Автор: Фадеева Наталья Сергеевна

методист МБОУ СШ №72 с углубленным изучением отдельных предметов

Исследовательская деятельность в учебно-воспитательном процессе.

 Статья: «Исследовательская деятельность в учебно-воспитательном процессе»

Фадеева Н.С., методист, Ульяновск, МБОУ СШ №72

Скажи мне, и я забуду,

Покажи мне, и я запомню,

Дай мне действовать самому,

И я научусь.

(Древнекитайская мудрость)

         В настоящее время наблюдаются стремительные изменения во всем обществе, которые требуют от человека новых качеств.

  Исследование понимается как процесс деятельности учащихся, связанное с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением  и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере. Главная цель педагога –развитие у обучающегося умение самостоятельно работать. С этой точки зрения, именно труд является главным и определяющим видом деятельности человека. Наряду с трудом, основным видом деятельности является учение.

        Одной из главнейших задач образования является всестороннее развитие личности обучающегося, таких качеств личности как способность к творческому мышлению, самостоятельность в принятии решений, инициативность. Достижение этого возможно лишь при условии вооружения учащегося знаниями и умениями исследовательской деятельности. Исследовательская деятельность в образовательных учреждениях должна быть выстроена в виде целенаправленной систематической работы на всех ступенях образования. Следует также отметить, что в современной российской школе большая часть знаний преподносится в готовом виде и не требует дополнительных поисковых усилий и основной трудностью для учащихся является самостоятельный поиск информации, добывание знаний.     Поэтому одним из важнейших условий повышения эффективности учебного процесса является организация учебной исследовательской деятельности и развитие её основного компонента – исследовательских умений, которые не только помогают обучающимся лучше справляться с требованием программы, но и развивают у них логическое мышление, создают внутренний мотив учебной деятельности в целом.

    В ученической среде в настоящий момент четко прослеживается повышение интереса к исследовательской деятельности, а этому, в свою очередь, активно способствуют создаваемые на базе школ научные общества учащихся (НОУ). Научные общества учащихся созданы с целью активизации познавательной деятельности учащийся молодежи, интеллектуального развития и поддержки талантливых обучающихся. Всё это прививает навыки исследовательского поиска, который необходим каждому человеку.
    Отсюда следует, что формировать исследовательские умения необходимо не только на уроках, но и во внеклассной работе, которая позволяет учащимся интересующимися предметом, не ограничиваться рамками учебной программы. Применение во внеклассной работе заданий, связанных с проведением наблюдений и опытов, развивает у школьников исследовательские наклонности.

     Обобщая все вышесказанное, приходим к следующему выводу: задача современного образования есть  формирование таких качеств личности как способность к творческому мышлению, самостоятельность в принятии решений, инициативность. Достижение этого возможно лишь при условии вооружения учащегося знаниями и умениями исследовательской деятельности.

     Исследования работ  К.А. Альбухановой-Славской, Н.М. Борытко  и др. позволили сформировать понимание того, что преобразование в деятельности выдерживает не только объект, но и сам субъект деятельности. В результате пришли к выводу что под исследовательской деятельностью обучающегося понимается познавательная активность, постоянно изменяющая его как субъекта взаимодействии. Образовательные возможности исследовательской деятельности воплощается в появлении скрытых возможностей, знаний, установок

    Чтобы добиться высокого результата в обучении, необходимо научить детей мыслить, находить и решать проблемы, используя для этой цели знания из разных областей, коммуникативные и информационно-технологические умения.

     Использование исследовательского принципа позволяет создавать на уроке условия для творческой мыслительной работы учащихся. Автоматически отпадает необходимость необдуманного, неосмысленного запоминания большого объема учебного материала. Уменьшается время на подготовку домашнего задания, а самое главное- сохраняется интерес к изучению предмета, обучающиеся могут найти ответы на вопросы, которые стоят на границе с незнанием, повышение качества знаний, формирование и развитие интеллектуальных, практических умений и навыков, лежащих в основе учебной деятельности.

       Исследовательская деятельность состоит из трех компонентов: 

1) умение работать с научной и научно- популярной литературой;

2) умение проведения наблюдения;

3) умение постановки эксперимента.

При выполнении исследовательской деятельности в учебно-воспитательном процессе идет развитие таких качества, как:

  • Целеустремленность;
  • Желание получить образование;
  • Трудолюбие;
  • Исполнительность;
  • стойкость убеждений;
  • способность к принятию решений и размышления над проблемой;
  • Исследовательский стиль мышления.

     Использование исследовательской деятельности благоприятно сказывается на самооценке учащихся. Обучающемуся предоставляется право и возможность выбора предмета  в той  области, которая ему наиболее интересна. Интересы учащихся не ограничиваются только теми предметами, которые изучаются в образовательном учреждении.

     Изменения, которые происходят в современном обществе, требуют корректировки не только содержательных, но и методических и технологических аспектов образования. Для того, чтобы добиться высокого результата в обучении, необходимо научить детей мыслить, находить и решать проблемы, используя для этой цели знания из разных областей, коммуникативные и информационно-технологические умения.

  Использование  исследовательской деятельности в учебно-воспитательном процессе приводит к  повышению внутренней  мотивации школьника, которая положительно влияет на улучшение качества  образования в образовательном учреждении. Чем выше уровень исследовательских умений, тем выше уровень учебной мотивации. Вместе с тем следует подчеркнуть, что постепенное внедрение исследовательской деятельности в образовательный процесс показало ее привлекательность для учащихся.      Нужно построить работу таким образом, чтобы все обучающиеся стали активными не только участниками, но и организаторами исследования. 

      Прочитав слова учителя  В. П. Вахтерова, которые звучат сегодня актуально: «Образован не тот, кто много знает, а тот, кто хочет много знать, и умеет добывать эти знания». Поэтому учителям важно привить школьникам интерес и стремление к исследовательской деятельности, вооружить их методами исследовательской деятельности, так как в современных условиях требуется именно умение человека самостоятельно решать свои проблемы, находить выход из сложной ситуации, проявлять инициативу и творческий подход для успешной самореализации.

 

 

 

Список использованной литературы

  1. Громова Т.В. Организация исследовательской деятельности / Т.В. Громова// Практика административной работы в школе.-2006.-№7.-с.49-53. 
  2. Дашевская А. Е. Исследовательская деятельность педагогов и учащихся. – Методический сборник. Изд. 2-е, доп. Перераб. – Киров: Изд-во Лицея естественных наук, 2013.
  3. Маленкова Л.И. В чем смысл педагогического взаимодействия школы и семьи // Дом.воспитание., 2009
  4. Поддьяков А.Н. Метоические основы изучения и развития исследовательской деятельности // Школьные технологии.-2006.-№3-с.85-90
  5. Тяглова Е.В. Дидактические условия становления мировоззренческой позиции учащихся в процессе исследовательской деятельности: дис. Канн. Пед.наук. Волгоград, 2006