Преподаватель Бронникова Расима Абульбаисовна | |
Предмет: окружающий мир. | |
Тема урока: «Древнерусское государство». | |
Класс: 3. Система учебников «Начальная школа ХХI века». | |
Образовательное учреждение: МАОУ «Байкаловская средняя общеобразовательная школа» Тюменской области Тобольского района | |
Дидактическое обоснование урока | |
Урок разработан в свете ФГОС НОО.
Рассмотрены вопросы развития УУД на уроке окружающего мира в 3 классе. Система учебников «Начальная школа ХХI века». |
|
Тема урока: «Древнерусское государство». | |
Тип урока: интегрированный урок «открытия» нового знания. | |
Дидактическая цель: создание условий для «открытия» нового знания. | |
Методические задачи урока: | |
Предметные:
подвести учащихся к «открытию» и осознанному пониманию понятий: «государство», «Древнерусское государство» «создание государства»; «роль личности в истории»; «патриотизм». формировать умение анализировать материал, выделять главное, делать выводы. |
|
Метапредметные.
Развивать: УУД учащихся; психические процессы: произвольное внимание, память, логическое мышление, мыслительные операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение), речь; умение работать фронтально, в паре, индивидуально. |
|
Личностные:
-формировать положительную мотивацию учения; -развивать интерес к истории страны, патриотические чувства. |
|
Основные дидактические методы: системно – деятельностный подход,
проблемный, исследовательский, практический; методы и приемы технологии развития критического мышления. |
|
Форма организации познавательной деятельности:
индивидуальная, групповая, дифференцированная. |
|
Место данного урока в системе уроков по теме:
Первый урок. |
|
Форма проведения урока: урок с использованием деятельностного метода обучения,
с применением ИКТ. |
|
Учебные пособия: Окружающий мир:3класс:учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч.2/Н.Ф. Виноградова и др. –М.: Вентана-Граф, 2011.-176 с.:ил.-(Начальная школа ХХI века)., словари, справочники, былины. | |
Используемое оборудование: ПК, проектор, экран. | |
Используемые ресурсы из других общедоступных источников: майл. ру -картинки |
Технологическая карта урока | ||||
Этап | Содержание | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Универсальные действия |
|
А) – Здравствуйте, ребята! Тихо садитесь.
Дан звонок, и все мы смело В том истории секрет. Б) Подведение учащихся к «открытию» темы урока -Просмотр видео – Кто догадался, какова тема нашего урока? – Чему должны научиться? Ответы детей: – Тема, с которой мы познакомимся, называется “ Древнерусское государство”. -Откройте учебник на стр 9. -Прочитайте название темы урока. (Древнерусское государство.) -Подберите синоним к слову «государство». (Страна.) – Как понимаете значение слова «древнерусское»? -Молодцы, правильно! Тема урока «Древнерусское государство», будем говорить о далеком прошлом нашей страны – о древней Руси. |
Организация учащихся, включение в деловой ритм. Подведение к озвучиванию темы урока. | Подготовка к восприятию нового материала.
Древнерусское государство |
Личностные УУД: самоопределение.
Регулятивные УУД: целеполагание. Коммуникативные УУД: умение с точностью выражать свои мысли. Познавательные УУД: поиск и выделение информации. |
2.Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности. | -Просмотр видеофрагмента
– Как жили в древнерусском государстве? Ответ детей – Какие племена были? -Сегодня вы тоже будете работать в группе. Каждая группа – это племя. 1группа-северяне, 2 группа-древляне, 3 группа-словене. Каждая группа получает карточки и изучает информацию, после вы должны заполнить таблицу. « Места расселения племен» Каждая группа должна подготовить свое выступление. Выступление каждой группы: У каждого племени были свои занятия. – Как вы думаете, чем занималось племя? Сейчас каждое племя будет добывать пищу. Вам нужно собрать карточки по цвету вашего племени и составить слово |
Актуализация знаний учащихся: определение уровня знаний. Мотивирование учащихся на решение учебных задач. | Племенами
Кривичи, вятичи ильменские словене, радимичи, древляне, поляне, уличи и тиверцы, северяне Выполнение игрового задания, фиксация знаний и не знаний, затруднений Ответы детей Собирают по классу карточки и составляют слово |
Коммуникативные УУД: умение с точностью выражать свои мысли, владение речью в соответствии с нормами русского языка.
Познавательные УУД. Общеучебные универсальные действия: умение внимательно слушать. Логические универсальные действия: анализ материала; вывод-ответ. Действия постановки и решения проблем: формулирование проблемы и желания ее решить. |
3.Постановка учебной задачи. | – Какое слово получилось?
– Что такое окружность? – Чем окружность отличается от круга? – Как называется линия, проходящая через центр окружности? – Сколько их может быть? – Как получить части круга? Каким способом? |
Создание проблемной ситуации. | Окружность
Диаметр, ось симметрии Множество Согнуть пополам |
Регулятивные УУД: целеполагание.
Коммуникативные УУД: планирование (определение цели, функций, способов взаимодействия обучающихся с учителем и сверстниками). |
4. Практическая работа.
Карточка. Работа в группах |
Возьмите в руки круг и согните пополам.
– Сколько частей получилось? -Как будет называться линия сгиба? -Что сделала ось симметрии? -С помощью какого инструмента можно построить окружность? -Вспомним правила работы с циркулем. Начерти окружность радиусом 2см 5 мм. -Как разделить эту окружность на две равные части без перегибания? – Какие инструменты понадобятся? -А как разделить окружность на 4 равные части? -Сколько прямых углов образовалось? -Как называется первая часть из четырех? Две части? -А зачем нам нужно знать и уметь чертить окружность и делить её на части? -В Древнерусском государстве использовали окружность? Изготовлением посуды поначалу занимались женщины. Это установлено по отпечаткам пальцев, сохраненные на обожженной глине. 6 тыс. лет назад изобрели гончарный круг. Древнейший круг вращали рукой. Потом появился более совершенный гончарный круг, имевший внизу тяжелое маховое колесо, вращаемое ногами |
Организация учащихся на изучение нового материала; построение проекта выхода из затруднений. | Выполнение заданий.
Две Ось симметрии Разделила круг на две части. С помощью циркуля Линейка и карандаш Четыре Четвертинка, четверть, половина Строительство зданий, в архитектуре Изготавливали посуду |
Регулятивные УУД: прогнозирование, контроль в форме сличения, коррекция.
Познавательные УУД: логические универсальные действия: решение проблемы. Коммуникативные УУД: сотрудничество, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. |
5.Закрепление. | Проблемная ситуация.
Наши предки называли себя славянами. Называли они себя и словенами. От каких же слов произошло название «славяне» и «словены»? (Славяне от слова «слава», означавшее то же, что и хвала, а словены означает «разумеющие слово») |
Установление осознанного восприятия. Обобщение. | Разрешение проблемной ситуации. | Регулятивные УУД: контроль, оценка, коррекция.
Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Познавательные УУД: общеучебные –логические (анализ, классификация, подведение под понятие, вывод.) |
6.Рефлексия деятельности (итог урока) | Какие цели мы ставили?
Достигли целей? Оцените работу. Перед вами лесенка успеха. У вас на столах смайлики, прикрепите смайлики. |
Организация рефлексии. | Осуществление самооценки собственной учебной деятельности, соотнесение цели и результатов, степени их соответствия. | Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Познавательные УУД: рефлексия. Личностные УУД: смыслообразование. |