Всероссийские профессиональные конкурсы педагогических работников

Организатор включен в Перечень Минпросвещения России

Участие в профессиональных конкурсах как фактор повышения квалификации и профессионального развития педагогов

«Невозможно усовершенствовать человека без его участия.

Дверь к усовершенствованию заперта изнутри».

Крис Аргирис

 

Современный, так быстро меняющийся мир, требует учебы (постоянного повышения квалификации) от огромной армии специалистов, в том числе от педагогических кадров. Согласно андрагогике, человек, который прекращает учиться, безнадежен. Непрерывное повышение квалификации – процесс трудоемкий, но зато человек обучающийся вырывается из узких рамок условий, поставленных обстоятельствами и социумом. Подлинное знание – это индивидуальное знание, созидаемое в опыте собственной деятельности. Любое дело требует некоторого уровня компетентности.

Одним из условий модернизации российского образования является высокий уровень профессиональной компетентности педагогических кадров. Профессиональной компетентностью в сфере образования является способность педагога решать различного рода профессиональные проблемы, задачи на основе имеющегося опыта, педагогических знаний и ценностей.

Профессиональным опытом становится лишь то, что осмыслено и проработано; когда человек анализирует свою деятельность и делает правильные выводы. Опыт – это содержание, которое осмыслено, проработано человеком и стало частью его внутреннего мира.

В осмыслении инновационных идей, в сохранении и упрочении педагогических традиций, в стимулировании активного новаторского поиска значительную роль играет участие в профессиональных конкурсах.

Определяя значимость конкурсного движения для профессионального роста педагогов, ответим на два вопроса.

В рамках участия в конкурсах предоставляется возможность публичного предъявления опыта, демонстрации определенных итогов работы, а также конструктивного самокритичного самоанализа.

 

Катализатором совершенствования мастерства педагогов является профессиональное взаимодействие: «педагог – методист», «педагог – коллеги», «педагог – администрация» в рамках подготовки к конкурсам и непосредственного участия.

В ЦДО «Алые паруса» успешно реализуется система совместной деятельности специалистов (методистов и педагогов-практиков) по обобщению и презентации опыта перед педагогической общественностью, в результате которой развиваются профессиональные возможности участников; формируются умения инновационной деятельности.

Основной целью участия в профессиональных конкурсах выступает стимулирование педагогических кадров к принятию творческо-деятельностной позиции, актуализация и презентация педагогических находок и достижений специалистов ЦДО «Алые паруса», а также развитие педагогической рефлексии.

Изучение, обобщение опыта работы педагогов и его трансляция в различных формах на конкурсах является тем механизмом, который позволяет повышать квалификацию педагогов без отрыва от учебного процесса, способствует созданию особой рефлексивной среды, стимулирующей развитие навыков педагогической рефлексии и презентационных умений.

Выделим наиболее актуальные задачи, реализуемые педагогами при подготовке и участии в профессиональных конкурсах:

  •  разработка и апробация новых приемов, методов, технологий обучения детей по профилю деятельности;
  •  обобщение эффективного опыта и пополнение собственного банка методических и дидактических материалов; методическое обеспечение деятельности своего направления;
  •  выработка единых подходов, критериев, норм и требований к оценке результатов образовательной деятельности обучающегося.

В отношении профессионального взаимодействия определена эффективность использования деятельностного подхода, направленного на развитие аналитических способностей, формирование экспертных навыков педагогов и стимулирование педагогического творчества педагогов.

В арсенале методической службы ЦДО «Алые паруса» имеются различные формы работы с педагогическими кадрами, способствующие адресной и эффективной организации работы по подготовке материалов к конкурсам (даже в кратчайшие сроки). Организация педагогических гостиных в отделах с целью создания эмоционально-положительного настроя на работу, определение перспектив методической работы по темам, выявление общих тенденций в развитии деятельности структурных подразделений. Индивидуальное консультирование и методическое сопровождение подготовки методических материалов является традиционной формой работы методистов. Наиболее эффективными формами выступают: творческие группы и проблемные лаборатории, которые позволяют разработать и реализовать различного уровня и масштаба проекты и программы.

В практику подготовки к конкурсам внедряются интерактивные методы, когда взаимодействие субъектов организуется с обратной связью, с двусторонним обменом информацией между ними. Понятие интерактивных методов обучения распространяется на достаточно обширную группу приемов и способов занятий: это и анализ конкретных ситуаций, и решение проблемных задач, и деловые игры разных видов, работа с деловыми бумагами, фотографиями, разновидности опроса и т.д. Данные формы работы позволяют развивать профессиональные умения и навыки путем вовлечения педагогов в активную познавательную деятельность, предполагающую проявление самостоятельности мышления и творческой деятельности.

Задача методистов «подвести» педагогов к выполнению осмысленных письменных работ, к организации совместной работы, установлению связи теории с практикой.

В рамках работы творческой группы / проблемной лаборатории, могут решаться следующие задачи: развитие мотивации к описанию авторской технологии или техники деятельности; конструирование педагогических ситуаций, работа над нетрадиционными формами педагогической деятельности и их описание.

Активная рефлексивная деятельность участников предусматривает:

  •  просмотр и анализ занятий-панорам с целью изучения опыта работы педагога-практика;
  •  организацию работы тематических «круглых столов»;
  •  диагностические процедуры;
  •  разработку и оформление материалов для конкурсов и стендовых докладов из опыта работы.

Встречающиеся трудности при разработке и реализации проектов, такие как нехватка временных ресурсов и недостаток методической базы педагога, тем не менее, не оказывают существенное влияние на конечный результат.

Например, Зотова Марина Владимировна, участвовавшая в этом году впервые в профессиональных конкурсах, разработала в сотрудничестве с методистами и практически реализовала проект «Необъятные космические просторы глазами детей с ограниченными возможностями здоровья», который представила на региональном конкурсе «Так зажигают звезды». Затем была проведена более глубокая проработка материала и анализ работы с данной категорией обучающихся – результатом явилась разработка программы «Калейдоскоп ремесел», которая в свою очередь была удостоена золотой медали во Всероссийском заочном конкурсе «Мир молодости».

В конкурсе «Так зажигают звезды» Марина Владимировна отметила большие возможность публичного предъявления опыта, демонстрации определенных итогов работы, пояснения своей педагогической позиции (объяснение и расшифровка указанных в проекте мыслей). Наличие обратной связи с аудиторией и ее положительной реакции также значимо (может быть даже в большей степени) для педагога, как и получение награды, диплома.

М.В. Зотова отмечает ценность работы проектной группы по подготовке к конкурсам в возможности продумывания максимально возможных форм творческой деятельности, их апробацию и выявление эффективных, ранее не используемых педагогических методов и приемов. Работа над образовательной программой позволила структурировать имеющийся материал и «открыла» более четкое, целостное видение системы работы с детьми с особыми образовательными потребностями.

Обобщим результаты (внутренние) участия в профессиональных конкурсах педагогов ЦДО «Алые паруса»:

  •  развитие инициативы, творческой активности у педагогов и выделение продуктивных проектных или творческих групп;
  •  осмысление педагогами собственных профессиональных ресурсов, опыта методической работы и оформление творческих результатов деятельности педагогов в методическом продукте, пакетов практической деятельности в учреждении;
  •  профессиональное взаимодействие в режиме диалога, партнерства и развития;
  •  погружение в ситуацию успеха и признание ценности педагогического опыта коллегами;
  •  наличие возможности «живого» знакомства с опытом коллег из других учреждений по материалам (итогам конкурса) и в условиях публичной презентации.

«Широта ума, сила воображения и активность души – вот что такое гений». Д. Дидро