автор: Сниткин Сергей Иванович
Преподаватель-организатор ОБЖ МБОУ СОШ «196 города Новосибирска
Методическая разработка мероприятия в честь Дня защитника Отечества «Богатыри земли Сибирской»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
города Новосибирска «Средняя общеобразовательная школа № 196»
Методические рекомендации
по проведению мероприятия в честь Дня защитника Отечества
«Богатыри земли Сибирской».
Новосибирск-2018
Оглавление
- Введение
- Основная часть
- Приложения
Введение
Многовековая история нашей Родины свидетельствует о том, что во все времена одним из основных факторов, обеспечивавших сплоченность народа, помогавших ему преодолеть трудности и невзгоды, был патриотизм, выражавшийся в любви к Родине, своему народу, а также стремлении своими действиями служить интересам Отечества, его защите от врагов.
Патриотизм представляет собой сложное и многогранное явление. Являясь одной из наиболее значимых ценностей общества, он объединяет социальные, политические, духовно-нравственные, культурные, исторические компоненты и в известной степени является естественным инстинктом самосохранения любой нации в трудные моменты. Патриотизм выступает в единстве глубочайшего духовного освоения истории и культуры своего народа и активно-деятельного участия в решении важнейших проблем современного общества, а также в единстве духовности, гражданственности и социальной активности личности, которая осознает свою неразрывность с Отечеством, социальную значимость деятельности в интересах его возрождения и надежной защиты.
В настоящее время насаждается культ развлечений и потребительства, массовой культуры, ложные жизненные ценности. Вместо примера Матросова, Карбышева, символами становятся «гламурные дивы», «рублевка», успех любой ценой. В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, цинизм, немотивированная агрессивность, неуважительное отношение к государству. Проявляется устойчивая тенденция падения престижа военной службы. Стала всё более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания. Если такая модель утвердится окончательно, то наш народ может превратиться в бездумное население, не заинтересованное в развитии своей страны, защите ее от возможных посягательств на суверенитет и территориальную целостность.
Следовательно, одним из аспектов обеспечения национальной безопасности нашей страны является воспитание патриотов России, обладающих чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству, своему народу.
В этих условиях неотложность решения проблем воспитания патриотизма, как на уровне государства, так и на уровне отдельно взятого образовательного учреждения приобретает приоритетное значение.
Можно выделить основные цели патриотического воспитания:
- Воспитание у учащихся чувства патриотизма;
- Развитие и углубление знаний о военной истории страны и культуре России и родного края;
- Развитие способностей осмысливать события и явления действительности во взаимосвязи прошлого, настоящего и будущего;
- Становление многосторонне развитого гражданина России в культурном, нравственном и физическом отношениях;
- Получение практических навыков, необходимых для защитника Отечества.
Основная часть.
Сценарий встречи
военнослужащих в/ч №________-
с учащимися старших классов МБОУ СОШ №196
«Богатыри земли Сибирской».
Торжественная часть мероприятия в актовом зале.
Для музыкального сопровождения используется военная и патриотическая музыка.
Ведущие выходят на сцену. (Ведущий 1- юноша, ведущий 2 – девушка)
Ведущий 1: Добрый день, дорогие друзья! Сегодня мы собрались накануне Дня защитника Отечества. 100 лет назад, в 1918 году Советское правительство с целью защиты молодого Советского государства от наступления войск кайзеровской Германии приступило к организации регулярных вооруженных сил.
Ведущий 2: 28 января 1918 года председатель Совета Народных Комиссаров В. И. Ульянов (Ленин) подписал декрет «Об организации Рабоче-крестьянской Красной армии (РККА).
Ведущий 1: 18 февраля 1918 года австро-германские и турецкие войска, вероломно нарушив перемирие, заключенное в декабре 1917 года, вторглись в Советскую Россию и оккупировали Украину, Белоруссию и Прибалтику.
Ведущий 2: 21 февраля германские войска захватили Минск. В этот день Советское правительство обратилось к народу с воззванием «Социалистическое Отечество в опасности!». 23 февраля в Петрограде был проведен день Красной Армии под лозунгом защиты социалистического Отечества от «кайзеровских войск». Вновь сформированные части Рабоче-крестьянской Красной Армии сразу же вступали в бой против германских войск.
Ведущий 1:10 февраля 1995 года Государственная Дума России приняла федеральный закон «О днях воинской славы России», в котором этот день назван так: «23 февраля — День победы Красной Армии над кайзеровскими войсками Германии в 1918 г. — День защитника Отечества».
Сегодня мы приветствуем в нашем зале военнослужащих воинской части, чтобы вместе с ними отметить эту знаменательную дату в истории нашей страны.
2-й ведущий. Испокон века русский солдат стоял на страже мира и покоя своего народа, охраняя границы родной земли. Кому не известны сегодня великие события русской военной истории — Ледовое побоище, Куликовская битва, Бородино, Сталинградская битва, битва на Курской дуге!..
1-й ведущий. Россия гордится своими великими полководцами: Александром Невским, Дмитрием Донским, Александром Суворовым, Михаилом Кутузовым, Георгием Жуковым, принесшим славу русскому оружию.
2-й ведущий.
В этот день мы славим воинов-защитников России. С мужеством и доблестью, не щадя жизни, они отстаивали независимость Родины во все времена.
2) Музыкальная часть программы
Песню «Журавли» (Ян Френкель, Слова: Расул Гамзатов (русский текст: Н. Гребнев) исполняют уч-ся 8-х классов.
Песню из кинофильма «А зори здесь тихие» исполняют учащиеся 10-х классов.
1-й ведущий. Мы все в неоплатном долгу перед поколением победителей. Ценой своей жизни они преградили путь фашистским войскам, сильнейшим в то время в Европе. Дожили до Победы не все. Среди фронтовиков 1922, 1923 и 1924 годов рождения вернулись не более 5 человек из 100 призванных. Эти ребята в свои 18-20 лет стали непреодолимым заслоном на пути врага. Каждая пядь родной земли была полита кровью ее защитников.
Прошу почтить их память минутой молчания.
Звук метронома, все встают.
2-й ведущий. Наш долг – беречь память о подвигах наших великих предков и быть готовыми, так же, как и они в любой момент стать на защиту нашей Родины.
1-й ведущий. Слово предоставляется директору школы Елене Николаевне Третьяковой.
2-й ведущий. А теперь наши юноши померяются силами с военнослужащими. Пожелаем всем удачи!
Военно-спортивная часть мероприятия в спортзале.
Ведущий 1.Мы пригласили команду военнослужащих посоревноваться с нашими парнями, показать свою ловкость. Но вот незадача, похоже, наши старшеклассники чем-то недовольны. Послушаем их.
Сценка. Несколько парней сидят на скамейке у «военкомата». К ним подходит «военком». Парни между собой:
-«Это военком! Военком!»
«Военком» здоровается с ними. «Здравствуйте, ребята!»
Ребята подталкивают одного из них вперед: «Говори!»
Парень: «Товарищ военком. Ну что это такое? Хотели попасть в ВДВ, а нас в пехоту!»
«Военком». Ну а разве вы готовы к службе в ВДВ?
Все вразнобой: «Да, конечно, готовы!»
«Военком». «Есть один вариант. Можно доказать свою готовность, победив в соревнованиях команду военнослужащих. Ну, хотя бы в одном конкурсе. Нужна команда из 8 человек. Согласны?
Все: Согласны!
«Военком». Вот и отлично! Готовьте команду!
Все: Да мы готовы!
Ведущий 1: Итак, у нас есть две команды:
-команда военнослужащих и
-команда старшеклассников
В составе жюри:
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
Что ж, начнем!!!
2-й ведущий Современный воин должен хорошо владеть личным оружием, знать устройство частей и механизмов, уметь быстро разобрать и собрать его при необходимости.
1-й ведущий. Объявляется конкурс по разборке-сборке макета АК-74.
Вызывается по 6 человек от команды. Один разбирает, следующий участник команды собирает и так далее.
2-й ведущий. Следующие соревнования — разборка-сборка макета пистолета Макарова.
Вызывается по 6 человек от команды. Один разбирает, следующий участник команды собирает и так далее.
1-й ведущий. Объявляется конкурс по снаряжению магазина автомата 30 патронами. Вызывается по 3человек от команды. Каждый должен на скорость снарядить магазин 10 патронами..
2-й ведущий. Следующий конкурс снайперов.
1-й ведущий. Проверим ребят на точность. Каждый получает по стреле дартс, которой он должен попасть в воздушный шар с расстояния 3 метра. (6 человек),
Нужно попасть в воздушный шар своего цвета (военнослужащие по зеленым шарикам, учащиеся — по красным)
2-й ведущий. — поднятие гири (рывок) 16 кг (1 человек),
За 30 сек. поднять наибольшее количество раз
1-й ведущий. — пресс на скорость (1 человек),
За 30 сек. выполнить наибольшее количество раз
2-й ведущий. — отжимание от пола на скорость (1 человек),
За 30 сек. выполнить наибольшее количество раз
1-й ведущий. Еще один конкурс поможет узнать, какая из команд лучше готова к действиям в сложных условиях. Эстафета в противогазах.
Команды в полных составах должны преодолеть «зараженный» участок местности как можно быстрее.
Правильно надеть противогаз, добежать и передать эстафету (вся команда),
2-й ведущий. Следующий конкурс позволит выяснить, как готовы действовать будущие воины в сложных условиях.
1-й ведущий.
Команды в полных составах должны преодолеть «полосу препятствий» с автоматом как можно быстрее.
2-й ведущий.
— Надеть ОЗК на скорость (1 человек от команды)
По команде «Плащ в рукава, чулки, перчатки надеть, газы!»
2-й ведущий.
А сейчас гости продемонстрируют приемы рукопашного боя.
Военнослужащие демонстрируют рукопашную подготовку.
1-й ведущий. А теперь послушаем, как участники состязаний справились с домашним заданием.
Исполнение патриотической песни каждой командой.
Подведение итогов конкурсов.
Жюри подводит итоги конкурсов. Наиболее активные зрители получают небольшие сувениры.
Команды – грамоты за участие, приз.
1-й ведущий.
Уважаемые участники, гости и зрители наше военно-спортивное соревнование, посвящённое Дню защитника Отечества, подошло к концу, но остался один нерешенный вопрос. Достойны ли наши ребята служить в ВДВ?
2-й ведущий.
Поскольку они выиграли у военнослужащих в конкурсе__________ — я думаю достойны! А вы как думаете? (спрашивает у зала)
ВСЕ: ДААААА :-)))))
1-й ведущий.
Ну что же, сегодня мы убедились, что в нашей школе есть парни, способные защитить честь нашей Родины!
2-й ведущий.
Спасибо всем участникам! С праздником, дорогие защитники Отечества! До новых встреч!
Приложени1
Положение
О мероприятии «Богатыри земли Сибирской»
- Общие положения.
Мероприятие «Богатыри земли Сибирской» является ежегодной встречей учащихся и военнослужащих в рамках патриотического воспитания учащихся школы. Проводится во время месячника оборонно-массовой и спортивной работы. Приглашаются участники и ветераны Великой Отечественной войны, афганской войны, контртеррористической операции в Чечне.
- Цели.
-воспитание молодежи на примере героического подвига защитников нашей Родины;
-привитие уважения к ветеранам войны;
-популяризация службы в армии;
-привитие навыков военной службы.
- Участники и состав команд
Учащиеся старших классов, родители, военнослужащие НВИ ВВ МВД, НВВКУ, спецназа ВДВ, военнослужащие в/ч.
- Судейство
Судейство осуществляет жюри, состоящее из учащихся старших классов, учителей школы, офицеров, родителей учащихся.
- Ход мероприятия.
-торжественное открытие в актовом зале,
-спортивные и военные эстафеты и соревнования в актовом зале,
— подведение итогов и награждение,
-чаепитие для приглашенных.
- Награждение
Команды награждаются за участие в мероприятии дипломами.
Приложение 2
Викторина для зрителей.
1-й ведущий.
— Как ты думаешь, что такое наряд вне очереди?
2-й ведущий.
— А.., это когда покупают новое платье не на день рожденья, а просто так, вне очереди. Нет?
1-й ведущий.
-Давай спросим у наших болельщиков.
- Что такое наряд вне очереди? (Армейское взыскание (наказание) — требование выполнить определенную работу).
- Назовите имена русских полководцев и военачальников, с которыми
связаны победы русского оружия. (Александр Невский, Дмитрий Донской, А. В. Суворов, М. И. Кутузов, Федор Ушаков и др.).
- Какому русскому полководцу принадлежат эти известные высказывания: «Пуля — дура, штык — молодец», «Сам погибай, а товарища выручай», «Воюют не числом, а умением», «Тяжело в ученье — легко в бою»? (А. В. Суворову).
- Как называется часть войск, идущая впереди главных сил? (Авангард).
5. О ком в армии говорят, что они ошибаются один раз в жизни? (О саперах, ошибка которых в работе может стоить им жизни). - Как называется повозка для пулемета, прославленная в известной песне о гражданской войне? (Тачанка).
- Как прозвали в народе гвардейский реактивный миномет «БМ-13» в годы Великой Отечественной войны? («Катюша»).
- Каким городам после Великой Отечественной войны было присвоено почетное звание «Город-герой»? (Москва, Ленинград, Волгоград, Тула, Киев, Одесса, Новороссийск, Керчь, Минск, Брест, Смоленск, Мурманск, Севастополь).
9Фамилии каких полководцев и военачальников Великой Отечественной войны вы знаете? (Г. К. Жуков, Р. Я. Малиновский, А. М. Василевский, И. С. Конев и др.). - Какой подвиг в годы Великой Отечественной войны совершил летчик капитан Николай Гастелло? (Он направил свой горящий самолет на колонну вражеских танков и автомашин).
- Назовите имена трижды Героев Советского Союза, получивших эти звания за подвиги в годы Великой Отечественной войны. (А. И. Покрышкин, Г. К. Жуков, М. Н. Кожедуб).
- Как называется здание, в котором живут солдаты? (Казарма).
13. Чем прославились Н. Ф. Макаров, М. Т. Калашников, В. А. Дегтярев? (Н. Ф. Макаров изобрел пистолет, М. Т. Калашников — автомат, В. А. Дегтярев — пулемет). - Как называют бойца, владеющего искусством меткой стрельбы? (Снайпер).
Приложение 3
Необходимое оборудование инвентарь.
- Оформление зала плакатами, лозунгами;
- Мультимедийное оборудование (компьютер, проектор, экран);
- 2 макета АК-74, 2 макета пистолета Макарова,
- 2 магазина с учебными патронами
- 12 противогазов;
- Мишень и стрелы для дартса;
- 2 ОЗК (общевойсковой защитный комплект);
- Гиря 16 кг;
- Грамоты для награждения, сладкие призы, цветы и подарок ветеранам.



