автор: Сугробова Татьяна Михайловна
воспитатель
Детский сад им Преподобного Варнавы Гефсиманского. г Выкса
НОД «День Науки в подготовительной группе
Открытое занятие в подготовительной группе «День Науки»
Цель: Познакомить детей с днем Науки, с деятельностью ученых.
Обучающие задачи:
Продолжать формировать у дошкольников представления о науке, ученых, опытах и экспериментах.
Развивающие задачи:
Развивать у детей познавательную активность, любознательность, стремление к самостоятельному познанию и размышлению.
Воспитывающие задачи:
Воспитывать интерес к познанию окружающего мира, к профессии ученого
- формирование доброжелательного отношения к людям и заботы к окружающей природе как Божиему сотворению;
- формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному и научному наследию своего народа;
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Используемые технологии: Технология исследовательской деятельности;
здоровьесберегающие технологии: физминутка, гимнастика для глаз.
Словарная работа: наука, ученый, эксперимент, опыт, лаборатория.
Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций в книгах познавательного содержания, энциклопедиях; дидактическая игра «Кому, что нужно?»; подвижная игра «Живая неделя».
Оборудование: ноутбук, проектор, интерактивная доска.
Демонстрационный материал: Мультимедийная презентация « Сотворение мира», «Великие умы России»;
Раздаточный материал:. набор инструментов для эксперимента (стаканы, пипетки, набор материала для опыта.
Индивидуальная работа: Помощь в правильном построении предложений, при построении высказываний.
Методы и приемы:
Словесные: беседа, художественное слово, уточнение, вопросы, рассказ воспитателя, логические рассуждения.
Наглядные: просмотр презентации.
Практические: игра (словесная, дидактическая, ролевая), метод сотрудничества, исследования и анализа, поощрение, обратная связь.
Ход образовательной деятельности
- Вводная часть:
Воспитатель:
Всё, что есть на белом свете,
На моей родной планете,
Под землей, на небесах:
Море, ветер в парусах,
Человека, стрекозу,
Волка, зайца и козу,
Кошку, мышку и слона,
Тлю, что даже не видна…
Нет – всего не перечесть!
Всё-всё-всё, что только есть, –
Даже камни вдоль дорог-
Сотворил Господь наш Бог!
Ребята, а вы помните дни сотворения мира? Давайте поиграем, я буду загадывать загадки, а вы называть правильный ответ. Готовы? Все готовы? И так, слушаем внимательно!
День1 Во мраке Божий Дух носился,
Кругом был хаос, темнота.
Из вечной тьмы пришел рассвет,
Дайте правильный ответ. Бог сказал: «Да будет свет!»
Как приятно жить при свете! Это время любят дети.
Бегать, прыгать им не лень, А зовётся это день.
Вот земля покрылась тьмой, Люди все спешат домой
И работать им не в мочь. Вот пришла на землю ночь .
День 2 Сотворил Бог в день второй
Свод небесный, голубой.
День 3 В третий день Отец небесный
Твердь земную сотворил,
Ароматными плодами,
Зелень яркими коврами
Расстилается кругом.
Все в садах, цветах, деревьях –
Это наш с тобою дом!
Если мы не будем пить,
То не сможем долго жить
Нам нужна она всегда.
Бог назвал её вода.
Как прекрасен вид земли! Ведь на ней произросли
И трава, и все цветы, И деревья, и кусты.
День 4 На небесной тверди вдруг
Засияло все вокруг.
Кто же раньше всех встаёт,
Всем нам свет, тепло даёт?
Светит и в твоё оконце.
Назовём мы это солнце.
Солнце скрылось за холмом,
Дети все объяты сном.
Но не столь уж ночь темна,
Потому что есть луна.
Всемогущий Господь Бог
В небе звездочки зажег.
День 5
Вот и пятый день настал И тогда Господь сказал:
«Пусть в любое время года
Не безмолвствует природа,
А поёт и веселится;
Полетят по небу птицы!»
Вот вода в реке и в море,
В виде льда и снежных глыб,
И живёт в её просторе
Много-много разных рыб.
Сотворил Господь в день пятый
Рыб и птиц для нас с тобой.
День 6 Что создал Бог в день шестой?
– Всех зверей. И мир земной,
Озаренный ярким светом,
Поразил своей красой…
Продолжая свято дело,
Бог создал Адама с Евой.
Их Господь благословил,
В сад Эдемский поселил,
И изрек слова Творец:
– Человек всему венец!
Воспитатель: Ребята, мы знаем, у каждого человека есть свое имя, есть название у каждого предмета и времени года. Есть названия и у дней недели. Кроме дней недели бывают такие: День матери, День Победы, День России, День защитника Отечества, День знаний… (Дети называют), мы с вами тоже устраиваем разные дни – добрых дел, хорошего настроения, мыльных пузырей.
Воспитатель: А 8 февраля Россия отмечает – День науки.
В этот день говорят об ученых, о том, что они сделали, о важности их открытий для нас с вами, для страны и для всего человечества в целом.
Наука – это деятельность человека, это познание чего-то нового.
Человек, который занимается наукой, он все изучает, занимается разными исследованиями, наблюдениями.
Люди, которые занимаются наукой, называются учеными.
Ученый – это такая профессия. Выбор профессии – дело непростое и очень ответственное. Ведь выбирая её, человек выбирает дело на всю жизнь. Все профессии важны! Каждый человек делает свое дело.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА «Профессии»
Много профессий на свете у нас! (Руки на поясе – повороты туловища вправо-влево)
О них поговорим сейчас: (Развести руки в стороны)
Вот швея рубашки шьет, (Движения воображаемой иглой)
Повар варит нам компот, (Мешаем поварешкой)
Самолет ведет пилот – (Руки – в стороны)
На посадку и на взлет. (Опускают их вниз, поднимают вверх)
Доктор ставит нам уколы (Скрестить пальцы над головой,движения: ладонь – кулак)
И охранник есть у школы. (Руки – согнуты в локтях, силовой жест)
Каменщик кладет кирпич, (Попеременно кладет кисти рук одна на другую сверху – вниз.)
А охотник ловит дичь (Делают бинокль из пальчиков)
Есть учитель, есть кузнец, (Загибают пальцы, перечисляя профессии)
Балерина и певец, чтоб профессии иметь, (Разгибаем пальцы)
Надо много знать, уметь (Повороты кистями – тыльная сторона ладошки)
Хорошо дружок учись! (Погрозить пальчиком)
И, конечно, не ленись! (Отрицательное движение указательным пальцем)
- Основная часть:
Воспитатель: – Какие профессии вы знаете? (Ответы детей)
Воспитатель предлагает поиграть в игру «Кто, что делает?»
Учитель – учит детей;
врач лечит людей;
повар готовит еду;
водитель – водит автомобиль, автобус;
воспитатель – воспитывает детей;
рыбак – ловит рыбу;
парикмахер – стрижет и делает разные прически;
продавец – продает продукты и разные товары.
Воспитатель:– Чем занимаются ученые? (Ответы детей). Правильно, ученые занимаются наукой. Ученый – очень важная профессия, без нее люди не умели бы лечить, не знали бы, что такое космос и планеты, даже не знали бы, как называются растения.
Просмотр презентации «Великие умы России»
(Педагог знакомит детей с учеными: М. Ломоносов, С. Ковалевская, К. Циолковский, Д. Менделеев, Лука Войно-Ясенецкий)
Гимнастика для глаз:
«Глазкам нужно отдохнуть»(Ребята закрывают глаза)
«Нужно глубоко вздохнуть»(Глубокий вдох. Глаза все так же закрыты)
«Глаза по кругу побегут»(Глаза открыты. Движение зрачком по кругу по часовой и против часовой стрелки)
«Много-много раз моргнут»(Частое моргание глазами)
«Глазкам стало хорошо»(Легкое касание кончиками пальцев закрытых глаз)
«Увидят мои глазки все!»(Глаза распахнуты. На лице широкая улыбка)
Рассказ воспитателя «В мире науки»
Ученый много знает, может многое объяснить, потому что постоянно занимается, много читает, много наблюдает.
Наука о числах – это математика, а занимаются нею – математики;
наука о веществах – химия, а ученые – …химики;
наука, которая изучает движение – физика, ученые…физики; наука, которая изучает живые организмы – биология, а ученые…биологи.
Есть науки, которые изучают и получают знания о громе и скорости ветра, о грибах, о Вселенной, о вулканах, об украшениях, здоровье, транспорте, питании, умении правильно разговаривать.
Ученый может быть инженером или историком, врачом или физиком. Конструкторы – это ученые занимаются строением ракет и самолетов, подводных лодок и других сложных механизмов. Есть ученые учителя, есть ученые строители, военные, писатели, есть те, которые занимаются рекламой, роботами.
Ученые работают в лабораториях, проводят исследования, опыты, составляют библиотеки, составляют книги энциклопедии, и обо всем можно прочитать.
Воспитатель:(Педагог приглашает детей в лабораторию. Предлагает надетть детям одноразовые шапочки на голову и обращается к детям)
-Дети, сегодня предлагаю стать вам учеными и приглашаю вас в лабораторию, где мы проведем эксперимент .
Эксперимент «Перевернутый стакан»
ОПЫТ С ДЕТЬМИ ЦВЕТНОЕ МОЛОКО
- Подведение итогов НОД:
Воспитатель:
– Ребята, что мы можем сказать об ученых, они какие? (Ответы детей, внимательные, терпеливые, трудолюбивые, ответственные, мудрые, образованные).
– Что такое наука? (Ответы детей)
– Зачемнужно проводить эксперименты? (Ответы детей)
– Что вам больше всего понравилось на занятии? (Ответы детей)
– Что показалось вам трудным? (Ответы детей)
– Благодарю вас за сотрудничество. Вы теперь знаете, кто такой ученый, что такое наука. Теперь возвращаемся в группу из лаборатории.