автор: Смирнова Валентина Ивановна

педагог – психолог Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Гиагинского района «Средняя общеобразовательная школа №4» Республики Адыгея

План-конспект развивающего занятия Тема: «Дружба»

План-конспект развивающего занятия

Тема: «Дружба».

3 занятие по циклу.

 

Цель:

–  формировать представление о дружбе и друзьях, развивать у детей понимание, что дружбой надо дорожить;

– способствовать развитию взаимопонимания между детьми, развития внимания координаций движений, мышления, речи;

–   развитие адекватной деятельности обучающихся, направленной на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей, умение оценивать положительные и отрицательные поступки и анализировать их.

 

Задачи:

  • способствовать формированию позитивного настроя;
  • способствовать формированию добрых взаимоотношений;
  • развивать чувства единства и сплоченности.

 

Участники: 4 – 5 классы.

 

Предварительная работа: цикл занятий по теме «Дружба»:  чтение художественной литературы (Н. Чабаевский «Одинаковые», Агния Барто «Требуется друг», Э. Успенский «Рассказы», В. Драгунский «Большая книга рассказов», полная хрестоматия для начальной школы;, разучивание стихотворений о дружбе, разгадывание загадок и кроссвордов, знакомство с пословицами о дружбе, проведение игр: «Составь слово», «Найди друга». Цикл занятий о дружбе расчитан на 3 занятия продолжительностью по 45 минут.

 

Оборудование: компьютер, карточки с пословицами, солнце, фломастеры, клей, ватман, скотч, гуашь, одноразовые тарелочки, влажные салфетки.

 

Ход  мероприятия.

 

Вводная часть.

 

Звучит музыка «Дружба крепкая, не сломается…»

 

Здравствуйте, ребята, уважаемые члены жюри, гости! Я рада видеть вас в хорошем настроении, давайте похлопаем в ладоши, улыбнемся соседу и помашем руками гостям. Посмотрите, как стало светло в зале. Наше солнышко засветило ярче и послало нам свои лучики. (обратить внимание на плакат, на котором изображено солнышко и ствол дерева) Наше занятие началось с известной всем вам песни. Как вы думаете, какая будет тема нашего занятия? (ответы детей) Правильно, Дружба! Что значит это слово? Как вы его понимаете? (ответы детей) Есть ли у вас друг (подруга)? (ответы детей)

 Через фронтальную беседу с ребятами дети высказывали свои предположения, о чём будет занятие, мы выясняли, что такое «дружба», «друг». Ребята активно отвечали на заданные мною вопросы.

    Представьте себе, что вы идёте по Москве и неожиданно встречаете своего давнего друга. Какой будет ваша реакция, что вы будете делать? (подвести к ответу, что радостные объятья ничто иное как тёплое приветствие).

Игра «Поздоровайтесь»

Ребята, сейчас мы с вами поздороваемся (поприветствуем) друг с другом, но здороваться мы будем необычным для вас способом. Давайте встанем в круг и поздороваемся…

  • Локоточками
  • Коленками
  • Носиками
  • Боком
  • Рукопожатием

.

Молодцы! Вот так  здороваются друзья. Хорошее приветствие, рукопожатие запускает химическую реакцию в организме, способную вызвать доверие к человеку, поднять настроение, положительно отложиться в  памяти, вам будет приятно вспоминать о встрече. Надеюсь, что наша встреча вам тоже запомнится.

В начале занятия была импровизация-психофизминутка – дети приветствовали друг дгуга и гостей. Я им предложила поздороваться необычным образом – это разрядило обстановку напряжённости у некоторых ребят. Это активизировало внимание учеников, обеспечило достаточно серьёзное и уважительное отношение в дальнейшем к теме занятия.

 

Основная часть.

Сегодня  у нас задача вырастить дерево дружбы. (обратить внимание детей и гостей на плакат). В этом деле в одиночку не справиться. Помните, слова из песни : «Друг всегда меня сможет выручить, Если что-нибудь приключится вдруг».

Игра «Собери пословицу»

Ребята, это задание мы будем выполнять в парах. Каждая пара получает индивидуальное набор карточек со словами. Из отдельных слов вам необходимо собрать пословицу (Дружба дороже денег. Не имей сто рублей, а имей сто друзей. Крепкая дружба дороже богатства. Старый друг лучше новых двух. Друзья познаются в беде. Для дружбы нет расстояния.) и создать дерево, а именно ваши пословицы будут веточками нашего могучего ствола.  (психолог помогает собрать пословицы).

Занятие не обошлось без народной мудрости, которая содержится в пословицах. Дети в группах с удовольствие составляли пословицы. Каждая группа выходила, составляла, зачитывала и приклеевала пословицу, создавая веточки дерева.

Игра «Отражение»

А сейчас встаньте парами, друг напротив друга. Одни из вас будут зеркалом, а другие будут в него смотреться (распределяются роли в парах). Посмотрим, чья пара точнее справится с заданием.

Вам нужно:

–  расчесать волосы

–  почистить зубы

– идти по дороге и внезапно споткнуться

– потанцевать.

Как правило, друзья достаточно хорошо знают друг друга: особенности поведения и  привычки. И вы неплохо это продемонстрировали.

 

Игра «Хорошо – плохо»

Я буду вам говорить о поступках людей. Если поступок хороший – хлопайте в ладоши, если плохой – не хлопайте (ссориться, помогать другим, мириться, драться, здороваться при встрече, хвастаться, просить прощения, жадничать, делиться, обзываться, говорить приятные слова, быть вежливым, грубить, помогать, сочувствовать, уступать ). Молодцы! Теперь мы все знаем, что надо делать и как себя вести, чтобы с нами хотели дружить.

 

«Солнце дружбы»

Чтобы дерево наше было крепким и могучим, что для этого нужно? Правильно, обогреть его лучами солнышка. Солнышко у нас уже есть, но, к сожалению, без лучиков. Я вам предлагаю украсить Солнце Дружбы именами наших лучших друзей. Вам необходимо взять «лучик» написать имя своего лучшего друга и прикрепить к солнцу… Каким стало у нас солнце Дружбы? (ответы детей)

Участникам занятия был предложен раздаточный материал «лучики» , на которых дети написали имена своих друзей и приклеели лучики к солнцу. Далее дети высказали свое мнение о том, какой стала наша картина, наше солнце.

 

Заключительная часть.

Закончить мастер-класс хочу такими словами:

– Другу руку протяну, слово доброе скажу,

С ним сердечно обнимусь и, конечно, улыбнусь!

 

Я предлагаю создать последние штрихи на нашей картине, а именно показать, что мы едины, мы создаем мир и дружбу вместе. Подойдите и выберете любую миску с понравившимся вам цветом, обмакните ручки и создайте своими отпечатками разноцветное поле на нашей картине. (психолог показывает детям, тем самым объединяется с ними в одну дружную команду).    

В заключении я предложила ребятам создать последние штрихи на нашей картине, а именно показать, что мы едины, мы создаем мир и дружбу вместе. Дети выбрали  миску с краской, с понравившимся им цветом, обмакнули ручки и создали своими отпечатками разноцветное поле на нашей картине. Я также оставила свой отпечаток,  показав детям, тем самым, что я объединилась с ними в одну дружную команду.

 

Спасибо Вам за совместную работу в создании дерева дружбы, которое вы всегда будете вспоминать, когда на вашем пути возникнут трудности. Друг, имя которого вы написали, будет для вас талисманом и помощником в сложных жизненных ситуациях.

 

Самоанализ мастер-класса

Тема: «Дружба»

4 – 5 класс

 

Проводила – Смирнова Валентина Ивановна, педагог – психолог муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Гиагинского района «Средняя общеобразовательная школа №4».

 

Данное мероприятие проводилось в 4 и 5 классе.

 

Цель:

–  формировать представление о дружбе и друзьях, развивать у детей понимание, что дружбой надо дорожить;

– способствовать развитию взаимопонимания между детьми, развития внимания координаций движений, мышления, речи;

–   развитие адекватной деятельности обучающихся, направленной на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей, умение оценивать положительные и отрицательные поступки и анализировать их.

 

Задачи:

  • способствовать формированию позитивного настроя;
  • способствовать формированию добрых взаимоотношений;
  • развивать чувства единства и сплоченности.

 

При подготовке цикла занятий я определила тему, методы, формы, приёмы проведения мероприятия, место и время проведения. Продумала расстановку мебели в кабинете. Учитывала возрастные особенности детей, особенности классного коллектива и уровень его развития.  На занятии использовались следующие формы работы:

индивидуальная;

– фронтальная;

– групповая;

– работа в парах.

 

На мероприятии были использованы следующие виды деятельности:

– познавательная;

– игровая;

– рефлексивная;

 

При проведении занятия применялись следующие методы и приёмы:

а) методы организации и осуществления чувственного восприятия объектов (наглядные);

б) методы организации и осуществления мыслительной деятельности детей (словесные);

в) методы организации и управления практической деятельностью детей (практические).

Приемы:

– двигательная разминка (приветствие)

– упражнения подражательного, творческого характера (игра «Отражение»);

– составление пословиц из отдельных слов;

– анализ поведения

– рисование;

– конструирование (создание веточек с пословицами);

– игровые ситуации;

– рефлексия (создание разноцветное поле на картине своими отпечатками).

 

Использовала раздаточный материал: фломастеры, клей, гуашь, одноразовые тарелочки, влажные салфетки, конверты с разрезанными пословицами, лучики солнца.

 

    На занятие использовала музыку прозвучали песни о дружбе – «Дружба крепкая…» (аудиозапись).

    Всё способствовало развитию у детей навыков общения, совместной деятельности, проявление их личных качеств.

 

    При проведении занятия учитывала возрастные, индивидуальные и психологические особенности обучающихся 4 – 5 классов, так как в этом возрасте происходит развитие не только познавательных интересов, но и личности ребенка. Учащиеся учились анализировать поведение. Ребята учились социальному познанию, приобретали социальный опыт.

 

    При проведении мероприятия удачными оказались следующие моменты: форма, приёмы, методы проведения, смена видов деятельности учащихся, активное участие ребят в ходе выполнения заданий.

    

    На протяжении всего мастер-класса учащиеся были активны.

    По моему мнению, цель и задачи, на достижение которых было направлено содержание данного мероприятия, выполнены.

    В целом, мероприятие прошло организованно, эмоционально.

 

    Правильно организованные мероприятия помогают ребёнку чувствовать себя комфортно в детском коллективе, высказывать чувство сострадания, стремиться к взаимовыручке и взаимоподдержке.