Технологии формирования УУД у детей с ОВЗ на уроках физической культуры
Педагогический опыт
Как помочь ребенку с особыми образовательными потребностями получить качественное образование? Такой вопрос волнует как родителей, так и педагогов. Одним из приоритетных направлений государственной политики также является создание условий детям с ОВЗ и инвалидам доступной среды к качественному образованию в общеобразовательных учреждениях с учетом особенностей их психофизического развития. Новые образовательные стандарты ставят перед учителем задачу не только усвоения ребенком предметных знаний. Согласно ФГОС для обучающихся с ОВЗ, необходимо развитие познавательных, личностных, коммуникативных компетенций. Но разработанных критериев результатов освоения ООП НОО нет из-за разнообразия форм и вариантов нарушений здоровья у детей с особыми образовательными потребностями. Все это заставляет учителя пересмотреть подходы к своей работе, содержание взаимодействия с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Физическое воспитание находится в тесной связи с умственным, нравственным, эстетическим, трудовым обучением. Физическая культура, это предмет, который обеспечивает создание условий для формирования всесторонне развитой личности ребенка. Посредством физической культуры ребенок имеет возможность расширения своих двигательных возможностей, коррекции недостатков. Именно на уроках физкультуры, как ни на каких других, ребёнок учится взаимодействию, сотрудничеству и корпорации, вырабатывает навык осуществлять самоконтроль, оценивать собственное поведение и поведение партнёра для достижения командного результата. В требованиях к личностным результатам освоения программы начального общего образования наряду с чувством гордости за достижения в мировом и отечественном спорте, освоением правил здорового и безопасного образа жизни, указывается формирование мотивации достижения и готовности к преодолению трудностей на основе конструктивных стратегий совладения и умения мобилизовать свои личностные и физические ресурсы.
Разрабатывая программу и уроки физической культуры в условиях инклюзивного образования, я столкнулась со следующими проблемами:
– в категории личностных УУД особую сложность составляет формирование основ социально-критического мышления, потребности в самовыражении и самореализации. Дети с ОВЗ понимают, что отличаются от сверстников. Это формирует комплексы и снижает мотивацию;
– регулятивные УУД тесно связаны с формированием произвольной деятельности детей. Именно эта составляющая развития психики, существенно страдает у учащихся с ОВЗ. Отсюда, сложности с выполнением поставленных целей, умением контролировать свое время, реальной оценкой своих возможностей, умением принимать самостоятельно решения. Всему этому надо учить долго и кропотливо;
– как в общей массе не потерять каждого ребенка: одаренного, среднего и особого?
Реализация программы была направлена на создание условий на уроках физической культуры для интеграции детей с ОВЗ. Целью программы стало применение активных форм работы путем вовлечения в оздоровительную, познавательную деятельность, адекватную их возможностям и способностям, предоставления возможности самореализации, формирование навыков социального общения в процессе игровой деятельности с учетом медицинских показаний детей.
Работа по реализации программы велась по нескольким направлениям. Направление “Все мы разные” началось с преодоления трудностей во взаимоотношениях ребенка с ограниченными возможностями со сверстниками. С принятия окружающими особенного ребенка до уважительного и толерантного отношения путем создания благоприятной психологической атмосферы на уроках физической культуры. Продумывались пути вовлечения ребенка в совместную деятельность с другими детьми на уроках и во внеурочной деятельности во время проведения совместных мероприятий: “Дорогою добра”, “Сильные, ловкие, смелые”. Своим примером приходилось показывать окружающим детям, как следует относиться к ребенку с проблемами здоровья, какую помощь ему оказать и как правильно это сделать.
Направление “Мой успех”. В младшем школьном возрасте закладываются основы осознания себя как личности, поэтому в своей работе я учитываю индивидуальные особенности личности и возможности каждого ученика. Мотив – это внутренний, личностный сигнал, побуждающий к деятельности. Учебная мотивация – это познавательная активность в сторону учебной деятельности. Анализ учебной мотивации и методики, диагностирующей уровень развития мотивации в ее целом, рассматривался отечественными учеными Л.И.Божович, А.К.Марковой, А.С.Герасимовой. В основных положениях анализа Л.И.Божович пишет: «…Мотивы учения могут быть подразделены на две большие категории. К первым относятся познавательные интересы детей, потребность в интеллектуальной активности и в овладении новыми умениями, навыками и знаниями; другие связаны с потребностями ребенка в общении с другими людьми, в их оценке и одобрении, с желанием ученика занять определенное место в системе доступных ему общественных отношений. Исследование обнаружило, что для успешного осуществления не только учебной, но и любой другой деятельности, необходимы обе эти категории мотивов». Таким образом, залогом успеха является не наличие способностей человека, а желание добиться цели, умение трудиться над поставленной задачей, то есть настойчивость в достижении успеха – мотивация достижения.
Мотивация достижения – одна из разновидностей мотивации деятельности, связанная с потребностью индивида добиваться успеха и избегать неудач. Стремление к повышению уровня собственных возможностей подразумевает личностное оценивание вероятности успеха, привлекательности этого успеха, принятие ответственности за успех или неуспех на себя или перекладывание на других. По Мак-Клелланду формирование мотивации достижений напрямую зависит от условий и среды воспитания и является побочным продуктом основных социальных мотивов.
Мотивация у детей с ОВЗ зависит от самооценки. Очень часто такие дети имеют заниженную самооценку, боятся сделать что-то неправильно, ошибиться. Мотивация избегания неудач по результатам опроса детей обусловлена, в основном, расхождением в оценках учителя и оценках, ожидаемых родителями. При их значительном расхождении у ребёнка появляется чувство неуверенности в своих силах, что приводит к снижению результатов достижений. Напротив, при сближении оценок учителя и родителя у ребёнка формируется адекватная или чуть завышенная самооценка, способствующая самостоятельности и уверенности в себе. Тип семейного воспитания также влияет на мотивацию достижений детей. Желаемый тип мотивации достижения (потребности в достижении успехов) формируется в основном у детей в семьях без отклонений, нарушений в воспитании. Таким образом, развитие личности ребенка через формирование у него потребности в достижении успеха напрямую связано с тем, насколько едины в сотрудничестве с ребенком семья и школа.
Вера в ребенка, искренний интерес к его личности, принятие его особенностей, доброжелательность, терпение, последовательность – вот составляющие комфортной среды для ребенка, мотивирующие его на развитие, самостоятельность.
Ожидаемые результаты состоят в принятии ребенком себя, в стремлении достигать больших успехов, делать все как можно лучше, желании выбирать и справляться с более сложными заданиями, самосовершенствоваться, умении принимать решения.
Поэтому свою работу я построила на создании условий для повышения мотивации достижений, ведущей за собой ситуацию успеха у детей с ОВЗ через формирование адекватной самооценки и повышение работоспособности. Выстраиваю работу, включая в уроки физической культуры элементы различных технологий и методик, способствующих повышению мотивации достижений.
Игровые педагогические технологии.
Направленность занятий в сторону всестороннего развития личности, оздоровления учащихся, взаимосвязи умственной и физической деятельности: ученик не оставляет без внимания как положительные, так и отрицательные поступки, которые происходят в процессе взаимодействия, особенно в процессе игр. Ролевые методы предполагают принятие ребенком ролей, различных по содержанию и статусу; проигрывание ролей, противоположных обычным, проигрывание своей роли в гротескном варианте. Психогимнастические игры. Например, в первом классе, даются следующие упражнения: “Смелый – трусливый”, “Большой – маленький”. Учитель просит детей изобразить сначала смелого, потом трусливого зайчика (волка, мышонка, медведя) и т.д.
Личностные УУД: смыслообразование, действия нравственно-этического оценивания: учится достойно выигрывать и проигрывать, не высмеивать чужие ошибки, чувствует себя защищенным. Умение поставить себя на место другого, умение сопереживать, развитие эмоциональной сферы. Формируются такие качества, как целеустремленность, уверенность в себе, доброжелательность
Коммуникативные УУД: ученик получает опыт общения, умения увидеть в другом человеке его достоинства, поддерживать его вербально или с помощью прикосновений, игры и заданий, обучающих умению сотрудничать.
Психофизическая тренировка.
Самовоздействие на организм при помощи смены мышечного тонуса, регулируемого дыхания, образного представления нормального функционирования органов. Мышечное напряжение с последующим расслаблением в форме определенного набора статических поз. Сеанс психофизической саморегуляции в состоянии релаксации.
Регулятивные УУД: воспитание активного внимания, воли, развитие памяти, формирование самообладания и адекватной реакции на раздражители.
Личностные УУД: повышение самооценки, снижение уровня реактивной тревожности.
Компьютерные технологии (ИКТ)
Использование нестандартных уроков в форме игры-викторины по вопросам, связанным по тематике в видами спорта, олимпийским движением, здоровым образом жизни; компьютерное тестирование для контроля; использование презентаций , позволяющих повторять движение вместе с экранными героями.
Регулятивные УУД: планирование, соотнесение известного и неизвестного. Познавательные УУД: выделение необходимой информации, сравнение, классификация.
Личностные УУД: гордость за свое Отечество, за спортивную доблесть России.
Технология личностно-ориентированного обучения
– Использование для освоения двигательных действий выполнение упражнений в упрощенных или усложненных условиях;
– организация индивидуальной опеки (сильный работает в паре со слабым);
– использование различной величины физической нагрузки;
– создание установки на выполнение заданий различной сложности;
– заданий, различных по содержанию, объему (небольшие сообщения, развёрнутые доклады, рефераты, проектная деятельность (презентации), составление комплексов и т.д.
– знакомство учащихся в ходе выполнения упражнений с тем, на что влияет это физическое упражнение (осанка, сила, ловкость и т.д.), обращение внимание на технику выполнения и технику безопасности при выполнении упражнений, обращение внимания на технические ошибки;
– стимулирование учащихся на поиск новых упражнений для развития физических качеств;
– привлечение обучающихся для организации судейства;
– «Мой личный рекорд» (результаты ученика сравниваются с его же прежними. Каждый может подвести итоги прироста в физическом развитии за год);
– мониторинг уровня физического развития каждого ученика;
– ведение учета достижений обучающихся;
– разработка индивидуальных программ физического совершенствования;
– расчет проектируемых индивидуальных характеристик.
Личностные УУД через формирование положительной мотивации.
Ученик может выполнить упражнение с помощью инструктора или наиболее подготовленного воспитанника.
Формирование самооценки: ученик может не выполнять упражнение, которое ему недоступно, но он должен выполнить упражнения, направленные на развитие необходимого качества.
Данный прием позволяет поддерживать интерес к занятиям у всех, нацеливает на совершенствование.
Ученик имеет возможность демонстрации достигнутых результатов. Мотивация учебной деятельности.
Смыслообразование, самоопределение: ученик получает практический опыт физкультурно-оздоровительной деятельности, заинтересован проявить инициативу, творчество, организаторские способности.
Достигается ощущение успеха, появляется желание улучшать достигнутые результат, укрепляется положительная мотивация.
Авторские разработки:
• Исследовательская работа «Применение технологий вербального и невербального общения во внеурочной деятельности (спортивное направление) для снижения уровня агрессивности учащихся 7-9 лет».
• Методическая разработка цикла сюжетно-ролевых уроков по разделу «Гимнастика».
• Исследовательская разработка: «Формирование учебной мотивации к занятиям физической культурой у младших школьников».
• Методическая разработка урока образовательно-познавательной направленности с использованием метода проекта по теме: «Физкультминутка. Прыжки со скакалкой».
• Методическая разработка «Электронный дневник здоровья младшего школьника».
• Методическая разработка урока “Комбинация акробатических упражнений”.
• Методическая разработка внеклассных мероприятий: “Дорогою добра”, “Сильные ловкие, смелые”.
Благодаря используемым технологиям с применением авторских разработок на уроках физической культуры складываются благоприятные условия для формирования отдельных универсальных учебных действий у детей с ОВЗ.