Всероссийские профессиональные конкурсы педагогических работников

Организатор включен в Перечень Минпросвещения России

Автор: Скоторенко Ольга Александровна

Воспитатель МБДОУ «Детский сад №8 комбинированного вида» г. Исилькуль Омская область

Образовательный проект по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста: «80 лет со дня освобождения блокады Ленинграда»

   Скоторенко Ольга Александровна, 

воспитатель первой квалификационной категории

МБДОУ «Детский сад № 8 комбинированного вида»

Образовательный проект по патриотическому воспитанию  детей старшего дошкольного возраста:  «80 лет со дня освобождения блокады Ленинграда»

г. Исилькуль, 2024г.

Тема «80 лет со дня освобождения блокады Ленинграда»

Актуальность. Одна из главных задач дошкольного образовательного учреждения – воспитание патриотизма, что имеет огромное значение в социально-гражданском и духовном развитии ребенка. Чрезвычайно важно, чтобы дети расценивали свою Родину с высокими чувствами патриотизма, проявляли любовь к ней, ощущали ответственность за ее благополучие, честь и независимость, берегли материальные и духовные ценности общества и развивали личностное достоинство. Патриотическое воспитание предполагает формирование и постепенное развитие целого комплекса положительных качеств. Основой этого развития являются духовно-нравственная и социально-культурная составляющие. Патриотизм проявляется через каждую личность, объединяющую в себе духовность, гражданственность и социальную активность, осознающую свою нераздельность и неразрывность с родиной.

27 января – день снятия блокады Ленинграда. Длительные 900 дней город находился в окружении блокады. Что знают дети старшего дошкольного возраста о блокадном времени? В ходе беседы с детьми на эту тему всплыло еще множество других вопросов. Учитывая интерес детей и значимость их социально-личностного развития, я считаю, что важно более подробно рассказать и показать детям о жизни Ленинграда во время блокады. Пополнить их знания о истории города и его историческом прошлом, о подвиге народа в период блокады Ленинграда.

Проблема: в ходе беседы с детьми я поняла, что дети мало знают информации о блокадном времени. Более того, мальчики и девочки задавали много вопросов о Великой Отечественной войне. Обратив внимание на их заинтересованность и понимая важность социально – личностного развития, я считаю, что необходимо подробнее рассказать и продемонстрировать детям, как жил Ленинград во время блокады, а также расширить их знания о истории города и его прошлом, особенно о подвиге людей в это нелёгкое время. 

Цель проекта: расширение представлений о героическом подвиге жителей блокадного Ленинграда в годы Великой Отечественной войны у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

Дети:

Образовательные:

  1. Расширять знания о блокаде, о трудностях блокадного города.

2.Формировать у детей понятие исторической важности событий своей страны.

Развивающие:

Развивать умение воспринимать и понимать содержание патриотической          музыки и военной лирики.

Воспитательные:

Воспитывать уважение и благодарность защитникам Отечества, гордость за свой народ, любовь к Родине

Родители: 

Ориентировать родителей на патриотическое воспитание в семье.

Воспитатели: 

  1. Спланировать и организовать деятельность.
  2.   Повысить уровень профессиональной компетентности  по теме проекта

Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, родители, воспитатели, сотрудники библиотеки

Сроки реализации: с 22.01.2024 по 26.01.2024

Ожидаемые результаты:  

Ожидается, что дети усвоят и закрепят знания о Великой Отечественной войне, о блокаде в городе Ленинграде и ее значении.  Расширится кругозор детей, их интерес к истории города Ленинграда. Такой подход к воспитанию и образованию научит детей проявлять уважение к героям войны и понимать значимость мира на земле и его ценность для человека. Укрепится заинтересованность родителей в сотрудничестве с детским садом по вопросам нравственно – патриотического воспитания.

Продукт проектной деятельности: Стенгазета «27 января День снятия блокады Ленинграда»

Содержание проекта:

Этап Содержание
Подготовительный этап Составление плана мероприятий. Подбор необходимой методической   литературы, картотеки рассказов о блокаде Ленинграда,  подбор наглядно – дидактического материала, видеороликов, картин по теме: «80 лет со дня освобождения блокады Ленинграда»,  «Блокада Ленинграда». Изготовление речевых облаков «80 лет со дня полного освобождения Ленинграда от фашисткой блокады» 

Подбор атрибутов для сюжетно-ролевой игры и спортивного досуга,  знакомство с проектом родителей.  Проведение беседы с детьми. – 1 день

Основной этап Реализация плана проекта – 5 дней
Заключительный этап Стенгазета «27 января День снятия блокады Ленинграда»– 1 день

 

Поэтапный план реализации проекта:

Сроки  Мероприятия
22.01.2024 1.Тематическая беседа «Блокада Ленинграда»

Цель: продолжение знакомства детей с одним из самых значимых исторических событий – блокадой Ленинграда.

2.Совместное с детьми изготовление и игра  Кубик  Блума «Блокадный Ленинград»

Цель: Закрепление материала по теме блокада  Ленинграда 

3.Соревнование между  командами  нашей группы «Переправа»

Цель: повышение  физической активности детей и  развитие командного духа через участие в игровом состязании

23.01.2024 1.Беседа «Хлеб блокадного города»

Цель: воспитание бережного отношения к хлебу

2. Посещение детской библиотеки. Сотрудники библиотеки организовали просмотр видеофильма «Блокадные истории»: детям показывали короткометражные мультфильмы и фильмы о блокаде Ленинграда, а затем они обсуждают содержание и выражали свои эмоции.

Цель: показать  атмосферу исторического периода блокады, чтобы позволить детям  более глубоко проникнуть в события и ощутить их эмоциональную силу.

3.Оформление уголка «Блокадный хлеб» Цель: Воспитывать чувство сострадания за свой народ

24.01.2024 1.«Мы тоже воины» инсценировка по стихотворению С. Михалкова

Цель: передать идеи единства, солидарности и борьбы, выраженную в стихотворении. Подчеркнуть важность каждого человека в достижении общей цели и обратить внимание на качества человека: силу и решительность.

2.Просмотр мультфильма «Воробушек» 

Цель: Показать детям, как тяжело жилось людям в период блокады. 

3.Совместно с родителями изготовление альбома памяти  «Мы помним подвиг твой, блокадный Ленинград»

Цель: сохранение и передача исторической памяти о блокадном Ленинграде

25.01.2024 1.Лепка военной техники  и аппликация «Транспорт  «Дороги жизни». Выставка работ.

Цель: возможность проявить свои творческие навыки и воображение. Мероприятие позволяет узнать больше о различных видах военной техники, их роли и значимости.

2. Дидактическая игра «Узнай свою страну»

Цель: знакомство с географией и историей Ленинграда (современного Санкт –Петербурга) во время блокады, осознание суровых условий и героической обороны города. 

26.01.2024 1. Военный спортивный досуг ко дню снятия блокады Ленинграда

Цель: развивать физическую подготовку и активность детей через участие в спортивных играх.

2. Ко Дню полного снятия блокады Ленинграда дети изготовили ленту Ленинградской Победы.

3.Оформление стенгазеты «27 января День снятия блокады Ленинграда», совместно с родителями

Цель: поделиться информацией и фактами о блокаде, а также сформировать патриотическое сознание и чувство гордости у детей и родителей.

 

Перспективы дальнейшего развития проекта 

Блокада Ленинграда стала настоящим испытанием для людей, и воспоминания о ней не должны исчезнуть в бездне времени. Чтение книг, просмотр фильмов и памятные мероприятия помогут сохранить и передать всему миру историческую значимость и героическое наследие тех, кто стоял на защите Ленинграда.

Одной из возможностей продолжения проекта может стать разработка мероприятий, посвященного историческому периоду блокады Ленинграда. В ходе которых дети с педагогами и родителями посетят специализированные экскурсии, нацеленные на изучение истории блокады и ее влияния на современность. Такой образовательный проект позволит следующим поколениям более прочувствовать атмосферу   событий Ленинградской блокады и понять важность сохранения мира и свободы.

Все грядущие годы, связанные с 80-летием освобождения Ленинграда, отличная возможность продолжить и расширить проекты, посвященные этому историческому событию. Это время, чтобы отдавать дань уважения тем, кто прожил и боролся в те тяжелые дни и ночи блокады, а также показать историческую значимость этой победы миру. Пусть освобождение Ленинграда всегда будет напоминать, что, несмотря на трудности и испытания, наша сила и настойчивость всегда способны превзойти любые преграды.

                                                                   

                                                                   Заключение.

В течение пяти дней мною был реализован образовательный проект, посвященный патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста.  Этот проект был разработан с учетом цели и задач, стоящих перед нами. 

Основной целью данного проекта было расширение представлений о героическом подвиге жителей блокадного Ленинграда в годы Великой Отечественной войны у детей старшего дошкольного возраста.

В ходе реализации проекта был проведён ряд  мероприятий, которые помогли детям и их родителям не только узнать больше об этой трагической странице истории, но и прочувствовать истинное значение геройства и мужества людей, переживших блокаду.
Одним из наиболее значимых мероприятий была тематическая беседа “Блокада Ленинграда”, на которой мы обсудили причины и последствия блокады, а также познакомились с историческими фактами. Дети задавали вопросы, проявляли интерес и активно обсуждали данную тему.

Также мною была проведена беседа на тему “Хлеб блокадного города”, во время которой ребята узнали о рационе питания горожан во время блокады и значимости хлеба в тех тяжелых условиях. Дети выражали свои эмоции после посещения библиотеки и делились впечатлениями после просмотра короткометражных фильмов о блокаде Ленинграда в видеороликах “Блокадные истории”.

Одной из наиболее запоминающихся частей проекта стала инсценировка по стихотворению С. Михалкова “Мы тоже воины”, где дети воплотили героический дух ленинградских жителей. И сюжетно-ролевая игра «Разведчики», где солдат при ранении отправляли в госпиталь через Ладожское озеро по «Дороге жизни». Также ребята с интересом рассматривали альбом памяти  «Мы помним подвиг твой, блокадный Ленинград»,

в  котором  дети пополнили  знания о блокаде, о трудностях блокадного города. В течении всей недели я детям читала рассказы, доступные для старшего возраста о блокаде Ленинграда, которые они с интересом слушали. 

В ходе проекта прошла выставка работ “Транспорт «Дороги жизни”, где дети продемонстрировали свои изделия и рисунки военных машин, игрались и учились при этом. Также ребята приняли участие в дидактической игре “Узнай свою страну”, чтобы познакомиться с географией и историей Ленинграда во время блокады, осознать тяжелые условия и героическую оборону города.

Не менее важным мероприятием был военный спортивный досуг ко дню снятия блокады Ленинграда и оформление стенгазеты “27 января – день снятия блокады Ленинграда”, совместно с родителями. Вместе мы вспомнили героическое прошлое и почтили память тех, кто прожил и не сдался во время блокады.

Цель нашего проекта была полностью достигнута. Дети узнали больше о блокаде Ленинграда, познакомились с историей геройской обороны города и почувствовали настоящую связь с прошлым. Я надеюсь, что эти знания и эмоции останутся с каждым ребенком надолго и помогут им ценить мирное время и богатство сегодняшнего дня.

Однако, во время работы над проектом, я столкнулась с отсутствием интереса и мотивации некоторых детей. Они были не заинтересованы темой, поэтому приходилось искать способы, чтобы привлечь их внимание и создать интерес к проекту. Также испытывала сложность передачи исторических понятий и событий в понятной форме для детей. Для этого приходилось использовать подходящие способы объяснения   информации, чтобы она была доступна и понятна детям. 

 

                                                Список литературы.

  1. «В осаждённом Ленинграде». Составитель: Н.Р. Иванов, Л., 1982.
  2. Блокадная книга. А. Адамович, Д. Гранин. «Советский писатель», 1982. 
  3. Сухачёв М.П. Дети блокады: Повесть/ М.П. Сухачёв; Художник Г. Алимов. – М.: Детлит., 1989.