Всероссийские профессиональные конкурсы педагогических работников

Организатор включен в Перечень Минпросвещения России

автор: Стручкова Светлана Иннокентьевна

воспитатель ДОУ МБДОУ «Табалахский детский сад»

Консультация для родителей Трудовое воспитание детей дошкольного возраста

                                                                                                               Рекомендация для родителей

Трудовое воспитание в семье

                                                                                 Возможность труда и любовь к нему – лучшее

                                                                                 наследство, которое может оставить своим

                                                                                 детям и бедный, и богач.

                                                                                                                                       К.Д.Ушинский

         С древнейших времен труд является важнейшим источником воспитания детей. В настоящее время его значение для развития ребенка сильно недооценивается. Множество родителей стремятся на время оградить свое чадо от трудовых поручений. Они считают, что трудолюбие является достоянием зрелого возраста, когда человек уже выбрал свой жизненный путь. В таких случаях нередко слышишь фразу: ,,Еще успеет наработаться, пусть пока жизни радутся!,,. Но это утверждение ошибочно, поскольку именно в детстве складывается отношение к трудовой деятельности, восприятие себя в труде и основные трудовые навыки, которыми независимо от желания или нежелания ребенка он должен овладеть. Кроие того, в процессе труда формируется жизненно необходимые качества личности, такие как выносливость, терпение, способность доводить начатое до конца, преодолевать трудности и добиться успеха. И дело не только в труде как таковом. Если научить ребенка не механически воспроизводить какие – то действия, а работать сознательно, труд побуждает его проявить инициативу, смекалку, изобретательность – все то, что относится к категории творческих возможностей личности. На первый взгляд постое поручение, допустим, починить какую – то свою игрушку, приводит ребенка к активному поиску как это сделать. Он задумывается, задает вопросы, пробует, экспериментирует. При этом активно работает его мысль, развиваются воображение, память, внимание.

Таким образом, подчеркивая неоценимое значение труда для всестороннего развития личности ребенка, педлагаю вашему вниманию, следующие рекомендации по рудовому воспитанию в семье.

  1. Отношение ребенка к трудув наибольшей степени зависит от родителей, от их личного примера. Если родители само не очень трудолюбивые люди и постоянно ругаются между собой только из – за того, кто сегодня должен готовить, убирать и стирать, то и приучить маленького ребенка к труду невозможно, так как все ровно с возрастом он будет копировать поведение взрослых. Поэтому сами родители должны браться за любую работу с желанием, старанием и ответственностью, являясь для детей хорошим примером.
  2. Приучать ребенка к труду необходимо как можно раньше, начиная с элементарной уборки игрушек. Детям не очень нравится такое занятие, поэтому лучше делать это в первое время вместе. Для того чтобы ребенок знал, как и куда убирать игрушки, в детской комнате должен быть порядок. Для книг отдельная полка, для машин свой гараж, а для других игрушек коробка.
  3. Чем старше становится ребенок, тем более возрастает его потребность делать что – либо самостоятельно. Многие хотят самостоятельно застелить постель, одеться, мыть посуду или постирать свою одежду. Даже если грязи после ,,уборки,, стало больше , а жир только размазался по посуде после мытья – неоценима велика польза, который получает юный помощник. Это и привитие навыков самообслуживания, и проявление трудовой инициативы, и познание окружающей действительности. Поощряйте любое проявлениесамостоятельности и желание помочь взрослым, а также имейте запасе дела, которые будут по силам вашему малышу. Не торопитесь подгонять ребенка, умейте ждать, пока он завершит работу сам.
  4. После любого, пусть даже незначительного поручения, не забывайте хвалить ребенка, и подчеркивать его неоценимый вклад в общее дело. Выполняя те или иные трудовые задания, он должен видеть результат, осознавать его, и естественно за это получать вознаграждения. Но не торопитесь давать ребенку конфетку или покупать дорогостоющую игрушку, а просто похвалите, приласкайте, укажите, что без его участия все было бы намного хуже! (“Ты такой молодец, что вытер пыль, теперь у нас в доме стало чисто, бабушка не будет чихать, а мы сможем быстро закончить уборку и пойти на детскую площадку,,) – этобудет самая лучшая награда помощнику.
  5. Не стоит забывать, что если ребенок будет выполнять поручения “по указке”, без радости – это не принесет положительного результата. Главное научить его радоваться труду так, как чему – нибудь приятному, чтобы работа не привратилась в какое – то обязательное, угнетающее неинтересное занятие. Поэтому если трудовые поручения строятся лишь на распоряжениях: “Подай!”, “Подержи!”, “Вытри!”, то это отбивает у ребенка всякую охоту  трудиться. Больше всего радости ребенок получает от совместного труда. Это значит, взрослый, скажем, столярничая,должен не только просить принести какой – либо инструмент, но и научить, как им пользоваться, какие правила безопасности соблюдать, дать попробовать в деле. Как вариант, можно обычную уборку доме провести в форме занимательной игры (“давай посмотрим – кто из нас быстрее – я мою посуду или ты собираешь игрушку”! или “давай я буду поваром, а ты моим помощником-поваренком”). Так повседневные дела сразу превратятся  в интереснейшие занятия и принесуь несомненную радость всем участникам процесса.
  6. Со временем желательно чтобы у ребенка появились каждодневные обязанности по дому.например,кормить рыбок, поливать цветы, мыть ботинки и т.д. Это не только воспитает в нем чувство ответственности, но и немного облегчит труд взрослых. Участие в хозяйственно – бытовом труде позволяет ребенку реально ощутить свою причастность к заботам семьи, почувствовать себя семейного коллектива. Однако перекладывать свою домашнюю работу на ребенка тоже не следует. Его обязанности должны быть посильными, не должны занимать много времени, чтоб не препятствовать его основному виду деятельности – игре.
  7. Все трудовые поручения следует давать, объясняя, что, за чем, и почему делается. Ведь если ребенок не будет знать зачем ему выполнять те или иные задания и какой результат должен быть достигнут, у него не сформируется представение о необходимости этих действий. Поэтому всегда нужно объяснять для чего мы трудимся. Например “если ты сегодня не помоешь свои ботинки, завтра в сад пойдешь в грязных, и будешь выглядеть очень неаккуратно!”. Или “если мы не польем цветы – они завянут, и у нас в доме больше не будет таких красивых растений!”.
  8. По мере усложнения трудовых поручений следут всегда объяснять и показывать, как добиться лучших результатов. Ведь элементарное умение выжимать тряпку – не дается само по себе, ему нужно учить и научаться! Не забывайте, что мы все люди разные, и поэтому одному достаточно объяснить, а другому нужно показать и не один раз. Не теряйте чувство самообладания, все – таки Вы старше и мудрее!
  9. Нужно добиваться, чтобы ребенок выполнил работу до конца, и проверять его качество. Никогда не доделывайте за ребенка начатое им дело, иначе со временем он начнет укланяться о выполнения трудовых поручений, зная, что это всегда могут сделать взрослые.

 

         Таким образом, выполняя эти несложные рекомендации, возможно, вы добьетесь положительных результатов в трудовом воспитании детей, и сделаете вашу семейную жизнь ярче!

 

                                                                                                                                       С.И.Стручкова