Автор: Сысоева Ирина Андреевна

учитель начальных классов Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение “Зендиковская средняя общеобразовательная школа”

Конспект урока окружающего мира на тему “Для чего нужна экономика?” (3 класс) + презентация к уроку

Класс: 3 «А»

УМК: «Школа России»

Предмет: История (Окружающий мир)

Тема урока: «Для чего нужна экономика?»

Тип урока: Открытие новых знаний

Оборудование; учебник “Окружающий мир” Плешаков, 3 класс, 2 часть, УМК «Школа России», стр. 38 – 41, рабочая тетрадь, стр.23 – 25, презентация, карточки с заданием.

Цель: определение роли экономики в жизни человека

Задачи:

Образовательные:

  • Познакомить с  понятиями «потребность», «товары», «услуги»
  • Учить различать понятия «товары» и «услуги»

Воспитательные:

  • Воспитывать трудолюбие, чувство взаимопомощи;

Развивающие:

  • Развивать внимание, наблюдательность, умение рассуждать, анализировать, обобщать.

 

Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся
1.Орг.момент -Здравствуйте, меня зовут Ирина Андреевна, и сегодня урок окружающего мира проведу у вас я. 

Тихо девочки за парту сели, 

Тихо мальчики за парту сели, 

На меня все посмотрели.

-Дети  здороваются с учителем.
2.Актуализация знаний – Сейчас я прочитаю вам стихотворение и, мне кажется, что вы найдёте в нём много новых и интересных слов.

Экономику – науку –

Не придумаешь от скуки. 

Чтобы лучше понимать, 

Как хозяйством управлять,

Нам нужны ее ученья 

Для дальнейшего уменья. 

А потребности у нас

Всё растут из класса в класс.

И товарооборот 

Всё растет из года в год.

Но ресурсы иногда 

Ограничены бывают 

И возможности не все 

Перед нами открывают. 

Мы настроились серьезно 

С экономикой дружить, 

Чтобы в будущем достойно

Нашей Родине служить.

 

– Какие новые слова вы услышали? Что вас заинтересовало?

– О какой науке идёт речь в этом стихотворении?

– А вы знаете о ней?

– А нужна ли нам в жизни экономика?

 

– Как вы думаете, какая тема сегодняшнего урока? (на доске)

– И главной целью нашего урока будет «Определить, для чего нужна экономика» (карточка на доске)

-Ребята, а теперь давайте поиграем в игру, которая называется «Найди лишнее слово». (СЛАЙД 2 – 5)

-Итак, давайте прочитаем первую строчку и выберем лишнее слово.

-Прочитаем вторую строчку. Прочитаем третью строчку.

Потребность, солнце, ветер, воздух

Удача, везение, товар, успех

Здоровье, гигиена, физкультура, услуги

-Сегодня на уроке мы с вами и познакомимся с этими понятиями.

– об экономике

-Экономика, хозяйство, товарооборот, потребности, ресурсы.

-об экономике

– для чего нужна экономика

Ответы детей

3.Открытие новых знаний

6 мин

1)Потребности.

 – Как вы понимаете слово «потребности»?

 – Можно ли сказать, что потребность – это нужда в чём-либо?

– Прочитайте на слайде, что такое потребности.(на слайде определение)

  • ВСЁ, ЧТО НУЖНО ЛЮДЯМ ДЛЯ ЖИЗНИ НАЗЫВАЮТ ПОТРЕБНОСТЯМИ. (СЛАЙД 6)

– Скажите, а какие потребности есть у каждого человека?

– Посмотрите, как много мнений, ответов. Давайте убедимся, правильно ли вы ответили на вопрос. Для этого откроем учебник на с.39 и прочитаем первый абзац. (1-2 ученика)

«Для счастливой жизни каждому из нас необходимо видеть красивое вокруг себя – в природе, в своём доме и в городе. А ещё, нам нужны любовь и внимание близких людей, да и самим необходимо кого-то любить и о ком-то заботиться. Нам нужны друзья, с которыми можно интересно проводить время и которые помогут в трудную минуту.

-У каждого человека есть потребности в воде, в воздухе, в еде, в одежде и обуви, в жилище, в транспорте, в образовании, медицинском обслуживании.»

 

 

– Верно ли мы ответили на вопрос? Молодцы.

– Все потребности, ребята, делятся на группы. А вот на какие, мы узнаем прочитав стихотворение В.Орлова в рабочей тетради. Открываем раб.т. на с.23 №3.

Чего нельзя купить? В.Орлов

Я с утра брожу босой, Весь обрызганный росой,

С птицей, возле тополька, Воду пью из родника.

Где-то дома, у метро, Пепси-кола и ситро,

Карусели, зоосад, Всюду вывески висят.

Если деньги накопить, Можно многое купить –

Дом, одежду и завод, Самолёт и пароход.

Но нельзя купить росу, Птичье пение в лесу.

И не спрятать в кошелёк родничок и тополёк.

– Ребята, так что же нельзя купить? Как можно всё это назвать одним словом?

– Верно, многое нам даёт природа. Главное, она даёт нам воздух, воду, тепло, свет. Значит, откуда берётся всё для удовлетворения потребностей? 

– Ребята, а ещё потребности удовлетворяются с помощью общения. Как вы думаете, что мы получаем, общаясь с другими людьми?

– А можно ли купить дружбу, любовь, заботу? Почему? (Откуда мы получаем дружбу, любовь? – из общения с другими людьми)

–  Допишите на строчках снизу в раб.тетради, что же мы не можем купить. Приводите примеры и из природы, и из общения.

Проверка: Опросить 3-5 учеников

– Молодцы, ребята. А теперь запишем в задание №2   5- 7 своих потребностей.

– А теперь подчеркните карандашом 3 те, которые вы считаете самыми главными. Объясните почему.

Проверка: по поднятой руке опросить 3-4 ученика.

ФИЗМИНУТКА

– Наша физкультминутка необычная. Встаньте из-за парт. Если я называют потребность, которую удовлетворяет природа, то поднимите руки вверх, а если я называю потребность, которую удовлетворяет общение, то похлопайте в ладоши. Итак, начали:

– Утренняя роса, запах тополя, дружба, птичье пение в лесу, любовь близких, дождь, забота и внимание, радость;

– Обувь (дети затрудняются с ответом)

 

2)Экономика.

– Ребята, а откуда берутся хлеб, сахар, одежда и обувь, дома и автомобили и многое другое, чего нет, и не может быть в природе?

– Всё это дает нам экономика. Давайте посмотрим видео-ролик на эту тему.

Просмотр видео-ролика слайд 7

– О какой науке идёт речь?

– Что значит экономика? (наука ведения домашнего хозяйства, бережливость)

– Какие главные отрасли экономики мы увидели? 

– Промышленность (фабрики, заводы, полезные ископаемые), строительство (здания, дома, строительство домов), сельское хозяйство (птицеводство, пшеничные поля, животноводство), транспорт(трактора, автомобили, поезда, самолёты, корабли), торговля (рынок, покупка продуктов)

– Связаны ли между собой все отрасли экономики? Как связаны промышленность и строительство? Транспорт и сельское хозяйство? То есть чтобы, например, доставить продукты в магазин нам потребуется транспорт. Какую потребность удовлетворит экономика? (в еде)

-Как вы думаете, какова же главная задача экономики? (На слайде добавить слово) (СЛАЙД 8)

● ГЛАВНАЯ ЗАДАЧА ЭКОНОМИКИ – УДОВЛЕТВОРЕНИЕ РАЗНЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ ЛЮДЕЙ. (прикрепляется на доску) 

– Чтобы удовлетворять потребности, люди производят различные товары и услуги.

– Как вы думаете, что такое товары? Что относится к товарам?

– Посмотрите как много ответов, как много мнений. Давайте убедимся, правильно ли вы ответили на вопрос. Откроем учебник на с.40 прочитаем 2 абзац сверху. 

Товары – это вещи, предметы, с помощью которых люди удовлетворяют свои потребности. К товарам относятся продукты питания, одежда, мебель, посуда, автомобили, дома и другое…Это то, что мы можем потрогать.

– А что такое услуги? Можете привести примеры?

– Посмотрите как много ответов, как много мнений. Давайте убедимся, правильно ли вы ответили на вопрос. Откроем учебник на с.40 прочитаем следующий абзац.

Услуги – это работа, которую люди выполняют, чтобы удовлетворить те или иные потребности других людей. Например, стрижка в парикмахерской, стирка в прачечной, ремонт автомобиля в мастерской, проведение экскурсии в музее.

– Можем ли потрогать услугу?

– В чём же отличие товара от услуги?

–  Запишите определения товаров и услуг в рабочую тетрадь.

– Что такое товар? Что такое услуги?

– Что записал Ваня? Катя?

Дидактическая игра

– А теперь, чтобы проверить, поняли ли вы, что такое товары и услуги, что к ним относится, снова поиграем в игру. Если я называю товар то поднимите руки вверх, если услуга – то похлопайте в ладоши.

  • Вы сходили в парикмахерскую, сделали причёску. УСЛУГА
  • Вы зашли в аптеку и купили  лекарство. ТОВАР
  • Ремонт машины в мастерской УСЛУГА
  • Вы купили книгу. ТОВАР
  •  Вы летите в самолёте. УСЛУГА
  • Вы купили автомобиль ТОВАР
  • Вы зашли в магазин и купили продукты. ТОВАР
  • Стирка белья в прачечной УСЛУГА

– Откроем с.25 в раб.тетради. Посмотрите, какое интересное задание придумал для нас папа Серёжи и Нади. Для выполнения задания нам понадобятся карандаши зелёного и красного цветов. Внимательно рассмотрите рисунки и отметьте красным цветом – товары, а зелёным – услуги. (3 мин)

-Обменяйтесь тетрадями с соседом по парте. Возьмите простой карандаш и над каждым рисунком, если он верный поставьте «+», если не верный «-».(на доске верные ответы СЛАЙДЫ 11-12)

-Аккуратно поставьте оценку своему соседу(критерии на доске СЛАЙД 13)

– Верните тетради друг другу. 

– А сейчас поработаем с доской и тетрадью. Попробуем соединить товар и услугу, составив из них пару. (СЛАЙД 14)

(1 ученик выходит называет и показывает указкой товар и услугу – по щелчку они соединяются стрелкой) – 5 учеников. Остальные работают в тетради.

 По порядку – итак, первое, что мы видим, это услуга. Какая?(пошив одежды) Какую пару подберём? (товар платье)

– Далее – услуга? Ремонт люстры, электричества. Товар? Люстра

– Следующее, смотрим, – ремонт телевизора. Товар? Телевизор

– Ремонт умывальника. Товар? Кран

– Ремонт обуви, или наоборот создание обуви. Товар? Сапоги.

– Итак, молодцы, ребята. Я вижу, что все разобрались, что такое товары, а что такое услуги.

-Любовь и внимание, дружба, одежда, продукты, вода и т.д.

Росу, родник, поля

– ПРИРОДА

– из природы

– радость, веселье, понимание, заботу, дружбу, любовь.

– нет

– потому что всё это мы получаем из общения с другими людьми

Работают в тетради

– Одежда, Обувь, Мебель,

Посуда, Автомобили,

-Ремонт  автомобилей,

Стрижка в парикмахерской,

Экскурсии в музеях,

Пошив одежды

4.Повторение – А теперь давайте обсудим несколько вопросов. Откройте уч. на с.40. «Обсудим», читаем 1 вопрос.(разбираем его по частям)

(Смотря по времени работаем либо фронтально, либо в группах. Делю класс на 5 групп, каждая обсуждает свою сферу экономики)

– Какие потребности людей удовлетворяются с помощью сельского хозяйства? (потребность в пище: мясо, молоко, одежде) 

Промышленности?(электроэнергия –свет, тепло, машины, приборы, игрушки)

Строительства?(дом, жильё, здания) 

Транспорта? (перевозка пассажиров, материалов) 

Торговли? (пища, одежда, обувь, книги.  Всё, что производится должно продаваться. Этим занимается торговля)

5.Итоги урока – Наш урок подходит к концу, но я хотела бы спросить у вас:

На слайде «Проверь себя». Коллективное обсуждение вопросов. СЛАЙД 15

  1. Что такое потребности людей?
  2. Какие потребности есть у каждого человека?
  3. Что такое товары?
  4. Что такое услуги?
  5. В чём заключается роль экономики в жизни человека? 

Отвечают на вопросы

(можно пользуясь учебником)

6.Рефлексия – Ребята, вы хорошо поработали на уроке. Спасибо вам за урок. Давайте похлопаем друг другу в ладоши.
7.Домашнее задание СЛАЙД 16

– Запишите домашнее задание уч.с.38-41, раб.т. с 23-25 №1,5,7