Всероссийские профессиональные конкурсы педагогических работников

Организатор включен в Перечень Минпросвещения России

В России внедрят систему ранней помощи детям с трудностями в развитии и их семьям

20 декабря 2018, 00:00

19 декабря в Москве состоялась научно-практическая конференция «Опыт эффективных региональных практик по созданию системы ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и их семьям». В мероприятии приняла участие заместитель Министра просвещения Российской Федерации Т. Ю. Синюгина.

Сеть служб ранней коррекционной помощи может развиваться в регионах на базе детских садов и школ, реализующих адаптированные образовательные программы

Пресс-служба Минпросвещения России

В Москве состоялась научно-практическая конференция «Опыт эффективных региональных практик по созданию системы ранней помощи детям с ОВЗ и их семьям»

Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов
Выступая на открытии конференции, Т. Ю. Синюгина подчеркнула, что вопросы совершенствования системы оказания коррекционной и развивающей помощи детям раннего возраста с трудностями в развитии и риском их возникновения входят в число приоритетных направлений государственной образовательной политики.

– В рамках Концепции развития ранней помощи в регионах внедряются разные модели ранней помощи с учетом социально-экономических и территориальных особенностей. Главное, чтобы эта помощь была комплексной – и медицинской, и психолого-педагогической, и социальной. Конечно, в идеальной модели эту помощь ребёнок и его семья получают в одном месте. Но с учётом текущей ситуации это может быть и получение помощи в разных организациях, в этом случае нужно чётко определить маршрут и объём тех услуг, которые должен получить ребёнок, – сказала Т. Ю. Синюгина.

Заместитель Министра пояснила, что сеть центров или служб ранней коррекционной помощи может развиваться в регионах на базе детских садов и школ, реализующих адаптированные образовательные программы, а также на базе центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи.

– По данным нашего мониторинга в этом году в субъектах в системе образования уже действуют 4 314 подобных служб. Основная их часть функционирует на базе дошкольных образовательных организаций, а общее количество обращений в службы ранней коррекционной помощи в очном и заочном режимах в этом году составило более 133 тысяч, что почти в 2 раза больше по сравнению с 2017 годом, – информировала Татьяна Юрьевна.

Т. Ю. Синюгина отметила, что особенность ранней психолого-педагогической помощи – её ориентация на семью.

– Понимая важность такой помощи семьям, в нацпроект «Образование» мы включили федеральный проект «Поддержка семей, имеющих детей», в рамках которого в регионах будут создаваться центры психолого-педагогической помощи родителям. Гранты на оказание такой помощи получат в том числе социально-ориентированные некоммерческие организации, реализующие программы психолого-педагогической и коррекционно-развивающей направленности. Также мы планируем разработать и внедрить во всех субъектах Российской Федерации целевую модель информационно-просветительской поддержки родителей, которая должна действовать на межведомственной основе, – сообщила Т. Ю. Синюгина.

Заместитель Министра информировала, что развитию ранней коррекционной помощи будет посвящён отдельный раздел разрабатываемой по заказу Минпросвещения России Институтом коррекционной педагогики РАО Стратегии развития образования обучающихся с инвалидностью и ОВЗ до 2030 года. В Стратегии зафиксируют важнейшие направления совершенствования системы образования для разных категорий детей с особыми образовательными потребностями на всех уровнях, начиная с оказания услуг ранней коррекционной помощи.

Справочно

Конференция состоялась по инициативе Автономной некоммерческой организации «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов» при поддержке Министерства труда и социальной защиты населения Российской Федерации, Министерства просвещения Российской Федерации. Конференция стала площадкой для обсуждения её участниками практических проблем по созданию оптимальных условий для развития системы ранней помощи в регионах страны, а также опыта, накопленного регионами страны в ходе проектирования и апробации вариативных моделей ранней помощи семьям детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.