Всероссийские профессиональные конкурсы педагогических работников

Организатор включен в Перечень Минпросвещения России

автор: Стасюк Нина Васильевна

учитель начальных классов МБОУ СОШ №12 города Новоалтайска Алтайского края

«Активизация познавательного интереса учащихся через системно-деятельностный подход в обучении младших школьников»

«Активизация познавательного интереса учащихся через системно-деятельностный подход в обучении младших школьников»

«Мои ученики будут узнавать новое не от меня,

они будут открывать это новое сами.

Моя главная задача – помочь им раскрыться,

развить собственные идеи»

( И. Г. Песталоцци).

            Понятие системно-деятельностного подхода не является новым. Оно было введено в 1985 г. как особого рода понятие. Системный подход разрабатывался в исследованиях классиков нашей отечественной науки (таких, как Б.Г.Ананьев, Б.Ф.Ломов), и деятельностный, который всегда был системным (его разрабатывали Л.С. Выготский, Л.В. Занков, А.Р. Эльконин, В.В. Давыдов и многие другие исследователи). Системно-деятельностный подход является попыткой объединения этих подходов.

           Целью системнодеятельностного подхода является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности. Он предусматривает развитие умения ставить цели, решать задачи, отвечать за результаты. Основная идея системно-деятельностного подхода состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде. Учащиеся «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Задача учителя при введении нового материала заключается не в том, чтобы все наглядно и доступно объяснить, показать и рассказать. Учитель должен организовать исследовательскую работу учеников, чтобы они сами додумались до решения проблемы урока и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях. Использование технологии системно-деятельностного обучения позволяет выработать индивидуальный подход к каждому ребенку.

Структура     урока     в     технологии     системно- деятельностного подхода:

  • I. Организационный момент.
  • II. Актуализация знаний.
  •  III. Постановка учебной задачи. (Целеполагание)
  • IV. Открытие нового знания.
  • V. Первичное закрепление.
  • VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль.
  • VIII. Рефлексия деятельности (итог урока).

В своей работе я использую следующие формы взаимодействия в ходе учебной деятельности:

  • «Учитель-ученик» (используется для постановки проблемы).
  • Работа в паре – «ученик-ученик» (самоконтроль и самооценка).
  • Групповая работа (процесс поиска способа решения учебной задачи).
  • Межгрупповое взаимодействие (при общении, введении общих закономерностей, формулировании фундаментальных для данного возраста детей оснований, необходимых для последующего этапа работы и аргументированного их изложения, самостоятельный поиск, решение творческих задач, обобщение полученных результатов).
  • «Ученик-родители» (обсуждение той или иной задачи дома).
  • Индивидуальная работа (выполнение дифференцированных заданий по пройденному материалу и творческие работы).

Для создания проблемной ситуации на уроке ставлю учащихся перед необходимостью такого задания, в котором особое место будет занимать неизвестное.

Пример:   На уроке математики 2 класс «Перспективная начальная школа» по теме: «Сумма и произведение. Знак умножения» на доске даны числа, необходимо подобрать такие знаки, чтобы запись стала верной.  (20*40=60, 50*40=10, 2*30=60)

-Все ли знаки удалось ребятам расставить? (нет)

-Почему? (+ или – не подходят для верной записи)

Создана проблемная ситуация, решением проблемы в учебной деятельности стало новое знание. Как правило, это новый алгоритм.

Выполняя такие задания, учащиеся становятся «исследователями» и открывают для себя новые знания. Процесс обучения носит частично -поисковый и творческий характер. Таким образом, вовлечение детей в решение учебных проблем оказывает положительное воздействие на эмоциональную сферу учащихся, создает благоприятные условия для развития коммуникативных способностей детей, развития их индивидуальности и творческого мышления

На своих уроках:

  1. Учу детей ставить цели и задачи познавательной деятельности, т. к. любая деятельность должна быть целенаправленной. Именно от правильной постановки целей и задач зависит конечный результат.
  2. Для того чтобы активизировать мыслительную деятельность учащихся, стараюсь использовать активные методы обучения в зависимости от характера познавательной деятельности учащихся по усвоению изучаемого материала (частично-поисковый или эвристический метод, исследовательский метод обучения).

3.Учу мыслить причинно, понимать причинно-следственные связи, что является обязательным условием развивающего обучения. Для этого постоянно использую вопрос «почему?».

4.Творческое мышление развиваю разносторонним анализом ситуации, проблемы; одно задание учу выполнять несколькими способами.

 5.Развиваю критическое мышление – способность ставить новые вопросы, делать выводы, принимать независимые продуманные решения.  Использую методы анализа, синтеза, сравнения, обобщения.

6.Учу работать в паре, группе, команде.

7.Учу размышлять о своём внутреннем состоянии при выполнении того или иного задания, производить самоанализ, рефлексировать.

Условия развития познавательного интереса:

  1. Учебная деятельность интересна, если она разнообразна.
    2. Новое дополняет картину мира, а не разрушает ее. Чем больше новый материал связан с усвоенным ранее, тем он интереснее.
    3. Чрезмерно трудный или легкий материал интереса не вызывает.
         4. Вовлечение детей в процесс поиска.
         5. Осознание важности и необходимости изучения.
         6. Чем чаще оценивается работа ребенка (в том числе путем самопроверки, взаимопроверки), тем интереснее учиться.
         7. Учебный материал должен быть ярким, вызвать чувства удивления, радости, эстетического переживания. Если работает только интеллект, мозг работает наполовину.
        Результативность:
  • У большинства учеников класса (более 80%) выработаны внутренние мотивы к учению (интерес к содержанию усваиваемых     знаний).
  • Результативность работы выражается так же в умении большинством учащихся (около 90%) ставить цели, анализировать степень их достижения, причины успеха или неудач.
  • Ежегодно увеличивается процент   участия учащихся в интеллектуальных конкурсах, конференциях, в которых они нередко занимают призовые места.
  • Второй  класс 2018-2019 учебный год –III-ю четверть закончили со следующими результатами: успеваемость – 100%, качество знаний – 83,3%

Системно-деятельностный подход формирует устойчивый интерес к учебному процессу в начальной школе; повышает эффективность усвоения учащимися универсальных учебных действий, освоения государственных образовательных программ и достижения соответствующих федеральным государственным стандартам.

Ученики на уроках работают в соответствии своих возможностей, участвуют в равноправном диалоге, осознают ценность своего участия в решении самых разных учебных задач. Данная технология требует от учащихся умения высказать своё мнение, обосновать его, выстроить цепочку логических рассуждений. Учебный процесс протекает более эффективно, когда учитель говорит меньше, чем его ученики. Дается детям возможность развивать в себе умение видеть каждое явление с разных точек зрения, прислушиваться к мнению окружающих, делать собственные выводы, не бояться доказывать свою точку зрения. Технология деятельностного метода означает, что постановку учебной проблемы и поиск её решения осуществляют ученики в ходе специально выстроенного учителем диалога.

 

Автор статьи:

Стасюк Н. В.,

учитель начальных классов

МБОУ СОШ №12

города Новоалтайска

Алтайского края