Автор: Сысоева Ирина Андреевна
учитель начальных классов Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение “Зендиковская средняя общеобразовательная школа”
Конспект урока окружающего мира на тему “Для чего нужна экономика?” (3 класс) + презентация к уроку
Класс: 3 «А»
УМК: «Школа России»
Предмет: История (Окружающий мир)
Тема урока: «Для чего нужна экономика?»
Тип урока: Открытие новых знаний
Оборудование; учебник “Окружающий мир” Плешаков, 3 класс, 2 часть, УМК «Школа России», стр. 38 – 41, рабочая тетрадь, стр.23 – 25, презентация, карточки с заданием.
Цель: определение роли экономики в жизни человека
Задачи:
Образовательные:
- Познакомить с понятиями «потребность», «товары», «услуги»
- Учить различать понятия «товары» и «услуги»
Воспитательные:
- Воспитывать трудолюбие, чувство взаимопомощи;
Развивающие:
- Развивать внимание, наблюдательность, умение рассуждать, анализировать, обобщать.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1.Орг.момент | -Здравствуйте, меня зовут Ирина Андреевна, и сегодня урок окружающего мира проведу у вас я.
Тихо девочки за парту сели, Тихо мальчики за парту сели, На меня все посмотрели. |
-Дети здороваются с учителем. |
2.Актуализация знаний | – Сейчас я прочитаю вам стихотворение и, мне кажется, что вы найдёте в нём много новых и интересных слов.
Экономику – науку – Не придумаешь от скуки. Чтобы лучше понимать, Как хозяйством управлять, Нам нужны ее ученья Для дальнейшего уменья. А потребности у нас Всё растут из класса в класс. И товарооборот Всё растет из года в год. Но ресурсы иногда Ограничены бывают И возможности не все Перед нами открывают. Мы настроились серьезно С экономикой дружить, Чтобы в будущем достойно Нашей Родине служить.
– Какие новые слова вы услышали? Что вас заинтересовало? – О какой науке идёт речь в этом стихотворении? – А вы знаете о ней? – А нужна ли нам в жизни экономика?
– Как вы думаете, какая тема сегодняшнего урока? (на доске) – И главной целью нашего урока будет «Определить, для чего нужна экономика» (карточка на доске) -Ребята, а теперь давайте поиграем в игру, которая называется «Найди лишнее слово». (СЛАЙД 2 – 5) -Итак, давайте прочитаем первую строчку и выберем лишнее слово. -Прочитаем вторую строчку. Прочитаем третью строчку. Потребность, солнце, ветер, воздух Удача, везение, товар, успех Здоровье, гигиена, физкультура, услуги -Сегодня на уроке мы с вами и познакомимся с этими понятиями. |
– об экономике
-Экономика, хозяйство, товарооборот, потребности, ресурсы. -об экономике – для чего нужна экономика Ответы детей |
3.Открытие новых знаний
6 мин |
1)Потребности.
– Как вы понимаете слово «потребности»? – Можно ли сказать, что потребность – это нужда в чём-либо? – Прочитайте на слайде, что такое потребности.(на слайде определение)
– Скажите, а какие потребности есть у каждого человека? – Посмотрите, как много мнений, ответов. Давайте убедимся, правильно ли вы ответили на вопрос. Для этого откроем учебник на с.39 и прочитаем первый абзац. (1-2 ученика) «Для счастливой жизни каждому из нас необходимо видеть красивое вокруг себя – в природе, в своём доме и в городе. А ещё, нам нужны любовь и внимание близких людей, да и самим необходимо кого-то любить и о ком-то заботиться. Нам нужны друзья, с которыми можно интересно проводить время и которые помогут в трудную минуту. -У каждого человека есть потребности в воде, в воздухе, в еде, в одежде и обуви, в жилище, в транспорте, в образовании, медицинском обслуживании.»
– Верно ли мы ответили на вопрос? Молодцы. – Все потребности, ребята, делятся на группы. А вот на какие, мы узнаем прочитав стихотворение В.Орлова в рабочей тетради. Открываем раб.т. на с.23 №3. Чего нельзя купить? В.Орлов Я с утра брожу босой, Весь обрызганный росой, С птицей, возле тополька, Воду пью из родника. Где-то дома, у метро, Пепси-кола и ситро, Карусели, зоосад, Всюду вывески висят. Если деньги накопить, Можно многое купить – Дом, одежду и завод, Самолёт и пароход. Но нельзя купить росу, Птичье пение в лесу. И не спрятать в кошелёк родничок и тополёк. – Ребята, так что же нельзя купить? Как можно всё это назвать одним словом? – Верно, многое нам даёт природа. Главное, она даёт нам воздух, воду, тепло, свет. Значит, откуда берётся всё для удовлетворения потребностей? – Ребята, а ещё потребности удовлетворяются с помощью общения. Как вы думаете, что мы получаем, общаясь с другими людьми? – А можно ли купить дружбу, любовь, заботу? Почему? (Откуда мы получаем дружбу, любовь? – из общения с другими людьми) – Допишите на строчках снизу в раб.тетради, что же мы не можем купить. Приводите примеры и из природы, и из общения. Проверка: Опросить 3-5 учеников – Молодцы, ребята. А теперь запишем в задание №2 5- 7 своих потребностей. – А теперь подчеркните карандашом 3 те, которые вы считаете самыми главными. Объясните почему. Проверка: по поднятой руке опросить 3-4 ученика. ФИЗМИНУТКА – Наша физкультминутка необычная. Встаньте из-за парт. Если я называют потребность, которую удовлетворяет природа, то поднимите руки вверх, а если я называю потребность, которую удовлетворяет общение, то похлопайте в ладоши. Итак, начали: – Утренняя роса, запах тополя, дружба, птичье пение в лесу, любовь близких, дождь, забота и внимание, радость; – Обувь (дети затрудняются с ответом)
2)Экономика. – Ребята, а откуда берутся хлеб, сахар, одежда и обувь, дома и автомобили и многое другое, чего нет, и не может быть в природе? – Всё это дает нам экономика. Давайте посмотрим видео-ролик на эту тему. Просмотр видео-ролика слайд 7 – О какой науке идёт речь? – Что значит экономика? (наука ведения домашнего хозяйства, бережливость) – Какие главные отрасли экономики мы увидели? – Промышленность (фабрики, заводы, полезные ископаемые), строительство (здания, дома, строительство домов), сельское хозяйство (птицеводство, пшеничные поля, животноводство), транспорт(трактора, автомобили, поезда, самолёты, корабли), торговля (рынок, покупка продуктов) – Связаны ли между собой все отрасли экономики? Как связаны промышленность и строительство? Транспорт и сельское хозяйство? То есть чтобы, например, доставить продукты в магазин нам потребуется транспорт. Какую потребность удовлетворит экономика? (в еде) -Как вы думаете, какова же главная задача экономики? (На слайде добавить слово) (СЛАЙД 8) ● ГЛАВНАЯ ЗАДАЧА ЭКОНОМИКИ – УДОВЛЕТВОРЕНИЕ РАЗНЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ ЛЮДЕЙ. (прикрепляется на доску) – Чтобы удовлетворять потребности, люди производят различные товары и услуги. – Как вы думаете, что такое товары? Что относится к товарам? – Посмотрите как много ответов, как много мнений. Давайте убедимся, правильно ли вы ответили на вопрос. Откроем учебник на с.40 прочитаем 2 абзац сверху. Товары – это вещи, предметы, с помощью которых люди удовлетворяют свои потребности. К товарам относятся продукты питания, одежда, мебель, посуда, автомобили, дома и другое…Это то, что мы можем потрогать. – А что такое услуги? Можете привести примеры? – Посмотрите как много ответов, как много мнений. Давайте убедимся, правильно ли вы ответили на вопрос. Откроем учебник на с.40 прочитаем следующий абзац. Услуги – это работа, которую люди выполняют, чтобы удовлетворить те или иные потребности других людей. Например, стрижка в парикмахерской, стирка в прачечной, ремонт автомобиля в мастерской, проведение экскурсии в музее. – Можем ли потрогать услугу? – В чём же отличие товара от услуги? – Запишите определения товаров и услуг в рабочую тетрадь. – Что такое товар? Что такое услуги? – Что записал Ваня? Катя? Дидактическая игра – А теперь, чтобы проверить, поняли ли вы, что такое товары и услуги, что к ним относится, снова поиграем в игру. Если я называю товар то поднимите руки вверх, если услуга – то похлопайте в ладоши.
– Откроем с.25 в раб.тетради. Посмотрите, какое интересное задание придумал для нас папа Серёжи и Нади. Для выполнения задания нам понадобятся карандаши зелёного и красного цветов. Внимательно рассмотрите рисунки и отметьте красным цветом – товары, а зелёным – услуги. (3 мин) -Обменяйтесь тетрадями с соседом по парте. Возьмите простой карандаш и над каждым рисунком, если он верный поставьте «+», если не верный «-».(на доске верные ответы СЛАЙДЫ 11-12) -Аккуратно поставьте оценку своему соседу(критерии на доске СЛАЙД 13) – Верните тетради друг другу. – А сейчас поработаем с доской и тетрадью. Попробуем соединить товар и услугу, составив из них пару. (СЛАЙД 14) (1 ученик выходит называет и показывает указкой товар и услугу – по щелчку они соединяются стрелкой) – 5 учеников. Остальные работают в тетради. По порядку – итак, первое, что мы видим, это услуга. Какая?(пошив одежды) Какую пару подберём? (товар платье) – Далее – услуга? Ремонт люстры, электричества. Товар? Люстра – Следующее, смотрим, – ремонт телевизора. Товар? Телевизор – Ремонт умывальника. Товар? Кран – Ремонт обуви, или наоборот создание обуви. Товар? Сапоги. – Итак, молодцы, ребята. Я вижу, что все разобрались, что такое товары, а что такое услуги. |
-Любовь и внимание, дружба, одежда, продукты, вода и т.д. Росу, родник, поля – ПРИРОДА – из природы – радость, веселье, понимание, заботу, дружбу, любовь. – нет – потому что всё это мы получаем из общения с другими людьми Работают в тетради – Одежда, Обувь, Мебель, Посуда, Автомобили, -Ремонт автомобилей, Стрижка в парикмахерской, Экскурсии в музеях, Пошив одежды |
4.Повторение | – А теперь давайте обсудим несколько вопросов. Откройте уч. на с.40. «Обсудим», читаем 1 вопрос.(разбираем его по частям)
(Смотря по времени работаем либо фронтально, либо в группах. Делю класс на 5 групп, каждая обсуждает свою сферу экономики) – Какие потребности людей удовлетворяются с помощью сельского хозяйства? (потребность в пище: мясо, молоко, одежде) Промышленности?(электроэнергия –свет, тепло, машины, приборы, игрушки) Строительства?(дом, жильё, здания) Транспорта? (перевозка пассажиров, материалов) Торговли? (пища, одежда, обувь, книги. Всё, что производится должно продаваться. Этим занимается торговля) |
|
5.Итоги урока | – Наш урок подходит к концу, но я хотела бы спросить у вас:
На слайде «Проверь себя». Коллективное обсуждение вопросов. СЛАЙД 15
|
Отвечают на вопросы (можно пользуясь учебником) |
6.Рефлексия | – Ребята, вы хорошо поработали на уроке. Спасибо вам за урок. Давайте похлопаем друг другу в ладоши. | |
7.Домашнее задание | СЛАЙД 16
– Запишите домашнее задание уч.с.38-41, раб.т. с 23-25 №1,5,7 |