автор: Терехова Ирина Николаевна
преподаватель русского языка и литературы АНПОО ТКСКТ
Текст как речевое произведение
Конспект урока по предмету «Русский язык и культура речи»
Тема: Текст как речевое произведение
Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых ЗУН
Цели: сформулировать определение текста, повторить основные признаки текста; развивать умение строить текст, пунктуационные навыки; формировать умение выполнять языковые и композиционные особенности текста.
Задачи: Знать, что такое текст, каковы его признаки; определять тему, основную мысль текста; знать композиционные элементы текста ( вступление, основная часть, заключение); устанавливать принадлежность текста к определённому типу и стилю речи, находить изобразительно-выразительные средства языка; учиться создавать собственные тексты типа с учётом требований к построению связного текста на примере авторского.
Планируемые результаты:
Предметные: Научиться определять признаки текста, составлять собственные тексты.
Метапредметные:
Коммуникативные: представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной форме.
Регулятивные: определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности.
Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования текста.
Личностные результаты: Формирование познавательного интереса.
Оборудование: раздаточный материал, учебники.
Ход занятия
1.Организационный момент
2.Определение цели и задачи урока
Цели и задачи урока.
(Прежде чем начать работу с текстом, определим, что мы должны знать и уметь. Попробуйте сформулировать цели и задачи вашей предстоящей работы).
Ответы студентов:
1) Знать, что такое текст, каковы его признаки;
2) определять тему, основную мысль текста;
3) знать композиционные элементы текста ( вступление, основная часть, заключение);
4) устанавливать принадлежность текста к определённому типу и стилю речи, находить изобразительно-выразительные средства языка;
5) учиться создавать собственные тексты типа с учётом требований к построению связного текста на примере авторского.
- Проверка домашнего задания
Составить план рассказа по теме: «”Моя будущая профессия – юрист”.
Чтение наработок студентов.
- Изучение нового материала
1.Что такое текст?
Запишем несколько предложений.
1.Не место красит человека, а человек место.
2.Красноярск лучший город на планете Земля! Потому что это город, в котором я живу и учусь. Здесь я родился и вырос. Я люблю этот город ещё и за свою красоту.
3.Наш Красноярск богат своей природой. Быстро пролетает короткое северное лето. Енисей – самая красивая река.
Какие предложения нужно объединить, чтобы получился текст? Аргументируйте свой ответ. (1 и 3)
Запись теоретического материала в тетради:
Текст – это речевое произведение, характеризующееся структурной и смысловой завершенностью. Чаще всего текст представляет собой ряд предложений (частей), связанных по смыслу и грамматически.
Текст может составлять из одного предложения (это микротексты, например: афоризм, пословица, поговорка, реклама, объявление), совокупности предложений, объединенных в абзац, несколько абзацев, глав и даже нескольких книг.
- Признаки, структура текста
Важнейшими признаками текста являются:
1.Тематическая и композиционная цельность (наличие единой темы, то есть того, что описывается, о чем говорится в тексте; наличие единой идеи, то есть основного вывода, передающего авторское отношение к теме; возможность подобрать заглавие к тексту).
Тема текста определяется по вопросу: «О чем говорится в тексте?». Тема текста может быть заложена в его названии: «отцы и дети», «Война и мир», «Преступление и наказание» и т.д. Тема текста часто может заключаться в первом предложении:
Идея текста определяется по вопросам: «Какова главная мысль текста?», «К чему призывает автор?»
- структурная упорядоченность и членимость (возможность делиться на предложения, абзацы, главы, разделы, идущие в определенной последовательности, а также на темы, подтемы и микротемы).
- Смысловая и грамматическая связность между частями текста (последовательность и логичность изложения; наличие специальных средств связи между отдельными частями текста).
- Стилистическое единство (отнесенность текста к тому или иному стилю: официально-деловому, научному, публицистическому, художественному, разговорному).
- Способы связи предложений в тексте
Основными видами (способами) связи предложений в тексте являются: цепная и параллельная.
- Цепная (последовательная) связь отражает последовательное развитие мысли, действия, события. В текстах с такой связью каждое новое предложение соотносится со словами и словосочетаниями предшествующего предложения; предложения как бы сцепляются между собой. «Новое» в каждом предшествующем предложении становится «данным» для следующего предложения.
Наконец мы увидели море. Оно было огромным и очень спокойным. Но это спокойствие было обманчивым.
Средствами цепной связи обычно являются повтор, синонимические замены, местоимения, союзы, семантические соответствия и ассоциации.
- При параллельной связи предложения не связываются между собой, а сопоставляются или противопоставляются. Параллельная связь основывается на параллельных, то есть одинаковых или похожих по структуре, предложениях, в которых обычно употребляются одинаковые по времени и виду глаголы-сказуемые.
Во многих текстах с параллельной связью первое предложение становится «данным» для всех последующих, которые конкретизируют, развивают мысль, выраженную в первом предложении (при этом «данное» во всех предложениях, кроме первого, оказывается одинаковым).
Леса оздоровляют землю. Они не только исполинские лаборатории, дающие кислород. Они поглощают пыль и ядовитые газы. Их справедливо называют «легкими земли».
Основными средствами параллельной связи являются: синтаксический параллелизм, вводные слова (во-первых, наконец), наречия места и времени (справа, слева, там, сначала и т.п.).
- Закрепление материала. Работа с текстами
Упражнение 1. Прочитаете текст. Определите тему и идею текста.
Как рождается замысел?
… Возникновение замысла, пожалуй, лучше всего объяснить путем сравнения. Сравнение вносит иногда удивительную ясность в самые сложные вещи…
Замысел – это молния. Много дней накапливается над землей электричество. Когда атмосфера насыщена им до предела, белые кучевые облака превращаются в грозные грозовые тучи и в них из густого электрического настоя рождается первая искра – молния.
…Замысел, так же как молния, возникает в сознании человека, насыщенном мыслями, чувствами и заметками памяти. Накапливается это все медленно, пока не доходит до той степени напряжения, которое требует неизбежного разряда. Тогда весь этот сжатый и еще несколько хаотический мир рождает молнию – замысел.
(К. Паустовский)
Тема этого текста заключена уже в первом предложении текста – рождение замысла. Основная идея – показать путем сравнения, как в сознании писателя появляется замысел. Тема раскрывается с помощью ключевых слов и словосочетаний: замысел, возникновение замысла, внутреннее состояние писателя, сравнение, молния, сознание человека.
Упражнение 2. Озаглавьте текст. Определите тему и идею текста. Разделите текст на абзацы. К какому типу речи можно отнести данный текст и почему?
1)В представлении многих Ломоносов, совсем мальчик, сын тёмного поморского рыбака из бедной, затерянной в снегах деревеньки, вдруг бросает всё и пешком идёт в Москву учиться. Всё так и не так.
2) Во-первых, это был совсем не мальчик. В Москву отправился 19-летний, по существу, взрослый парень, завидный жених, широкоплечий силач, который с десяти лет ходил в море и был дублён самыми злыми северными ветрами.
3) Во-вторых, в Москву отправился не сын бедного тёмного помора, а единственный наследник человека, для своих мест если не богатого, то весьма обеспеченного, пользующегося и авторитетом, и известностью.
4) И наконец, в Москву пришёл вовсе не неуч, слепо, как росток к солнцу, тянувшийся к знаниям, а юноша, уже прикоснувшийся к науке своего времени, уже сделавший первый жадный глоток из чаши истины, понявший, что жажду эту побороть он в себе теперь не в силах, и с немалыми сомнениями и колебаниями решивший идти в Москву, точно зная, что лишь там он сможет утолить эту жажду.
Основная тема текста-мифы о переезде Ломоносова из родного села в Москву.
Идея этого текста в том, чтобы развеять эти мифы и предоставить читателям объективную картину происходящего.
Этот текст следует отнести к рассуждению, потому что его главной задачей является опровержение мысли и доказательство авторского тезиса.
Упражнение 3. Расположите предложения в нужном порядке. Запишите получившиеся тексты.
Определите к какому стилю речи можно отнести данный текст? Назовите эпитеты, использованные в данных текстах. В каких целях они используются в художественной речи?
- 1) Едва взглянешь на памятник, стоящий на площади, прекрасный среди зимней белизны, и глаз не можешь отвести от одинокой и гордой этой фигуры. 2) В Одессе на бульваре стоит памятник Пушкину. 3) Он установлен так, что профиль поэта виден на фоне двойной пылающей синевы: моря и неба.
Ответ: 2,3,1
- 1) Осень, светлая и тихая, приходила к нам так мирно и спокойно, что, казалось, конца не будет ясным дням. 2) В этой прозрачной голубизне можно было различить самый отдаленный курган в степи, на открытой и просторной равнине желтого жнивья. 3) Она делала небо чистым и кротким, дали нежно-голубыми и глубокими.
Ответ: 1,3,2
III. 1) Поднимается солнце выше — меняется ее цвет, в ход идут более нежные пастельные тона. 2) То, что она самая чистая, самая прозрачная, почти дистиллированная, общеизвестно. 3) Бесчисленны ее оттенки. 4) Подул сильнее — седые гребни расчертили эту синь пенными полосами.
5) Я не знал: вода эта в своей километровой толще и самая красивая. 6) Тихим летним утром в тени берега вода иссиня-густая и сочная. 7) Вода Байкала! 8) Подул ветерок — кто-то добавил в озеро синевы.
Ответ:7,2,6,3,1,8,4,5
Данные тексты можно отнести к художественному стилю речи.
Изобразительно-выразительные средства: эпитеты (зимняя белизна, одинокая и гордая фигура, двойная пылающая синева и т.д.
Упр.4 Определите способ связи предложений в тексте (цепная или параллельная). Подчеркните средства связи предложений одной чертой, надпишите их названия, воспользовавшись справочным материалом.
Существуют два способа связи предложений в тексте: цепная и параллельная. Цепная связь характеризуется тем, что одно высказывание последовательно вытекает от другого. Конец одного предложения служит началом следующего. Предложения с цепной связью ведут к постепенному развитию мысли в тексте, продолжают мысль, начатую в предыдущем предложении. А тексты с параллельной связью не имеют последовательного развития мысли от предложения к предложению. В них каждое предложение вытекает из первого. То есть первое предложение содержит какой-то тезис, который раскрывается во всех остальных предложениях. При этом все они относительно независимы друг от друга и связаны только с первым предложением.
1) Более полувека назад вышло в свет первое издание всемирно известного «Словаря русского языка» С. И. Ожегова. Наверное, нет такого человека в нашей стране, который ни разу в жизни не обращался к этому справочнику. (указательное местоимение и синоним) Более того (вводное словосочетание), словарь (повтор слова) стал настольным пособием для тех, кому дорог и кому нужен русский язык. Этот замечательный справочник (указательное местоимение, синоним), созданный великим лексикографом XX века Сергеем Ивановичем Ожеговым, намного пережил своего творца и составителя. (По В. Д. Янченко)
2) Родиной самого первого алфавитного письма была Древняя Финикия. Затем (наречие времени) в эпоху Античности буквенно-звуковое письмо, изобретенное древними финикийцами (слова одной тематической группы, синоним), было воспринято греками. Считается, что древние греки (повтор слова) позаимствовали письменность у финикийцев, несколько изменив и дополнив их алфавит новыми буквами. При этом (указательное местоимение) если в алфавите финикийцев было 22 буквы, то в греческом их стало 24. (По В. Д. Янченко)
В данных текстах цепная связь, так как одно предложение является продолжением другого, наблюдается постепенное развитие мысли.
- Самостоятельная работа
Пользуясь наработками, составленными дома, составить рассказ на тему :«”Моя будущая профессия – юрист”. Докажите, что это текст. Определите стиль и тип вашего текста.
Чтение рассказов студентами.
- Подведение итогов. Выводы.
- Что такое текст?
- Каковы его признаки?
- Назовите способы связи предложений в тексте
- Домашнее задание
выучить лекцию, доработать рассказ.
Самоанализ урока:
Тема урока : Текст как речевое произведение
Тема урока соответствует программе и месту урока в системе уроков по разделу.
Цели урока: сформулировать определение текста, повторить основные признаки текста; развивать умение строить текст, пунктуационные навыки; формировать умение выполнять языковые и композиционные особенности текста.
Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых ЗУН
Цели, задачи, структура урока, организация учебной деятельности учащихся ориентированы на требования ФГОС.
Структура урока соответствует требованиям ФГОС: На этапе целеполагания были созданы условия для мотивации к учебной деятельности, а именно дети выдвигали предположение о теме предстоящего урока.
Этапы урока логически прослеживаются, присутствует плавный переход от одного к другому. Можно проследить целостность и завершенность урока. Считаю, что выбранная структура урока рациональна, т. к. позволяет реализовать в комплексе все цели и задачи урока.
В процессе урока стремилась активизировать мыслительную и творческую деятельность каждого ребёнка, используя следующие приёмы и методы: беседа, рассказ, наглядность, частично-поисковый метод, работа с учебником и метод самостоятельной работы.
Цель урока была достигнута. Задачи выполнены. Этому способствовало применение различных форм работы. Все учащиеся активно участвовали в процессе изучения материала.
На завершающем этапе мною был подведен итог урока, поставлены оценки, а также прокомментировано домашнее задание.
Упражнения
Упражнение 1. Прочитаете текст. Определите тему и идею текста.
Как рождается замысел?
… Возникновение замысла, пожалуй, лучше всего объяснить путем сравнения. Сравнение вносит иногда удивительную ясность в самые сложные вещи…
Замысел – это молния. Много дней накапливается над землей электричество. Когда атмосфера насыщена им до предела, белые кучевые облака превращаются в грозные грозовые тучи и в них из густого электрического настоя рождается первая искра – молния.
…Замысел, так же как молния, возникает в сознании человека, насыщенном мыслями, чувствами и заметками памяти. Накапливается это все медленно, пока не доходит до той степени напряжения, которое требует неизбежного разряда. Тогда весь этот сжатый и еще несколько хаотический мир рождает молнию – замысел.
(К. Паустовский)
Упражнение 2. Озаглавьте текст. Определите тему и идею текста. Разделите текст на абзацы. К
какому типу речи можно отнести данный текст и почему?
В представлении многих Ломоносов, совсем мальчик, сын темного поморского рыбака из бедной, затерянной в снегах деревеньки, вдруг бросает все и пешком идет в Москву учиться. Все так и не так. Во-первых, это был совсем не мальчик. В Москву отправился 19-летний, по существу, взрослый парень, завидный жених, широкоплечий силач, который с десяти лет ходил в море и был дублен самыми злыми северными ветрами. Во-вторых, в Москву отправился не сын бедного темного помора, а единственный наследник человека, для своих мест если не богатого, то весьма обеспеченного, пользующегося и авторитетом, и известностью. И наконец, в Москву пришел вовсе не неуч, слепо, как росток к солнцу, тянувшийся к знаниям, а юноша, уже прикоснувшийся к науке своего времени, уже сделавший первый жадный глоток из чаши истины, понявший, что жажду эту побороть он в себе теперь не в силах, и с немалыми сомнениями и колебаниями решивший идти в Москву, точно зная, что лишь там он сможет утолить эту жажду. Таким образом, явление Ломоносова в Москву — это не некая игра судьбы, не случайность внезапного озарения, а неизмеримо более серьезное отражение сложного духовного процесса человека с уже сложившимся характером. (Я. К. Голованов)
Упражнение 3. Расположите предложения в нужном порядке. Запишите получившиеся тексты. Определите к какому стилю речи можно отнести данный текст? Назовите эпитеты, использованные в данных текстах. В каких целях они используются в художественной речи?
- 1) Едва взглянешь на памятник, стоящий на площади, прекрасный среди зимней белизны, и глаз не можешь отвести от одинокой и гордой этой фигуры. 2) В Одессе на бульваре стоит памятник Пушкину. 3) Он установлен так, что профиль поэта виден на фоне двойной пылающей синевы: моря и неба.
- 1) Осень, светлая и тихая, приходила к нам так мирно и спокойно, что, казалось, конца не будет ясным дням. 2) В этой прозрачной голубизне можно было различить самый отдаленный курган в степи, на открытой и просторной равнине желтого жнивья. 3) Она делала небо чистым и кротким, дали нежно-голубыми и глубокими.
III. 1) Поднимается солнце выше — меняется ее цвет, в ход идут более нежные пастельные тона. 2) То, что она самая чистая, самая прозрачная, почти дистиллированная, общеизвестно. 3) Бесчисленны ее оттенки. 4) Подул сильнее — седые гребни расчертили эту синь пенными полосами.
5) Я не знал: вода эта в своей километровой толще и самая красивая. 6) Тихим летним утром в тени берега вода иссиня-густая и сочная. 7) Вода Байкала! 8) Подул ветерок — кто-то добавил в озеро синевы.
Упражнение 4. Определите способ связи предложений в тексте (цепная или параллельная). Подчеркните средства связи предложений одной чертой, надпишите их названия, воспользовавшись справочным материалом.
1) Более полувека назад вышло в свет первое издание всемирно известного «Словаря русского языка» С. И. Ожегова. Наверное, нет такого человека в нашей стране, который ни разу в жизни не обращался к этому справочнику. Более того, словарь стал настольным пособием для тех, кому дорог и кому нужен русский язык. Этот замечательный справочник, созданный великим лексикографом XX века Сергеем Ивановичем Ожеговым, намного пережил своего творца и составителя. (По В. Д. Янченко)
2) Родиной самого первого алфавитного письма была Древняя Финикия. Затем в эпоху Античности буквенно-звуковое письмо, изобретенное древними финикийцами, было воспринято греками. Считается, что древние греки позаимствовали письменность у финикийцев, несколько изменив и дополнив их алфавит новыми буквами. При этом если в алфавите финикийцев было 22 буквы, то в греческом их стало 24. (По В. Д. Янченко)
Справочный материал: указательное местоимение, повтор слова, синоним, слова одной тематической группы, наречие времени, вводное словосочетание