Всероссийские профессиональные конкурсы педагогических работников

Организатор включен в Перечень Минпросвещения России

автор:

Тихонова Татьяна Витальевна

учитель начальных классов МОУ «СОШ №1 г.Пугачёва Саратовской области имени Т.Г.Мазура», г.Пугачёв

Дюкарева Наталья Владимировна

учитель начальных классов МОУ «СОШ №1 г.Пугачёва Саратовской области имени Т.Г.Мазура», г.Пугачёв

Конспект урока по математике в 4 классе по теме: «Устные и письменные приёмы вычислений с многозначными числами»

Конспект урока по математике в 4 классе

по теме:

«Устные и письменные приемы вычислений с многозначными числами»

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                        Подготовили: учитель начальных классов

                                                                                                        МОУ «СОШ №1 г.Пугачёва им.Т.Г.Мазура» Тихонова Т.В.,

                                                                                                        учитель начальных классов                              

                                                                                                        МОУ «СОШ №1 г.Пугачёва им.Т.Г.Мазура» Дюкарева Н.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                2018 – 2019 уч.год

 

 

Тема: «Устные и письменные приемы вычислений с многозначными числами»

 

Образовательные цели: совершенствовать вычислительные навыки, умение решать задачи; учить использовать свойства сложения для рационализации устных и письменных вычислений.

Развивающие цели: развитие математической речи; познавательных способностей; развивать умение составлять и решать задачи; закрепить знания о единицах величин и способах их преобразования.

Воспитательные цели: воспитывать внимание, интерес к математике.

 

Планируемые образовательные результаты:

Предметные: построение прямоугольника с данными длинами сторон с помощью линейки, применение алгоритма письменного сложения многозначных чисел, перенос алгоритма сложения, вычитания, умножения, деления на однозначное и двузначное число в пределах 1 000 000 на область многозначных чисел до миллиарда; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.

Метапредметные: овладеют способностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог, оценивают свои достижения на уроке; умеют вступать в речевое общение, пользоваться учебником.

Личностные: проявляют интерес, переходящий в потребность к расширению знаний, к применению поисковых и творческих подходов к выполнению заданий.

 

Тип урока: повторение и систематизация знаний.

Методы и формы обучения:

Формы: фронтальная, индивидуальная, парная. Методы: словесный, наглядный, практический.

Оборудование:

Экран, компьютер, проектор.

 

Организационная структура (сценарий) урока

Этапы
урока
Обучающие
и развивающие
компоненты,
задания
и упражнения
Деятельность учителя Деятельность
учащихся
Формы

органи-

зации
взаимо-

действия

на уроке

Формируемые умения
(универсальные
учебные действия)
Промежуточный

контроль

1 2 3 4 5 6 7
I. Моти-
вация

(самоопределение)

к учебной деятель-

ности

Эмоциональная, психоло-

гическая и мотивационная подготовка
учащихся к усвоению изучаемого материала

Доброе утро, друзья! У нас сегодня не совсем обычный урок, на нем сегодня присутствуют гости, пожалуйста повернитесь, поприветствуйте .

Задача 1. Лена спросила Веру « Сколько лет твоей сестре?» А вот догадайся сама,-ответила Вера. Если сложишь наибольшее однозначное число с наименьшим однозначным, то ты узнаешь возраст моей сестры. Лена догадалась. А вы?(10)

-Присядьте ,кто догадался.

Задача 2.Чтобы дойти до школы, Незнайке, требуется полтора часа. Вечером он возвращается домой по той же  дороге за 90 минут. Чем объяснить такую разницу?(одно и тоже время)

-Присядьте ,кто догадался!

Задача 3. Миша и Витя поехали отдыхать летом: один из них – в деревню,другой – на море. Где был Миша, если Витя не был на море?

— Присядьте ,кто догадался.

— Молодцы!

— Выберите установку на урок:

-Я буду внимателен…

Я буду старателен…

Я буду трудолюбив…

Я буду активен…

Я буду успешен…

-Почему вы это выбрали?

Слушают учителя.
Решают задачи.

Объясняют выбранную установку.

Фронтальная,

индивидуальная

К – планируют учебное сотрудничество с учите-

лем и сверстниками.

Л – понимают значение знаний для человека
и принимают его; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность

Наблюдение учителя за организацией учащимися рабочего места
II.  Актуализация знаний.

Сообщение  темы урока.

Математичес-кая  разминка. -На доске примеры.

-На какие группы вы бы их разделили?

— Все примеры можно решить одинаково?

490: 70, 508 * 100,47099+1,7957:73, 8300*40,40471-39758,7236:9.

-Кто желает пойти к доске?

-А мы берём в руки сигналы и  готовимся проверить работу.

— Почему ты так разделил? ( решить устно и письменно)

-Оцените работу!

-Вы догадались, какая тема урока у нас?

( Устные и письменные приемы вычислений с многозначными числами)

Слушают учителя

Называют приемы, умения. Оценивают.

Формулируют тему урока.

Фронтальная, индивидуальная Р – принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности
III. Целеполагание. Решение примеров. — Исходя из темы урока, скажите,чем будем заниматься на уроке?

( отрабатывать устные и письменные приемы вычислений)

— Где и для чего нам могут пригодиться эти знания?

-Возвращаемся к примерам. Давайте прорешам их.(Устные приёмы вычислений)

-Приготовьте планшетики!

-Молодцы!

— А теперь прорешаем у доски с  проговариванием остальные.(Письменные приёмы вычислений)

Оценивает работу учитель.

3 человека работают у доски.

Фронтальная, индивидуальная, парная П – проводят анализ, обобщение, аналогию; владеют способами выполнения заданий творческого и поискового характера, базовыми предметными понятиями

Р – принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности; замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи

К – обмениваться мнениями; могут работать в коллективе, уважают мнение других; формулируют и аргументируют свою позицию по обсуждаемой проблеме.

Л – осознают свои возможности в учении; проявляют познавательный интерес к изучению предмета

Устные ответы, наблюдения учителя, выполненные задания
 IV. Основная часть. Закрепление изученно-го. 1. Работа с выражением.

Физкультми-нутка.

2. Работа с задачей.

3. Работа с геометрической задачей.

— Посмотрите на выражение.

8400: 40+6*(320-20)-90000:100

— Что нужно знать ,чтобы справиться с решением?

-Выделите части и расставьте порядок действий.

-Проверяем( по эталону)

— У кого не так ? Исправьте!

-А теперь решаем. Приступили к работе.

— Проверяем.

— Найдите карточки с ответами к каждому действию и прикрепите.

— Кто желает пойти к доске?

— Проверим работу.

— Оцените сигналами.

-Для полноценного формирования скелета,развития костей и зубов , школьникам просто необходимо ежедневно употреблять молоко и молочные продукты. Стакан молока в день – это приблизительно третья часть нормы кальция для  школьника 10-11 лет.С заботой о вашем здоровье , каждый из вас получает в день 1 коробочку молока. В этой коробочке- 200мл молока. В один день наш класс получает 33 коробки.

— Используя эти данные ,придумайте задачу ,учитывая,что в рабочей неделе 5 дней.

— Обсудите в паре.

— Какая задача у вас получилась? ( За день  учащиеся 4 б класса выпивают 33 коробки молока по 200мл каждая. Сколько мл молока выпьют учащиеся за неделю?)

— Моделирование краткой записи условия задачи.

-Что известно?

-Запишите в тетрадь.

— Что надо узнать?

— Запишите в тетрадь.

— Кто желает решить задачу у доски?

— А вы продолжайте работать в парах.

(Учитель раздает карточки –помощницы для слабых учащихся ,индивидуальные карточки для сильных. Сильные узнают ,сколько молока выпьют учащиеся нашего класса за год. 34 рабочие недели.

)

— Возможно вам понадобиться преобразовать единицы объема из более мелких в более крупные, тогда обратитесь к таблице.

-Расскажи, как решил задачу.

200*33=6600(мл)-за 1 день

6600*5=33000(мл) или 33 литра

— Оцените работу по критериям оценивания, пользуясь инструкцией 1.

— А ребята у нас решали задачу с другим вопросом. Они узнавали ,сколько молока выпьют учащиеся нашего класса за 34 рабочие недели или за год?

-Кто смог ответить на этот вопрос? (33литра умножил на 34 недели и получилось…)

-На странице из дидактического материала  найдите задачу 31. (Начерти прямоугольник, размеры которого 35 мм и  26 мм. Проведи диагональ прямоугольника. Как вычислить площадь каждого из получившихся треугольников.)

— Познакомьтесь с ее условием.

-Давайте составим алгоритм к решению задачи.

-Шаг первый? ( начерти)

— Шаг второй? (проведи диагональ)

-Шаг третий?( нахождение площади прямоугольника)

— Шаг четвертый? ( нахождение площади треугольника)

— Предположите,как вы справитесь с решением задачи и отметьте на шкале.

-Приступайте к решению.

— Проверяем решение задачи. Покажите ответ.

-Как записали ответ? Прочтите.

— У кого подтвердилось предположение? У кого предполагаемая оценка выше? У кого ниже?

— Что посоветуем ребятам?(быть увереннее, рассчитывать свои силы и молодцы)

— Оцените.

Деление на части, порядок выполнения действий, деление на круглое число, табличное умножение.

Оценили 1 балл на полях.

Оценили и добавили еще 1 балл.

Выполняют физкультминутку.

За 1 день- 33к.по 200мл

За 5 дней-?мл

1 ученик решает ,спрятавшись за створкой доски.

Решают задачу самостоятельно.

Оценивают безошибочное решение в  1 балл.

Оценили решение по 2 балла за правильное решение.

Решают задачу самостоятельно. На «планшете»фиксируют ответ.

Оценивают свою работу. Если без ошибок, то 1 балл. За аккуратность выполнения работы можете добавить еще 1 балл.

Фронтальная,индивидуальная

Работа в паре

Фронтальная, индивидуальная работа

Фронтальна и индивидуальная

П –владеют способами выполнения заданий поискового характера, логическими действиями

Р –принимают и сохраняют учебные задачи, планируют и контролируют учебные действия

Р –принимают и сохраняют учебные задачи, планируют и контролируют учебные действия

К – проявляют готовность слушать

Л – имеют установку на здоровый образ жизни

Знание письменного приема сложения и вычитания.
V. Итоги урока.

Рефлексия

Обобщение
полученных на уроке сведений.

Заключительная беседа.

Выставление оценок

— Пользуясь инструкцией 2 ,оцените свою работу на уроке.

Учащиеся отвечают :

— научился ,повторил…

-было интересно…

-было трудно…

-могу похвалить себя за то,что …

-Могу похвалить одноклассников…

-больше всего мне понравилось…

— Прошу вас посчитать количество баллов.

— Мне хотелось бы узнать с каким настроением вы уходите с урока?

( сигналы)

— Спасибо за работу!

Отвечают на вопросы

Подсчитывают , суммируют количество баллов.

Показывают сигналы-смайлики

Фронтальная, индивидуальная П – ориентируются в своей системе знаний – отличают новое от уже известного.

Р – оценивают собственную деятельность
на уроке.

Л – проявляют интерес к  предмету

Устные ответы
VII. Домашнее задание Инструктаж по выполнению домашнего задания Учебник с.82 № 10 (4), №12 или с.82 № 9 Задают уточняющие вопросы Фронтальная, индивидуальная Р – принимают и сохраняют учебную задачу, осуществляют поиск средств ее выполнения