Участие педагогов в профессиональных конкурсах как ресурс профессионального развития педагога (обобщение опыта)

Надежда Дорофеева 
Участие педагогов в профессиональных конкурсах как ресурс профессионального развития педагога (обобщение опыта)

Современный, так быстро меняющийся мир, требует обучения (постоянного повышения квалификации) от многих специалистов, в том числе от педагогических кадров. Одним из условий модернизации российского образования является высокий уровень профессиональной компетентности педагогических кадров. Значительную роль в осмыслении инновационных идей, в сохранении и упрочении педагогических традиций, в стимулировании активного новаторского поиска играет участие в профессиональных конкурсах. Для чего необходимо участвовать в профессиональных конкурсах?

• для обмена и обобщения собственного педагогического/ методического опыта с целью поиска и систематизации наиболее эффективных способов работы и внедрения в практику инновационных технологий;

• для актуализации и презентации педагогами собственных педагогическихнаходок и достижений;

• для развития дружеских взаимосвязей единомышленников.

Изучение, обобщение опыта работы педагогов и его трансляция в различных формах на конкурсах является тем механизмом, который позволяет повышать квалификацию педагогов без отрыва от учебного процесса, способствует созданию особой рефлексивной среды, стимулирующей развитие навыков педагогическойрефлексии и презентационных умений. Педагоги могут использовать опыт других преподавателей. Увеличивается самоуважение участника конкурса: “Я это могу”, “Я это сделал”. Повышается внутренняя самооценка, меняется внутренний мир педагогаКонкурсы педагогического мастерства помогают:

• выявить уровень профессионализма каждого участника, способствуют профессиональному росту педагога, дают толчок к дальнейшему творческому развитию;

• способствуют выявлению творческих, инициативных педагогов, способных заниматься методической и административной работой;

• повышают престиж учительской профессии.

Я неоднократно принимала участие в различных педагогических конкурсах. В апреле 2016 года я принимала участие в региональном конкурсе «Учитель года – 2016». Приняли участие в конкурсе 32 учителя из разных районов и городов Курской области. Данный конкурс состоял из нескольких этапов.

Сначала прошел заочный этап «Интернет-ресурс», где жюри давало оценку методическому портфолио каждого конкурсанта– наличие богатого и разнообразного материала, накопленного учителем на интернет-сайте. Я создала страничку на сайте школы. Сейчас у меня есть свой персональный мини-сайт на Инфоуроке. Также было дано конкурсное задание написать эссе «Я –учитель».

Следующий этап был очный. Мной был дан открытый урок по окружающему миру по теме «Водный и воздушный транспорт. Проблемы охраны окружающей среды» УМК «Гармония» во 2 классе школы №27 города Курска. После проведенного занятия делали самоанализ урока и отвечали на вопросы членов жюри. Затем проходил методический семинар, на котором участники конкурса представляли презентация педагогического опыта. При подготовке презентации своего опыта работы необходимо было придерживаться некоторых условий: количество слайдов не более 20 слайдов; противоречия, из которых выходила проблема; теоретическое обоснование опыта. Тема моего педагогического опыта «Здоровьесберегающие технологии как средство повышения качества образования и формирования здорового образа жизни младших школьников в условиях реализации ФГОС».(слайды из презентации 1-3)

Противоречия: сохранение здоровья обучающихся, формирование у них ценности здорового образа жизни, использование здоровьесберегающих технологий и низкий уровень физического и психического здоровья, отсутствием четкой работы по формированию здоровьесберегающего пространства в школе.

Теоретическое обоснование опыта: Федеральные государственные образовательные стандарты начального образования; Н. К. Смирнов «Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы»; В. Ф. Базарный «Обучение в режиме сенсорной свободы и психомоторного раскрепощения»; М. М. Безруких «Здоровьесберегающие технологии в общеобразовательной школе».

Последний этап конкурса состоял из мастер-классов и педсовета, которые проводили 8 лучший педагогов. По итогам конкурса получила диплом участника конкурса и небольшой памятный приз.

В сентябре – октябре этого же года принимала участие еще в одном педагогическом конкурсе «Учитель Здоровья – 2016», который проходил на базе лицея №12 г. Железногорска.

Конкурс состоял из 3-х туров.

В первом туре (заочном) оценивались следующие конкурсные материалы:

– творческая презентация системы работы конкурсанта по формированию культуры здоровья обучающихся. Презентация до 20 слайдов, в которой участники конкурсапредставляют анализ результатов своей педагогической деятельности по формированию культуры здоровья обучающихся, описывают опыт применения инновационных методов в педагогической работе, направленных на формирование ценностей культуры здоровья, и отражают динамику достижений обучающихся на основе применения здоровьесберегающих технологий.

– развернутый план-конспект урока.

Десять участников Конкурса, набравших наибольшую сумму баллов по итогам первого (заочного) тура, становились участниками второго (заочного) тура, в котором оценивался фрагмент урока. Видеозапись фрагмента урока (до 25 минут, демонстрирующего профессиональную компетентность и инновационный опыт педагога в организации здоровьесберегающей деятельности.

Пять участников Конкурса, набравших наибольшую сумму баллов по итогам второго (заочного) тура, объявляются участниками третьего (очный) тура, который включает 2 конкурсных испытания«Мастер-класс»«Публичное выступление».

На конкурс мной были представлены презентация опыта по здоровьесберегающим тезнологиям, конспект урока по окружающему миру 2 класс УМК «Школа России» по теме «На воде и в лесу» и фрагмент видео урока по этой же теме, который размещен в сети интернет. По итогам конкурса получила диплом участника конкурса.

Хоть я и не стала победителем или призером конкурсов, но получила уникальную возможность перенять у коллег опыт в проведении уроков и подготовке мастер-классов. Данные профессиональные мероприятия дали стимул для дальнейшего развития и повышения педагогического мастерства.

Уважаемые педагоги! Пробуйте свои силы в профессиональных конкурсах, показывайте свои достижения, постигайте тонкости и секреты современного педагогического мастерства, и артефакты своей успешности.