Всероссийские профессиональные конкурсы педагогических работников

Организатор включен в Перечень Минпросвещения России

Автор: Тугутурова Ольга Анатольевна

Педагог психолог МБОУ КУРУМКАНСКАЯ СОШ 1

Рабочая программа.

МО «Курумканский район»

МБОУ «Курумканская средняя общеобразовательная школа № 1»

 

«Рассмотрено»                               «Согласовано»                                             «Утверждено»

Руководитель МО                             Заместитель руководителя                            Директор МБОУ «КСОШ №1»

Цыремпилова Т.И______                      по УВР МБОУ «КСОШ № 1»                         Ч.О Цыремпилов________

Протокол №_____                           Балдакова Т.Б_________                              Приказ №___от «___»___20__г.

От «__»____20____г.                       «___»_______20_____ г.

 

Рабочая программа

 

                  «Мой мир»

                   Класс: 1

                  ФИО учителя: Тугутурова О.А

Срок реализации рабочей программы: 2019-2020 уч.г

2019год

 Пояснительная записка

Рабочая программа внеурочной работы психологического развития младших школьников – кружок «Мой мир» для 1 класса, составлена на основе:

– Федерального компонента государственного образовательного стандарта НОО второго поколения, утвержденного Приказом Минобразования РФ от 06.10.2009, № 373 «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта НОО»;

– Закона РФ «Об образовании»;

-Базисного учебного плана (БУП), утвержденного Приказом Минобразования РФ от 09.03.2004, № 1312.

– Регионального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Республики Бурятия, реализующих программы общего образования (Приказ № 1168 от 03.09.2008 года);

 – Уставом муниципального бюджетного образовательного учреждения «Курумканская средняя общеобразовательная школа № 1»

– Положением о рабочей программе муниципального бюджетного образовательного учреждения «Курумканская средняя общеобразовательная школа № 1»;

Программа составлена на основе программы психологического развития младших школьников «Уроки психологического развития» автор Н.П. Локалова. Данная программа входит в число рекомендуемых, в рамках введения новых Федеральных Государственных Образовательных Стандартов.

Гуманизация школьного образования предполагает в первую очередь обращенность к личности ребенка, ее всестороннее развитие, создание благоприятных условий для раскрытия способностей учащихся.

В связи с этим комплексная психолого-педагогическая задача школьного обучения состоит в том, чтобы не только обеспечить усвоение совокупности конкретных знаний по школьным дисциплинам, но и сформировать у учащихся представления об обобщенных приемах и способах выполнения различных умственных действий, что, в свою очередь, обеспечит лучшее усвоение конкретного предметно-учебного содержания. Это и есть, с одной стороны, механизм умственного развития, а с другой стороны – это путь формирования психологической основы обучения, обладающей внутренним потенциалом развития, который позволит в будущем осуществляться не только саморазвитию и саморегуляции личности, но и эффективному самостоятельному приобретению знаний.

В последнее время, среди учеников младших классов, возрастает число  детей с трудностями в обучении, обусловленными в первую очередь недостаточным уровнем их когнитивно – личностного развития. Поэтому оказание действенной психологической помощи учащимся на начальном этапе обучения в настоящее время становится особенно актуальной задачей.

Особенностью данной программы является направленность не только на формирование когнитивных знаний,  но и на анализ и синтез полученного учебного материала. Другой важной стороной психологического развития учащихся является закладывание эмоционально-личностного отношения к получаемым метазнаниям: стремление доказывать свою точку зрения, критически осмысливать свой ответ и мнения своих одноклассников, положительно-эмоционально относиться к изучаемому материалу и к учению в целом, формирование адекватной самооценки, что является необходимым для становления мировоззрения условием формирования направленности личности учащихся.

Многолетние исследования эффективности обучения младших школьников, по развивающим дидактическим  системам выявили важный, в плане формирования основ мировоззрения, у младших школьников результат. Он состоит в том, что осуществление общего психологического развития учащихся, и мыслительной деятельности в частности, закономерно приводит к личностному становлению школьников, формированию у них критического отношения к явлениям окружающей действительности, умению выбирать адекватные формы своего поведения в конкретной ситуации.

Данная программа психологического развития приводят к улучшению познавательной (степень   расчлененности   восприятия,  сформированность  мыслительных операций  сравнения, содержательного анализа, установления закономерностей, внутреннего плана действия, вербально-смыслового анализа, рассуждающего мышления) и когнитивно-личностной  сферы учащихся (формирование положительного отношения к школе и учению, нарастание уверенности в себе, повышение уровня развития эмоционально-волевой сферы, стремление от стаивать свое мнение, формирование адекватной само оценки,   повышение интереса ко всем школьнымуро кам,   исчезновение   боязни   отвечать   на   уроках,   рост школьной успеваемости).

Участники программы: дети младшего школьного возраста (1 класс).

Количество обучающихся в группе  25 человек.

Занятия проходят 1 раз в неделю.

Цель программы – 

познавательно-личностное развитие школьников; 

формирование умения осуществлять различные умственные действия 

 развитие самостоятельности детей, способности к рассуждению, самоконтроля, стремления отстаивать свое мнение, доказывать свою точку зрения 

 формирование таких психологические качества и умения, которые помогут школьникам не только усваивать учебный программный материал на предметных уроках, но и осознавать себя членом социума 

Задачи:

Формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме 

Развитие познавательных способностей; 

Развитие общеучебных умений и навыков. 

Формирование позитивной самооценки, самоуважения. 

Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве:

— умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности;

— способности доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать;

— формирование социально адекватных способов поведения.

Формирование способности к организации деятельности и управлению ею:

— воспитание целеустремленности и настойчивости;

— формирование навыков организации рабочего пространства и рационального использования рабочего времени;

— формирование умения самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество;

— формирование умения самостоятельно и совместно принимать решения.

Формирование умения решать творческие задачи. 

Формирование умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование)

Актуальность программы

Одним из основных препятствий для успешного обучения детей является низкий уровень их общего познавательно-личностного развития. 

Именно поэтому во внеурочной деятельности «Я познаю мир и себя» последовательно и планомерно сформируется  у учащихся психологическая основа обучения, повысится уровень их общего психологического, и в частности умственного, развития.

В ходе занятий у младших школьников могут быть сформированы следующие способности:

Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки); 

Целеполагать (ставить и удерживать цели); 

Планировать (составлять план своей деятельности); 

Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное); 

Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи; 

Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).

Универсальные учебные действия.

Личностными результатами кружка «Мой мир» являются следующие умения:

  • Оценивать поступки людей, уметь соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, 
  • Знания моральных норм;
  • Развивать познавательные интересы;
  • Ознакомить учащихся с внутренним миром личности, с нравственными ценностями

Средством достижения этих результатов служат:

Игры и задания, развивающие психологические процессы; развитие смыслообразования, развитие самопознания.

Метапредметными результатами кружка «Мой мир» является формирование УУД

Регулятивные УУД:

  • Определить и формулировать цель деятельности на занятиях с помощью учителя;
  • Проговаривать последовательность действий на занятиях;
  • Учиться высказывать свое предположение (версию);
  • Учиться работать по предложенному учителем плану.

Средством формирования регулятивных УУД служит технология психологического саморегулирования.

Познавательные УУД:

  • Познание внутреннего мира личности через рассказы, игры, энергизаторы;
  • Умение находить ответы на вопросы;
  • Делать выводы в результате совместной работы Класса с учителем.

Средством формирования познавательных УУД служат логические, проблемные задания.

Коммуникативные УУД:

  • Оформлять свои мысли в устной и письменной форме;
  • Слушать и понимать речь других;
  • Договариваться с одноклассниками о правилах поведения и общения и следовать им;
  • Учиться работать в паре, в группе (выполнять различные роли: лидера, исполнителя).

Средством формирования коммуникативных УУД служит продуктивное  взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми; умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном решении проблем, интегрироваться в группу сверстников.

Занятия в кружках проводятся в следующих формах:

  1. Групповые формы работы
  2. Индивидуальные формы работы
  3. Познавательно – развлекательные

Тематика кружковых занятий разнообразна. Курс кружка начинается введением и заканчивается завершающим занятием, в виде интеллектуального марафона, который носит характер практической реализации полученных в течение года знаний и сформированных умений.

Содержание изучаемого курса

Процессы анализа и синтеза пронизывают всю познавательную деятельность учащихся. Основное направление здесь состоит в формировании умения вычленять отдельные признаки объектов, оперировать ими и интерпретировать их.Реализация закона дифференциации осуществляется и по отношению к другим направлениям психологического развития младших школьников – формированию предпосылок овладения учебной деятельностью и психологических новообразований данного возрастного периода. Например, формирование умения анализировать и копировать образец начинается с выполнения просто го задания, требующего оперирования целостными об разами объектов, значительно различающихся между собой 

 

Точно так же, основываясь на законе дифференциации и всесторонне развивая на различном содержании процессы анализа и синтеза, осуществляется формирование и других важных для учебной деятельности психологических качеств (пространственных представлений, умения подчинять свои действия заданной системе требований, произвольности и др.).

Структура занятия 

Вводная часть. 

Задачей вводной части является создание у учащихся определенного положительного эмоционального.

Важным моментом вводной части является выполнение упражнений для улучшения мозговой деятельности. Для каждого урока подобраны специальные упражнения, стиму-лирующие те психические функции, которые подлежат развитию на данном уроке.

Основная часть. 

Задания подбирались с учетом их направленности на осуществление дифференциации познавательных структур и с точки зрения удобства для коллективной работы в классе. Для достижения развивающего эффекта необходимо неоднократное выполнение заданий. Однако для предотвращения снижения интереса учащихся к повторным выполнениям одного и того же задания обеспечивается разнообразие внешнего оформления содержания ряда заданий, но сохраняется единство их внутренней психологической направленности. Реализуется принцип «спирали», т.е. возвращение код ному и тому же заданию, но на более высоком уровне трудности (от I класса к IV).

Заключительная часть. 

Задача: подведении итогов занятия, обсуждении результатов работы учащихся и тех трудностей, которые у них возникали при выполнении заданий. Существенным моментом здесь являются ответы учащихся на вопрос, чем же они занимались и чему научились.

Оценка эффективности занятий  психологического развития

Для оценки эффективности можно использовать следующие показатели:   

степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий: чем помощь учи теля меньше, тем выше самостоятельность учеников и, следовательно, выше развивающий эффект занятий; 

поведение учащихся на занятиях: живость, активность, заинтересованность школьников обеспечивают положительные результаты уроков; 

результаты выполнения контрольных психологических заданий, в качестве которых даются задания, уже выполнявшиеся учениками, но другие по своему внешнему оформлению, и выявляется, справляются ли ученики с этими заданиями самостоятельно; 

косвенным показателем эффективности данных занятий  может быть повышение успеваемости по разным школьным дисциплинам, а также наблюдения учителей за работой учащихся на других уроках (повышение активности, работоспособности, внимательности, улучшение мыслительной деятельности и др.).

Кроме того, представляется важным оценивать воз действие уроков психологического развития на эмоциональное состояние учеников. Для этого используются «смайлики»

 

  3.Интеллектуальные задания

 Интеллектуальные задания способствуют расширению лексического запаса учащихся в области психологии, помогают им овладеть некоторыми понятиями.

Дискуссионные методы

Групповая дискуссия позволяет реализовать принцип субъект-субъектного взаимодействия, выявить различные точки зрения на какую-либо проблему.

Метод направленной визуализации 

Данный метод работы позволяет усилить резервы ребенка к достижению поставленных целей, способствует снятию эмоционального напряжения.

Метод признания достоинств

Данный метод позволяет стабилизировать самооценку ребёнка, почувствовать уверенность в себе и осознать потребность в достижениях и стремление к успеху.

Планируемые результаты

        После окончания курса «Мой мир» учащиеся должны уметь:

Самостоятельно выполнять данное учителем задание; 

Проявлять собственную активность в получение знаний; 

Уметь контролировать собственные действия в ходе выполнения задания.

Должны быть сформированы следующие универсальные учебные действия:

Личностные

– внутренняя позиция школьника (положительное отношение к школе, чувство необходимости обучения, адекватное содержательное представление о школе и т.д.); 

– самооценка (широта диапазона оценок, обобщение категорий оценок, представление в Я-концепции социальной роли ученика и т.д.); 

 – смыслообразование (сформированность познавательных, учебных мотивов, стремление  к приобретению знаний).

Коммуникативные

– ориентация на позицию других людей, отличную от собственных,   уважение иной точки зрения; 

– учет разных мнений и умение обосновать собственное; 

– умение слушать собеседника; 

– Потребность в общение со взрослыми и сверстниками

Регулятивные

– целепологание; 

– контроль; 

– коррекция; 

– оценка; 

– саморегуляция

Познавательные

– рефлексия способов и условия действий, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; 

– поиск и выделение необходимой информации; 

– самостоятельный поиск и выделение познавательной цели; 

– анализ объектов с целью выделения признаков; 

– синтез; 

– установление причинно-следственных связей.

Критериями эффективности программы являются (фиксируются в процессе наблюдения освоения учащимися программы):

снижение уровня школьной тревожности; 

мотивация на саморазвитие; 

повышение коммуникативной компетентности; 

активность и продуктивность учеников в деятельности, как в образовательном процессе, так и внеклассной и внешкольной деятельности (отслеживается психологом, либо выявляется в процессе беседы с классным руководителем).

Объективными методами измерения эффективности программы служат диагностические опросные методы: методика изучения школьной мотивации учащихся Т. А. Нежновой, методика изучения уровня интеллекта Прогрессивные матрицы Дж.Равена, методика изучения внимания  тест Тулуз-Пьерона. Положительная динамика сдвигов показателей участников по какой-либо шкале тестов служит подтверждением эффективности программы. 

Требования к учителю. Учителю, ведущему занятия необходимо обладать знаниями особенностей развития в младшем школьном возрасте, а также определенными личностными характеристиками: собственной креативностью, спонтанностью, высокими рефлексивными навыками, коммуникативными способностями, недирективным стилем управления группы, способностью оценить креативный продукт другого, владение технологиями создания творческих продуктов, а также умением владеть методами психологической работы.

Материально-техническое оснащение и оборудование. Занятия могут проходить как в специально оборудованном для тренингов классе, а также и в учебном классе после занятий. Кабинет должен быть оборудован стульями, какой-либо доской или стеной для возможности крепить продукты труда.

Для реализации программы необходимо следующее оборудование:

магнитофон с устройством для прослушивания CD-дисков; 

принадлежности для рисования: гуашевые краски, кисти, баночки для воды, цветные и простые карандаши, фломастеры, маркеры, ластик, бумага формата А4, А2, А1; 

клей,  степлер, скотч-лента, ножницы, 

бейджи, 

кнопки или магниты для крепления продуктов на доске, 

мячик; 

тетрадь для занятий, ручки для каждого участника; 

заготовленные задания ведущего на каждое занятие и упражнение; 

записи инструментальных фоновых мелодий; 

необходимое оборудование при проведении психологических игр индивидуально для каждой игры и указано в сценариях.

 

Приложение № 1

Предмет: Психология

ФИО учителя: Тугутурова О.А

Срок реализации 2019-2020 учебный год

 

Календарно – тематическое планирование работы кружка «Мой мир»

Тема Кол-во часов Дата

план

Дата факт При-

мечание

1 четверть
1 Что такое психология? 1 06.09
2 Общество людей 1 12.09
3 Эмоции 1 19.09
4 Что такое настроение!?? 1 26.09
5 Как победить тревогу? 1 03.10
6 Что такое характер? 1 10.10
7 Самопознание 1 17.10
8 Диагностика познавательных процессов 1 22.10
9 Самооценка и оценивание 1 25.10
2 четверть
10 Зачем нам общение? 1 14.11
11 Понимать и договариваться 1 21.11
12 Как жить в мире людей? 1 28.11
13 Права человека в обществе 1 05.12
14 Словесные обозначения. Слуховые ощущения 1 12.12
15 Внимание 1 19.12
16 Развитие Артикуляции 1 26.12
3 четверть
17 Память 1 17.01
18 Фонетико-фонематическое восприятие 1 24.01
19 Слуховые ощущения 1 31.01
20 Анализ образца 1 07.02
21 Сказкотерапия 1 14.02
22 Пространственные представления 1 21.02
23 Психомоторика 1 28.02
24 Развитие памяти 1 07.03
25 Развитие наглядно-образного мышления 1 14.03
26 Игры на внимание 1 21.03
4 четверть
27 Развитие мышления 1 04.04
28 Развитие речи 1 11.04
29 Развитие моторики 1 18.04
30 Логоритмика 1 25.04
31 Фоноритмика 1 02.05
32 Сказкотерапия 1 06.05
33 Диагностика познавательных процессов 1 16.05
34 Интеллектуальный ринг 1 23.05

 

Учебно-методическое обеспечение программы:

  1. Локалова Н.П. «120 уроков психологического развития младших школьников» книга для учителя – М. , 2011
  1. Материалы к урокам для учащихся 1-4 классов ««120 уроков психологического развития младших школьников» Локалова Н.П. – М., 2011

Список источников

  1. 1000 веселых загадок для детей. М.: ООО Издательство «ACT», 2003.
  2.  Гин СЛ. Мир логики: методическое пособие для учителя   начальной   школы.   М.:    «Вита-Пресс», 2003.
  3.  Кикоин ЕЛ.  Младший  школьник:   возможности изучения   и   развития   внимания.   Методические рекомендации   для   учителя   начальных   классов.

М., 1993.

  1.  Локалова НЛ. 120 уроков психологического раз вития  школьников. Книга для учителя начальных классов. М.: «Ось», 2011.