Всероссийские профессиональные конкурсы педагогических работников

Организатор включен в Перечень Минпросвещения России

Автор: Турчанинова Ирина Александровна

учитель истории, обществознания, права МБ НОУ “Лицей № 84 им. В. А. Власова”

Методическая разработка урока для 11 класса по теме “Образование в современном обществе”

Муниципальное бюджетное нетиповое общеобразовательное учреждение

«Лицей № 84 имени В. А. Власова»

Методическая разработка урока по обществознанию

для 11класса

(профильный уровень)

Тема: «Образование в современном обществе».

Автор: Турчанинова И. А., 

учитель истории, обществознания, права

высшая квалификационная категория

Новокузнецк, 2020.

Тема урока: «Образование в современном обществе».

Цель: формирование представления учащихся об особенностях образования в условиях информационного общества, его личностной и социальной значимости.

Задачи:

  • Образовательная:

Создать условия для получения учащимися информации и формирования на ее основе выводов о социальной и личностной значимости образования, его особенностях в условиях информационного общества.

  • Развивающие:

1) способствовать развитию умения устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами;

2) содействовать формированию умения объяснять внутренние и внешние связи изученных социальных объектов;

3) организовать деятельность учащихся по приобретению опыта применения знаний при решении познавательных задач;

4) способствовать развитию умения формулировать суждение по той или иной проблеме  и приводить аргументы;

5) содействовать совершенствованию умения продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности.

  • Воспитательная:

Создать условия для осознания учащимися личностной значимости для них института образования.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Формы организации деятельности:

  • Фронтальный опрос.
  • Работа в группах.

Методы:

  • Метод проблемного изложения.
  • Словесный (эвристическая беседа).
  • Наглядный (таблица и мультимедийная презентация).

План урока.

  1. Организационный момент.
  2. Изучение нового материала на основе выполнения заданий.
  3. Закрепление изученного материала.
  4. Рефлексия.
  5. Подведение итогов.

 

Материалы:

  • Мультимедийная презентация.
  • Карточки с таблицей и характеристиками тенденций образования.
  • Клей-карандаш.
  • Краткие конспекты урока.

 

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Слова учителя:Здравствуйте, ребята! Сегодня мы продолжим рассматривать характеристики социальных институтов, составляющих духовную сферу жизни общества. К теме сегодняшнего урока мы придем с вами вместе,  выполнив следующие задания, с которыми вы нередко сталкиваетесь в олимпиадных работах. Для начала определим центральное понятие нашей темы. 

Задание № 1.  Лингвистический конструктор:

Из представленных слов, составьте определение и запишите понятие, к которому оно относится.

Обучение; государство; процесс; интересы; человек; воспитание; ориентированный; общество; целенаправленный.

  • Учитель проводит фронтальный опрос.

Ответ: Образование – целенаправленный процесс воспитания и обучения, ориентированный на интересы человека, общества и государства.

С характеристикой социального института образования вы знакомились в курсе «Обществознания» в рамках основной школы. Вспомним некоторые моменты.

Задание № 2. Логические цепочки

 По какому принципу построены данные логические ряды?

  • Учитель проводит фронтальный опрос.

1) Учитель, родители, ученик, Министерство образования и науки РФ.

Ответ: субъекты образования.

2) Дошкольное образование, начальное образование, основное общее образование, среднее общее образование.

Ответ: это ступени образования.

Какие ступени образования отсутствуют в данном логическом ряду?

Ответ: начальное профессиональное, среднее профессиональное, высшее профессиональное, послевузовское образование.

Сегодня на уроке мы расширим наши представления об институте образования. Выполняя различные задания, вы сможете не только узнать о личностной и социальной значимости образования, его особенностях в современном мире, но и совершенствовать умения необходимые для успешного выполнения экзаменационной работы, что является в данный момент очень актуальным. Наиболее активные из вас в конце урока получат отметки, а для всех я приготовила небольшой сюрприз.

Итак, тема сегодняшнего урока «Образование в современном обществе». Вначале определим значимость образования для человека и общества, затем охарактеризуем основные тенденции развития современного образования.

  1. Изучение нового материала на основе выполнения заданий.

Я думаю, вы согласитесь с суждением о том, что институт образования имеет большую ценность. Однако далеко не все так считают. Представьте следующую ситуацию. Подобные задания нередко встречаются во второй части экзаменационной работы.

Задание № 3. Познавательная задача. 

На уроке обществознания в 6 классе при изучении темы «Образование» Миша вдруг встал и сказал: «Образование никому не нужно. Жили же раньше люди и без образования, и я обойдусь». 

Постарайтесь переубедить шестиклассника и приведите аргументы в защиту значимости образования для личности и общества.

  • Работа в группах.

Сейчас я предлагаю вам поработать в группах, подумать над вопросом, в чем значимость образования для вас. И, исходя из этого, кратко сформулировать аргументы в защиту значимости образования для личности и общества.

  • Каждая из групп представляет свои аргументы. Обсуждение. Учитель делает обобщение, выводя позиции на слайд.

Итак, подведем итог.

Ответ: Значимость образования для личности:

  • обеспечивает человека знаниями и умениями, необходимыми для успешной деятельности;
  • является для человека важным социальным лифтом, создает условия для повышения его социального статуса и материального благосостояния;
  • содействует развитию способностей человека;
  • формирует мировоззрение человека, помогает ему лучше ориентироваться в окружающем мире;
  • приобщает человека к достижениям цивилизации.

Значимость образования для общества:

  • обеспечивает обществу стабильность, поскольку образованные люди обладают более высоким уровнем толерантности, правовой и политической культуры;
  • способствует развитию общества, создавая условия для экономического роста, новых достижений и открытий.

Теперь перейдем к особенностям образования в современном мире. Еще в XIX веке Александр Сергеевич Пушкин заметил, что «… в просвещении необходимо быть с веком наравне»

Задание № 4. Определение авторской позиции в высказывании.

Что подразумевал под этими словами поэт?

  • Фронтальный опрос

Ответ: А. С. Пушкин считал, что образование должно соответствовать уровню общественного развития.

С великим поэтом трудно не согласиться. Образование только тогда может обеспечить обществу стабильность и развитие, когда соответствует существующим в нем условиям. В постиндустриальном обществе, в котором происходит утверждение принципов демократии и гуманизма, существует большой объем постоянно обновляющейся информации, образование будет иметь свои особенности, которые мы сейчас рассмотрим более подробно.

  • Работа в группах.

Снова поработаем в группах. Следующее задание очень распространено в первой части экзаменационной работы. Перед вами таблица, в которой представлены основные тенденции в развитии современного образования. Отдельно предлагаются их характеристики. Ваша задача подобрать к указанным тенденциям соответствующие им характеристики и вклеить их во вторую колонку таблицы.

А теперь давайте проверим, что у вас получилось. 

  • Группы по очереди озвучивают характеристики.

 

Таблица. Основные тенденции современного образования

 

№ п/п Тенденция Характеристика Пример
1. Демократизация Образование доступно для всех слоев населения
2. Гуманизация Образование учитывает интересы, индивидуальные особенности личности учащихся
3. Профилизация Углубленное изучение тех или иных предметов, профессиональная ориентация
4. Гуманитаризация Повышение роли социально-гуманитарных дисциплин в образовательном процессе
5. Информатизация Использование современных информационных технологий в образовании
6.
7.

 

Вы видите, что в таблице есть пустые строки. Оставшиеся две тенденции я предлагаю сформулировать вместе, опираясь на следующие высказывания. Это задание поможет вам подготовиться к написанию эссе.

 

Задание № 5. Определение авторской позиции в высказывании.

Определите позицию автора в данных высказываниях?

  • «Вещи, которым учат в школах и колледжах – не образование, а только средство для него» 

(Р. Эмерсон)

  • «Образование – это умение правильно действовать в любых житейских ситуациях»

(Д. Хаббен)

  • «Век живи, век учись» (русская народная пословица)

 

  • Фронтальный опрос.Учитель делает обобщение, выводя позиции на слайд.

 

Таблица. Основные тенденции современного образования

 

№ п/п Тенденция Характеристика Пример
1. Демократизация Образование доступно для всех слоев населения
2. Гуманизация Образование учитывает интересы, индивидуальные особенности личности учащихся
3. Профилизация Углубленное изучение тех или иных предметов, профессиональная ориентация
4. Гуманитаризация Повышение роли социально-гуманитарных дисциплин в образовательном процессе
5. Информатизация Использование современных информационных технологий в образовании
6. Главной задачей образования является формирование компетентностей 1) образование способствует овладению способами самостоятельного приобретения знаний;

2) образование направлено на развитие умений применения знаний в практической деятельности.

7. Непрерывность образования в течение всей жизни. Образование осуществляется в течение всей жизни человека и не ограничивается только рамками образовательных учреждений.

 

  1. Закрепление изученного материала.
  • Работа в группах.

Для закрепления изученного материала вновь поработаем в группах и постараемся разрешить следующую познавательную задачу. 

 

Задание № 6. Познавательная задача.

Ученики и их родители активно участвуют в решении различных вопросов школьной жизни, имеют право самостоятельно выбирать дополнительные предметы, соответствующие их интересам и профессиональной ориентации. В учебном заведении реализуется принцип «Школа равных возможностей»: наравне со всеми здесь получают образование дети с ограниченными возможностями здоровья. Занятия проводятся с использованием интерактивных досок, компьютеров. Всем учащимся обеспечен бесплатный доступ к интернет-ресурсам.

Какие тенденции развития современного образования отражены в данной задаче? В третьей колонке таблицы напротив выбранной тенденции запишите те условия, которые подтверждают ее наличие.

Таблица. Основные тенденции современного образования

№ п/п Тенденция Характеристика Пример
1. Демократизация Образование доступно для всех слоев населения 1. Ученики и их родители активно участвуют в решении различных вопросов школьной жизни

2. В учебном заведении реализуется принцип «Школа равных возможностей»: наравне со всеми здесь получают образование дети с ограниченными возможностями здоровья.

2. Гуманизация Образование учитывает интересы, индивидуальные особенности личности учащихся Ученики имеют право самостоятельно выбирать дополнительные предметы, соответствующие их интересам
3. Профилизация Углубленное изучение тех или иных предметов, профессиональная ориентация Ученики имеют право самостоятельно выбирать дополнительные предметы, соответствующие профессиональной ориентации.
4. Гуманитаризация Повышение роли социально-гуманитарных дисциплин в образовательном процессе
5. Информатизация Использование современных информационных технологий в образовании Занятия проводятся с использованием интерактивных досок, компьютеров. Всем учащимся обеспечен бесплатный доступ к интернет-ресурсам.
6. Главной задачей образования является формирование компетентностей 1) образование способствует овладению способами самостоятельного приобретения знаний;

2) образование направлено на развитие умений применения знаний в практической деятельности.

7. Непрерывность образования в течение всей жизни. Образование осуществляется в течение всей жизни человека и не ограничивается только рамками образовательных учреждений.

 

  • Группы по очереди озвучивают примеры.
  1. Подведение итогов.

В заключении  проведем рефлексию. Пожалуйста, ответьте на вопросы:

1) Что вы узнали на уроке?

2) Чему научились?

3) Что давалось легко, и было наиболее интересным?

4) В чем возникали затруднения?

Итак, мы видим, что образование играет большую роль в жизни личности, позволяя ей приобщиться к достижениям цивилизации, развить свои способности, позволяет сформировать мировоззрение человека и знания и умения, необходимые для успешной деятельности. Кроме того образование является важным социальным лифтом в условиях современного информационного общества, обеспечивает ему стабильность и развитие. При выполнении заданий вы смогли проявить свои умения устанавливать соответствие между терминами и признаками социальных явлений, применять теоретические знания в решении практических познавательных задач, формулировать суждения по той или иной проблеме и приводить аргументы, работать в группе. Но самое главное вы смогли определить для себя индивидуальную ценность института образования.

Современное образование тесно связано с наукой, поскольку преподавание в настоящее время строится на основе научных знаний. О специфике современной науки мы с вами поговорим на следующем уроке. За активную работу … (называются фамилии и имена учащихся) получают следующие отметки. А каждому из вас, я передаю краткий конспект сегодняшнего урока, который пригодится при подготовке к экзамену. Спасибо за урок!