Автор: Скорикова Елена Сергеевна

преподаватель Волжский филиал государственного автономного профессионального образовательного учреждения “Волгоградский медицинский колледж”

Организация целеполагания обучающихся при изучении учебных предметов «История» и «Обществознания»

Волжский филиал ГАПОУ “Волгоградский медицинский колледж»

Организация целеполагания обучающихся при изучении  учебных предметов «История» и «Обществознания»

 

В условиях стремительно растущего информационного потока, который уже через пятьдесят лет будет увеличиваться вдвое каждые 72 часа, просто давать знания обучающимся – это значит обрекать подрастающее поколение на неумение полноценно жить в информационном обществе. Следует заметить, что современное поколение и не жаждет «брать знания», как бы  преподаватели не хотели «его дать». Это происходит не только потому, что  студенты- первокурсники мало мотивированы на обучение, скорее, они прагматично ориентированы – зачем брать то, что возможно не пригодится. Сегодня под качеством образования понимается уровень надпредметных и специфических умений, связанных с самоопределением и самореализацией личности, когда знания приобретаются не «впрок», а в контексте модели будущей деятельности, жизненной ситуации. Ориентация на результат отечественного образования заставила пересмотреть его стандарты. Теперь не образовательные цели, а результаты освоения основных образовательных программ образования являются системообразующим компонентом Федеральных государственных образовательных стандартов. Они задают социально желаемый уровень (результаты) личностного и познавательного развития обучающихся, меняя вектор целеполагания в проектировании образовательного процесса – от планируемых результатов к определению адекватных им целей. 

Каждый урок в начале 3-го тысячелетия обязательно должен быть логически завершённым фрагментом системы обучения. Сегодня за партами сидят дети нового века, сознание, мировосприятие которых существенно отличается от того, что ещё недавно наблюдалось у их родителей. Компьютер, мобильный телефон, Интернет, рекламные ролики и клипы – всё это становится частью жизнью ребёнка ещё до того, как он пошёл в школу, научился читать и писать. «Клиповость» восприятия, привычка к ярким, быстро сменяющимся картинкам, неспособность к длительному восприятию однообразного источника информации – это черты  обучающегося современного времени. Изменилось общество, и обучающиеся уже не будут таким, как 20-30 лет назад, потому что рождаются и живут в других условиях. Нельзя всего этого не учитывать. 

Переходя из кабинета в кабинет, ребята не просто переходят от русского к истории, а перелетают с планеты одной науки на планету другой. Таких перелётов у них в день по 3-4. Держать в памяти связующие нити прошлых  занятий  студенты просто не в состоянии. Поэтому каждое занятие  должно быть «закольцовано»: определена цель – получен конкретный результат. На каждом уроке надо стремиться к созданию цепочки: цель – задачи – деятельность – диагностика достижения целей, т.е. проверка результата работы.

Цель – это предполагаемый результат деятельности (что я хочу получить); задачи – конкретные шаги на пути к цели (что я делаю, чтобы получить то, чего хочу). Обычно цель бывает одна (в научной работе, проектной деятельности), а задач несколько. Если целей несколько, то для достижения каждой определяются свои задачи.

Проблеме целеполагания посвящены работы виднейших ученых как за рубежом (Р.Акофф, Ф.Эмери, Д.Биллинг, Б.Блум, Д.Кратвол, Б.Мусиа, Н.Гренлунд, К.Роджерс, А.Хэтроу, Е.Симпсон, Б.Браун и др.), так и в России (Ю.Н.Кулюткин, О.Е.Лебедев, Г.С.Сухобская, Н.Ф.Талызина, К.Денек, Д.Толлингерова, И.А.Володарская, А.М.Митина, О.К.Тихомиров, А.М.Цирульников, В.П.Беспалько, Г.И.Батурина, И.Я.Лернер, А.В.Хуторской, И.А.Зимняя и др.).

Каждый профессиональный педагог знает, что такое триединая дидактическая цель урока: то, чему мы должны научить, что должны воспитывать и развивать у  обучающегося на уроке. В общем виде они сформулированы в ФГОС  по каждому предмету. Стандарты предъявляют следующие требования к целеполаганию на уровне урока: 

  1. К определению целей нужно подходить комплексно, рассматривая цели на уровне достижений личностных, метапредметных и предметных результатов. 
  2. В содержании целевых установок следует отражать не только деятельность преподавателя, но и обучающихся, а также способы взаимосвязанной деятельности участников образовательного процесса. 
  3. В целевых установках необходимо показывать прогнозируемые результаты учебной работы, как на эмпирическом, так и теоретическом уровнях познания. 
  4. В целях должны быть отражены намечаемые формы, приемы и средства их реализации. 

Наряду с вектором целеполагания от содержания к формируемым умениям актуальным становится и вектор от умений к отбору содержания. При определении целей урока по-прежнему значимы слова отечественного методиста П.В.Горы: «Развернутая формулировка целей выполняет роль своеобразного компаса в построении урока». Но важно помнить: триединая дидактическая цель – это цель преподавателя, её нельзя предложить на уроке студентам!

А между тем, цель у  студентов на уроке должна быть. Хотя бы потому, что, не ставя перед  ними цель на уроке цель, не уча их работать в этом направлении, мы никогда не научим их самих целеполаганию. Одним  из  важнейших  принципов  эффективного  урока  на  современном  этапе  является принцип личностного целеполагания обучающегося. Образование каждого  студента происходит на основе и с учетом его личных учебных целей.

              Когда  студент осознает смысл учебной цели, его деятельность станет мотивированной и целенаправленной. А чтобы  он сформулировал и присвоил себе цель, его необходимо столкнуть с ситуацией, в которой он обнаружит дефицит своих знаний. В этом случае цель им воспримется как проблема. В итоге индивидуальные цели  студентов будут постепенно занимать все больше места в системе  их  образования.  

Очень часто никакой цели перед студентами  не ставится, потому что их цель учиться, изучать предмет, делать то, что скажет преподаватель. Но если  преподаватель и понимает необходимость постановки цели перед  обучающимися на уроке, то часто возникают такие проблемы: вместо целей  он сообщает содержание урока, ставит перед ними свою, педагогическую цель или формулирует недиагностируемую цель. 

Цель для  студента должна быть конкретной, измеримой, т.е. диагностируемой (можно легко проверить результат: достигнута или нет), ориентированной на результат (его можно увидеть, услышать, потрогать, использовать и т.д.), соотноситься с конкретным сроком (урок, урок + д/з, 2 урока).

Повторю, часто вместо целей урока мы сообщаем  обучающимся его содержание, т.е. перечисляем то, чем будем заниматься. Это не является целью (не конкретно, не диагностично, не подразумевает результата). 

Содержание урока можно превратить в нормальную, конкретную, диагностируемую цель, если сформулировать в виде сложноподчиненного предложения с придаточным цели.

Чтобы такая цель стала конкретной и диагностируемой, надо сформулировать результат. Обратите внимание, что такие цели позволяют довольно легко сформулировать задачи урока по достижению цели (например, прочитать целенаправленно тексты, вспомнить ранее изученное, составить таблицу, отобрать вопросы для сравнения и др.).

Целью урока для  студентов может быть ответ на проблемный вопрос, который был сформулирован преподавателем, учебником, возник в результате решения проблемной ситуации и др.

Превращение содержания урока в цель, недиагностируемой цели в диагностируемую, формулирование проблемных вопросов – это возможные формы использования приёма конкретизации целей, который заключается в их формулировании через результаты, выраженные в действиях обучающихся. 

Обучение студентов  целеполаганию – это поэтапный процесс. Для  них научение целеполаганию  процесс непростой, поэтому выделяется три уровня реализации данного этапа:

  • Традиционный, при котором обучающиеся принимают цель объявленную преподавателем.
  • Уровень, при котором совместно с  обучающимися формулируется одна для всех цель.
  • Уровень, при котором каждый  студент осознанно определяет свою цель.

Например,  преподаватель может просто объявить целью урока изучение некоторой темы или рассмотрение некоего явления. Студенты, находясь в пассивной позиции, могут даже не заметить, что  преподаватель демонстрирует формулирование цели. Но если  студента поставить в активную позицию, начать с аргументации, объяснить причину рассмотрения этого явления, то сформулированная затем цель учебного занятия даст смысловой акцент на целеполагании. Если  преподаватель не будет торопиться формулировать цель сам, а попросит сделать это студентов, тем самым переведет их в активную позицию, начнется формирование универсального умения целеполагания.

Легко заметить, что практически все приемы целеполагания строятся на диалоге, поэтому очень важно грамотно  сформулировать вопросы, учить детей не только отвечать на них, но и  придумывать свои. Цель необходимо записать на доске. Затем она обсуждается, при этом выясняется, что цель может быть не одна. Теперь необходимо поставить задачи (это можно сделать через действия которые будут выполняться: читать учебник, сделать конспект, слушать доклад, составить таблицу, выписать значения слов и так далее). Задачи так же записываются на доске. В конце урока необходимо вернуться к этой записи и предложить обучающимся не только проанализировать, что им удалось сделать на уроке, но и увидеть, достигли ли они цели, а в зависимости от этого –  формулируется  домашнее задание.                      

 Некоторые приемы  целеполагания:

 Прием «Домысливание».  Студентам предлагается тема урока и слова “помощники». С помощью слов “помощников” они формулируют цель: выясним… узнаем… научимся… проверим…

 

Тема-вопрос
Тема урока формулируется в виде вопроса.  Обучающимся необходимо построить план действий, чтобы ответить на поставленный вопрос.  Например, «Гроза двенадцатого года настала. Кто тут нам помог? Остервенение народа, Барклай, зима Иль русский Бог?» О чем речь? 

Работа над понятием.  Студентам предлагается для зрительного восприятия название темы урока. Например, «Буржуазные революции в Европе». Необходимо объяснить значение каждого слова. Далее, от значения слова определяем цель урока. 


Подводящий диалог
На этапе актуализации учебного материала ведется беседа, направленная на обобщение, конкретизацию, логику рассуждения. Диалог подвожу к тому, о чем студенты не могут рассказать в силу некомпетентности или недостаточно полного обоснования своих действий. Тем самым возникает ситуация, для которой необходимы дополнительные исследования или действия. Ставится цель. Например, при изучении темы «Борьба Руси с иноземными захватчиками в 13 веке», на доске записываю тему в виде отрывка стихотворения А.Блока: « Мы как послушные холопы держали меч меж двух огней- монголов  и Европы»  у студентов спрашивается о каком событии идет речь в стихотворении, что нам нужно узнать об этом событии, как мы можем это сделать?



Проблемная ситуация .Создаётся ситуация противоречия между известным и неизвестным. Последовательность применения данного приема такова:
– Самостоятельное решение
– Коллективная проверка результатов
– Выявление причин разногласий результатов или затруднений выполнения
– Постановка цели урока.

Проблема предыдущего урока
В конце урока  студентам предлагается задание, в ходе которого должны возникнуть трудности с выполнением, из-за недостаточности знаний или недостаточностью времени, что подразумевает продолжение работы на следующем уроке. Таким образом, тему урока можно сформулировать накануне, а на следующем уроке лишь восстановить в памяти и обосновать.

 

Чтение исторического документа: «… Эти племена не управляются одним человеком, но издревле живут в народоправстве (демократии), и поэтому у них счастье и несчастье в жизни считаются делом общим…».  Так ли это? Что нам необходимо сделать, чтобы ответить на этот вопрос?

В конце необходимо отметить, что цели не «рождаются» по звонку на урок.Процесс целеполагания трудоёмкий и времяёмкий.  Но  студент должен захотеть ставить цель и двигаться к её решению. И для этого необходимо создать импульс для образовательного движения обучающегося, для его самореализации. Для этого рекомендуется предложить задания, которые стимулируют начать изучать данный предмет, тему, заинтересуют его.

Источники информации:

  1. Хуторской А.В.   Проблемы и технологии образовательного целеполагания [Электронный ресурс] -Режим доступа: http://www.eidos.ru/journal/2006/0822-1.htm http://mc-krkam.edusite.ru 
  2. О целях и целеполагании  [Электронный ресурс] -Режим доступа: www.uchportal.ru/publ/24-1-0-1981
  3. Целеполагание урока [Электронный ресурс] -Режим доступа:  uchebnikfree.com/osnovyi-pedagogiki/tselepolaganie-uroka-4175.html