автор: Солодовникова Нина Ивановна
учитель начальных классов МБОУ” Рыльская СОШ № 4″
Мой лучший урок (методическая разработка урока литературного чтения)
МБОУ «Рыльская средняя общеобразовательная школа №4
Урок литературного чтения
2 класс
Г.Цыферов «Что такое звезды?»
технология проблемно-исследовательского метода,
мотивирующие приёмы в учебной деятельности
обучающихся
Разработала Солодовникова
Нина Ивановна,
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
Тема: Г. Цыферов “Что такое звёзды?”
Тип урока: урок открытия новых знаний
Цель: Познакомить с произведением Г.Цыферова «Что такое звёзды?».
Учить анализировать и понимать текст. Привлечь внимание детей
к образности художественного языка, к таким средствам речевой
выразительности, как олицетворение, сравнение, эпитет.
Задачи: Научить детей сравнивать похожие по форме предметы,
познакомить с новыми терминами. Развивать речь, наблюдательность,
воображение, фантазию. Учить сравнивать и делать выводы.
Работать над выразительностью чтения.
Новые понятия и термины: « сравнение», «многозначность слова»
Планируемые метапредметные результаты:
развивать эстетические чувства,
принимать и выполнять поставленную задачу;
проговаривать последовательность действий на уроке;
осуществлять самоконтроль;
развивать способность к самооценке;
ориентироваться в тексте произведения;
сравнивать похожие объекты;
анализировать произведение с точки зрения его языковой выразительности;
аргументировать высказывание;
предметные результаты: Совершенствовать технику чтения, выразительность
поисковый способ чтения.
Наблюдать за использованием средств языковой выразительности.
Применяемая технология, методы: технология проблемно-
исследовательского метода, мотивирующие приёмы, метод контроля и
самоконтроля
Формы работы: индивидуальная, коллективная, диалогическая
Методическое оснащение урока: учебник О. В. Кубасовой «Литературное
чтение», презентация, карточки со словами, картинки ночного неба
Ход и содержание урока
- Мотивационное начало урока
Исходная мотивация:
У. Прочитайте предложение, выделяя голосом выделенное слово.
(на доске: ХОЧУ ВСЁ ЗНАТЬ!)
У. Какую мысль выражает это предложение?
(Желание всё знать).
У. Что плохого может быть в желании ВСЁ знать?
(чрезмерное любопытство, желание знать всё плохое, желание знать всё то,
чего не надо знать детям).
У. Что хорошего видите в этом желании?
(побуждает к чтению, хочется сделать открытие, узнать что-то новое,
интересное)
2.Актуализация знаний
проверка домашнего задания:
У. Что же нового вы узнали из стихотворения Р. Сефа «Кактус» ?
(Кактусы растут там, где жарко.У них есть колючки).
У. Какое открытие помог сделать автор?
(Узнали, как выглядит пустыня.В пустыне песок, нет воды).
У. Прочитайте всё, что касается описания пустыни.
Почему стихотворение “Кактус” поэт закончил предложением о еже?
У. Чем похожи кактус и ёж?
У. История появления ежей, по-вашему, – это реальность или фантазия?
(фантазия).
У. Какие пары предметов, похожие друг на друга, выделил поэт
в стихотворении “На свете всё на всё похоже…”?
(выразительное чтение стихотворения обучающимися вслух; самооценка и
оценка чтения)
У. Чем нам интересен автор этих стихов?
(Заставляет наблюдать, размышлять, учит сравнивать).
У. Какие же пары похожих предметов нашли вы в окружающем вас мире?
У. Назовите составленные ассоциации.
(дети называют пары похожих предметов и показывают их на своих рисунках)
Банан похож на месяц,
подсолнух – на солнце,
гриб – на зонтик,
тарелка – на шляпку,
книга – на шкаф,
одуванчик – на фонарь
У. Как озаглавили свои ассоциации?
( «Посмотри вокруг!», «Удивительное рядом», «Что такое? Кто такой?»)
У. К чему призывает поэт?
(Внимательно всматриваться в окружающий мир, изучать его, как это делает
он сам и его герои).
- Целеполагание
У. Как вы думаете, что мы сегодня будем делать на уроке?
(сравнивать предметы)
(работа в паре)
У. Соедините слова похожие по форме. Какое слово осталось лишним?
( Звезды)
- Создание учебно-проблемной ситуации.
У. Поработайте в паре и подготовьте ответ на вопрос «Что такое звёзды?»
(ответы детей)
- Подготовка к восприятию новой темы
У. В древности, когда наши предки жили еще в пещерах, они каждую ночь
смотрели на небо и удивлялись: над их головами в вышине сверкали
бесчисленные точки. Древние люди считали, что на них смотрят глаза богов, а
кто-то думал, что это отверстия, через которые падает небесный свет.
Вы любите смотреть на звёздное небо? Что вы представляете, когда смотрите
на звёздное небо?
Сейчас вы увидите героев, которые тоже очень любили наблюдать за
звездами.
( Включаю видеофрагмент «Звездное небо» – 1 мин.)
- Определение темы урока. Прогнозирование
У. Прочитайте название произведения.
У. Знаком ли нам автор?
(Да)
(Рассматривание иллюстрации в учебнике)
У. Рассмотрим рисунок. Кто герои произведения? Чем они занимаются?
(О чём-то размышляют, разговаривают.)
У. Спрогнозируйте, о чём они размышляют?
(ответы детей)
У. Сегодня мы продолжим делать открытия и искать ответы на вопросы,
а так же будем постигать искусство звучащего слова.
- Первичное знакомство со сказкой Г.М. Цыферова “Что такое звёзды?”
( чтение сказки вслух учителем)
Проверка первичного восприятия текста
У. Понравилась ли вам эта история? Чем?
У. Определите жанр произведения.
Д. (Это сказка).
У. Докажите, какая сказка?
Д. (авторская, о животных, т.к. главные персонажи – животные).
У. С каким настроением слушали чтение?
У. Появилось ли желание прочитать сказку ещё раз?
У. С чем это желание у вас связано?
Что особенно заинтересовало вас?
У. Для чтения вслух проведём следующие тренировочные упражнения.
(тренировочные упражнения для формирования навыка беглого чтения,
(упражнения записаны на доске).
У. Читайте первый раз плавно, по слогам, затем – целыми словами:
ля-гу-шо-нок – лягушонок
сне-жин-ки – снежинки
за-сы-па-ют – засыпают
У. Читай целыми словами:
ДУМА – ДУМАЛ – ЗАДУМАЛСЯ
СЛУХ – СЛУШАЙ – ПОСЛУШАЙ
Долгоговорка: читай каждый раз всё быстрее (3 раза).
Кто вечно хнычет
И скучает,
Тот ничего не замечает
Кто ничего не замечает
Тот ничего не изучает.
(Музыкальная пауза, фрагмент песни «Ужасно интересно всё то, что неизвестно»)
Аналитическое чтение сказки
1)Чтение по абзацам.
У. Какой вопрос задаёт кузнечик лягушонку? Найдите в тексте и прочитайте.
Д. Что такое звёзды?
У.Почему возник у кузнечика этот вопрос? Как вы думаете?
(ответы детей).
У. – Кто знал больше?
Д. – Лягушонок.
У. – Почему?
Д. – Умел рассуждать, размышлять, фантазировать.
У. – Найдите в тексте и прочитайте, какой ответ получил кузнечик от лягушонка на свой вопрос.
У. С чем сравнивают звёзды слоны, медведи, сам лягушонок?
У. Чем похожи звёзды:
а) на шляпки золотых гвоздиков;
б) на снежинки;
в) на цветы?
У. Я обратила внимание на то, что одно слово в тексте повторяется несколько
раз. Найдите и прочитайте это слово.
Д. (большой)
(На доске может появиться запись:
большие слоны
большие медведи -…
большой дождь -…)
У. Почему так часто использует автор слово большой? (Перечитать
словосочетание с этим словом).
Д. Может быть взрослый, т.к. сами герои маленькие.
Может быть огромный по размеру.
У. А что значит «большой дождь»?
Д. Сильный дождь.
У. Перечитаем ещё раз личное мнение лягушонка о том, что такое звёзды?
У. Почему лягушонку казалось, что цветы достают до неба?
Д. Лягушонок маленький, поэтому цветы большими ему казались.
У. Что является правдой в ответе лягушонка, а что фантазией?
( ответы детей)
Почему звёзды в рассказе лягушонка похожи на цветы с поджатыми
длинными ножками?
Д. Он сравнивает цветы с собой.
2) Повторное рассматривание иллюстрации учебника
У. В какой позе сидит лягушонок, какой у него вид?
Д. Лягушонок задумчивый, мечтательный, длинные лапки поджаты. У
кузнечика тоже.
У.Докажите словами текста, что ответ лягушонка показался кузнечику самым
убедительным. (Перечитывание слов, которые кузнечик повторил за
лягушонком).
Д. Звёзды – это большие цветы. Они спят в небе, поджав длинные ножки.
У. Используя этот повтор, в чём хочет убедить нас автор?
Д. Кузнечик действительно поверил мнению лягушонка, т.к. длинные ножки
цветов похожи на лапки у лягушат и у кузнечиков.
Сравнение с собой им близко и понятно.
У. А чьё сравнение использует художник в своём рисунке?
3)Выразительное чтение сказки обучающимися вслух
У. К какому же выводу, открытию мы приходим, когда ищем ответ на
вопрос? (Почему автор в такое небольшое произведение поместил
представления о звездах разных животных: и больших и маленьких?)
Д. Познавая окружающий мир, мы всё сравниваем, опираемся на свои знания,
личный опыт.
У. – Не зря говорят, что всё познаётся в сравнении.
У. – О каком качестве лягушонка говорит нам предложение, произнесённое:
«Послушай меня лучше!»
Д. Эти слова дают понять то, что лягушонок был самоуверенным, фантазёром
и большим чудаком.
У. Какое качество объединяет наших героев?
Д. ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТЬ.
У. Любознательность или любопытство? Порассуждайте.
У. Именно любознательность, внимание и любовь к окружающему миру
стремится развить и воспитать у своих читателей Г. Цыферов.
У. А для вас на что ещё похожи звёзды? Поразмышляете над этим дома.
- Итог урока.
У. В этой сказке вы нашли для себя ответ на вопрос «Что такое звёзды?»
Д. Нет (другие ответы детей).
У. Автор не зря озаглавил эту сказку именно так. Как думаете, почему?
Д. Наверное хотел, чтобы дети искали ответы дальше и делали свои открытия.
Рефлексия
Ребята, вы сегодня все сверкали как талантливые, яркие, и блестящие
звездочки. Раскрасьте свою звездочку на ночном небе нужным цветом.
Если вы считаете, что на уроке у вас все получалось хорошо, то
нарисуйте голубую звездочку.
Если считаете, что все получилось , но что-то можно было сделать лучше, то
нарисуйте жёлтую звездочку.
Если считаете, что многое не получилось, то нарисуйте красную звездочку.
- Домашнее задание:
Подготовиться к выразительному чтению сказки.
Представить себя в роли учёных-астрономов и написать мини-сочинение «Что
такое звёзды?», используя справочную литературу.