автор: Уткина Светлана Викторовна

педагог дополнительного образования по изобразительной деятельности МБДОУ “ЦРР-д/с № 56 “Сказка” города Димитровграда Ульяновской области

Непрерывная образовательная деятельность “Я архитектор с малых лет” Презентация к образовательному мероприятию “Я архитектор с малых лет”

Муниципальное бюджетное  дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка – детский  сад № 56 «СКАЗКА» –

города Димитровграда Ульяновской области»

Конспект  непрерывной образовательной деятельности в старшей группе  на тему:

Я архитектор с малых лет

Подготовил:

Уткина Светлана Викторовна,  

педагог дополнительного образования

по изобразительной деятельности

Я архитектор с малых лет

Цель. Расширять представления детей о малой Родине на основе знакомства с архитектурой родного города.  

Задачи.

Познавательное развитие.  

Познакомить с архитектурными особенностями  города, в котором они живут. Закрепить умение детей  различать здания разного назначения, отмечать различия.

Обобщить знания детей о  понятии «дом», и его предназначении.

Закреплять знания детей об истории жилища человека, умение ориентироваться в прошлом.

Закрепить знания о профессии архитектора, строителей, их общественной значимостью, материалах  используемых в строительстве.

Речевое развитие. Упражнять в образовании прилагательных от существительных обозначающих строительный материал, умение образовывать названия строительных профессий от слов – названий предметов. Развивать мышление, речь детей, расширять словарный запас, развивать интерес к игровой деятельности.

Художественно-эстетическое развитие творчество. Побуждать детей к самостоятельному придумыванию разных способов рисования  архитектурных сооружений. Определять что общего у всех домов, чем они отличаются.  Закрепить знания о разнообразии форм стен, крыш, окон, домов. Продолжать развивать чувство пропорции, цвета, композиции.

  Закреплять технические навыки и умения работы восковыми карандашами, фломастерами.

Активизировать знания детей в конструктивной деятельности,   применять ранее приобретённые конструктивные умения; умение трудиться в коллективе.

Социально – коммуникативное развитие.

Развивать духовно – нравственные качества  личности. Воспитывать эмоциональную отзывчивость, чуткость, восприимчивость к прекрасному, чувство любви и гордости за свой  город, уважение к архитектурному наследию наших предков.  

Предварительная работа: чтение художественной литературы, цикл мероприятий на тему: «Что такое дом», «История жилищ», «Что такое архитектура», «Строительные профессии», конструирование из строительного материала, рисование, аппликация, конструирование из бросового материала , экскурсия по городу.

Литературный ряд:   искусствоведческий рассказ об архитектуре города Димитровграда, загадки, стихотворение  «Мой Мелекесс – мой дом Димитровград»

Зрительный ряд: слайды с изображением архитектуры города  Димитровграда, интерактивные игры «Кто где живет».

Музыкальный ряд: лирические мелодии, песни   «Дразнилка», «Автомобиль», «Мой город».

Материал. Тонированный лист бумаги, фломастеры, восковые карандаши; строительный материал;  разные предметы, предназначенные для того или иного архитектурного сооружения; иллюстрации с изображением разной  архитектуры (школа, больница, дворец спорта, драматический театр, детский сад, и др.)

Ход  деятельности.

Педагог:

-Ребята, мы с вами живем в огромной стране, которая называется……. (Россия)

В России очень много городов,  но у каждого человека есть место, где ему по особому тепло и хорошо. Это его город.

– Скажите, как называется  наш город? (Димитровград)

-Если мы живем в Димитровграде, то, как можно назвать  жителей нашего города? (димитровградцы)

Димитровградцы очень  любят и гордятся своим  городом, потому что это наша родина – место, где мы родились.  Если вы любите наш город, значит вы настоящие димитровградцы.

Каждый город в нашей стране отличается друг от друга  своими архитектурными сооружениями.

– А что это такое – архитектура? (это искусство проектировать и строить  сооружения для жизни и жизнедеятельности людей).

В нашем городе тоже своя архитектура. Хотите узнать о ней побольше?

Тогда я  предлагаю совершить увлекательную   поездку по нашему замечательному и любимому городу.

-А на чем  лучше проехать  по городу? (на автобусе).

Тогда занимайте места  в автобусе. Сережа у нас будет шофером. (Дети занимают места).

Итак, отправляемся в путь.  

(Звучит песня «Автомобиль»)

Рассказ педагога с одновременным просмотром  слайдов.

– Город Димитровград  был основан более трех веков назад.  Ему уже исполнилось 315 лет. Старинное название города – Мелекесс.

Город расположился на берегу реки Большой Черемшан.

Через реку возведен новый мост. Он служит воротами в город. Мост спроектировал архитектор по фамилии Гау, поэтому мост так и стали называть мост Гау.

С моста можно полюбоваться красотой причеремшанской природы.

Хорошо видно, что город утопает в зелени, со всех сторон окружен лесами. Городская территория делится на районы и микрорайоны. Каждый район имеет свое неповторимое лицо.

Мы с вами направляемся в центральную часть города.   Жители города этот район называют «Старый город», потому что  здесь находятся самые старые здания, которые были построены более 150 лет тому  назад. В основном это кирпичные, малоэтажные дома. Среди них много интересных зданий, памятников истории и архитектуры.

В самом начале  главной улицы Гагарина,  находится двухэтажный особняк. Хозяйкой этого дома была Вера Кучина, известная в Мелекессе модистка. Кучина содержала швейную мастерскую, в которой обучала швейному мастерству девочек. Обратите внимание на красоту этого здания. Сейчас здесь находится магазин.

Чуть выше расположился  бывший торговый дом Жирновых. В настоящее время здесь академия, в которой учатся взрослые ребята.

Левее  расположилось двухэтажное здание магазина «Посудоград»

Давным  давно здесь был магазин немца Лянгера с сыновьями. Все жители города кормились и лакомились в этом заведении. Вкуснее и слаще окороков, конфет и пирожных в городе небыло.

Сейчас мы свернем на  право и проедем по театральному скверу. Сквер назван театральным  потому, что здесь находится .. Кто догадался? Какое здание здесь находится? (драматический театр имени   Островского). Обратите внимание на это очень нарядное здание.

Рядом выросли корпуса бывших гимназий  женской и мужской, построенных по проекту архитектора  Ф.О.Ливчака. Эти здания находятся в непосредственной близости друг от друга и составляют единый ансамбль.

Давайте полюбуемся красотой старинных  построек.

Ажурная  пластика фасадов этих зданий, в которых используется точеный кирпич, говорит о большом мастерстве и любви к своему делу архитекторов Мелекеса. Жители города следят за состоянием  старинных зданий, берегут их, ремонтируют, что бы сохранить эту красоту на долгие годы.

Наряду со старинными постройками здесь выросли современные здания. Это  Дом советов. Большое современное пятиэтажное здание городской мэрии.

Рядом находится   Спасопреображенский храм, ставший архитектурной жемчужиной Димитровграда. Арочная форма окон и дверей делают его сказочным.   Храм украшают башенки с шатровыми крышами, увенчанные позолоченными куполами.

Проедем чуть ниже.

Мы подъехали  к роскошному, необыкновенной красоты двухэтажному терему. С высокой зеленой шатровой крышей и деревянными шпилями, обитыми железом. Узнаете вы его?  Да, это краеведческий музей. Этот дом был построен для детского приюта. Сейчас это место, где мы можем узнать многое о нашем крае. В краеведческом музее работают различные экспозиции. Наверное, и сегодня здесь приготовили что-то интересное. Давайте зайдем  и посмотрим.

Перед нами открылась экспозиция «Природа родного края». Перед нами лес.

Интересно, кто в этом лесу живет?  Давайте отгадаем.

С ветки на ветку,

Быстрый, как мяч,

Скачет по лесу

Рыжий циркач.

(белка)

Говорят, она хитра,

Кур уносит со двора.

Всем ребятам нравится!

(Лиса)

Растут – зеленеют,

Упадут-пожелтеют,

Полежат – почернеют.

(Листок)

Он из веточек, из хвои

Настоящий дом построит

Без пилы и без гвоздей

Он зовется… (муравей)

Снится ночью пауку

Чудо-юдо на суку.

Длинный клюв и два крыла…

Прилетит – плохи дела.

А кого паук боится?

Угадали? Это…(Птица)

Интерактивная игра  «Кто где живёт?»

-Есть ли у белки дом? Давайте найдем дом белки и поселим ее туда.

-Какой дом у лисы? (нора)

-Где живет листок? (на дереве)

-А муравей? (в муравейнике)

-Какой дом у птички? (гнездо)

А зачем животным дом? (чтобы укрыться от холода, чтобы выводить там детенышей).

– А у человека есть дом?

Перед нами открылась следующая экспозиция «Жилище человека»

Когда человек появился он, где жил? (в пещере).

– А почему он там жил? (потому что не умели делать кирпичи, у них не было машин, которые помогали бы им строить хорошие дома).

– Удобно было человеку жить в пещере? (Нет).

-Почему? (в пещере холодно, могут обвалиться камни, а если варить еду, весь дым оставался в пещере).

Тогда человек стал думать, как ему построить другое жильё.  И что построил? (шалаш).

– Из какого материала строил себе человек шалаш ( из веток, из камней, из костей мамонта, покрывал их шкурами зверей).

То есть он строил из того  материала, , что было вокруг  него.

– Удобно человеку было жить в шалаше? (Нет).

-Почему? (земляные полы, ходить нужно было, согнувшись, попадал дождь, ветер его мог снести, зимой было холодно).

И тогда человек начал думать, из чего бы построить крепкие, теплые дома.

-И что же придумал человек? (он начал строить дом из дерева).

Да, там, где было много лесов, люди делали деревянные срубы

И как такой дом стал называться? (изба).

Люди пытались украсить свое жилище. А что украшали? И чем? (окна наличниками, крышу ажурной резьбой – скаты крыш, карниз; расписывали узорами ставни).  Когда люди научились делать деревянные срубы, то появилась новая профессия. Какая? (плотник).

Что хорошего, что дом деревянный? (Легко дышать натуральным продуктом, стало тепло,  просторно, есть дверь, окна. Можно поставить стол кровать, лавку.

– А что плохого, что дом деревянный? (легко горит, рушится, заводятся разные жучки, которые поедают древесину). В нашем городе до сих пор есть такие дома – избы.

У каждого народа были свои жилища. Давайте расселим этих людей по своим домам.

Интерактивная игра  «Кто где живёт?»

– Как называется это жилище? (Пещера)

– Кто её хозяин? (Первобытный человек)

(Изба) –   бабушка.

(Вигвам)  – индеец

(Хижина) – абориген

(Иглу)  – эскимос.

А это кто? Где же он живет? Он живет в современном доме, потому что это современный человек.

Вот как было интересно в краеведческом музее. Вам понравилось?

В каких домах живут и работают современные люди, мы узнаем, если отправимся дальше в наше путешествие.

Мы продолжаем путешествовать по центральному району и проезжая  по главной улице Куйбышева мы попадаем в микрорайон Химмаша. Здесь находится крупный завод, выпускающий уникальное оборудование для химической промышленности.

Димитровградский  Химмаш – одно из самых красивых производственных предприятий. Территорию украшают стройные ели, и аккуратно подстриженные кустарники.

Район очень уютен и живописен благодаря расположенным здесь старинным прудам.

На среднем пруду, – называют его «Марков пруд» находится мост влюбленных.  Сюда обязательно приходят все новобрачные, что бы пройти через этот мост. Широкие ворота перед мостом открываются перед нами в виде арки, по бокам которой расположены воздушные сетчатые колонны. Бортики перила раскрашены в цвета радуги,  мостовую часть украшают современные фонари, которые выстроились на протяжении всего моста.

На набережной Верхнего пруда  во дворах жилых массивов есть детские зеленые площадки, где можно поиграть детям.

– А вы хотите поиграть? Давайте сделаем остановку, выйдем из автобуса  и поиграем в игру «Дразнилки».

Игра «Дразнилки»

Очень хорошо мы отдохнули, порезвились, занимайте места в автобусе, отправляемся дальше.

(Звучит песня «Автомобиль»)

Мы с вами приехали в Западный район города.  Димитровградцы его называют «Соцгород».

Этот район построен вместе с институтом атомных реакторов. Здесь, в НИИАРе работают ученые физики. Они делают научные открытия в атомной отрасли.

Соцгород построен прямо в сосновом лесу. Сосны,  строители старались максимально сохранить. Поэтому создается впечатление, что люди живут в лесу.

Район соцгорода славится аллеей Славы.  Здесь установлены памятники героям, защищавшим нашу землю от врагов, в разных воинах.

Соцгород – это современный район, поэтому здесь построены современные выразительные архитектурные сооружения. Это –  комплекс жилых многоэтажных домов на проспекте Димитрова.

В продолжение этого комплекса выстроено огромное здание с колоннами. Это научно – культурный центр имени Славского. Здание находится на небольшой возвышенности. К подножию здания прилегает лестница. Все архитектурное сооружение удивляет своей мощью и величием. В нем проходят большие концерты, конференции.

Рядом возведен комплекс зданий оригинальной архитектуры из красного кирпича, получившие название «болгарские дома» в одном из них расположен «Дворец Бракосочетания»

Дворец имеет необычную цилиндрическую  форму, с широким стеклянным входом и большими во всю стену окнами.

Дополняет красоту дворца скульптурная композиция «Лебединая верность»

В течение последних лет появилось несколько новых объектов оригинальной архитектуры под названиями «Соцгород», «Эра».

Вторая основная магистраль западного района – проспект Ленина.

Здесь  расположился Центр культуры и досуга «Восход».  

Знакомо вам это здание?  Центральную часть трехэтажного  здания украшают высокие колонны, которые поддерживают треугольный фронтон. Карниз здания обрамляет, ритмично выложенный точеный кирпич.

На площади, перед Восходом проходят различные городские мероприятия. Вот и сегодня здесь что-то происходит. Давайте остановимся, выйдем из автобуса и посмотрим.

Музыкальная пауза. Звучит песня в исполнении девочки старшей группы.

Педагог:  В районе соцгорода также   построены школы, детские сады, аптеки, больницы. У каждого здания есть свое предназначение.  Давайте угадаем, что это за здания и разложим потерявшиеся предметы по местам (например, куклу–   в детский сад; коньки –в ледовый дворец; продукты – в магазин и т.д.)

Игра «Разложи предметы по местам»  

Молодцы вы справились с заданием. Нам пора отправляться дальше.  Мы приехали в еще один современный район Димитровграда «Первомайский» его еще называют «портом». Многие из нас живут в этом районе. Здесь же находится наш детский сад.

В этом районе находится крупное промышленное предприятие -Автоагрегатный завод –  ДААЗ. На котором изготавливают разные детали для автомашин и еще многое другое.

 Основной магистралью  Первомайского района является проспект Автостроителей, вдоль которой расположены жилые многоэтажные дома, гостиница Черемшан, различные магазины.

Недалеко от нашего детского сада  открыт новый сквер, получивший название «Парк Словесности»

На пересечении Улицы Западной и Автостроителей,  мы видим «Аллею журналистов». Вдоль всей аллеи установлены «Свитки» с высказываниями известных людей.

Район «порта»  расположен вдоль берега Черемшана. Здесь много прибрежных кафе и зон отдыха.

Тут же в прибрежном парке находится стадион «Торпедо» и два необычной архитектурной формы спортивно-оздоровительных комплекса с бассейном и теннисными кортами.

-Район продолжает расти и строиться. Давайте полюбуемся, какие еще красивые здания выросли в нашем районе. Это торговый комплекс «Арбат», торговый комплекс «Западный», с прилегающему к нему жилому зданию оригинальной  архитектуры. Эти дома построены с помощью современного материала. В них много пластика, стекла, керамики. Здания получились очень красивыми и современными.

– Ребята, благодаря кому в нашем городе построены красивые дома? (благодаря архитектору, и строителям).

В строительстве принимают участие рабочие разных профессий. Вы знаете кто?  Давайте остановимся и поиграем!

Я буду называть слова, обозначающие разные материалы, инструменты и машины, а вы – названия строительных профессий.

Экскаватор -….(экскаваторщик)

Бульдозер -….(бульдозерист)

Кран -….(крановщик)

Бетон -…..(бетонщик)

Кирпич -….(каменщик)

Штукатурка – (штукатур)

Сварочный аппарат -…..(сварщик)

Стекло -……(стекольщик)

Кровельный материал -………(кровельщик)

Электричество -……(электрик)

Плитка -….(плиточник)

Раковина -….(сантехник)

 

Дома строят из разных материалов:

Если дом  сложен из кирпича, значит он – (кирпичный)

Если из панелей- (панельный)

Из блоков (блочный)

А если из стекла (стеклянный)

Из соломы(соломенный)

Из дерева (деревянный)

Глины (глиняный)

Из бумаги (бумажный)

Из пластика (пластиковый).

Молодцы!  Я думаю, что  те, кто работает на стройке, тоже должны жить в новых  красивых домах. Давайте построим им дома. Архитектор начертил нам  чертежи будущих домов. Нам нужно по этим чертежам построить дома.

Но мы должны знать главное правило при постройке.  Дома должны быть «красивыми, удобными, прочными»

Дети из строительного материала строят дома.

Молодцы, дети!  Давайте подуем на наши здания, убедимся, что они прочные. Я думаю, строители будут довольны!

Наше путешествие по городу  подходит к концу. Нам пора возвращаться в детский сад. Занимайте места в автобусе!

Дети поют песню «Мой город»

Дети выходят из автобуса.

Педагог. Ребята, вам понравилось наше путешествие? Что больше  всего понравилось?

Наш город развивается и растет. Хотите, чтобы он стал еще краше, еще больше? Тогда давайте  придумаем и нарисуем новые дома для нового микрорайона. Какие бы вы хотели, чтобы появились здания в новом микрорайоне?  (магазины, школы, детские сады, театры, цирк и др. здания).

Дети рисуют под музыкальное сопровождение.

По окончании дети вместе с взрослым оформляют выставку детских работ «Новые дома для нового микрорайона.

 

Педагог:

В моем краю, где воздух чист и звучен,

Где лес одет в зеленый свой наряд,

Светло живет мой городок научный,

Мой Мелекесс, мой дом – Димитровград

Стеной стоят и сосны и березы,

Природа здесь раздольна, хороша

Уходят вдаль серебряной полоской

Моя река – веселый Черемшан.

Цветут огни на стройках, как зарница

И вширь и ввысь наш город взял разбег

Мне по душе и жить здесь и трудиться

И мне знаком здесь каждый человек.

И верю я: куда судьба не бросит-

Со мной всегда останется как брат

Мой край, где голубые росы,

Мой Мелекесс, мой дом Димитровград!