Всероссийские профессиональные конкурсы педагогических работников

Организатор включен в Перечень Минпросвещения России

автор: Стребкова Елена Валентиновна

педагог-психолог МОУ:СОШ № 15

Организация работы педагога с одаренными детьми – психологический аспект.

Организация работы педагога

с одаренными детьми – психологический аспект.

Педагог – психолог: Стребкова Е.В.

Одно из главных направлений работы школы – создание условий для оптимального развития одаренных детей, включая тех, чья одаренность в настоящий момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей.
Работа с талантливыми, одаренными детьми в школе, гимназии, лицее может быть реализована только  в рамках общешкольной программы, и работа психолога – лишь составная часть этой программы. Знание психологических аспектов, одно из важных направлений в работе педагога с одаренными детьми.

Признаки одаренности – это те особенности одаренного ребенка, которые проявляются в его реальной деятельности и могут быть оценены на уровне наблюдения за характером его действий. Признаки явной проявлений одаренности зафиксированы в ее определении и связаны с высоким уровнем выполнения деятельности. Вместе с тем, об одаренности ребенка следует судить в единстве категорий «Хочу» и «могу». Поэтому  признаки одаренности охватывают два аспекта поведения одаренного ребенка к той или иной стороне действительности, а также своей деятельности.

Инструментальный аспект поведения одаренного ребенка может быть описан следующими признаками:

1.Наличие специфических стратегий деятельности:

Способы деятельности одаренного ребенка обеспечивают ее особую, качественно своеобразную продуктивность. При этом выделяются три основных уровня успешности деятельности, с каждым из которых связана своя специфическая  стратегия ее осуществления:

– быстрое освоение  деятельности и высокая успешность выполнения;

-использование и изобретения новых способов деятельности в условиях поиск решения в заданной ситуации;

-выдвижения новых целей деятельности за счет более глубокого овладения предметом, ведущее к новому видению ситуации и объясняющее появление, на первый взгляд, неожиданных идей и решений.

Для поведения дареного ребенка характерен главным образом третий уровень успешности: новаторство, как выход за пределы требований выполняемой деятельности.

  1. Сформированность  качественно, своеобразного индивидуального стиля деятельности, выражающегося «все делать по своему» и связанного с присущей одаренному ребенку само – достаточной системой саморегуляции.

Индивидуализация способов деятельности выражается в элементах уникальности ее продукта.

  1. Высокая структурированность знаний, умение видеть изучаемый предмет в системе, свернутость способов действий в соответствующей предметной области, что проявляется в способности одаренного ребенка, с одной стороны, практически мгновенно схватывать наиболее существенную деталь (факт) среди множества других предметных сведений (впечатлений, образов, понятий и т.д. ) и с другой стороны, удивительно легко переходить от единичной детали (факта) к ее обобщению и развернутому контексту ее интерпретации. Иными словами, своеобразие способов деятельности одаренного ребенка проявляется в его способности в сложном видеть простое, а в простом сложное.
  2. Особый тип обучаемости. Он может проявляться как в высокой скорости и легкости обучения, так и в замедленном темпе обучения, но с последующим резким изменением структуры знаний, представлений и умений.

Мотивационный аспект поведения одаренного ребенка может быть описан следующими признаками:

  1. Повышенная, избирательная чувствительность к определенным сторонам предметной деятельности (знакам, звукам, цветам, техническим устройствам, растениям и т.д.) либо определенным формам собственной активности (физической, познавательной, художественно –выразительной и т.д. )  сопровождающейся, как правило, переживанием чувства удовольствия.
  2. Ярко выраженный интерес к тем или иным занятиям или сферам деятельности, чрезвычайно высокая увлеченность каким-либо предметом, погруженность в то или иное дело. Наличие столь интенсивной склонности к определенному виду деятельности имеет своим следствием поразительное упорство  трудолюбие.
  3. Повышенная познавательная потребность, которая проявляется в ненасытной любознательности, а также готовности по собственной инициативе выходить за пределы исходных требований деятельности.
  4. Предпочтение парадоксальной, противоречивой и неопределенной информации, неприятие стандартных, типичных заданий и готовых ответов.
  5. Высокая критичность к результатам собственного труда, склонность ставить сверх трудные цели, стремление к совершенству.

Виды одаренности

Дифференциация видов одаренности определяется критерием, положенным в основу классификации. В одаренности можно выделить как качественный, так и количественный аспект.

Анализ качественных характеристик одаренности предполагает выделение различных качественно своеобразных видов одаренности в связи со спецификой психических возможностей человека и особенностями их проявления в тех или иных видах деятельности.

Анализ количественных характеристик одаренности позволяет описать степень выраженности психических возможностей человека.

Среди критериев выделения видов одаренности можно выделить следующие:

1.Вид деятельности и обеспечивающие ее сферы психики.

  1. Степень сформированности.

3.Форма проявлений.

4.Широта проявлений в различных видах деятельности.

5.Особенности возрастного развития.  

1.По критерию «вид деятельности и обеспечивающие ее сферы психики»

выделение видов одаренности осуществляется в рамках пяти видов деятельности с учетом включенности трех психических сфер и соответственно, степени участия разных уровней психической организации (принимая во внимание качественное своеобразие каждого из них). К основным видам деятельности относятся практическая, теоретическая ( учитывая детский возраст, мы предпочитаем говорить о познавательной деятельности), художественно – эстетическая, коммуникативная и духовно – ценностная. Сферы психики представлены интеллектуальной, эмоциональной и мотивационно – волевой. В рамках каждой сферы могут быть выделены разные уровни психической организации. Так, в рамках интеллектуальной сферы различают сенсо-моторный, пространственно –визуальный, понятийно –логический уровни. В рамках эмоциональной сферы –уровни эмоционального –реагирования и эмоционального переживания. В рамках мотивационно- волевой сферы –уровни побуждения, целеобразования,  смыслопорождения.

Соответственно, могут быть выделены следующие виды одаренности.

В практической деятельности, в частности, можно выделить одаренность в ремеслах, спортивную и организационную одаренность. В познавательной деятельности находит реализацию интеллектуальная одаренность различных видов. В художественной – эстетической деятельности выделяются, например хореографическая, сценическая литературно- -поэтическая, изобразительная  и музыкальная одаренность. В коммуникативной деятельности, прежде всего, следует выделить лидерскую и аттрактивную одаренность. И, наконец, в духовно – ценностной деятельности можно отметить одаренность в создании новых духовных ценностей и смысл, в служение людям.

Каждый вид одаренности предполагает одновременное включение всех уровней психической организации с преобладанием того уровня, который наиболее значим для данного конкретного вида деятельности. Например, музыкальная одаренность обеспечивается всеми уровнями психической организации, при этом на первый план могут выходить либо сенсомоторные     качества (тогда можно говорить о редкой музыкальности, выразительности и т.д.).

Каждый вид одаренности по своим, проявлением охватывает в той или иной мере все пять видов деятельности. Например, деятельность  музыканта – исполнителя, будучи по определению художественно – эстетической, кроме того формируется и проявляется в практическом плане (на уровне моторных навыков и исполнительной техники),

В познавательном плане (на уровне придания смысла своей деятельности в качестве музыканта).

  1. По критерию «Степень сформированности одаренности» можно дифференцировать: актуальную одаренность; потенциальную одаренность.

Актуальная одаренность – это психологическая характеристика ребенка с такими наличными (уже достигнутыми) показателями психического развития, которые проявляются в более высоком уровне выполнения деятельности в конкретной предметной области по сравнению с возрастной и социальной нормой. В данном случае, безусловно, речь идет не только об учебной, а о широком спектре различных видов деятельности.

Особую категорию актуально одаренных детей составляют талантливые дети.

Талантливый ребенок – это ребенок с такими результатами выполнения деятельности, которые отвечают требованию объективной новизны и социальной значимости. Как которые отвечают требованию объективной новизны и социальной значимости.

Потенциальная одаренность – это психологическая характеристика ребенка, который имеет лишь определенные психические возможности (потенциал) для высоких достижений в том или ином виде деятельности, но не может реализовать свои возможности в данный момент времени в силу функциональной недостаточности.

Развитие этого потенциала может сдерживаться рядом неблагоприятных причин (трудными семейными обстоятельствами, недостаточной мотивацией, низким уровнем саморегуляции, отсутствием необходимой образовательной среды и т.д.).  

3.По критерию «Форма проявления» можно говорить о явной одаренности и скрытой одаренности.

Явная одаренность проявляется в деятельности ребенка достаточно ярко и отчетливо («как бы сама по себе»), в том числе и при неблагоприятных условиях. Достижения ребенка столь очевидны, что его одаренность не вызывает сомнения.

Скрытая одаренность проявляется в деятельности ребенка в менее выраженной форме, в замаскированной форме. Вследствие этого проявляется опасность ошибочных заключений об отсутствии одаренности такого ребенка. Его могут отнести к числу «неперспективных»  и лишить помощи и поддержки, необходимой для развития его способностей. Нередко в гадком утенке никто не видит прекрасного лебедя.

4.По критерию «широта проявлений в различных видах деятельности» можно выделить: общую или умственную одаренность; специальную одаренность.

Общая одаренность проявляется по отношению к различным видам деятельности и выступает в качестве основы их продуктивности. Психологическим ядром общей одаренности является умственные способности (или общие познавательные способности), вокруг которых выстраиваются эмоциональные, мотивационные, волевые качества личности.

Специальная одаренность обнаруживает себя в конкретных видах деятельности и может быть определена лишь в отношении отдельных областей деятельности ( музыка, живопись, спорт).

Общая одаренность связана со специальными видами одаренности. В частности, под влиянием общей одаренности (показателей эффективности познавательных процессов, саморегуляции.) проявления специальной одаренности выходят на качественно более высокий уровень освоения конкретной деятельности (в области музыки, поэзии, спорта)

5.По критерию «особенности возрастного развития» можно дифференцировать: раннюю одаренность, позднюю одаренность.

Решающим показателем здесь выступают темп психического развития ребенка, а также те возрастные этапы, на которых одаренность проявляется в явном виде.

Необходимо учитывать, что ускоренное психическое развитие, раннее обнаружение дарований (феномен «Возрастной одаренности»), далеко не всегда связано с высокими достижениями в более старшем возрасте. В свою очередь, отсутствие ярких проявлений одаренности в детском возрасте не означает отрицательного вывода относительно перспектив дальнейшего психического развития личности.