Автор: Смирнова Ольга Николаевна

учитель-логопед Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №14» п. Петровское, Приозерский р-н., Ленинградская обл

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СКАЗКОТЕРАПИИ И ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Смирнова Ольга Николаевна

Учитель – логопед

п. Петровское, Приозерский р-н., 

Ленинградсккая обл.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СКАЗКОТЕРАПИИ И ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация: в статье рассмотрены особенности использования сказкотерапии и здоровьесберегающих технологий в логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста. Выделены основные этапы организации логопедического занятия с использованием сказкотерапии, а также рассмотрены особенности интеграции сказкотерапии с другими здровьесберегающими технологиями. 

Ключевые слова: сказкотерапия, здоровьесберегающие технологии, логопедическое занятие с детьми старшего дошкольного возраста. 

В настоящее время остро возрастает количество детей с различными речевыми нарушениями, что существенно оказывает влияние на спрос родителей в сфере логопедических услуг. Между тем современные реалии и особенности детей с речевыми нарушениями требуют от учителей-логопедов современных разнообразных интересных подходов, которые помогут сформировать у детей старшего дошкольного возраста:

– положительный настрой к логопедическим занятиям;

– формирование познавательной мотивации;

– поддержание познавательно активности и др.

Также важным аспектом современных логопедических занятий является их ориентация на здоровьесбережение, а именно: поддержание здоровья глаз, артикуляционного аппарата, профилактика психологического здоровья, а также поддержание положительного эмоционального климата в детском коллективе. 

В совокупности, описанное выше позволяет существенно повысить эффективность логопедических занятий обеспечивая положительную динамику коррекционной логопедической работы. В рамках данной статьи рассмотрим такие методы как сказкотерапия и здоровьесберегающие технологии. 

Е.А. Лашко [1] указывает на то, что сказкотерапия представляет собой здоровьесберегающую технологию. Также представляет собой комплексную систему, направленную на личностное развитие и сохранение здоровья ребенка. Также, по мнению автора, использование сказкотерапии или ее элементов в работе учителя-логопеда позволяет решать обучающие и коррекционные задачи.

В своей статье Г.В Савельева, Т.А. Панкова, Т.А. Денисова [3] указывают на то, что среди всех литературных жанров, именно сказка с воображаемым миром, реальностью и событиями вызывает у детей наибольший интерес. Авторы указывают на то, что использование сказкотерапии в рамках коррекционных логопедических занятий помогают развивать у детей такие важные когнитивные функции, как:

– внимание;

– воображение;

– память.

При этом, Г.В Савельева, Т.А. Панкова, Т.А. Денисова [3] определили речевые коррекционные задачи, которые возможно решить в ходе коррекционных логопедических занятий с использованием сказкотерапии:

– развитие связной речи;

– развитие лексико-грамматического строя речи;

– нивелирование трудностей контактов с окружающими.

По мнению указанных выше авторов, сказкотерапию эффективнее всего использовать в рамках групповых логопедических занятий. При этом важен подбор литературных произведений. Сказки, используемые для сказкотерапии должны быть подобраны с учетом задач, которые определены планированием и конспектом занятия. При этом важно учитывать интересы и индивидуальные особенности детей. По нашему мнению, немаловажен также учет тематики комплексно-тематического планирования [3].

В своей логопедической практике в рамках коррекционных логопедических занятий мы активно используем сказкотерапию как в ходе групповых занятий, так и в ходе индивидуальных логопедических занятий с детьми старшего дошкольного возраста. Нами определены 3 основных этапа в рамках которых организуется работа на логопедических занятиях независимо от формы организации таких занятий:

1) знакомство с сюжетом сказки;

2) воспроизведение сюжета сказки;

3) обсуждение.

При этом, в описанные выше этапы интегрируются коррекционные речевые задачи, к примеру: развитие связной речи, развитие грамматического строя речи, развитие умений построения предложений с однородными членами и т.д. В основном данные задачи решаются в ходе 2–го и 3–го этапа.

По нашему мнению, для воспроизведения сюжета сказки очень важно чтобы ребенку был очень хорошо знаком сюжет сказки. При воспроизведении сюжета сказки мы используем разнообразные методы для поддержания интереса детей через использование разнообразных материалов. Нами используются следующие материалы для моделирования сказок:

– деревянный конструктор «Томик»;

– сказки на липучках (ламинированные изображения с липучкой и фоном основой для разыгрывания сюжета;

– пластиковые фигурки с использованием светового стола с песком;

– фетровые игрушки и фланелеграф;

– сюжетное рисование.

Выбор конкретных способов моделирования сюжетов сказок обуславливается как мы уже отмечали ранее в первую очередь интересом детей, но помимо этого мы учитываем психологические особенности. К примеру, при индивидуальных логопедических занятиях с детьми с нежелательным поведением с низкой замотивированностью к логопедическим занятиям мы используем следующий способ организации сказкотерапии: приглушенный свет, тихая спокойная музыка на фоне световой стол с песком большое количество стеклянных камней и пластиковые фигурки – персонажи сказок. Во время проведения логопедических занятий с использованием сказкотерапии, мы активно стимулируем детей на речевую активность, задаем уточняющие вопросы, просим воспроизводить реплики героев сказки с соблюдением интонации героев. Например:

– «медведь говорит громко и грозно»;

– «зайчик говорит тихо и тоненьким голосом».

При возникновении трудностей воспроизведения сюжетов или речевых нарушений, например, нарушение лексико-грамматического строя мы используем приемы речевого образца и подсказок.

В рамках третьего этапа коррекционных логопедических занятий с использованием сказкотерапии с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями мы обсуждаем сюжет сказки в различных направлениях исходя из поставленных задач в ходе занятия:

– обсуждение поступков персонажей сказки;

– обсуждение мотивов поступков персонажей сказки;

– обсуждение положительных и отрицательных моментов сюжетов сказки;

– обсуждение отношения ребенка (или детей при групповом занятии) к сюжету сказки, понравилась ли ему (им) сказка и др.

Компоненты третьего этапа описанные выше также достаточно важны в коррекционном направлении: развитие связной речи, развитие умений строить рассказ, распространенные предложения и др. Так как в рамках данного этапа ребенок самостоятельно строит предложения ориентируясь на ситуацию, при этом, в рамках второго этапа ребенок воспроизводил реплики героев хорошо знакомого ребенку сюжета сказки. Помимо этого, у ребенка развиваются такие навыки, как:

– эмпатия;

– аналитические способности;

– мышление;

– воображение и др.

В целом именно третий этап в нашей работе позволяет обеспечить терапевтический подход к детям с речевым негативизмом, застенчивостью, низкой мотивацией к речевой активности и трудностями установления дружеских и коммуникативных связей со сверстниками. 

Помимо того, что сказкотерапия сама по себе является здоровьесберегающей технологией, во время проведения коррекционнных логопедических занятий с использованием сказкотерапии мы используем также другие технологии, такие как:

– дыхательная гимнастика;

– артикуляционная гимнастика;

– самомассаж;

– гимнастика для глаз;

– релаксационные упражнения и др.

А.И. Морозова [2] подчеркивает важность использования перечисленных выше видов здоровьесберегающих технологий в рамках традиционных логопедических занятий.

В рамках проведения логопедических занятий мы используем данные упражнения во время второго этапа сказкотерапии – разыгрывание сюжета. Основные цели данных упражнений:

– смена видов деятельности;

– развитие артикуляционной моторики;

– снятие напряжение глаз;

– снятие мышечного тонуса;

– релаксация и др.

Соответственно, учитывая обозначенные выше цели, мы определяем выбор конкретной здоровьесберегающей технологии. Например, для релаксации мы использующем следующие виды деятельности:

– сенсорные коробочки (сортировка и перебор сенсорного материала);

– прослушивание спокойной музыки;

– рисование на песке.

При этом, при наличии у ребенка дизартрии, которая вызывает нарушения мышечного тонуса, трудности переключения артикуляционных движений, быстрой утомляемостью – мы используем артикуляционные гимнастики, исходя из индивидуальной потребности ребенка. В некоторых случаях, при необходимости и наличии потребности, мы используем более 3–х здоровьесберегающих технологий в рамках одного занятия.

Таким образом, сказкотерапия является здоровьесберегающей технологией, которая может успешно интегрироваться с другими здоровьесберегающими технологиями. В совокупности, использование таких технологий в рамках коррекционных логопедических занятий позволяет решать коррекционные задачи, обучающие и развивающие задачи. Помимо этого, возможно решение психологических задач, связанных с трудностями установления контактов со сверстниками, трудностями в коллективе сверстников, развитие эмпатии и др. В нашей практики мы долгое время используем данные технологи в совокупности, при этом можем отметить большое количество положительных результатов в аспектах речевого развития и взаимодействия со сверстниками, родителями. 

Список использованных источников.

  1. Лашко Е.А. Использование сказкотерапии как средства формирования связной речи младших школьников с ОНР // Педагогическая наука и практика. 2020. №1 (27). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-skazkoterapii-kak-sredstva-formirovaniya-svyaznoy-rechi-mladshih-shkolnikov-s-onr (дата обращения: 14.11.2023).
  2. Морозова А. И. Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда // Обучение и воспитание: методики и практика. 2013. №6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/zdoroviesberegayuschie-tehnologii-v-rabote-uchitelya-logopeda (дата обращения: 14.11.2023).
  3. Савельева Г.В., Панкова Т.А., Денисова О.Н. Использование сказкотерапии в коррекционно-развивающей работе логопеда с детьми дошкольного возраста // Auditorium. 2020. №2 (26).