Всероссийские профессиональные конкурсы педагогических работников

Организатор включен в Перечень Минпросвещения России

Учитель в летнем школьном лагере: весело и интересно!

Лето. Июнь. В школах начинают работать летние лагеря. Для многих учителей работа в лагере – это наказание. А я работать в лагере люблю. Надо просто уметь сделать пребывание там максимально комфортным для себя и для учеников.

Если директор вас заранее предупреждает, что придется летом потрудиться в лагере, берите все в свои руки.

Сначала сориентируйтесь и выберите тему лагеря. Это должно быть интересно в первую очередь вам. Любите природу – организуйте экологический лагерь, нравится танцевать – сделайте хореографическую смену, увлекаетесь рукоделием – откройте лагерь подобного профиля. Все дети разные, всегда наберется команда тех, кто разделяет ваши интересы.

Когда определились с темой, напишите программу. Это дело, конечно, муторное, но необходимое. Программа должна быть не просто для того, чтобы ее утвердил директор, а для того, чтобы потом, уже во время лагеря, не думать над тем, чем сегодня занять детей.

Я знаю таких руководителей лагерей, которые на бумаге пишут одно, а занимаются совершенно другим. Это не дело. Программа должна быть рабочая – такая, чтобы ты посмотрел, что у тебя запланировано, и провел.

Очень важно правильно подобрать педагогический состав. Никогда не берите в лагерь тех коллег, которые вам неприятны или которые не любят утруждать себя. Два-три единомышленника в школе у вас всегда найдутся. Не все соглашаются работать летом в лагере. Надо их убедить, и для этого есть весомые аргументы. Вот они.

Во-первых, работу лагеря никто, кроме его начальника, назначенного приказом, не контролирует, а это значит, что почти на месяц вы выходите из поля зрения директора и завучей. Во-вторых, время пребывания в лагере можно поделить между собой по-братски. Кто-то работает до обеда, кто-то после. Это значит, каждый воспитатель имеет свободных полдня. А если работать через день, то вообще красота. Дополнительные выходные. В-третьих, лагерь – это не уроки, в нем намного интереснее.

Когда готов план и собран коллектив учителей, можно приступать. Забудьте на некоторое время, что вы взрослый и серьезный учитель, вспомните студенческую практику в лагерях, где вы были вожатыми. Играйте с детьми, веселитесь, придумывайте конкурсы, игры, хвалите ребят, поощряйте их грамотами. Чередуйте спокойную деятельность с творческой и спортивной. Утром, до обеда, можно что-нибудь почитать, поделать руками, провести какую-нибудь интересную беседу или интеллектуальную игру, а во второй половине дня – эстафеты, квесты, соревнования, танцевальные марафоны, театральные постановки.

Планируйте такие мероприятия, в которых дети могли бы работать максимально самостоятельно. Это не будет вам в тягость, а им полезно для саморазвития. Не бойтесь привлекать старшеклассников для помощи. Назовите их педотрядом, вожатыми, лидерами – как хотите. Старшие дети с удовольствием выполняют роль педагогов. Надо только их немного направлять и контролировать. И будет вам счастье.

Не забывайте о нескольких важных правилах. Правило первое: дети не должны оставаться незанятыми более 10 минут. Если перерыв между видами деятельности дольше, то дети начнут либо хулиганить, либо хандрить, либо сидеть в телефонах. Если они не будут все время чем-то заняты, то к концу смены у вас в лагере останется не больше половины. Правило второе: надо обязательно чередовать виды деятельности. Нельзя два часа подряд проводить спортивные мероприятия или экскурсию по музею. Детям после первого часа точно станет скучно. Правило третье: следуйте намеченному плану и работайте в команде с коллегами и детьми. Правило четвертое: в лагере дети должны обязательно делать что-то полезное, но в занимательной, игровой форме.

Работа в лагере – это не обязательно работа на износ, скучный и утомительный процесс. Лагерь — это возможность интересно и весело провести целый месяц. Летний школьный лагерь может вполне быть в радость вам и вашим ученикам.