автор: Титова Евгения Петровна

учитель начальных классов муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение “Гимназия №1 имени А.Л.Кузнецовой” Куйбышевского района

Мастер-класс по теме «Формирование познавательных УУД на уроках окружающего мира средствами игровой технологии»

Мастер-класс по теме

«Формирование познавательных УУД на уроках окружающего мира средствами игровой технологии»

– Добрый день! Сейчас я представлю Вашему вниманию мастер-класс по теме «Формирование познавательных УУД на уроках окружающего мира средствами игровой технологии».

– И свой мастер-класс мне бы хотелось начать с видео-фрагмента.

-Кто из присутствующих в зале помнит, что отвечает Том Сойер?

– Итак, он говорит: Работа — это то, что человек обязан делать, а Игра — то, чего он делать не обязан. И если бы игра превратилась в работу, то она потеряла бы всякий интерес.

Цель, содержание и техника занятия остались прежними – покраска забора, но изменилась мотивация.

Мы знаем, что дети любят играть и не любят заниматься неинтересными для них делами. Им не нравится сидеть на скучных уроках, запоминать массу информации, а затем  ее пересказывать. Поэтому, включение игровой технологии в образовательный процесс позволяет создать такую среду на уроке, которая даёт возможность каждому ребенку найти свое место, проявить инициативу и самостоятельность.

И сегодня Вашему вниманию я представлю несколько игр, которые я использую в своей деятельности.

Основная часть

– Начну я с игры «Мозговой штурм» Вам нужно взять полоску бумаги с вопросом.

– Сейчас вы читаете вопрос, и мы совместно с залом ответим на него.

  1. Тройка лошадей бежала 4 часа. Сколько времени бежала каждая лошадь?

   (4ч)

  1. Где у кузнечика ухо? (На ноге)
  2. Название, какого растения говорит, где оно живёт? (Подорожник)
  3. Сколько «шагов» сделает щука за одну минуту?  (Она не ходит)
  4. Что будет делать ворона, которая прожила 3 года? (Будет жить дальше)
  5. Стоит в поле дуб. На дубе 3 ветки. На каждой ветке по 3 яблока. Сколько

   всего яблок? (На дубе яблоки не растут)

  1. Летели три страуса. Охотник убил одного. Сколько осталось?

  (Страусы не летают)

  1. Кто спит вниз головой? (Летучая мышь)
  2. Пингвин – птица или нет? (Птица)
  3. Родилась в воде, живёт на земле? (Лягушка)

– Эту игру мы можем применить в начале урока, для активизации познавательной активности учащихся. Скажите, пожалуйста, можем ли этот метод использовать на других этапах урока?

– Совершенно верно!

А теперь переходим к игре на этапе работы над темой.

– Итак, тема: «Красная книга»  (этап «открытия» нового знания) – 2 класс.

Игра «Инфо-карусель»

– На разных столах раскладывается информационный материал, связанный с темой урока. Класс разбивается на малые группы по числу столов. Каждая группа за своим столом знакомится с информацией и выполняет поставленные задания. По истечению отведённого времени каждая группа заканчивает работу за своим столом и переходит

к другому. Группы работают до тех пор, пока каждая из них не побывает за каждым информационным столом. На столах помимо информации лежат чистые листы, на которых малые группы записывают свои соображения. Таким образом, группы работают совместно, хотя и не в контакте друг с другом.

Знакомство с Красной книгой.

1-я группа. Почему книга такого цвета? Общие сведения о книге.

2-я группа. Организуют работу по карточке  “Охраняемые животные”.

3-я группа. Организует работу по карточке  “Охраняемые растения”.

4-я группа. Готовит материал о лекарственных растениях.

– Мне этот метод очень нравится, я его использую не только на этапе «открытия» нового знания, а так на этапе самостоятельного применения знаний на уроках математики и русского языка.

– На уроках наступают такие моменты, когда учитель видит, что дети не готовы дальше работать, или учитель знает, что предстоит сложная работа. Тогда можно провести релаксационные упражнения.

– И сейчас одно из них я продемонстрирую.

Релаксация

Метод «Земля, воздух, огонь и вода».

По команде педагога участники должны изобразить одно из состояний – воздух, землю, огонь и воду.
Воздух. Глубокий вдох, а затем выдох.

Земля. Топаем ногами и можно пару раз подпрыгнуть.

Огонь. Активно двигаем руками, ногами, телом, изображая языки пламени.

Вода. Делаем  руками мягкие, свободные движения в «воде», как будто плывём. Следим за тем, чтобы двигались суставы – кисти рук, локти, плечи, бедра, колени.

А мы идем дальше и попадаем на урок обобщения и систематизации знаний.

Тема: «Кто что ест? Цепи питания»

Игра  «Несуществующее животное»

– Я предлагаю вам на некоторое время стать художниками. Придумайте и нарисуйте несуществующее животное, назовите его несуществующим именем.

– Это не должен быть персонаж мультфильма или фантастического фильма, это выдуманное только вами животное.  (Работа в группах или индивидуально)

Презентация своего рисунка

Как устроено ваше животное?

Где оно живёт?

Что ест?

Если у него враги?

Кто они?

– Кто хочет рассказать про своего животного?

– Переходим к итогу урока.

Тема «Три состояния воды» 3 класс.  (Итог урока)

Метод «Пантомима»

– Давайте немного поиграем. Класс делится на 3 группы. У каждой группы есть задание, они должны изобразить поведение молекул в том или ином состоянии. При этом нельзя ничего говорить, а можно показывать   только мимикой, жестами или действиями.

1-й ряд – вещество в твердом состоянии. (В твёрдых телах частицы притягиваются друг к другу, и их движение напоминает колебание или движение.)

2-й ряд – вещество в жидком состоянии. (При нагревании вещества колебание молекул усиливается, и они начинают расталкивать друг друга и двигаться. Твёрдое тело превращается в жидкость.)

3-й ряд – вещество в газообразном состоянии. (При дальнейшем нагревании молекулы движутся ещё быстрее, сталкиваются и отскакивают друг от друга, стремясь разлететься как можно дальше. Жидкость превращается в пар).

 

Рефлексия.

Метод «Мои предпочтения»

– Запишите на листочке свой любимый цвет, охарактеризуйте его тремя словами, записав имена прилагательные.

– Находясь в зоопарке, с каким животным вы бы хотели сфотографироваться, опишите его тремя словами.

– Запишите свой любимый город и придумайте для него три характеризующих слова.

После того, как участники выполнили все три задания, педагог сообщает, что:

– три характеристики цвета – это то, как видят вас окружающие;

– три характеристики животного –  это то, как вы видите себя сами в общении

 с окружающими;

– три характеристики города – это то, какими вы хотели бы видеть себя в работе.

Заключительная часть.

Используя на уроках игру, вы развиваете у детей стремление работать плодотворно, приучаете к толерантности, желанию поделиться своими знаниями.

Дети начинают понимать, что не надо бояться учиться. Кто-то обязательно поможет на уроке: или учитель, или одноклассник. Вместе можно преодолеть всё то, что не получается.

 

  1. Тройка лошадей бежала 4 часа. Сколько времени бежала каждая лошадь?
  2. Где у кузнечика ухо?
  3. Название, какого растения говорит, где оно живёт?
  4. Сколько «шагов» сделает щука за одну минуту?
  5. Что будет делать ворона, которая прожила 3 года?
  6. Стоит в поле дуб. На дубе 3 ветки. На каждой ветке по 3 яблока. Сколько

   всего яблок?

  1. Летели три страуса. Охотник убил одного. Сколько осталось?
  2. Кто спит вниз головой?
  3. Пингвин – птица или нет?
  4. Родилась в воде, живёт на земле?