автор:
Сиротина Наталья Анатольевна
Педагог дополнительного образования МОУ «Шеола-интернат среднего общего образования с.Кутопьюган», ЯНАО, Надымский район
Сиротин Кирилл Васильевич
Воспитатель МОУ «Шеола-интернат среднего общего образования с.Кутопьюган», ЯНАО, Надымский район
Фестиваль народов Севера
Сиротина Н.А., Сиротин К.В.
МОУ «Школа-интернат среднего
общего образования с. Кутопьюган»
ЯНАО Надымского района
Фестиваль народов Севера
Оборудование: выставка детских работ из бисера, меха, дерева, ненецкий чум, песни И.Корнилова , Э. Ахметова. Национальные костюмы народов севера подготовленные к фестивалю силами воспитанников интерната, национальные блюда, видеоролик о родном селе — Кутопьюгане.
Ход праздника
Под музыку Корнилова «Северный край» входят гости, дети в национальных
костюмах народов Севера.
Ведущая. Сегодня наш «Фестиваль народов Севера» мы посвешаем дню рождения Ямало-Ненецкого автономного округа. Наш округ был образован в 1930 году 10 декабря с центром в городе Обдорске (ныне город Салехард) , это старейший и единственный в мире город, находящийся на полярном круге.
Чтец. Расскажи нам Ямал, о рожденье своем
Как в дремучих веках ты явился на свет,
Как припал к ледяной материнской груди
И растил богатырскую силу свою,
Чтобы стать великаном с великой судьбой
И чтоб алые звезды взошли над тобой!
Ведущая. Вам, внукам рыбаков, оленеводов , охотников досталась счастливая пора детства: вы некоторые ходили в детский сад, сейчас учитесь в светлой, просторной школе, живете в чистом, светлом интернате. А на долю ваших бабушек и дедушек выпало испытание войной. Из нашего небольшого поселка на фронт ушло 25 человек, а вернулось 14, 11 погибли и пропали без вести.
А вот из колхоза «Красная звезда» на фронт ушло 90 человек, а вернулся только один! Родина отметила фронтовиков наградами, а таким как Александр Евстафьевич Звягин из Нумги, Анатолий Михайлович Зверев из Шуги, Николай Васильевич Архангельский из пос. Мужи, Иван Васильевич Корольков из Тундрино было присвоено звание Героя Советского Союза.
Здесь, на Севере, как и по всей стране люди разного возраста: старики и дети, мужчины и женщины работали , не покладая рук. Ловили рыбу, добывали зверя, шили теплую одежду,
собирали деньги. На фронт было отправлено более 500 посылок , в помощь погибшим собрано
более 125 тысяч рублей.
Но на суровых жизненных дорогах не растеряли ямальцы главные достоинства человека- доброту души, чуткость ко всему живому, внимательное доброе отношение к малой, суровой северной, но самой дорогой Родине.
Шли годы, взрослел и мужал Ямал.
Чтец. Сейчас Ямал обжитая планета
Везде, на всем-соленый пот труда.
«Дремавший бесконечными веками,
Весь полуостров как бы вырос вдруг,
Был поднят над студеными волнами
Усилием веселых юных рук
Он был вчера похож на старика,
Но юношей расправил плечи ныне,
Сейчас Ямал не снежная пустыня…
Ведущая. В нем 7 районов, 7 городов, 8 рабочих поселков, 103 сельских населенных пункта.
Сегодня в округе проживает более 17 национальностей. Но коренными народами числятся
ненцы, ханты, коми-зыряне, селькупы, манси.
Чтец. Суров мой Север лишь на первый взгляд.
Коль встретит вас неласковая вьюга,
В любой зайдите чум- вас ждет всегда
Гостеприимство и забота друга!
Ведущая. К нам на фестиваль приехали гости, которые проживают в нашем округе.
Я люблю всем сердцем
Свой язык чудесный!
И на нем я первый
Пел негромко песни.
Но другие громче запоют за мною-
И услышат коми
Близкое, родное.
У нас в гостях коми-зыряне
Выступает группа №1.
Историческая судьба изьватас-группы зауральских зырян, пришедшие на обские просторы через Урал с севера европейской части России в середине 19 века, была далеко не безоблачной. Известно, что коми-народ не знал крепостного права, числился на землях государевых , владел землей, угодьями, исправно платил положенную подать. Он был состоятельными в экономической жизни, что отразилось в его характере: коми-зырян всегда было свойственно чувство собственного достоинства, открытость, искренность, гостеприимство. Что же заставило сравнительно небольшую часть представителей этого народа искать счастья за «Камнем-Уралом»? В первую очередь – это бескрайние сибирские просторы, обширные оленьи пастбища, богатсво лесов,озер и рек.
Суровость северного климата, невозможность заняться привычным земледелием заставили ижмо-печерских переселенцев изменить бытовой уклад , а вместе с этим и традиционное мировоззрение . Кочевой быт стал неотъемлемой частью их жизни, наряду с исконным умением охотиться, рыбачить, выращивать корнеплоды и зерновые культуры.
Издавна зырянам, как и аборигенам этих мест, ненцам и ханты, хорошо было знакомо оленеводство. Это был мудрый, неприхотливый и мудрый народ , который после освоения зауральских земель , органично влился в сложившийся уклад жителей приполярья и нижнеобских земель.
Однако , главному своему историческому богатству – этнической культуре, обычаям и языку предков, традиционному костюму, художественному восприятию мира эти люди не изменили и хранят свои национальные корни до сих пор.
Коми народная песня «Паськыд гажа улича»
(широкая веселая улица) /перевод/
| Паськыд гажа улича ,улича
Доли шэли, доли шели Говоринскей улича Уличаас ны олэ, ны олэ Доли шели, доли шели Говоринскей ны олэ. Нылыс доре зон волэ, зон волэ Доли шели ,доли шели Говринскей зон волэ. Зонме, зонме, ив волы, ин волы Доли шели, доли шели Говоринскей ин волы. Маме менэ пинялэ, пинялэ Доли шэли, доли шэли Говоринскей пинялэ. Айэ менэ кыйэдэ, кыйэдэ Доли шэли, доли шэли Говоринскей кыйэдэ. Гашке корке аддзысьлам, аддзысьлам Доли шэли, доли шэли Говоринскей аддызысьлам. |
Широкая веселая улица, улица
Доли шели, доли шели Говоринская улица. На этой улице девица живет девица живет, Доли шели, доли шели Говоринская девица живет К той девице парень ходит, Парень ходит, Доли шели, доли шели Говоринский парень ходит. Парень, парень не ходи, не ходи Доли шели, доли шели Говоринский не ходи. Мама меня ругает, ругает, Доли шели, доли шели Говоринский ругает Отец за мной следит, следит Доли шели, доли шели Говоринский следит Может когда свидимся, свидимся Доли шели , доли шели, может свидимся |
Стихотворение (на коми языке)
Видзя олан, гажа тулыс!
Видзя олан, енэж шор
Видзя олан, югыд шоне(ы)
Видзя лоан, лозьысь вор!
Видзя олан, паштем видьяс!
Видзя олан, кодзем му
Видзя олан, кыдзьяс!
Видзя олан, визью ю!
Видзя олан, чужан мойе!
Коми войтыр, видя о
Мед пыр шудлун тыян туе,
Кылыдмо да югыд ло!
Запомните счет от одного до десяти, а затем поиграем/ с вручением маленького
приза/ я буду называть цифру по-русски, а вы отвечайте по коми.
1-этик, 2-кык, 3-куим, 4-нель, 5-вит, 6-квайт, 7-сизим, 8- кэкъямыс, 9-окмыс, 10-дас.
Показ национальных блюд : рыба соленая со специфическим запахом ( с душком) в переводе чери, ягоды в переводе ватыс (брусника,голубика,клюква) вперемешку с сахаром, шаньги( из дрожжевого теста с творожной начинкой) в переводе ватрушка, чай.
Ведущая. Добрые волшебники повсюду
Их совсем не трудно угадать,
Добрые волшебники по чуду
Каждый день стараются создать!
На фестивале гости из Красноселькупа!
Выступает группа№2
Мы хотим рассказать Вам о северном народе, который так же заселяет наш округ.Их численность составляет 3612 человек. Селение насчитывали от 2 до 10 хозяйств, располагались они на высоких берегах рек и приток. Древнейшим зимним жилищем селькупов была землянка (каралю) вырытая в обривистом берегу. Нынешние селькупы чаще стали жить в срубных избах русского типа с досчатыми крышами.
Основу питания составляла рыба в любом виде, она заготавливалась впрок.
Основным занятием селькупов является рыболовство, охота,оленеводство. Как и все народы севера, селькупы собирают ягоды, грибы, занимаются рукоделием, украшением своих национальных костюмов.
Только в Верхнехетском и Парабельском районах Томской области есть педагоги знающие селькупский язык. Родители, к сожалению, не учат детей своему родному языку.
В Тобольском государственном университете обучаются студенты селькупы, там же они
изучают родной язык. В некоторых школах-интернатах ЯНАО, в Салехардском
педагогическом колледже проходят уроки на селькупском языке.
Кудрявцева Валентина Ивановна по национальности селькупа. Это сказочница,
рукодельница, поэтесса, автор семи книжек для детей. По профессии она педагог, более
пятнадцати лет проработала педагогом в детской клинике медицинского института:
лаской и стихами поддерживала детей, больных пневмонией , пороком сердца,
белокровием.
Педагог почти с тридцатилетним стажем, она трудилась в школах, педагогическом
училище, в Тюменской школе-интернат создала клуб «Сказка». Дети-ее призвание. «Не могу без ребят. Пойду воспитателем в детский дом. Когда работаешь с детьми, тогда и пишется лучше», — так говорит она о себе.
Валентина Ивановна не только читает стихи и рассказывает сказки, она знакомит юных читателей с удивительными героями:
Зайчишка:
Кто зимою в белой шубке
Летом в серой бегать любит?
Всеми признанный трусишка,
Но любимчик мой
Зайчишка!
Соболь:
Вот заснеженной тропой
Зверь крадется небольшой
Серебристый черный мех
Он теплее шубок всех
Красота его особа
Он не кто-нибудь
А соболь!
Лиса:
В наших северных лесах
Есть красавица в мехах
Черно-серибристая
Шубонька пушистая
Пышный хвост ее краса
Черно-бурая Лиса
Белка:
Кто не знает попрыгунью
Белогрудую летунью
Хвост-роскошный,
Ушки-стрелки
У лесной пушистой белки!
Рысь:
Будто кошка, но крупней,
Ох, опасна встреча с ней
Прыгнет сверху, беригись!
Потому-что это –рысь!
Бобры:
Любопытная картина
Строят хатку и плотину
На реке.
Без топора трудится семья бобра!
Воспитанники демонстрируют национальную одежду селькупов, показывают их национальные блюда.
Ведущая. Древний лес…
Голубая тайга!
И под солнцем, и под дождем
Ты мне, слово бы жизнь, дорога:
Ты для ханта-родимый дом!
Выступает группа №3
Вузя улаты ханым ёх ханым нэует.
Югры, остяки, ханты- три названия одного и того же народа. Самым точным является последнее, в котором заложено древнее самоназвание «Ханте», что означает и «народ» и «человек». В настоящее время основная масса хантыйского населения проживает в Тюменской, Томской областях, Ханты- мансийского и Ямало-Ненецком автономных округах.
Общая численность-22 тысячи 283 человека. Этот маленький северный народ , как и многоие другие, делился на охотников, рыбаков и оленеводов. Рыбаки организовали в местах проживания поселения. Строили дома из круглых бревен или ставили чумы. Летом чумы строились из бересты, а зимой-из шкур.
У северных хантов-оленеводов мужчины носят глухую малицу из шкуры оленя мехом вовнутрь, а в дорогу поверх нее надевают совик (гусь или кумыш)-глухую одежду мехом наружу.
Женщины носят платье , суконные или хлопчатобумажные халаты (шешкан сах),
украшенные аппликацией на манжетах, подоле и полях. У женщин меховая зимняя одежда- ягушка, разукрашенная красивыми узорами-орнаментами.
У женщин существовал особый способ повязывания платка в обряде «избегания»: женщина стыдилась показывать волосы и лицо старшему брату мужа и его отцу, а так же чужим мужчинам, поэтому при них низко опускала на лицо платок.
Находясь рядом с мужчинами, женщина ведет себя сдержано, не говорит громко, не смеется.
Хантыйская женщина умела обработать шкуру животного (будь то олень, птица, рыба,)делать замшу, изготовить нити из сухожилий. Умела выполнить причудливые узоры из меха, бересты, бисера, кости. А мужчины вырезали изделия из кости и дерева.
Письменность народа ханты была создана советскими учеными в 30-ые и 50-ые годы на шести диалектах. Художественная литература в настоящее время печается на трех диалектах .
Нам известны поэты-ханты Роман Ругин, Прокопий Салтыков, Микуль Шульгин. Мы расскажем Вам о Романе Ругине.
Роман Прокопьевич Ругин родился в п.Питляр Тюменской области в 1939 году. Работал учителем. Член союза писателей. Автор нескольких книг стихов и прозы на хантыйском языке.
Поэт пишет:
Я родился в рыбацком,
Хантыйском селенье.
Где играют у берега волны Оби
И толчки моей крови
Говорят: «Не забудь!»
Говорят мне: «Люби!»
Игра «Погоня за зверем»
С охотой связаны многие игры хантов.
Проводилась игра зимой, иногда летом, в зарослях кустарника или молодого берязняка, где можно спрятаться усложнить погоню « за зверем». Играли мальчики и подростки попарно : один «охотник» другой «зверь». Зимой охотник был на лыжах.Игроки договорились , кто из них будет «охотником», а кто «зверем». «Зверь» может быть медведем, зайцем, лисицей, лосем, в зависимости от этого складывались и условия игры. Так «заяц» бежит кругами сделав определенное число кругов, считается убежавшим, если охотник его не поймал.
Медведь далеко не убегает, а прячется в кустах и если видит, что охотник его заметил , то сворачивает прямо на него с ревом. Между медведем и охотником завязывается борьба и выигравшим считается тот, кто победит. Правило: охотник должен обязательно поймать убегающего зверя , в этом случае зверь считается убит.
Рассказ о блюдах народов в ханты.
Блюда, как у всех народов севера в основном рыба, мясо. Сегодня предлагаем рецепт блюда из теста по-хантыйски «Калэн нянь»: на свежей оленьей крови готовят пресное тесто. По вкусу добавляют соль. Из него делают небольшие кубики, размером пять на пять. В котел наливают растительное масло и жарят до готовности.
Ведущая. Где-то под солнцем эры чудесной
Жить я останусь кровью и песней,
Я-кареглазый, я –смуглокожий!
Манси-с собой, сегодняшним схожий!
В гостях народы манси, им слово!
Выступает группа №4
Здравствуйте дорогие гости, воспитатели, ребята! Поздравляем Вас с праздником нашего Ямало-Ненецкого округа! Мы по национальности манси, расскажем немного о себе, о своем быте, об одежде. На Оби и её левых притоках проживают народ манси. Они являются ближайшими родственниками хантов и венгров. В 1989 году мансийский язык считали родным 37% всех манси.
Письменность у этого народа существует с 1931 года на основе латинского, а с 1937 года на основе русского алфавита.
Основным занятием были: охота, рыболовство, частично оленеводство. Добывали белку, соболя, промышляли оленей, лосей, боровую и водоплавающую дичь.
В лесной избушке манси-охотника можно встретить настоящий музей. Берестяная, деревянная посуда, ножны из оленьих рогов, луки, стрелы. У современных лесных манси занятых непосредственно охотничьим промыслом сохранён быт, элементы старины, по которым можно судить о том, как жили их предки.
Основной тип жилища срубный дом. Зимние поселения были постоянными, весеннее — осенние — временными. Для хранения имущества и съестных припасов служили наземные и свайные амбары, а также навесы-помосты на столбах.
Традиционной пищей служили мясо и рыба, которые ели сырой, мороженой, варёной, копчёной, вяленной, сушеной. Ягоды: чернику, смородину, черёмуху, морошку, бруснику, клюкву заготовляли впрок.
Традиционная женская одежда: платье на кокетке, халат хлопчатобумажный или суконный, зимняя — двойная меховая шуба — сахи. Одежду богато орнаментировали бисером, аппликацией, цветным сукном и меховой мозаикой. Большой платок с широкой каймой и бахромой, носили свободно, наброшенным на голову и плечи.
Мужчины надевали рубахи похожие на женские платья и штаны с поясом, к которому подшивали мешочки и футляры с охотничьим снаряжением. Верхняя одежда глухая из оленьих шкур, покрытых сукном с капюшоном (малица, гусь).
Наиболее известным праздником у манси, так же как и у хантов, является «Медвежий праздник». Многие праздники приурочены к датам православного календаря:«вороний день» — «благовещение» — 7 апреля, «вороний день» — 2 августа- с окончанием линьки у оленей.
В богатом мансийском фольклоре жанры целятся на священные и обыденные: мифы, сказки и предания, рассказывающие о сотворении мира, «медвежьи сказки», заклинания, молитвы, заговоры, исторические сказания.
В настоящее время манси живут в городах и посёлках. В округе для детей открыты национальный колледж и Центр искусств. Издаются газеты на мансийском языке.
Инсценировка мансийской сказки «Отчего у зайца длинные уши»:
Когда появились в лесу звери, самым главным у них был лось. Однажды на лесной полянке разговаривал лось с женой. Мимо бежал заяц. Услышал он, что лось с лосихой разговаривают, подкрался поближе, спрятался за пенёк, слушает.
-Есть у меня рога, которые я должен раздать зверям,- говорит лось.- Но зверей много, а рогов мало. Кому же дать?
Слушает заяц, думает: « Хорошо бы и мне рога получить. Чем н хуже других?»
— Кому вот эти рога дать? — спрашивает лось жену. Только хотел заяц рот открыть, а лосиха отвечает:
— Эти оленю дай. Будет защищаться от врагов.
— Хорошо,- говорит лось.- а вот эти большие, кому?
Тут заяц не вытерпел, высунулся из-за пенька, кричит:
— Эти мне дай, мне, зайцу!
— Что ты, братец?- удивился лось. — Куда тебе такие рога?
— Как худа? — говорит заяц.- мне рога очень нужны. Я всех врагов буду в страхе держать. Все меня бояться будут!
— Ну что ж, бери!- сказал лось и дал зайцу рога. Обрадовался заяц, запрыгал, заплясал. Вдруг с недра большая шишка свалилась ему на голову. Подскочил заяц- и бежать? Да не тут то было! Запутался рогами в кустах, выпутаться не может, визжит со страху.
А лось с женой хохочут.
— Нет, брат,- говорит лось.- Трусливое у тебя сердце, а трусу и самые большие рога не помогут. Получай-ка ты длинные уши. Пускай все знают, что ты подслушивать любишь.
Так и остался заяц без рогов, а уши у него выросли длинные-предлинные.
Звучит музыка и песня И.Корнилова « Северный край»
Ведущая. Тундра… Снежные дали без края Серебристый песцовый мех.
Без меня проживёшь ты, знаю,
Без тропинок моих и вех.
У тебя их, тропинок, без меры
Словно косы сплелись на снегу.
Тундра, тундра! Вот я наверно,
Без тебя прожить не смогу!
Чтец. Пришло время рассказать об обычаях и традициях ненцев.
Из истории народа: ненцы традиционно делятся на два союза родов (фратрии) Харючи и Вануйто. Во фратрию Харючи входят такие роды, как Око-Тэтто, Сэротэтто, Ненянг, Лапсуй, Ядне и другие.
Фратрия Вануйто состоит из родов: Яр, Яптих, Вэнго, Пуйко и другие. Письменность ненцев существует с 1932 года, а с 1937 года на основе русской графини.
По хозяйственно-культурному типу жизни ненцы делятся на группы:
У тундровых ненцев (90%) главное занятие оленеводство. А у лесных ненцев, которые населяют таёжные части Сибири, преобладают оленеводство, рыболовство, охота.
Ведущая. Язык наш суров и не пышен,
И нет в нём прекраснее слов,
Чем эти, что с детства мы слышим:
Пастух, рыболов, зверолов.
Три слова — рассказ о народе,
Что выжил в суровом краю,
Три слова скажу лишь, а вроде
Как целую песню спою.
Воспитанниками группы № 5 исполняются ненецкие песни: Анагуричи Мариной (о работающей женщине), Анагуричи Мариной и Анагуричи Катей (о собаке), Анагуричи Колей (об охотнике); скороговорка между Салиндер Марией и Анагуричи Мариной, читается стихотворение Сэротэтто Настей «Майнэ».
Ненецкая игра «Туруханчики» под руководством Неркагы Маши. (Участвуют два человека: правой рукой берут правую ногу, левую руку — за спину. Прыгая на одной ноге, должны вытолкнуть друг друга из круга. Кто первый вытолкнет – тот победил. Победителю — приз).
Ведущая. Богат наш Ямал традициями, замечательными людьми, тружениками. Мы все любим наш общий дом-Ямал. Хоть ты маленький-Ямал, но родной. На этом наш фестиваль заканчивается.
(на сцену выходят все участники фестиваля).
Исполняется песня «Дом мой, Ямал мой».
Литература:
Л. Лапцуй «Песни мои-детям» Сборник стихов и поэм. Санкт-Петербург 2001г.
Л. Лапцуй « На оленьих тронах» Свердловск. Средне-Уральск. кн. изд-во.1982
Ругин Р.П. «Мелодии полярного круга» ,стихи Екат. Ср-Уральская кн. изд-ва 1996г.
Ругин Р.П. Живая вода, 1993



