Всероссийские профессиональные конкурсы педагогических работников

Организатор включен в Перечень Минпросвещения России

Автор: Стрельцова Елена Анатольевна

Учитель-логопед ГБДОУ ЛНР “Северодонецкий ясли-сад №38»

Использование инновационных технологий в коррекционной работе с детьми с ТНР

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ  «СЕВЕРОДОНЕЦКИЙ ЯСЛИ-САД КОМБИННИРОВАННОГО ВИДА № 38»      

Возможности информационно-коммуникационных технологий для социализации детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).  

 

                                                                          Автор статьи:

                                                                          Стрельцова Елена Анатольевна,

                                                                          учитель-логопед

                                                                          высшей квалификационной

                                                                          категории

г. Северодонецк 2024

 

        Использование ИКТ  в работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗ.

      

      Своевременное овладение правильной речью имеет огромное значение для формирования полноценной личности ребёнка и его успешного обучения в школе.

      Однако, в последние годы отмечается увеличение числа детей с речевыми 

нарушениями, в частности с общим недоразвитием речи. Важное место при устранении нарушений речи, как основной формой коррекционного обучения занимают логопедические занятия, способствующие постепенному развитию всех компонентов речи и подготовке к школе.

      Формирование правильной речи требует регулярных, последовательных занятий, которые позволяют сформировать у ребёнка определенный динамический стереотип. Речевой материал требует многократного повторения и для успешной коррекционной работы необходимо, чтобы эти занятия были интересными и разнообразными.

      Очень часто владения методикой коррекции речи и желания логопеда недостаточно для положительной динамики речевого развития детей.

Ребёнок  часто не хочет заниматься, быстро утомляется. 

      И поэтому, в настоящее время одной из основных задач логопеда является поиск и разработка новых, более эффективных методов и приёмов работы с детьми с тяжёлыми нарушениями речи (ТНР). Чтобы заинтересовать детей, сделать обучение осознанным и эффективным, нужны нестандартные подходы, индивидуальные программы развития, инновационные технологии.

      Одним из таких инноваций являются информационно-коммуникативные технологии (ИКТ). Применение ИКТ позволяет сделать коррекционную работу привлекательной и по-настоящему современной, а также решать познавательные и творческие задачи с опорой на наглядность, с учётом возраста, индивидуальных особенностей и образовательных потребностей каждого ребёнка с ОВЗ.

     Работа с ИКТ в группах компенсирующей направленности дошкольного учреждения должна внедряться педагогами, которые компетентны в вопросах специального образования, имеют достаточный уровень информационной грамотности, возможности адаптировать или самим создавать обучающие электронные материалы для достижения педагогических целей, а главное, чтобы  яркие красочные компьютерные образы, не смогли «затмить» эффекта образовательной и коррекционно-развивающей работы.

       ИКТ  для работы с детьми с ТНР используются по все направлениям    

  коррекционной работы:

       – проведение диагностики;

       – артикуляционной гимнастики;

       – формирования просодической стороны речи;

       – развития речевого дыхания;

       – проведения гимнастики для глаз;

       – автоматизации поставленных звуков в слогах, словах, предложениях и         

         связной речи;

      –  дифференциации акустически близких звуков;

      –  развития фонематических представлений;

      –  формирование навыков звукового анализа и синтеза, овладение     

         элементами грамоты;

      –  развития навыков словообразования и словоизменения;

      –  развитие связной речи и познавательных способностей и т.д.

      –  проведение физминуток.

      Работа учителя-логопеда начинается с диагностики всех компонентов речи. Обследование с использованием электронной версии альбома имеет множество преимуществ и облегчает работу педагога, при этом время на диагностику значительно сокращается и позволяет в рамках одного задания обследовать несколько категорий речевых единиц. Учитель-логопед может проводить как полное обследование, так и частичное. Электронная версия позволяет более мобильно выбирать речевой, наглядно-дидактический материал для обследования, включать в него необходимые разделы, проводить экспресс-диагностику.

       Использование ИКТ при диагностики вносит элемент заинтересованности, реализует игровые моменты, позволяет длительное время удерживать внимание и интерес детей  за счёт реалистичности, динамичности изображения, использования анимационных образов.

       Правильно подобранные компьютерные игры в работе с детьми с ОВЗ можно условно разделить на следующие группы:

      – развивающие компьютерные игры (способствующие формированию интеллектуальных способностей, а также памяти, внимания, мышления детей);

     – обучающие компьютерные игры (знакомят ребёнка с основами математических знаний, основами классификации, с представлением об окружающем мире);

     – игры-забавы (игры без заданий для развития, игры-развлечения, 

а также игры- исследования, направленные на поиск решения определенных 

задач);

    – диагностические компьютерные игры (помогают определить уровень знаний, способностей детей и выявить проблемы в их развитии).

      Занятия детей на компьютере имеют большое значение не только для развития интеллекта, но и для развития мелкой моторики. В любых играх самых простых и сложных детям необходимо учиться нажимать пальцами на определенные клавиши, что развивает мелкую моторику рук. Не зря бытует такое выражение «наша речь на кончиках наших пальцев». Учёные отмечают, что чем больше мы делаем мелких и сложных движений пальцами, тем больше участков мозга включается в работу, это относится и к работе зрительного анализатора. Мозг ребёнка одновременно выполняет несколько видов деятельности: следит за изображением, отдаёт команды пальцам рук и при этом ещё и думает над заданием. Таким образом формируется зрительно-моторная координация. 

       В коррекционной работе с детьми с ТНР  используются мультимедийные презентации.

       Использование мультимедийных презентаций на занятиях в работе с детьми с ОВЗ считается наиболее эффективным в том случае, если педагог выступает не её дополнением, а ключевой фигурой между детьми информацией. Таким образом презентация будет успешной только тогда, когда достигнута главная её цель- донести до дошкольников полную информацию про объект презентации в доступной понятной  для детей форме.

        При создании презентаций необходимо пользоваться следующими принципами графических способов визуализации: 

      – Принцип лаконичности. Трудно обратить внимание на главные характеристики, если они окружены лишними визуальными раздражителями и отвлекают внимания от  восприятия главного.

      – Принцип обобщения и унификации. Символи, которые используются в презентации, обозначающие одни и те же объекты или явления, должны иметь общее графическое решение.

      – Принцип акцента на основных смысловых  элементах. Следует выделять  формой, цветом, размером в первую очередь главные предметы.

     –  Принцип структурности. Каждая автономная часть комплекса графических способов отображения информации должна иметь чёткую структуру, что легко запоминается и отображает характер каждого сообщениях[4].

    –  Принцип автономности. Части графического способа предоставления информации, что передают самостоятельные сообщения, следует отделить от других частей.

    –  Принцип использования стойких ассоциаций и стереотипов. При создании графических  способов предоставления информации должны учитываться стойкие ассоциации между символами, объектами и явлениями, которыми они обозначаются, а также стереотипные реакции на определенные символы и сигналы.

       Наиболее широкое применение в моей практике нашла компьютерная программа Power Point, которая позволяет создать презентации к индивидуальным, подгрупповым, фронтальным занятиям, консультациям с родителями, семинарам – практикумам с педагогами.

       При создании презентаций использую все возможности программы 

 Power Point: «эффекты анимации», «настройка действий», «макросы» и т.д.

С помощью этих электронных обучающих материалов:

      – у ребёнка развивается самостоятельность и самоконтроль;

      – выразительные образные картинки, фоны, анимации помогают ребёнку превратиться в партнёра виртуальных героев и выполнять игровые задания;

      – ребёнок сам, с помощью «волшебной мышки», приводит в движение  изображённые предметы, заставляет действовать, а сами герои приходят на помощь ребёнку при выполнении того или иного задания; 

     – обучение становится эмоционально красочным, привлекательным, вызывает у детей живой интерес, и является прекрасным наглядным пособием и демонстрационным материалом, что способствует высокой результативности коррекционных занятий и  поднимает мотивацию детей.

       Каждую презентацию можно использовать как фрагментарно, так и полностью, в зависимости от формы во время проведения фронтальных, подгрупповых занятий, а также в процессе индивидуальной работы.

       Презентации для логопедических занятий создаю в форме игр-путешествий, сказок, детективных историй, брейн-рингов и т. д.

       Во время  работы над формированием правильного звукопроизношения использую мультимедийные презентации на тему «Артикуляционная гимнастика», которая включает в себя специальные комплексы упражнений для групп звуков. На слайдах представлены картинки-символы артикуляционных упражнений, позиция органов артикуляции и их описание. Кроме слайдов с артикуляционными упражнениями предлагаются артикуляционные сказки с игровыми анимированными персонажами: «Весёлый Язычок», « Язычок в гостях у смешариков», «Язычок в гостях у сказочных героев». Наблюдая за действиями сказочных героев на экране, ребёнок повторяет необходимые артикуляционные упражнения, проявляет заинтересованность в многократном их  повторении и становится активным участником коррекционного процесса по развитию речевых навыков, в частности артикуляционной моторики.

        Работа по формированию фонематических представление начинается с развития слухового восприятия на неречевых звуках. Использую такие презентации: «Волшебный мир звуков», «Звуки моря», «Звуки леса», « Угадай музыкальный инструмент», «Чей звук?», «Далеко или близко», «Улиточка», «Пых». Для формирования фонематического слуха на материале речевых звуков предлагаю игру «Узнай сказочного героя по голосу». В этих презентациях демонстрируются не только определенные явления и предметы, но и воспроизводятся необходимые звуковые ассоциации.

      

      На этапе автоматизации:

    – предлагаю компьютерные игры для того, чтобы ребёнок как можно дольше произносил поставленный звук, слог с заданным звуком с изменением высоты, ритма, силы голоса: «Звуковая дорожка» (одновременно с движением героя ребенок произносит автоматизированный звук). Игра «Отстучи ритм» (ребёнок произносит слог с определённым звуком в соответствии с графической схемой, которая появляется на экране в виде капель дождя, снежинок, стрелок);

   – использую игры-презентации с анимированными героями и интерактивными компонентами ( ребёнок самостоятельно управляет действиями изображения, или они происходят автоматично при выполнении задания: картинка меняет цвет, блестит, пропадает или перемещается, цветок расцветает, фрагменты картинки складываются и т.д.).

      Использование презентаций особенно эффективно при работе над лексико-грамматическим строем речи, связной речью.

     Созданы мною авторские презентации с использование «живых» мнемотаблиц  по разным лексически темам, с использованием в них автоматизированного звука.

      Для развитие связной речи и воображения использую такие игры-презентаций, как «Загадочные животные», «Картинки – небылицы», «Что могло случится?».

     С помощью мультимедийных презентаций дети учатся решать несложные логические задачи, отгадывать ребусы, в которых картинка-отгадка появляется после правильной разгадки, знакомятся с многозначными словами, антонимами, синонимами, фразеологизмами, образными выражениями, сравнениями.

      Опираясь на комплексно-тематические принципы построения образовательного процесса мною была создана система занятий с использованием мультимедийных презентаций по лексическим темам перспективного планирования: «Волшебница осень», «Краски осенних месяцев; сентябрь, октябрь, ноябрь», «Урожай», «Дары леса», «Удивительные явления природы», «Зоопарк», «Ах, ты зимушка-зима», «У каждого дела запах особый» (мир профессий), «Морские обитатели», «Цирк», «Первоцветы», «Транспорт», «Умные машины» и т.д. Они дают возможность дошкольникам лучше понять новый материал, обобщить полученные знания, а также активизировать познавательный интерес к новой теме, быстрейшему её усвоению.

        Но при всех положительных моментах использования ИКТ педагогам следует тщательно обдумывать количество предъявленного материала на коррекционных занятиях. Следует помнить о здоровьесберегающем режиме проведения занятий, особенно при использовании компьютера.

      Коррекционная деятельность не может проходить исключительно из предъявления компьютерных игр и мультимедийных презентаций, они обязательно должны сочетаться с другими приёмами и методами работы и органично дополнять их.

      При этом эффективность работы высока в том случае, если ИКТ не воспринимается как «панацея», а является составной частью продуманной, заранее спланированной системы работы по коррекции и предупреждению речевых дефектов.

      Таким образом, информационно-коммуникационные технологии являются эффективным средством, при помощи которого можно значительно обогатить коррекционно – развивающий процесс, стимулировать индивидуальную деятельность и развития познавательных процессов детей, расширить кругозор ребёнка, воспитать творческую личность, адаптированную к жизни в современном обществе.