Всероссийские профессиональные конкурсы педагогических работников

Организатор включен в Перечень Минпросвещения России

Автор: Тимонина Ольга Николаевна

преподаватель МБОУДО ДШИ Бологовский муниципальный округ

Методическое сообщение «Работа концертмейстера в классе струнно-смычковых инструментов»

 

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования « Детская школа искусств»

Тверская область Бологовский муниципальный округ

 

Методическое сообщение

На тему: «Работа концертмейстера в классе струнно-смычковых инструментов»

Выполнил:

Тимонина Ольга Николаевна

Преподаватель высшей категории

2025

 

Введедение

 Значительной частью профессиональной работы пианиста является концертмейстерство. Концертмейстер-это универсальный пианист, исполнитель и педагог. Он должен владеть большим объемом знаний в области музыки, бегло читать с листа, транспонировать, подбирать по слуху.

 

Основные задачи работы концертмейстера

 

       Мобильность, быстрота и активность реакции, рациональность, аналитический склад ума, наличие артистизма и образного мышления- это очень важные качества для профессиональной деятельности концертмейстера.

       В процессе концертмейстерской работы пианисту необходимо владеть определенными специфическими навыками, отличными от сольного исполнителя. Он должен уметь следить за инструментальной строчкой, видеть и слышать партию солиста, знать ее во всех подробностях, уметь фразировать партию аккомпанемента в соответствии с партией солиста, соизмереть звучность аккомпанемента со звучанием сольной партии. Концертмейстер- это помощник и музыкальный единомышленник для преподавателя по специальному классу. Работа концертмейстера в детском учебном заведении требует от пианиста не только специфических навыков и знаний, но и терпения, педагогического чутья и такта. Он должен помогать педагогу-специалисту настроить ученика на рабочий лад, создать благоприятную творческую атмосферу на уроке.

       Важная задача на начальном этапе работы над произведением для концертмейстера- помочь ребенку разучить его партию. Он вместе с учащимся проучивает текст, трудные места, находит общие точки соприкосновения, выстраивает динамический план, выверяет темы. Концертмейстер помогает ученику обогащать его музыкальные представления, лучше понимать и передавать содержание произведения задуманное композитором.

       Главная цель концертмейстера и солиста –это достижение ансамблевого единства в раскрытии художественного образа произведения. Это единство должно опираться на внутренний контекст, связанный общностью эмоций, звучания и фразировки.

      Сольная партия и аккомпанемент должны составлять единое целое, для этого солист и концертмейстер должны быть чуткими, внимательными друг к другу, работать в творческом сотрудничестве и взаимопонимании.

      Работа концертмейстера в классе струнно-смычковых инструментов отличается рядом специфических особенностей, касающихся способов звукоизвлечения, исполнения аккомпанемента, в особенности штрихов.

       Знание струнных штрихов, умение добиваться похожего звучания на фортепиано-залы успеха ансамбля. Штрихи струнно-смычковых инструментов делятся на три группы: плавные (legoto, detache, portato), отрывчатые(martele, staccato), прыгающие (spiccato летучее staccato, ricochet)

        Концертмейстеру необходимо знать принцип звукоизвлечения, присущие каждому инструменту и учитывать степень звукового насыщения фортепианного сопровождения в зависимости от тембра солирующего инструмента, чтобы добиться нужного звукового баланса. Так например, при аккомпанементе скрипке возможна более громкая звучность, чем при аккомпанементе виолончели. При исполнении скрипачом мелодии штрихом detache концертмейстеру необходимо поддержать его более плавным аккомпанементом. Аккорды в скрипичной партии делятся пополам, в этом случае соответствующие аккорды у концертмейстера должны приходиться на верхние звуки солиста. Разнообразие скрипичных штрихов требует различного сопровождения, основанного на подражании. Работа в классе виолончели имеет свою специфику. Большое внимание уделяется работе над звуком, который в свою очередь зависит от скорости ведения смычка, от смены смычка, от различной атаки звука. Техника игры усложнена большими размерами инструмента.

      Например, исполнение флажолет, пиццикато часто у ученика тратится определенное время, чтобы поставить руку в соответствующую позицию. Концертмейстер должен быть внимательным и не опережать виолончелиста. Когда концертмейстер работает с виолончелистом, он должен быть особенно внимательным, т.к. фортепиано легко заглушает низкие тона виолончели.

      Во время концертного выступления ученика роль концертмейстера очень важна, т.к. ему необходимо правильно настроить ребенка, создать спокойную атмосферу и нацелить его на решение творческих задач. Самому концертмейстеру необходимы воля, самообладание и творческое вдохновение, которые передаются солисту-ученику, вселяют в него уверенность и помогают обрести ему психологическую и мышечную свободу для успешного исполнения программы.

      Во время концертного выступления концертмейстер должен подхватить солиста, если произошел какой-то сбой в его исполнении. При непредвиденных ситуациях, происшедших на сцене, концертмейстер не должен останавливаться, исправлять ошибки или выражать свою досаду, он должен довести произведение до конца.

      Концертмейстер-очень нужная, очень востребованная профессия среди пианистов и, в то же время, очень сложная, т.к. он должен постоянно совершенствовать свой исполнительский уровень, продолжать работать над техникой, туше искусством построения музыкальной фразы, чтением с листа, что является важным условием для успешного музыкального творчества.

Список используемой литературы:

  1. М.А. Смирнов. «О работе концертмейстера» Москва, «Музыка» 1974г
  2.  Е.М. Шендерович «Об искусстве аккомпонемента»1969г
  3.  Е.И. Кубанцева «Концертмейстерский класс» Москва, «Академия» 2002г
  4.  В. Чачава «Искусство концертмейстерства» СПБ из Композитор 2005