автор: Сиротина Наталья Анатольевна
Педагог дополнительного образования МОУ «Школа-интернат среднего общего образования с.Кутопьюган», ЯНАО, Надымский район
Северные нотки
Программа дополнительного образования детей
«Северные нотки»
Сиротина Наталья Анатольевна,
педагог дополнительного образования,
с.Кутопьюган
2019
Содержание
-
- Пояснительная записка стр. 3
- Основные направления и содержание программы стр. 4
- Методическое обеспечение программы стр. 7
- Учебная программа стр. 9
- Условия реализации программы стр. 11
- Психолого-педагогические основы программы стр. 11
- Прогнозируемые результаты стр. 12
- Материально-техническое обеспечение программы стр. 14
- Список литературы стр. 15
- Приложения стр. 17
Пояснительная записка
В Программе развития системы российского музыкального образования на период с 2015 по 2020 годы отмечается, что на протяжении более чем двухсотлетней истории российского отечественного музыкального образования была сформирована уникальная система по подготовке профессиональных музыкантов и приобщению подрастающего поколения к музыкальному искусству и творчеству. В основу содержания системы музыкального образования положены исторически сложившиеся и апробированные традиции обучения детей и молодежи на лучших образцах классической и народной музыки. Многие десятилетия система российского музыкального образования развивалась в двух направлениях: первое связано с подготовкой профессиональных кадров. Второе направление в системе российского музыкального образования связано с массовым приобщением детей к музыкальному творчеству, получившее наибольшее развитие во второй половине ХХ века в общеобразовательных школах и развитой сети досуговых учреждений. Детские хоровые коллективы, духовые оркестры, вокально-инструментальные ансамбли были в стране массовым явлением.
Несмотря на свою культурно-историческую значимость, система российского музыкального образования на протяжении последних двух десятилетий переживала сложный период, вызванный рядом законодательных, управленческих, содержательных, кадровых, материально-технических проблем.
Большой вклад в сохранение системы российского музыкального образования внесла Концепция развития образования в сфере культуры и искусства в Российской Федерации на 2008-2015 годы, одобренная распоряжением Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 № 1244-р, а с 2011 года и Закон Российской Федерации «Об образовании».
В то же время на сегодняшний день остаются нерешенными наиболее важные для российской системы музыкального образования вопросы, среди которых:
- недостаточное понимание основополагающего значения музыкального искусства и детского творчества в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения, особенно на региональном и муниципальном уровнях;
- отсутствие в большинстве общеобразовательных школ различных форм детского музыкального творчества – детских хоров, инструментальных и вокальных ансамблей, духовых, народных, эстрадных оркестров.
Данное состояние системы российского музыкального образования не соответствует государственным интересам, не гарантирует поступательного развития российской культуры и образования и не способствует сохранению их самобытности.
В нашей стране большое внимание уделяется развитию эстетического образования подрастающего поколения. Учреждения дополнительного образования, клубы по месту жительства, музыкальные студии, школы искусств, Дворцы творчества создают условия для развития певческого потенциала детей и молодежи.
Современная образовательная среда – это условия, в которых каждый ребенок развивается соразмерно своим способностям, интересам и потребностям.
Родители и педагоги должны учитывать возрастные особенности детей и создавать условия для реализации творческого потенциала ребенка, формировать его певческие навыки, приобщать детей к певческому искусству, способствующему развитию творческой фантазии. Каждый ребенок находит возможность для творческого самовыражения личности через сольное и ансамблевое пение, пение народных и современных песен с музыкальным сопровождением.
С учетом государственного заказа и местных особенностей развития образовательной системы была разработана программа «Северные нотки».
Основные направления и содержание программы
Данная программа предназначена для воспитанников младшего, среднего и старшего школьного возраста, проживающих в интернате. Такая направленность обусловлена единым принципиальным подходом: увлечь ребят разного возраста пением, раскрыть все разнообразие звучащего мира, подвести к пониманию того, что пение – это проявление духовной сущности человека, «истечение из уст, вызванное размышлением» (Платон).
Подразумевается, что воспитанники на основе имеющегося опыта в области песенного искусства (колыбельные, фольклорные песни, исполняемые родителями в чуме) смогут получить общее представление о традиционном жанре музыкального творчества, открыть для себя «пение впервые» как живое образное искусство, рожденное жизнью и неразрывно с ней связанное.
Содержание программы предусматривает погружение детей в атмосферу рождения первой песни человечества, ее бытования на протяжении всей истории развития цивилизации. Создатели песен (композиторы, поэты, безвестные авторы) представлены как художники, чьи произведения появляются в момент необычайного эмоционального воодушевления, и как творцы, понимающие «что», «для чего» и «зачем» говорят они людям. Программа открывает широкие возможности в плане творческого развития, поскольку ориентирована на открытие природного певческого начала у каждого ребенка (озвучивание своего внутреннего состояния – «пою себя» и «пою природу»).
Репертуар, с помощью которого решаются задачи, прежде всего, должен соответствовать возрасту воспитанников. Основой для приобщения детей к певческому искусству является классическая, народная (русская и ненецкая) музыка, а также лучшие образцы отечественной и зарубежной музыки массовых жанров. Репертуар составляют произведения, предназначенные как для ознакомления (в исполнении преподавателя, ненецких певцов и других исполнителей), так и для исполнения воспитанниками.
Освоение программы воспитанниками не требует обязательного владения нотной грамотой, так как предполагает «свободное слияние многих личностей в одно целое…поющих не «как один человек», а как много людей, одушевленных общим чувством любви к песне…» (Е. Линева). Такая позиция требует от руководителя особой скрупулезности в выборе репертуара: выявлять (насколько возможно) природные певческие данные каждого воспитанника и находить им достойное место в исполняемых произведениях (в основном песни на ненецком языке или песни о Севере, Ямале ненецких, местных композиторов и поэтов).
Концептуальная идея программы – приобщить ребят к «радости эмоциональной наполненности» и сохранить «способность благотворного воздействия на духовный мир учащихся…» (Д. Кабалевский). При этом каждый ребенок и образующийся в процессе занятий хоровой коллектив приходит к пению как к естественному моменту в своем становлении, а не как показателю выученного и отработанного. Процесс обучения основывается на принципах педагогики искусства, обусловленных интонационно – образной природой музыки, ее связями с жизнью и другими искусствами.
Как известно, применение в обучении детей методик специального профессионального образования ведет к разделению на «поющих» и «непоющих». В результате «непоющие» не только навсегда теряют интерес к певческому искусству, но и не имеют ни малейшей возможности реализовать свои творческие духовные потенции в пении, воплотить волнующие их чувства и мысли в звучании собственного голоса. Поэтому принципиально важно создать каждому ребенку на занятии такие условия, чтобы он смог раскрыться всем существом, сообразно своей природе.
Цели программы:
- создание условий для развития творческой компоненты личности ребёнка;
- развитие музыкально-исполнительских способностей детей.
Задачи:
- Способствовать реализации творческих духовных потенций воспитанников в пении.
- Способствовать воспитанию социально активного, творческого подростка.
- Повысить знания детей по истории и национальной культуре народов Ямала.
- Приобщить воспитанников к национальной культуре народов Ямала.
- Развивать в подростках чувство патриотизма.
- Развивать коммуникативные навыки детей и подростков.
- Развивать у воспитанников личностно-значимые качества: чувство ответственности, дисциплинированность, способность к саморегуляции (например, во время концертного выступления).
- Обучить основам пения, пробудить у подростков желание заниматься пением.
- Развивать музыкальный слух, выразительную интонацию, дикцию; пробуждать в ребенке «инстинкт песенности», заключающийся в проявлении себя через звучание певческого голоса.
- Сформировать творческий сплоченный детский коллектив.
Участники программы: воспитанники (девочки и мальчики) в возрасте от 9 до 16 лет, проживающие в интернате.
Исполнитель программы: педагог дополнительного образования.
Срок реализации программы: 2 учебных года.
Формы организации занятий с детьми – групповые, дифференцированно-групповые, индивидуальные. Итогом совместной работы педагога с детьми являются: выступления, концерты на различных уровнях: институциональные, концерты в сельском доме культуры, муниципальные, окружные, областные и др.
Организация занятий: занятия проводятся в двух группах: первая группа 1 года обучения; вторая группа – 2-го года обучения.
Наполняемость в группе 10-14 человек.
Место проведения: классная комната.
Условия отбора детей в вокальную группу:
- желание ребенка заниматься этим видом искусства
- способность ребенка к систематическим занятиям.
В процессе занятий возможен естественный отсев детей, в силу различных, в том числе, организационных, обстоятельств.
В ходе реализации программы основным является создание ситуации успеха для каждого воспитанника, для более полного раскрытия его творческого потенциала.
Основные принципы:
- Принцип природосообразности;
- Принцип культуросообразности;
- Принцип гуманизма.
Основные формы и методы
На учебном занятии задача педагога состоит в том, чтобы обеспечить включение каждого ребенка в разные виды деятельности, сочетание которых определяется целью учебного занятия и отдельных его частей.
На занятиях применяются следующие формы: беседа, встреча с интересными людьми, выставка, диспут, круглый стол, мастер-класс, открытое занятие, практическое занятие, презентация.
Для реализации программы внеурочной деятельности подобраны педагогические средства, формы, методы и технологии коллективной и индивидуальной деятельности детей:
досуговые формы: праздники, посиделки, фестивали, акции, концерт, конкурс, сквозные досуговые и игровые программы (викторины, конкурсы, и др.), спектакль, экскурсия, ярмарка,
технологии организации коллективной творческой деятельности (И.П. Иванов), технологии коллективного взаимообучения (А.Г. Ривин, В.К. Дьяченко, А.С. Соколов) и др.
Во внеурочной деятельности, основанной на свободе выбора ребенка, особое место занимает организация индивидуальной работы. К индивидуальным технологиям можно отнести технологию построения индивидуального образовательного маршрута, предполагающую совместную деятельность ребенка и педагога по разработке в рамках образовательного пространства индивидуального содержания, способов и методов его освоения.
Методическое обеспечение программы
Для осуществления задач программы в качестве ключевого предлагается художественно-синкретический метод. Данный метод позволяет при помощи совокупности средств выразительности различных искусств опосредованно управлять качеством звучания певческих голосов детей при выполнении вокально-хоровых задач. Используя выразительные средства искусства слова, руководитель певческого коллектива должен владеть художественной речью, для которой характерна нестандартность словообразования и самое главное – подвижность, гибкость и многоплановость значений, не говоря уже об интонации как одухотворенном звукосмысловом единстве. Речь педагога должна включать метафору. Олицетворение, слова-символы, гиперболу, литоту, а также антитезу, градацию и др.. Например, можно говорить о «стальных кружевах голоса» и «золотых потоках его», о «нарастающем тепле или блеске голоса, летящего прямо к маме, где бы она ни была», о голосе, «порхающем, как бабочка с цветка на цветок», о «песне-чайке» и «голосе-колокольчике», о том, что «звук такой тоненький, хрупкий, как стебелек травинки. Можно даже неосторожным дыханием переломить его…», о том, «возможно ль слышать грома звук, в той песне, что нежна, как пух?..», что важно «не наступать голосом, а вступать»; о том, что значит в звуке «волна и камень», «лед и пламень», что «голос может звучать как росинка, блестящая на солнце, или ручей, река, целое море и даже океан!» и т.д. Разумеется, это лишь небольшая часть образных средств речи, составляющих арсенал искусства слова педагога. Главное, что необходимо подчеркнуть, – это огромное воздействие слова педагога на пение детей.
Танцевальное искусство как инструмент воздействия на пение детей особо ценно, поскольку обладает неограниченными возможностями воплощения художественного образа в движении. Танцевальное искусство в рамках художественно-синкретического метода – это искусство танца руками, жестами, «языком» движений, создающих пение, а также управление жестами рук педагога (впоследствии и жестами рук детей). Главное – выражение в пластичных движениях рук художественного образа желаемого или нежелаемого звука и поиск самими детьми среди жестов, предложенных педагогом, тех, которые наиболее полно воссоздают необходимый для конкретного случая певческий звук.
Средства изобразительного искусства, в частности, живописи, подразумевают воздействие на краски голоса, его тембр. Осознание ребенком неповторимости и красоты тембра своего голоса рождает и представление о голосе человека в цвете, делает возможным «рисование» голосом, как кистью, позволяет создавать композиции, различные по колориту.
Средства скульптуры также важны в предлагаемом методе обучения. Безусловно, для пения «исходным материалом» является духовность человека, но можно говорить о голосе «металлическом», «деревянном» и «стеклянном» и т.п. Достаточно часто подобные эпитеты употребляются как характеристики голоса при определенных душевных состояниях и переживаниях человека. И главное, чтобы дети не просто «играли» своими голосами, а проживали различные состояния, понимали человеческую горечь и боль («Отчего человек может утратить чувствительность, онеметь? Почему деревенеет иногда человеческий голос?»). Оказывается, что можно «читать» человеческие голоса – и певческие, и речевые. Интонации, богатство тембров или отсутствие таковых говорят о собеседнике порой больше, чем слова, потому что «голос – это человек. Человек во всей полноте – физический, духовный, интеллектуальный, эмоциональный, общественный…» (Е. Назайкинский). Отсюда, возможно, и рождается у детей понимание окружающих их людей, сочувствие к ним.
Благодаря проникновению в сам процесс пения выразительных средств других искусств художественно-синкретический метод способствует осознанию детьми уникальности, целостности и всеобщности музыкального искусства как явления, не существующего вне человека, природы, общества.
УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
Первый год обучения
Учебно-тематический план
Программа рассчитана на один учебный год: 35 учебных недель (4 ч. в неделю, всего – 140 ч.).
| № | Разделы, название темы | часы | ||
| теория | практика | всего | ||
|
|
Вводное занятие | 1 | 1 | |
| Раздел 1. Значимость пения в жизни человека | ||||
|
|
«Певческое поле» мира | 1 | 1 | 2 |
|
|
История рождение песни | 1 | 1 | 2 |
|
|
Пение и мы, пение и я | 1 | 1 | 2 |
|
|
Песня: страницы истории | 1 | 1 | |
| Раздел 2. Создатели народных и авторских песен | ||||
|
|
Дарю песни людям | 1 | 1 | |
|
|
Ненецкий композитор Семен Няруй | 1 | 9 | 10 |
|
|
Композитор Эрик Ахметов | 1 | 3 | 4 |
|
|
Песни ямальских композиторов | 1 | 11 | 12 |
| Раздел 3. Наш край, богатый голосами | ||||
|
|
Творчество Гавриила Лагея | 1 | 1 | 2 |
|
|
Елена Лаптандер – жемчужина Ямала | 1 | 1 | 2 |
|
|
Татьяна Лар – автор и исполнитель фольклорных песен | 1 | 4 | 5 |
|
|
Ямальский ансамбль «Сёетэй Ямал» («Поющий Ямал») | 1 | 1 | |
| Раздел 4. Мы поем для своих друзей | ||||
|
|
Песни об учителях | 6 | 6 | |
|
|
Песни о маме | 6 | 6 | |
|
|
Я служу России | 6 | 6 | |
|
|
А в тундре просторно | 7 | 7 | |
| Раздел 5. Человеческий голос и музыкальные инструменты | ||||
|
|
Мой голос в «певческом поле» мира | 1 | 1 | |
|
|
Голос рисует, танцует, поет | 1 | 1 | |
|
|
Ненецкие народные инструменты | 1 | 3 | 4 |
|
|
Просмотр и анализ выступлений детей | 3 | 3 | |
| Раздел 6. Наши любимые песни | ||||
|
|
Песни о Севере | 13 | 13 | |
|
|
Песни на ненецком языке | 13 | 13 | |
|
|
Русские народные песни | 1 | 5 | 6 |
|
|
Военные песни | 1 | 15 | 16 |
|
|
Песни отечественных композиторов | 1 | 12 | 13 |
| ИТОГО | 19 | 121 | 140 | |
(Содержание программы первого года обучения в приложении 1).
Второй год обучения
Учебно-тематический план
Программа рассчитана на один учебный год: 35 учебных недель (6 ч. в неделю, всего – 210 ч.), занятия проводятся пять раз в неделю (понедельник, вторник, среда, четверг – по одному занятию, воскресение – два занятия).
| № | Разделы, название темы | часы | ||
| теория | практика | всего | ||
|
|
Введение. | 1 | 1 | |
| Раздел 1. Основы певческого искусства | ||||
|
|
Жанры вокальной музыки | 1 | 1 | |
|
|
Музыка других народов. | 1 | 10 | 11 |
|
|
Охрана голоса. | 1 | 1 | 2 |
|
|
Сценический этикет. | 1 | 1 | |
|
|
Беседа о важности серьезного подхода к систематическим репетициям перед выступлениями на концертах. | 1 | 1 | |
|
|
Как найти образные танцевальные движения при исполнении музыкального произведения. | 1 | 5 | 6 |
| Раздел 2. Наши любимые песни | ||||
|
|
Творчество современных композиторов. | 1 | 10 | 11 |
|
|
Эпические, обрядовые песни ненцев | 2 | 2 | |
|
|
Постановка народного обряда с использованием ненецких эпических песен и обрядовых танцев. | 2 | 25 | 27 |
|
|
Мы поем для своих друзей. Песни об учителях | 6 | 6 | |
|
|
Песни о маме. | 6 | 6 | |
|
|
Я служу России. | 6 | 6 | |
|
|
А в тундре просторно. | 8 | 8 | |
|
|
Наши любимые песни. Песни о Севере | 1 | 21 | 22 |
| Раздел 3. Народное творчество. Песни на национальных языках | ||||
|
|
Песни на ненецком языке | 1 | 21 | 22 |
|
|
Песни на коми языке | 1 | 7 | 8 |
|
|
Песни на ханты языке | 1 | 2 | 3 |
|
|
Русские народные песни | 1 | 10 | 11 |
| Раздел 4. Мы поем для своих друзей | ||||
|
|
Военные песни | 1 | 25 | 26 |
|
|
Песни отечественных композиторов. | 12 | 12 | |
|
|
Песни собирают друзей. | 13 | 13 | |
|
|
Просмотр и анализ выступлений детей. | 4 | 4 | |
| ИТОГО | 22 | 188 | 210 | |
(Содержание программы второго года обучения в приложении 2).
Условия реализации программы
Основная форма занятий – групповая. Занятия проводятся в 2 группах (группа первого года обучения и группа – второго года обучения), в каждой группе по 12 – 15 воспитанников. Занятия проводятся 2 раза в неделю (каждая группа по 1 часу). Также программой предусмотрены дифференцированно-групповые, индивидуальные занятия с детьми.
Занятия проводятся в отдельном кабинете. В наличии должны быть музыкальный центр, компьютер, колонки, микрофоны, диски с плюсовыми и минусовыми фонограммами. При разучивании ненецких песен, песен о Севере желательно использовать такие музыкальные инструменты, как бубны, колокольчики; при разучивании русских народных песен – трещотки, маракасы и т.п. Подобные музыкальные инструменты активизируют детей, способствуют развитию их воображения и пробуждению творческой индивидуальности.
Для реализации программы необходимы научная и учебно-методическая литература, сборники песен.
Однако самое главное то, что преподаватель должен сам уметь петь. Речь идет не о поставленном оперном голосе, диапазоне или типе дыхания, а о проникновенности, задушевности исполнения, о котором говорят «тронуло», «душа запела». Это такое исполнение, после которого возникает пауза, минута тишины, а в детских глазах – впечатление от услышанного, молчаливый восторг.
Психолого-педагогические основы программы
Для успешной реализации программы необходимо учитывать возрастные особенности детей и подростков, понимание которых позволяет педагогу уточнить последовательность задач и содержание образовательных программ.
В подростковый период происходят важные физиологические и личностные изменения. Ведущим типом деятельности в этот период становится обучение. Подросток получает информацию без критического осмысления. Центральным для подростка 12 – 15 лет является изменение Образа Я (Я – концепция) в отношении с другими, связанное с потребностями в самоутверждении и общении со сверстниками, поиском идентичности в своих первичных группах, обретением друзей.
При проектировании занятий необходимо учитывать особое значение наглядности, видеоматериалов. Большая роль отводится игровым моментам, органичным введением их в образовательный процесс.
При проведении занятий с группами 1 года обучения особенно важна роль педагога, его постоянная поддержка, индивидуальный подход к каждому воспитаннику, формирование интереса к занятиям краеведения.
Алгоритм построения учебного занятия:
- Пролог (психологический настрой детей на тему занятия, определение актуальности изучаемой темы);
- Экспликация (развёртывание содержания темы, иллюстрирование темы);
- Практические действия (новые знания, практикумы);
- Рефлексия (оценка состояния детей и их отношения к полученным знаниям).
Прогнозируемые результаты и способы их отслеживания
Личностными результатами освоения программы внеурочной деятельности являются:
- стремление к творческой реализации средствами художественной деятельности;
- эстетическое отношение к красоте окружающего мира;
- чувство радости от результатов индивидуальной и коллективной деятельности.
- выразительное исполнение песен, исходя из их содержания и характера;
- проявление творческой активности;
- нахождение образных танцевальных движений при исполнении музыкального произведения.
Метапредметным результатом программы внеурочной деятельности по художественно-эстетическому направлению является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
- Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью педагога;
- проговаривать последовательность действий на занятии;
- учить высказывать своё предположение (версию) на основе работы с произведениями фольклора, учить работать по предложенному педагогом плану.
- Познавательные УУД:
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя наглядные пособия, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии;
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной коллективной работы;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе изучения различных жанров вокальной музыки.
- добывать новые знания о ямальских композиторах, поэтах и исполнителях, о ненецких народных инструментах, фольклорных песнях.
- Коммуникативные УУД:
- умение слушать и понимать речь других;
- умение совместно обсуждать план и этапы намеченной работы;
- развивать умение контактировать со сверстниками в творческой деятельности;
- в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Предметными результатами освоения программы внеурочной деятельности являются:
- умение определять жанровые признаки музыкального произведения;
- умение исполнять песни на родном (ненецком) языке;
- умение правильно обращаться с микрофоном;
- умение петь под фонограмму с различным аккомпанементом.
Контроль и оценка планируемых результатов.
Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:
- удовлетворенность учеников, посещающих занятия;
- сформированность деятельности (правильность выполняемых действий; соблюдение правил техники безопасности).
- степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий: чем помощь учителя меньше, тем выше самостоятельность учеников и, следовательно, выше развивающий эффект занятий;
- поведение учащихся на занятиях: живость, активность, заинтересованность школьников обеспечивают положительные результаты занятий;
- результаты выполнения тестовых заданий, концертных выступлений при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с этими заданиями самостоятельно.
1 год обучения
Учащиеся должны знать: значимость пения в жизни человека значение человеческого голоса, музыкальные инструменты, создателей народных и авторских песен.
Учащиеся должны уметь: петь любимые песни
2 год обучения
Учащиеся должны знать: музыку народов Ямала, основы певческого искусства, народное творчество.
Учащиеся должны уметь: исполнять песни народов Ямала и песни современных композиторов.
Способы отслеживания промежуточных и конечных результатов обучения: опрос; наблюдение; выступление на сцене и др.
Формы учёта знаний, умений.
- Концерты, конкурсы, фестивали различного уровня, согласно тематического плана [ПРИЛОЖЕНИЕ 3].
- Концерты, выступления, приуроченные к календарным праздникам.
- Выполнение самостоятельной творческой работы.
Контроль и оценка результатов учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения программы ребёнком и не допускает сравнения его с другими детьми.
Способом организации накопительной системы оценки является портфолио достижений воспитанника. В него входят грамоты, благодарственные письма, сертификаты участника, которые демонстрирует его усилия, прогресс и достижения.
Материально-техническое обеспечение программы
| № |
Материалы, оборудование |
Количество штук |
|
|
Кабинет для занятий | 1 |
|
|
Ноутбук | 1 |
|
|
Цифровой фотоаппарат | 1 |
|
|
Колонки | 2 |
|
|
Методическая литература | По мере необходимости |
|
|
Научная литература | Новинки общенаучного характера |
Список литературы
- Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании / Б.В.Асафьев. – Л., 1973.
- Багадуров В.А. Вокальное воспитание детей / М., 1953.
- Баглай В.Е. Этническая хореография народов мира [Текст]: учебное пособие для студентов вузов / В.Е. Баглай. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 405 с.: ил.
- Байбородова, Л. В. Организация внеурочной деятельности сельских школьников. – Ярославль: департамент образования Ярославской области, 2011. – 289 с.
- Блонский, П.П. Психология младшего школьника. [Текст]/ П. П. Блонский. – Воронеж: НПО «Модек», 1997. – 278с.
- Богданов Г.Ф. Работа над музыкально-танцевальной формой хореографического произведения. Ч. 4. Вып. 1. [Текст]: учебно-методическое пособие / Г.Ф. Богданов. – М.: ВЦХТ, 2008. – 144 с.
- Гольденвейзер А.Б. О музыкальном искусстве // сб. статей / А.Б.Гольденвейзер. – М., 1975.
- Горюнова Л.В. Пение как состояние души // Искусство в школе. – 1994. – №1.
- Григорьев, Д.В., Степанов, П.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2010. – 223 с.
- Интеграция общего и дополнительного образования: практическое пособие / под ред. Е.Б. Евладовой, А.В. Золотаревой, С.Л. Паладьева. – М.: АРКТИ, 2006. – 296 с.
- Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца / Д.Б.Кабалевский; сост. В.И. Викторов. – М,. 1981.
- Кабалевский Д.Б. Как рассказать детям о музыке? / Д.Б.Кабалевский. – М., 2005.
- Назайкинский Е.В. Звуковой мир музыки / Е.В.Назайкинский. – М., 1988.
-
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации
от 29 августа 2013 г. № 1008 - Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/[В. А. Горский, А. А. Тимофеев, Д. В. Смирнов и др.]; под ред. В. А. Горского. – М.: Просвещение, 2010.-111с. – (Стандарты второго поколения).
- Фришман И.И. Методика работы педагога дополнительного образования.– М., 2001.
- Шацкая В.Н. Музыкально – эстетическое воспитание детей и юношества / В.Н.Шацкая. – М., 1975.
Песенные сборники
- Веселые каникулы (песни, стихи…- все для проведения каникул) // Молодежная эстрада. – 1999. – № 1, 2.
- Край олений. Сборник песен ямальских авторов / сост. Ю.Юнкеров. – М., 1994.
- Люблю тебя, Ямал. Песни Сергея Цупикова. – М., 2004.
- Няруй В., Няруй С. Колыбельная для тундровичка / В.Н.Няруй, С.Н.Няруй. – С.-П., 2001.
- Няруй С. Праздник тундры / сост. Ю.Юнкеров. – Салехард, 1997.
- Сборник Фольклорных песен народов Севера. Выпуск №2 / сост. Ю.Юнкеров. – Салехард, 1997.
- Северный калейдоскоп / сост. Ю.Юнкеров. – Салехард, 1998.
- Споёмте друзья / сост. В.Гаврилов. – Казань, 2001
- Старинные и современные ненецкие песни в обработке С. Няруя.
- Фольклорные песни народа ненцы / сост. Ю. Юнкеров. – Салехард, 2002.
- Шаинский В. Избранные песни для детей. – М., 1989.
Приложение 1
Содержание программы
Первый год обучения
Содержание учебных тем
Тема 1. Введение. 1 ч.
Прослушивание и распределение детей по возрастным группам. Знакомство с планом работы кружка, графиком работы. Ознакомление детей с правилами поведения на занятиях кружка, техникой безопасности при работе с музыкальным оборудованием. Ознакомление детей с перечнем необходимых принадлежностей для успешных занятий в кружке. Разучивание упражнений на постановку дыхания, направленных на самостоятельную отработку воспитанниками. Подведение итогов занятия. Обратная связь.
Раздел 1. Значимость пения в жизни человека
Тема 2. «Певческое поле» мира. 2 ч.
Знакомство с «певческим полем» всего человечества, рассмотрение его во всем разнообразии и уникальности, любование неповторимостью, накопление впечатлений от слышимого. «Певческое поле» мира: песни народные (коллективное творчество многих поколений), авторские («способ исполнения своих стихотворений под аккомпанемент»), массовые (повсеместно распространенные), эстрадные (развлекательная, легкая музыка).
Тема 3. Рождение песни. 2 ч.
Первая песня человечества (подражание звукам природы – голосам птиц, животных и пр.), установление контактов на расстоянии (подача сигналов друг другу), магические обряды (взывание к богам и заклинание демонических сил воздуха и воды), совместная деятельность людей (облегчение тяжелой работы, внутренняя потребность выразить накопившиеся чувства симпатии, привязанности, доброжелательства).
Появление первой песни на основе близкого, духовного общения, глубокого взаимопонимания, сочувствия и доверия.
Тема 4. Пение и МЫ, пение и Я. 2 ч.
Хоровое пение как один из наиболее демократичных видов искусства. Хоровая музыка народная и профессиональная, светская и культовая. Хоровое многоголосие, одноголосие, пение a capella. Ансамблевое пение (дуэт, трио, квартет, квинтет и т.д.). Сольное пение. «Русская, правдивая, горячая душа звучала в нем, и так и хватала вас за сердце, хватала прямо за его русские струны. Песнь росла, разливалась…» (фрагмент рассказа И. Тургенева «Певцы»).
Тема 5. Песня: страницы истории. 1 ч.
Мадригал (в XIV – XVI вв. небольшое музыкальное произведение лирического содержания), кант (русская хоровая песня XVII – XVIII вв.), канцона и канцонетта (вокальное произведение лирического характера, от итал. «песня»), шансон (французская песня), lied (немецкая песня), song (английская песня), романс (вокальное произведение для голоса с инструментом и его жанровые разновидности – баллада, элегия, баркарола и т.д.), вокализ (мелодия без слов).
Раздел 2. Создатели народных и авторских песен
Тема 6. Дарю песни людям (о тех, кто создает песни). 1 ч.
Народное песенное творчество – «песни всех», отражение истории страны и человека (рождение, детство, работа, обряды, праздники, похороны). Основные виды – песня, песенная импровизация, плясовые припевки, эпические сказания.
Композитор – человек, в звуках говорящий нечто очень важное для людей. Музыка для него – «исповедь души, на которой многое накипело и которая по существенному свойству своему изливается посредством звуков» (П. Чайковский). Текст песни – «звучание души» поэта, образно выражающего свои мысли в словах, глубоко воздействующих на воображение и чувства. Единство слова и музыки.
Тема 7. Первый ненецкий композитор Семен Няруй. 10 ч.
Биографические данные и творческие вехи первого ненецкого композитора. Колыбельные песни. Прослушивание песен композитора – «Нюкубц» (колыбельная), «Ярколава» («ловля оленей»). Разучивание песен: «Тэтэль – Вэтэль», «Вэнеко».
Тема 8. Композитор Эрик Ахметов. 4 ч.
Знакомство с творчеством Э. Ахметова, прослушивание песен (1 ч.). Разучивание песен «Тундра», «Надымский вальс» (3 ч.).
Тема 9. Песни ямальских композиторов. 12 ч.
Прослушивание и разучивание песен Юрия Юнкерова: «Хорей», «В дороге», «Беззащитная тундра».
Екатерина Салиндер – автор и исполнитель песен о Севере. Разучивание песен: «Любимый мой Кутопьюган», «Вместе мы одна Россия», «С днем рождения, Ямал».
Раздел 3. Наш край, богатый голосами
Тема 10. Вокальное творчество Гавриила Лагея. 1 ч.
Знакомство с историей песни, прослушивание и разучивание песни «Нарты спят».
Тема 11. Жемчужина Ямала – Елена Лаптандер. 2 ч.
Прослушивание песен в исполнении Елены Лаптандер (1 ч.). Разучивание песни «Налтоко» (1 ч.).
Тема 12. Татьяна Лар – автор и исполнитель фольклорных песен. 5 ч.
Знакомство с творчеством Татьяны Лар – известного на Ямале знатока ненецкого фольклора. Прослушивание песен Татьяны Лар (1 ч.). Разучивание песен «Не сава не», «Ялякоко» (4 ч.).
Тема 13. Ямальский ансамбль «Сёетэй Ямал» («Поющий Ямал»). 1 ч.
Прослушивание песен в исполнении ансамбля «Сёетэй Ямал». Обсуждение содержания и исполнения песен.
Раздел 4. Мы поем для своих друзей
Тема 14. Песни об учителях. 6 ч.
Прослушивание и разучивание песен «Маленькая страна», «Чему учат в школе», «Улыбка», «Учителя», «Мы любим вас, учителя родные…».
Тема 15. Песни о маме. 6 ч.
Прослушивание и разучивание песен «Мама», «Песенка мамонтенка», «Ах, маменька», «Нежная мама», «Мамино сердце».
Тема 16. Я служу России. 6 ч.
Прослушивание и разучивание песен «Моя армия», «Из чего же, из чего же…», «Берега России», «Русский парень».
Тема 17. А в тундре просторно. 7 ч.
Прослушивание и разучивание песен: «Северное лето», «Олененок», «А в тундре просторно», «Ах, олени, олени», «Ромашки», «Строганина».
Раздел 5. Человеческий голос и музыкальные инструменты
Тема 18. Мой голос в «певческом поле» мира. 1 ч.
Представление о певческом голосе (мой голос ласковый, волшебный, звонкий, легкий, трепетный, нежный, могучий, резкий, равнодушный, тоскливый, угрюмый, громкий и т.п.). Воплощение звуков окружающего мира и собственных душевных состояний в звучании голоса («пою природу», «пою себя»). Дом, где «живет» певческий голос (хрустальный дворец, избушка, необитаемый остров и т.п., человеческое сердце).
Тема 19. Голос «рисует», «танцует», поет… 1 ч.
Красочность, многоцветье человеческого голоса. Рисование голосом как кистью (от тончайшей кисти до широкой). Звук голоса и жест (выражение внутреннего состояния в пении и движении). Танцевальное движение. «Летящий» голос. Песня как подарок (мои пожелания близким и друзьям). Песня как утешение (мое понимание, поддержка и сочувствие).
Тема 20. Ненецкие народные инструменты. 4 ч.
Бубен. Песни, исполняемые под бубен. Колокольчики. Исполнение песни «Сенгакоця» с колокольчиками.
Тема 21. Просмотр и анализ выступлений детей. 3 ч.
Раздел 6. Наши любимые песни
Тема 22. Наши любимые песни. Песни о Севере. 13 ч.
Прослушивание песен: «Северный калейдоскоп», «Строганина», «Олененок» и др. (диск «Ямальский калейдоскоп»). Разучивание песен: «Северная земля моя», «Едем, едем мы по тундре», «Северное лето», «Мы живем на Севере», «Обская Губа».
Тема 23. Песни на ненецком языке. 13 ч.
Разучивание песен: «Сенгакоця», «Ярколава», «Хадэй», «Когда я была маленькой», «Няхар навками».
Тема 24.Русские народные песни. 6 ч.
Разучивание русских народных песен: «Во поле береза стояла», «Семечки», «Растатуриха».
Тема 25. Военные песни и песни о Великой отечественной войне. 16 ч.
История военных песен. Разучивание песен «Едут по Берлину наши казаки», «Катюша», «Три танкиста», «Прадедушка», «День Победы», «Уходили девчата на фронт», «Старый альбом».
Тема 26. Песни отечественных композиторов. 13 ч.
Разучивание песен: «Мы-маленькие дети», «Песенка первоклассника», «Песенка о капитане», «Карусель-Земля», «Песня о хорошем настроении», «Черный кот», «Пусть всегда будет солнце».
Тема 27. Итоговое занятие
Праздничный концерт.
Примерный репертуар
(Репертуар подобран в соответствии с возрастными особенностями детей)
- «Дважды два – четыре» В. Шаинский, М. Пляцковский
- «Здравствуй, детство» из к/ф «Чучело-мяучело»
- «Зелёные ботинки» С. Гаврилов, Р. Алдонин
- «Зимушка-зама» сл. и муз. Алексей Воинов
- «Мурлыка» сл. и муз. Илья и Елена Челиковы
- «Песенка мамонтенка» В. Шаинский, Д. Непомнящая
- «Песенка-чудесенка»
- «Пусть всегда будет солнце» Л. Ошанин, А. Островский
- «Снеженика» Я. Дубравин, М. Пляцковский
- «Хомячок» сл и муз. Г. Абелян.
- Песни в стиле музыки разных народов
- «Волшебная песенка»
- «Колыбельная»
- «Медведи»
- «Танго»
- Чичков Ю., сл. Пляцковского М. Мой щенок.
- «Песня о волшебном цветке».
- Шаинский В., сл. Пляцковского М. Мир похож на цветной луг.
- «Улыбка».
Приложение 2
Содержание программы
Второй год обучения
Содержание учебных тем
Тема 1. Введение. 1 ч.
Знакомство с программой и планами работы объединения на учебный год. Проводится инструктаж по технике безопасности, о чем делается соответствующая запись в журнале работы объединения.
Раздел 1. Основы певческого искусства
Тема 2. Жанры вокальной музыки. 1 ч.
Знакомство с жанрами вокальной музыки. Терминологический словарь. Основные понятия: опера, кантата, оперетта, джаз, романс, оратория.
Тема 3. Музыка народов Ямала. 11 ч.
Беседа о необходимости знать творчество других народов (3 ч.). Прослушивание и разучивание музыкальных произведений народов Севера, проживающих на территории ЯНАО. Основные народности: ханты, манси, селькупы идр. Знакомство с народной песней (8 ч.).
Тема 4. Охрана голоса. 2 ч.
Голос как человеческая ценность. Основные риски потери голоса. Способы реабилитации голоса. Профилактика заболеваний, связанных с «потерей» голоса.. Значение пения мягким округлым нефорсированным звуком для голосовых связок. Упражнения на артикуляцию.
Тема 5. Сценический этикет. 1 ч.
Объяснение технического устройства сцены, образование и направление звука. Сценический этикет.
Тема 6. Беседа о важности серьезного подхода к систематическим репетициям перед выступлениями на концертах. 1 ч.
Тема 7. Как найти образные танцевальные движения при исполнении музыкального произведения. 6 ч.
Разучивание и постановка образных танцевальных движений при исполнении музыкальных номеров.
Раздел 2. Наши любимые песни
Тема 8. Творчество современных композиторов. 11 ч.
Знакомство с творчеством современных композиторов (3 ч.). Разучивание детских песен, песен о Родине, о любви. Работа с текстами (8 ч.).
Тема 9. Эпические, обрядовые песни ненцев. 2 ч.
Тема 10. Постановка народного обряда с использованием ненецких эпических песен и обрядовых танцев. 27 ч.
Тема 11. Мы поем для своих друзей. Песни об учителях. 6 ч.
Прослушивание и разучивание песен «Сегодня девчонки, мальчишки, все вместе…», «В старом классе», «Учительница первая моя», «Журавли».
Тема 12. Песни о маме. 6 ч.
Роль матери в жизни человека. Фольклорные песни о мама. Прослушивание и разучивание современных песен: «Песенка для мам», «Дома лучше», «Родная», «Вальс женщины», «Счастливая весна».
Тема 13. Я служу России. 6 ч.
Беседа о патриотизме. Прослушивание и разучивание песен «Защитники Отечества», «Пацаны 21 века», «Наш герой», «Песня о пограничнике».
Тема 14. А в тундре просторно. 8 ч.
Воспитание любви к малой родине
Особенности жизни на крайнем Севере: история и современность. Прослушивание и разучивание песен: «Северный край», «Обская губа – родина моя!», «Тундра-северяночка», «Обский вальс», «Люлька берестяная», «Вместе мы – одна Россия».
Тема 15. Наши любимые песни. Песни о Севере. 22 ч.
Прослушивание песен: «Стадо оленей», «Музыка Ямала», «Охотник» и др. (диск «Голос земли северной»). Разучивание песен: «Беззащитная тундра», «Ненецкая баллада», «Ты цвети, Ямал!», «Здравствуй, солнце», «Полярная звезда», «Мы живем на Севере», «Ямальское лето»
Раздел 3. Народное творчество. Песни на национальных языках
Тема 16. Песни на ненецком языке. 22 ч.
Новые песни Татьяны Лар. Прослушивание и разучивание песен: «Ялякоко», «Саля яв ёрти сё»», «Суляко», «Мань сэдаини», «Маленький помощник», «Вэнеко», «Ватане».
Тема 17. Песни на коми языке. 8 ч.
Прослушивание и разучивание песен на коми языке: «Марья моль», «Паськыд гажа улича», «Сикэтш» («Бусы»), «Зырянский сарафан».
Тема 18. Песни на ханты языке. 3 ч.
Прослушивание и разучивание песни на ханты языке: «Анкие» («Мама»)
Тема 19. Русские народные песни. 11 ч.
Разучивание русских народных песен: «Банька», «Собирала ягоду», «Барыня», «Ой вы, ветры, ветерочки», «Шел казак на побывку домой…», «Кадриль».
Раздел 4. Мы поем для своих друзей
Тема 20. Военные песни и песни о Великой Отечественной войне. 26 ч.
История военных песен. Разучивание песен «Едут солдаты», «Смуглянка», «Дети войны», «Тёмная ночь», «В землянке», «Земляки-фронтовики», «Наш герой», «От героев былых времен», «Путь дорожка фронтовая», «Лизавета», «Дан приказ ему…».
Тема 21. Песни отечественных композиторов. 12 ч.
Разучивание песен: «Гимн детей России», «Дети солнца», «Я хочу быть похожим на ветер…», «Колокола», «В старом классе», «Сегодня девчонки…».
Тема 22. Песни собирают друзей. 13 ч.
Выступление на празднике «День знаний». 1 ч.
Выступление ко Дню учителя. 1 ч.
Концерт ко Дню округа. 1 ч.
Участие в окружном конкурсе «Все краски Ямала». 2 ч.
Участие в районном конкурсе «Полярная звезда». 1 ч.
Участие в районном конкурсе военно-патриотической песни «Нам мир завещано беречь». 2 ч.
Концерт «Славные сыны России», «Милым мамам посвящаем» – выступления в школе, в сельском доме культуры. 2 ч.
Концерт «Великой Победе посвящаем…». 1 ч.
Участие в областном фестивале детского творчества «Радуга». 1 ч.
Праздник-концерт «Прощание с интернатом». 1 ч.
Тема 23. Просмотр и анализ выступлений детей. 4 ч.
Просмотр выступлений детей на различных конкурсах, обсуждение, самоанализ (высказывания участников), анализ (общий).
Примерный репертуарный список
Русские народные песни
- Во саду ли, в огороде;
- Во поле береза стояла;
- Солдатушки, бравы ребятушки;
- Ах, маменька;
- Банька;
- Собирала ягодку,
- Семечки;
- Растатуриха;
- Барыня;
- Калинка.
Песни отечественных композиторов
Пусть всегда будет солнце! А. Островский, слова Л. Ошанина;
Школьная пора. И. Зубков, слова К. Арсенев;
Черный кот. Ю. Саульский, слова М. Танич;
Песня о хорошем настроении. А. Лепин, слова В. Коростылев;
Карусель-Земля, песня из кинофильма «Мэри Поппинс, до свидания», М. Дунаевский, слова Н. Олева; Крыша дома твоего. Ю. Антонов, слова М. Пляцковского; Мы маленькие дети. Е.Крылатов, слова Ю.Энтина; Песня Мамонтенка из мультфильма «Мамонтенок». В. Шаинский, слова Д. Непомнящий; Песенка о капитане из кинофильма «Дети капитана Гранта». И.Дунаевский, слова В.Лебедева-Кумача; Вместе весело шагать, песня из кинофильма «И снова Аниськин». В.Шаинский, слова М.Матусовского; Когда мои друзья со мной, песня из кинофильма «По секрету всему свету». В.Шаинский, слова М.Танича; Музыка всегда с тобой. Г. Струве, слова В. Семернина; Новогодняя песня. А.Грозный, слова Т.Иванова; Белые кораблики. В. Шаинский, слова Л. Яхнин; Дорога добра. М. Минков, Ю. Энтин; Дуэт Принцессы и трубадура, песня из мультфильма «Бременские музыканты». Г .Гладков, слова Ю. Энтин; На большой планете. А.Морозов, слова Г.Горбовский; Неприятность эту мы переживем, песня из мультфильма «Лето кота Леопольда». Б.Савельев, слова А.Хайт; Песня о волшебном цветке, песня из кинофильма «Шелковая кисточка». Ю.Чичков, слова М.Пляцковский; Ты да я, да мы с тобой, песня из кинофильма «Тихие троечники». В. Зоткин, слова М. Сергеев; Я у бабушки живу. Э.Ханок, слова И.Шаферан; Ни минуты покоя. В. Добрынин, слова Л.Дербенев; Папа, подари мне куклу. А.Морозов, слова Г.Горбовский; Письмо матери. В.Липатов, слова С.Есенин; Родительский дом. В. Шаинский, слова М.Рябинин; Снег кружится. С.Березин, слова Л.Козлова; Снится мне деревня. Б.Емельянов, слова Л.Дербенев; Старший брат (Ты уже взрослый). Слова и музыка О. Ковалевская; Торопишься слишком. А.Зубков, слова И.Каминская;
Песни ямальских композиторов
Олененок. Ю.Юнкеров, слова В.Ледков; Первая снежинка. Ю.Юнкеров, слова А.Тарасова; Хорей. Ю.Юнкеров, слова Р.Ругин; Северное лето. Ю.Юнкеров, слова А.Тарасова; А в тундре просторно. Ю.Юнкеров, слова Н.Алтухова; В дороге. Ю.Юнкеров, слова И.Истомина; Северный калейдоскоп. Ю.Юнкеров, слова А.Тарасова; Строганина. Ю.Юнкеров, слова Р.Ругин; Первая снежинка. Ю.Юнкеров, слова А.Тарасова; Мой Север. Е.Салиндер, слова О.Куликова; Вместе мы одна Россия. Музыка и слова Е.Салиндер; Мы живем на Севере. Музыка и слова Е.Шешина; Милый мой Север. Седой и мудрый мой Ямал. Песня о родном поселке-Кутопьюган. Едем, едем мы по тундре. Зима шальная. Ромашки. Музыка и слова Е.Салиндер; Яр-Сале. Осень. Музыка и слова С.Телевных.
Ненецкие песни
Тэтэль-Вэталь. Сёётэйкой. Слова и музыка С.Няруй; Ярколава; Ватане. С.Няруй, слова И.Юганпелика; Хадей; Сенгакоця.С.Няруй, слова С.Няруй.
Песни зарубежных композиторов
Замыкая круг. К.Кельми, слова М.Пушкиной; Город золотой. Ф.Милано, слова А.Хвостова, А Волохонского в обработке Б.Гребенщикова; Льется музыка.
Приложение 3
Способы отслеживания результатов
Участие в концертах, конкурсах, фестивалях различного уровня:
Институциональный:
— концерт «Поздравляем родное село!» (ко Дню рождения села);
- концерт, посвященный международному Дню учителя;
- концерт, посвященный Дню матери;
- концерт, посвященный празднованию Дня рождения ЯНАО;
- фестиваль-конкурс военно-патриотической песни и стихотворений «Победитель — солдат»;
- концерт, посвященный мужской половине человечества (23 февраля);
- концерт, посвященный международному женскому Дню;
- концерт «Наши дети – наши таланты»;
- фестиваль «Северная капель»;
- концерт «День оленевода»;
- концерт «День Победы»
- заключительный концерт «До свидания, интернат».
Муниципальный:
- фестиваль-конкурс военно-патриотической песни «Нам мир завещано беречь»;
- участие в праздничных мероприятиях в рамках Открытых соревнований оленеводов на кубок губернатора ЯНАО (встреча с семьями оленеводов «Диалог культур»;
- конкурс эстрадного творчества «Полярная звезда».
Окружной:
- фестиваль детского народного творчества «Все краски Ямала».
Областной:
- фестиваль детского народного творчества «Радуга».



