представлений, реализующихся в делах и поступках человека. Высшей формой мировоззрения является научная философия, которая способствует формированию творческого мышления и открывает самый короткий и правильный путь к овладению богатством духовной культуры. Система обобщенных взглядов на объективный мир и место человека в нем, на отношение людей к окружающей их действительности и самим себе, а также обусловленные этими взглядами их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности [2, 257].  

В области психологии термин «мировоззрение» представлен весьма широко. Известный русский психолог начала XX века Л.С. Выготский отмечал: «Под мировоззрением мы также не склонны понимать какие-либо логические, продуманные, оформленные в осознанную систему взгляды на мир и его важнейшие части. Мы склонны употребить это слово тоже в синтетическом смысле, соответствующем личности в плане субъективном. Мировоззрение то, что характеризует поведение человека в целом, культурное отношение ребенка к внешнему миру….В первые годы жизни, иногда вплоть до поры полового созревания, мировоззрение в собственном смысле слова у ребенка отсутствует. Часто это скорее миродействие, чем мировоззрение. Таким образом, мы вкладываем в термин «мировоззрение» чисто объективное значение того способа отношения к миру, который есть у ребенка [3, 533].

Наиболее точно, на наш взгляд, вопрос мировоззрения подрастающего поколения раскрыт в современной психологии в работах Р.С. Немова: «Мировоззрение включает в себя вопросы морали, социально-политические, экономические, научные, культурные, религиозные и другие устойчивые взгляды. К окончанию школы человек, мировоззренчески более или менее определяется со взглядами хотя и не всегда правильными, но стабильными» [6, с. 345-347]. Предлагаемое определение не только отражает суть понятия «мировоззрение»,  но и указывает на сферы жизни подростка, которые влияют на становление его как личности. 

Почему именно в подростковом возрасте происходит формирование мировоззрения? Подростковый возраст человека считается одним из наиболее значимых периодов в психическом развитии [Фрейд, Выготский, Божович, Эльконин и т.д.]. Прежде всего, это обусловлено особенностями психики анализируемого возрастного периода. В это время подросток ощущает дисгармонию не только внешнюю (у детей юношеского возраста наблюдается резкий физический рост, наступает период полового созревания), но и внутреннюю. Он испытывает трудности не только с принятием себя, своего тела, но и своих мыслей, мира в целом. Именно сейчас у него появляется мотив стать личностью, возникает желание осознать «себя» в этом мире.

Процесс становления личности человека, формирования у него определенных знаний, умений и навыков происходит на протяжении всей жизни. Человек растет, развивается, постигает новое, учится применять уже имеющийся опыт в действительности. И это развитие циклично согласно определенному возрастному периоду, а именно, критическому периоду с точки зрения динамики развития человека.

Обратимся к возрастной периодизации Л.С. Выготского, в основу которой вошло понятие «социальная ситуация развития» — это совершенно своеобразное, специфическое для данного возраста, исключительное, единственное и неповторимое отношение между ребенком и окружающей его действительностью, прежде всего социальной» [4, с. 244-268]. Безусловно, социальная ситуация развития ребенка дошкольного возраста существенно отличается от социальной ситуации развития подростка, т.к. приобретенные знания и умения на определенном этапе развития меняют не только сознание ребенка, но и перестраивают всю систему взаимоотношений его с окружающей действительностью. 

Так, например, ребенок всегда испытывает потребность в общении, коллективе, только для начала его коллектив ограничен (семья), затем в кругу его общения  появляются сверстники (дети на площадке или группа ребят д/с, после одноклассники, одногруппники, коллеги по работе и т.д.). Иначе говоря, в конкретный возрастной период меняется окружение человека, соответственно и его взгляды, убеждения, т.е. мировоззрение. 

Становление личности подростка формируется не  только в период развития, например, физического (как говорилось выше), но и в процессе его воспитания и образования. Несомненно, каждый из обозначенных процессов занимает важное место в процессе формирования личности, но в предлагаемом исследовании более подробно рассмотрим процесс воспитания. 

Известно, что воспитание личности, а именно, воздействие на ее развитие в целях подготовки к практической деятельности, осуществляется в разных направлениях: физическое, нравственно-эстетическое, духовное, патриотическое, трудовое. Соответственно, задачи и методы воспитания подчинены одной цели; гармоничному развитию личности. Только в зависимости от конкретного возрастного периода воспитанника некоторые из них становятся более или менее уместными. 

Например, такие методы формирования сознания личности, как дискуссия и диспут, которые стимулируют не только познавательную и общественную активность воспитанника, но и вовлекают его в процесс занимательного спора [8, 409]. Анализируемые методы воспитания будут менее подходить для категории детей дошкольного, иногда и младшего школьного возраста, так как они еще не обладают достаточными знаниями, умениями и навыками. Для данной возрастной категории детей более продуктивными будут методы в игровой, творческой и физической форме. Воспитанники подросткового возраста, наоборот, с интересом будут вовлечены в дискуссию или диспут, где с упорством будут отстаивать свое мнение, убеждать в нем других участников, ведь именно сейчас у подростка возникает страстное желание поиска смысла жизни, истины. 

Более эффективным методом формирования личности подростка является метод примера, применяемый в структуре педагогического процесса. Еще несформированная или не принятая самим подростком его личность ищет поддержки в реальных образах, идеалах. Отсюда возникает явление подражательности, которое формирует у воспитанников новую поведенческую модель, опирающуюся на социальный опыт школьника, который с возрастом, естественно, меняется. Но подражательная манера поведения может иметь как положительную, так и отрицательную динамику. На наш взгляд, это зависит от самого воспитанника, состояния его психики и даже типа личности. Импульсивный, экстрапунитивный человек с высоким эмоциональным порогом чаще склонен к необдуманным поступкам, влекущим к необратимым последствиям. Он всегда полагается на случай, на внешние обстоятельства, которые в случае неудачи становятся ее причиной. Рефлексивные, ригидные, интрапунитивные люди, наоборот, все досконально изучают и анализируют, и даже в случае неудачи знают, как разрешить создавшуюся ситуацию.   

В процессе жизни, общения с окружающими формируются личностные качества, которые зависят не только от психодинамики, но и, как отмечалось ранее, от социальной ситуации, в которой живет человек. Иными  словами на формирование личности подрастающего поколения несомненное влияние оказывает общество. Окружение подростка, его увлечения, интересы формируют в его психологии привычки, иначе говоря, способы поведения, действия. Привычки могут быть положительными или отрицательными, в процессе жизни человека они укореняются или вовсе утрачиваются. 

Рассматривая понятие «общество» в широком смысле, как некую человеческую общность, наделенную определенными отношениями между его членами, отметим, что общество всегда влияет на еще несформированную личность, порой диктует стандарты общения (сокращение письменной и устной речи, сленг), ориентирует на стереотипное мышление (цитирование статусов из социальных сетей), навязывает конкретную модель поведения (подросток нашего времени зачастую зависим от современных гаджетов и информационных технологий), и т.д.

В подтверждение сказанного обратимся к результатам социологического опроса, целью которого было выяснить степень зависимости подростка от общественного мнения. Данное исследование проводилось среди студентов «Энгельсского механико-технологического техникума». Участниками стали молодые люди в возрасте от 16 до 18 лет, в количестве 56 человек. Социологический опрос был проведен в форме анонимного анкетирования; студентам были предложены вопросы открытого типа и социально-психологические ситуации. 

По итогам анкетирования выяснилось, ребята (в большинстве своем те, кто проживает в общежитии), приобрели новые привычки, например, стали опаздывать на занятия, или у кого-то появились вредные привычки, кто-то напротив, стал ежедневно заниматься спортом и т.д. Отметим, что изменения в жизнедеятельности студентов стали следствием общения с близким окружением подростка (соседи по комнате, одногруппники). 

На вопрос: напишите сообщение своему другу, договоритесь о встрече, 48 из 56 опрошенных использовали в своих сообщениях символы-смайлы, сокращенные формы слов, например: «Хай, бро) Где стыкуемся? На связи, ок?»; «Прив) Ти где? Жду тя*»; «Салют, чел) Я на фонтанке. Все в силе? Будь на стиле)», «Хай, дир) Ты в тренде? Мы с Софи на месте)» и мн.др.

Показательным, на наш взгляд, был ответ на вопрос: «Какой отрезок времени Вы можете обойтись без телефона (планшета)?» 53 из 56 участников проводимого исследования заявили, что смогут без телефона от 2 до 7 дней. 

Конечно, реакция подростка на такие, своего рода, «стандарты» общества зависит, прежде всего, от типа личности и ее темперамента, от степени зависимости от общественного мнения (близкого окружения или общества в целом).

Социум, в котором ребенок не только воспитывается (семья), обучается (школа), но и живет (город, регион, страна), определенно, имеет значение в становлении его личности. 

Атмосфера в семье, отношения родителей друг к другу, к ребенку зарождают в его сознании не только желание в будущем создать собственную семью, определяют психологический климат в этой будущей семье, но и, формируют тип отношений подростка с противоположным полом. 

Обучение в школе, отношения с педагогом могут побудить ребенка к изучению определенных предметов, привить к ним интерес или наоборот, лишить желания посещать конкретные уроки, что в будущем может повлиять на выбор его профессии. 

Социальная обстановка, в которой ребенок живет, прежде всего, связана с политической идеологией страны, а именно, с ее политическими и экономическими устоями. Так, например, условия социальной напряженности, возникающие в стране и транслируемые средствами массовой информации, и последующая за этим реакция общества участвуют в формировании гражданской позиции подростка, его патриотического духа. Задача учителя в анализируемом вопросе помочь подростку понять и принять свою позицию как гражданина своей страны, ориентируя воспитанника не только на гражданско-правовую сторону, но и, прежде всего, на его нравственно-эстетическое и духовное воспитание. Уже на основе духовно-нравственных ценностей в мировоззрении подростка формируется социальная ответственность, воспитывается толерантность, желание противодействовать религиозному и политическому экстремизму.

 Социальная функция процесса воспитания, «социализация» подростка играет большую роль в формировании мировоззрения. В наши дни этот вопрос особенно важен, так как увеличивается объем факторов и причин, влияющих на становление личности подрастающего поколения. Отметим, что не менее важным в становлении личности подростка является трудовое воспитание. Возможность самореализации личности, формирование у подростка необходимых для практической жизнедеятельности трудовых знаний, умений и навыков, которые впоследствии станут основой для выбора его будущей профессии. Трудовое воспитание человека способствует его физическому и духовному развитию. А.С. Макаренко утверждал, что правильное воспитание не может быть нетрудовым [7, 211].

Процесс становления мировоззрения подростка весьма сложный и многогранный. Существует много факторов, влияющих на его формирование. Но стоит помнить о том, что дети – это отражение родителей, от которых они получают первоначальное воспитание, а семья – коллектив, который влияет на правильное развитие и формирование личности ребенка.      

 

Список литературы

  1. Божович Л. И. Проблемы формирования личности: избранные психологические труды / Под ред. Д.И. Фельдштейна. — Москва; Воронеж: Ин-т практической психологии, 1997. – 351 с.
  2. Большой толковый словарь по культурологии / Б. И. Кононенко. — М.: Издательство Вече 2000, 2003. – 509 с. 
  3. Выготский Л.С. Психология развития человека / Л.С. Выготский, — М.: Смысл, — 2005. – 1136 с.
  4. Выготский Л.С. Проблема возраста // Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т.; Т.4 — М.: Педагогика, 1984. – с. 244-268. 
  5. Краткий словарь по философии // Азаров Н.И., Айзикович А.С., Аникеев Н.П. и др.; Под общ. ред. И.В. Блауберга, И.К. Пантина. — М: Политиздат, 1982. – 431 с.
  6. Немов Р.С. Психология. Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. Кн. 2. Психология образования. – 2-е изд. — М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. – 496 с.
  7. Павлова М.П. Педагогическая система А.С. Макаренко. – М.: Профтехиздат, 1963. – 336 с.
  8. Сластенин В.А. и др. «Педагогика» Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. — М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 576 с.

 

 

 

 

Приложение

1. С началом обучения в техникуме появились ли у Вас новые привычки? Какие? Укажите, если проживаете в общежитии.
2. Будете ли Вы терпеть шутки в свой адрес, если они Вас обижают? Как поступите?
3. Будете ли Вы переживать, если посторонний человек скажет Вам, что Вы надели кофту наизнанку?
4. Если о Вас другие говорят плохо или хорошо. Вас это не беспокоит (пусть себе говорят?)
5. Вы обычно не очень спешите принимать решения, любите подождать, посмотреть, как поступят другие?
6. Любите ли Вы слышать в свой адрес одобрение сверстников? Насколько оно для Вас важно?
7. Напишите сообщение своему другу, договоритесь о встрече.
8. Какой отрезок времени Вы можете обойтись без телефона (планшета)?