Автор: Строкина Наталья Николаевна

Педагог – организатор МБУ ДО физкультурно – спортивной направленности “Озёры”

“Педагог – организатор в современных условиях в учреждении дополнительного образования”.

Педагог – организатор в современных условиях в учреждении дополнительного образования

 

          Составил:

                                                                          педагог – организатор МБУ ДО ФСН «Озёры»

                                                Строкина Наталья Николаевна.

Деятельность организатора – это всегда большая ответственность. Особенно если ты педагог. Это значит, что работа предстоит с детьми. Какой бы ни была деятельность учреждений специалиста – технической, художественной, туристско-краеведческой или спортивной – главное, что должен помнить педагог-организатор – это ответственность за жизнь и здоровье обучающихся. 

В соответствии с нормативными документами в Российской Федерации воспитательная сущность деятельности и профессиональная миссия педагога-организатора заключаются в регулировании воспитательного процесса через создание условий для максимального самовыражения учащихся, удовлетворения их социальных потребностей, самореализации внутренних ресурсов, поддержания инициативы, побуждения к самовоспитанию, организации досуга, внеурочной жизнедеятельности, а также для предупреждения и профилактики правонарушений среди несовершеннолетних.

Когда мы говорим «педагог-организатор», многим представляется, что называется, и швец, и жнец, и на дуде игрец – словом, этакий массовик-затейник. Насколько это соответствует действительности и в чем на самом деле заключается работа педагога-организатора в дополнительном образовании?

Ключевая обязанность педагога-организатора дополнительного образования – подготовка и проведение массовых развивающих, просветительских, досуговых мероприятий. Все остальное – закономерное приложение к этой работе. Также в работе педагога-организатора есть несколько функций:

Итак, воспитательная функция, реализуемая педагогом-организатором, обеспечивает:

– целенаправленное педагогическое влияние на личностное становление детей;

– создание условий для достижения эффективных результатов в воспитательной деятельности;

– приобщение к духовным, нравственным и культурным ценностям;

– полноценное использование воспитательного потенциала среды;

– стимулирование самовоспитания, самообразования и саморазвития воспитанников.

Организационно-управленческая функция предоставляет педагогу-организатору возможности:

– стать организатором моделирования, проектирования, планирования, реализации и анализа воспитательной деятельности;

– определять способы организации воспитательной работы, внеурочной жизнедеятельности, самоуправления воспитанников и пути достижения воспитательных целей;

– осуществлять взаимодействие с необходимыми социальными институтами, учреждениями и организациями, привлекать к совместной деятельности всех субъектов воспитательного процесса и квалифицированных специалистов;

– содействовать образованию детских объединений, секций и помогать им в реализации своих целей.

Методическая функция педагога-организатора предполагает разработку календарных планов на год – в них входят мероприятия отдельных объединений, всего учреждения, и участие в городских событиях; анализ результатов досуговой деятельности; подготовка документов и сценариев, нужные для организации каждого мероприятия; участие вместе с методистом в организации методической работы педагогов, содействует повышению их квалификации.

Досуговая функция заключается в планировании массовых мероприятий – от праздников до конкурсов, олимпиад, выставок; вовлечение в подготовку и проведение массовых событий всех участников образовательного процесса – педагогов.

Длительная досуговая функция – в нее включаются все мероприятия, которые входят в систему воспитательной работы на год или даже на несколько лет. 

Важной особенностью деятельности педагога-организатора является обеспечение детей возможностью участия в разнообразных видах деятельности, которые соответствуют их интересам и склонностям, а также предоставление им социальных и моральных гарантий на развитие задатков, способностей, талантов, дарований.

Не менее важным специфическим направлением в работе педагога-организатора является защита личной ценности и достоинства учащихся, ограждение их от авторитаризма, унижений и оскорблений. Педагог-организатор создает в учреждении благоприятную и комфортную для ребенка атмосферу, отслеживает, чтобы права детей соответствовали их обязанностям, а практическая роль соответствовала его статусу.

Педагог-организатор в современных условиях должен уметь грамотно проектировать, моделировать, прогнозировать и планировать воспитательную деятельность с воспитанниками. Учитывать в своей работе воспитательный потенциал среды, самостоятельно искать пути взаимодействия с разными социальными институтами, привлекать широкий круг людей, заинтересованных в эффективных результатах воспитания подрастающего поколения, интегрировать воспитательные воздействия в социальной системе, а также адекватно оценивать и анализировать результаты воспитательной деятельности.