автор: Сольская Ирина Вячеславовна

воспитатель МБДОУ № 1 РК Усть – Вымского рн. с. Айкино

«Художественная литература как средство формирования духовно – нравственного воспитания детей 5 – 7 лет».

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №1 комбинированного вида»  с. Айкино.

Опыт работы

«Художественная литература как средство формирования духовно – нравственного воспитания

детей 5 – 7 лет».

                                   Составила:

                 Сольская Ирина Вячеславовна

                         2017г.

                         

 

           Актуальность проблемы.

Одна из приоритетных задач ФГОС ДО  – это формирование духовно – нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества. Дошкольный возраст- важнейший период в духовно-нравственном становлении личности. Огромная роль в формировании духовно – нравственного воспитания принадлежит художественной литературе.    Л. Выготский говорил о том, насколько важно «открыть перед ребёнком мир словесного искусства». К. Д. Ушинский подчёркивал, что литература должна ввести ребёнка «в мир народной мысли, народного чувства, народной жизни, в область народного духа».                                     Нравственное воспитание происходит благодаря целенаправленным педагогическим воздействиям, ознакомлению ребёнка с нравственными нормами поведения в процессе различной деятельности. В формировании нравственных представлений важную роль играет знакомство с родным языком, образцы которого представлены в художественной литературе. Нравственные понятия, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки ребёнка.                                                                                                                                     В наш век новых информационных технологий роль книги изменилась. По данным многочисленных исследований уже в дошкольном возрасте дети предпочитают книге другие источники информации: телевидение, видеопродукцию, компьютер – поэтому моя роль, как педагога, состоит в том, чтобы заинтересовать дошкольников, побудить в них интерес к литературным произведениям, привить любовь к художественному слову, уважение книге. Книга даёт возможность домыслить, пофантазировать. Она учит размышлять над новой информацией, развивает креативность, творческие способности, умение думать самостоятельно. Художественная литература служит действенным средством нравственного воспитания. Она обогащает его эмоции, даёт прекрасные образцы русского литературного языка. Литература во все времена имела огромную власть над детским сердцем. Благодаря литературе ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем. И не только познаёт, но и выражает своё собственное отношение к добру и злу. Через неё старшее поколение учит детство строить жизнь по законам добра и красоты.                                                                                                                                         Проводя диагностические мероприятия, было выявлено, что у детей недостаточно развит интерес к чтению художественных произведений. Дети с трудом понимают скрытый смысл поведения героев. Не вслушиваются в ритм и мелодику поэтического текста. У детей отсутствуют нравственные ценности, такие как сострадание, забота о близких. Поэтому свой выбор я остановила на теме: «Художественная литература как средство формирования духовно – нравственного воспитания детей 5 – 7 лет»

                                          Цель:

Развитие у детей гуманных чувств, формирование этических представлений, навыков культурного поведения, социально – общественных качеств.

 

                       Задачи:

  1. 1. формировать первоначальные представления об особенностях художественной литературы: о жанрах (проза, поэзия, об их специфических особенностях; о композиции; о простейших элементах образности в языке;
  2. развивать поэтический слух, способность к целостному восприятию произведений разных жанров, улавливать музыкальность, звучность, ритмичность, красоту и поэтичность рассказов, сказок, стихов.
  3. воспитывать интерес к художественной литературе, обеспечить усвоение содержания произведений и эмоциональную отзывчивость на неё;
  4. воспитывать литературно-художественный вкус, способность понимать и чувствовать настроение произведения.
  5. Приобщать родителей к ознакомлению детей с художественной литературой.

 

Обеспечение проектной деятельности

Методическое:

«От рождения до школы» Н.Е. Веракса, Т.С.Комарова, М.А.Васильева

«Нравственное воспитание в детском саду» Программа и методические рекомендации, В.И.Петрова, Т.Д.Стульчик. М – 2009г

Гриценко З.А. «Положи твое сердце у чтения»  М.: Просвещение,  2000г.

Гурович Л.М., Береговая Л.Б., Логинова В.И.  « Ребёнок и книга.» М.: Просвещение, 1992

Руденко Т., Мелик-Пашаева М. «Книги хорошие, книги плохие»  Ж.: Дошкольное образование. 2010. – №6.

 Гербова В. В. «Приобщение детей к художественной литературе.»  М.: Мозаика – синтез, 2005.

 Гриценко З.А. «Пришли мне чтение доброго.»  М.: Просвещение, 2003.

Дидактическое:

разнообразная литература (сказки, рассказы, басни, поэзия, познавательные и развивающие книги)

видеоматериалы: викторины по сказкам

портреты детских писателей и художников

настольный театр

куклы би-ба-бо

пальчиковый театр

театр на руке

магнитный театр

разрезные картинки по сказкам

альбом с детскими рисунками по сказкам.

 

            Ожидаемый результат.

У детей сформированы:                                                                                                                         -Умение сопереживать персонажам сказок, историй, рассказов,                                            -Способность управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений,                                                                                                    – Поведение определяется не сиюминутными желаниями и потребностями, а требованиями со стороны взрослых и первичными представлениями о том, «что такое хорошо и что такое плохо»,                                                                -Доверительные, добрые отношения между родителями и детьми, -Знание о культуре своего народа и положительное отношение к ней, -Умение самостоятельно оценивать поступки героев.

У родителей сформированы:                                                                                                                              -Навыки приёмов и методов работы с художественной литературой,                                                -Умение ориентироваться в выборе художественных и мультипликационных фильмов, направленных на развитие художественного вкуса,                                                          -Убеждение в необходимости поддерживать контакт с детской библиотекой, -Сформирована активность в совместной деятельности взрослого и детей.

                                                    Этапы                                                                   Проект осуществляется в течение двух лет (старший, подготовительный возраст) в совместной деятельности педагога и детей в специально – организованной самостоятельной деятельности детей.

1этап – подготовительный.

-Изучение методической литературы;

-Подбор детской литературы;

-Создание книжного уголка

-Изучение и анализ имеющихся в группе и ДОУ условий для реализации проекта;

-Пополнение материально – технической базы;

-Проведение обследования уровня развития воспитанников;

-Анкетирование родителей.

-Организовать экскурсию в библиотеку

2 этап – основной.

-Внедрение в воспитательно – образовательный процесс плана реализации проекта;

-Осуществление мероприятий в соответствии с планом работы с детьми и родителями.

3 этап – заключительный.

-Проведение итоговой диагностики детей;

-Повторное анкетирование родителей;

-Анализ результативности работы по проекту;

                                          Содержание

В целях повышения качества работы по ознакомлению детей с художественной литературой и фольклором, обучению их рассказыванию и пересказу, выразительному чтению наизусть стихотворений,  по развитию образности, выразительности речи и начальных форм словесного творчества использовала педагогические технологии: проектную деятельность, личностно – ориентированное взаимодействие воспитателя с детьми, игровые технологии и ИКТ. (слайд схема)

Реализация задач духовно – нравственного воспитания дошкольников средствами художественной литературы осуществлялась через детские виды деятельности: познавательно – исследовательскую деятельность, продуктивную деятельность, театрализованную, коммуникативную, игровую.(слайд – схема)

Коммуникативная – с детьми 5 – 6 лет читали произведения: («Баба Яга», «Белая уточка», «Елена премудрая», Иван крестьянский сын и Чудо- юдо», «Иван царевич и серый волк», «Золушка»,  «Рикке Хохолок», «Кот в сапогах», «Синяя борода», «Красная Шапочка», «Живая шляпа», «Тук – тук», «Горка», «Огурцы», «Приключения Незнайки», «Фантазёры», «Ступеньки» и многие другие (слайд), с детьми 6 – 7 лет мы читали:  «Сказка о царе Салтане», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях», «Сказка о золотом петушке», «Сказка о попе и его работнике Балде», «Лиса и заяц», «Ёма – баба», Гундыр», Пера – богатырь», «Снежная королева» и др. (слайд)   После чтения детям задавались вопросы по содержанию произведений, пересказывали данное произведение.с детьми разучивали наизусть стихотворения к семейным театрам, к новогодним утренникам, стихотворения по программе, отгадывали загадки.(слайд) По темам проектов смотрели с детьми мультипликационные фильмы: «Золушка», «Снежная королева», «Сказка о рыбаке и рыбке» и др.

Театрализованная –для развития интереса к театрализованной деятельности знакомила детей с культурным явлением (театром), его атрибутами, людьми, работающими в учреждениях культуры, правилами поведения.(слайд) Знакомила детей с разными видами театра. Дети рисовали театр по представлению.(слайд) Так же для развития интереса к театрализованной игре создавалась атмосфера доверия. Детям предоставлялась возможность высказываться по поводу подготовки к выступлению, предоставлялась возможность выступать перед сверстниками,(слад) родителями и другими гостями.

Познавательно – исследовательская – В рамках проекта «Коми народные сказки» дети знакомились с творчеством коми художника А. Мошева (слайд), где они рассматривали иллюстрации разных художников и сравнивали их с работами А.Мошева. Дети учились рисовать графикой как художник.(слайд)

Игровая – дети играли в различные дидактические игры: «Собери сказку», где дети собирали из пазл сказку и рассказывали её, играли в дидактические игры «Назови друзей героя», «Найди отличия» и многие другие. Играли в подвижные игры «Парма» (слад), «Хитрая лиса» и др.

Продуктивная –  при чтении литературных произведений, сказок обращали внимание на описание сказочных героев, домиков, дворцов, совершенствовали изобразительные навыки при рисовании сказочных героев.(слайд)

В группе оформлен книжный уголок , где в наличии имеется разнообразный материал: художественные произведения, иллюстрации к ним, дидактические игры.(слайд)  При оформлении книжного уголка соблюдаю следующие требования: рациональное размещение уголка в группе, соответствие возрасту индивидуальным особенностям детей, постоянную сменяемость, эстетичность оформления, востребованность. В театрализованном уголке имеется: магнитный театр, настольный театр, театр на руке, пальчиковый театр, театр на палочке, куклы би-ба-бо.(слайд)  В книжном и театрализованном уголках имеется достаточный материал для самостоятельной деятельности детей. Для обогащения книжного уголка в группе детского сада привлекаю родителей. Собранные силами родителей книги значительно пополнили библиотеку группы. Родители воспитанников приняли активное участие.

В своей работе я  использовала Информационно – КоммуникационныеТехнологии. Создала мультимедийную презентацию по коми народным сказкам – игровыми заданиями с элементами соревнования.(слайд)

В рамках реализации опыта работы по этому направлению с детьми организованы и проведены следующие проекты. С детьми 5 – 6 лет по знакомству детей с художественными произведениями проведены 3 проекта: «Русские народные сказки», продуктом проекта стала выставка рисунков  любимых сказочных героев – совместная работа родителей и детей. В рамках проекта по сказке «Жихарка» – дети лепили маленького мальчика и бабу Ягу. Итоговым мероприятием стало выступление детей со сказкой «Теремок на новый лад» для детей младших групп. В проекте «Сказки Ш.Перро» дети лепили кота в сапогах, а итоговым мероприятием стало новогоднее представление по сказке «Золушка», подготовленное музыкальным руководителем; в проекте «Рассказы Н.Носова» итоговым мероприятием стала инсценировка рассказа «Фантазёры», где дети выступили перед детьми старшей группы .                         

С детьми 6 – 7 лет так же мною проводились следующие  проекты. В рамках проекта «У Лукоморья дуб зелёный» продуктом стала выставка коллективной работы детей по аппликации «33 богатыря», которую организовали совместно с воспитателем изобразительной деятельности, а итоговым мероприятием стала викторина «Путешествие по сказкам Пушкина» – все дети отмечены медалями за участие в викторине. В проекте «Коми народные сказки» дети познакомились с коми художником А.Мошевым и совместно с воспитателем изо студии составили книжку по сказке «Охотник и Чукля». В технике пластилинография дети лепили Яг – Морта.(слайд)  Итоговым мероприятием была викторина «Путешествие по коми народным сказкам»; в рамках проекта «Царство Снежной королевы» продуктом проекта была выставка детских рисунков «Дворец Снежной королевы» а итоговым мероприятием – и проведена викторина по сказке «Снежная королева».

В целях успешного  взаимодействия с родителями использовала следующие формы работы: провела  консультация «Научите ребёнка любить книгу», оформила стенд «Как любить книгу», буклет «Фольклор народа коми». В детском саду используется новая форма работы с родителями – семейный театр. Совместно с музыкальным руководителем Жуковой Галиной Владимировной организовали два семейных театрализованных представления: «Именины у Маши» и «Как я стал большим»  В семейном театре участвовали семья и дети группы. Так в инсценировке «Именины Маши» участвовала семья Мартынец. В инсценировке «Как я стал большим» участвовала семья Батищевых. Выступления родителей и детей были замечательными, все были в восторге – дети, родители и педагоги.

 В целях решения задач по духовно – нравственному воспитанию осуществлялось взаимодействие с детской библиотекой и районным музеем. Для расширения знаний детей о сказках и рассказах была проведена серия встреч с сотрудниками библиотеки, где их знакомили  с творчеством писателей: Ш.Перро, А.С.Пушкина, Н.Носова, Г.Х.Андерсена, с их произведениями, проводили небольшие театрализованные представления и показывали диафильмы по теме проекта.

    Сотрудники музея знакомили детей с народным промыслом народа коми, где  детей знакомили с республикой коми, её городами, полезными ископаемыми. Знакомили детей с народными промыслами народа коми и детям было предложено пострелять из лука.

 

                                       

 

                                             

                                      Заключение

Благодаря проведённой работе  мы педагоги увидели, что работа по этому направлению дала положительные результаты. У детей сформировалась система нравственных ценностей: дети научились осознанно относиться к своим чувствам, к своему внутреннему миру, научились анализировать собственные переживания, управлять своими чувствами. Дети  начали более активно и вдумчиво использовать добрые слова по отношению к родным, близким, сверстникам. Дети научились чувствовать окружающий мир и проявлять к нему свое доброе отношение. Знакомство детей художественной литературой, обсуждение характеров и поступков героев побудило в детских сердцах чувство любви, сострадания, желания помочь, а все эти качества помогают ребенку стать добрым, внимательным, благодарным. Данная работа способствовала проявлению  доверительных отношений между родителями и детьми, навела родителей на размышление о нравственных ценностях и их роли в жизни человека.

В  течение работы выявилось, что было недостаточно уделено внимание знакомству детей с художественной литературой  других народов, их культурной и духовно – нравственными ценностями. На это следует обратить внимание при проведении  дальнейшей работы.