Автор: Синюков Евгений Александрович

Учитель физической культуры и обж ГБОУ Школа № 1586

Современный учитель – Исток прошлого, настоящего и будущего.

Государственное бюджетное Общеобразовательное учреждение  Города Москвы

“ГБОУ Школа № 1586”

Статья на тему:   Современный учитель – Исток прошлого, настоящего и будущего.

                                                        Автор статьи: Учитель физической культуры 

                                                                          Синюков Евгений Александрович

Москва – 2024 год

Куницыну дань сердца и вина!

Он создал нас, он воспитал наш пламень,

Поставлен им краеугольный камень,

Им чистая лампада возжена…

     В этих четырёх строчках полный портрет учителя – каким он, учитель, должен быть. И, в сущности, вся программа его деятельности.

Это он образовывает, нас иначе говоря, – создал.

И он, же, учитель, воспитывает наш пламень – готовность к благородным поступкам, чистым душевным порывам, к подвигам и славе.

И как важен этот краеугольный камень, который поставлен им: мировоззрение, мировосприятие, чёткий и ясный взгляд на жизнь, в которой нам предстоит жить.

И Наконец, эта чистая возженная им лампада – лампада любви, высокого и бескорыстного служения Отечеству.

Учитель – это тонкое умение почувствовать другого, понять его, без чего вырастить человека, обогатить его духовный мир невозможно. Хотя при этом важно знание его духовной природы.

Так формируется наша учительская мудрость, помогающая нам растить другого человека.  

 

Давайте с Вами не много вспомним исток появления профессии учителя.

Педагог в переводе с греческого языка – «ведущий ребенка».

Откуда взялось слово учитель?

 Отглагольное существительное учитель (от учить), ведет свое происхождение от древнерусского «укъ» – «учение». Тамара Скок напоминает, что раньше учительская работа была исключительно мужской, но когда ситуация изменилась, в языке появилось новое слово – «учительница».

  В античном мире – Древней Греции и Древнем Риме – сложилась трёхступенчатая система образования – от начального, включавшего в себя обучение письму, чтению, счёту, до высшего, направленного на подготовку к политической карьере. Именно из Древней Греции пришли к нам слова «школа» и «педагог». Правда, значение их было несколько иным. Слово «школа» обозначало «досуг», так как обладать свободным временем и посвящать его наукам или физическим упражнениям мог только свободный человек, а педагогом называли раба, который присматривал за ребёнком и водил его в школу. В Римской империи учителя стали государственными служащими – им выплачивался ежегодный гонорар, полагался ряд льгот и привилегий. Отношение к учительству в античном мире было неоднозначным: если в тех, кто обучал детей основам грамоты, видели лишь ремесленников, то многие преподаватели ораторского искусства, философии и права пользовались широкой известностью и почётом.

  История профессии учителя уходит далеко в древность. С появлением первых навыков возникли и учителя. Они не выделялись в отдельную профессию, но владея навыками, передавали их следующим поколениям. Благодаря учителям мы не только сохранили старые навыки, но и смогли освоить новые.
       Впервые упоминание об учителях звучит у Конфуция. Он говорил, что основной задачей данного специалиста является умение открыть новые знания ученику. С течением времени профессия развивалась. Уже в Древней Греции появлялись первые школы, места, где читались лекции для взрослых людей. Развитие педагогики продолжалось и в средние века. Несмотря на запреты и преследования, передача знаний и опыта процветала в церквях. Монахи преподавали религиозные учения.
       В эпоху Возрождения школы имели закрытый характер. Отдельно получали образование девушки и парни. Первые учились в школах благородных девиц, куда не было хода История профессии. В основном они получали знания языков, письменности и хороших манер. Парни же учились в военных училищах, где их превращали в настоящих мужчин. Многие вельможи получали образование на дому, приглашая частных учителей. Простым смертным знания не передавались. Они не могли позволить себе нанять педагога. В 18-19 веках появляются известные каждому общественные школы. Теперь и простые люди могут обучаться грамоте и получать знания. Это поднимает человечество на новый уровень.
       В наши дни профессия учителя не слишком высоко оплачиваема, но зато популярна и высоко востребована. Учителей уважают и ценят их труд. Ведь именно они дарят нам и нашим детям возможность получения знаний, которые помогут карьере в будущем.

В Средние века в деле просвещения в Европе значительную роль играла Церковь. Школьного наставника воспринимали не только как транслятора знаний, но и как человека, способного направить ученика на путь добродетели. К личности учителя предъявлялись высокие требования. Например, живший в XIII в. учёный-монах Винсент из Бове писал, что хороший учитель должен иметь «талантливый ум, честную жизнь, смиренные знания, естественное красноречие, опыт преподавания».

Средневековье – время возникновения первых школ на Руси. После принятия христианства в качестве государственной религии князь Владимир повелел «собирать у лучших людей детей и отдавать их в обучение книжное». Со временем образование всё шире распространялось среди русских людей. В Древней Руси к труду учителей, или, как их тогда называли, мастеров грамоты, относились с уважением. «Почитай учителя как родителя», – гласит русская пословица.

Первые учителя: мастера грамоты, священники.     Первые школы на Руси возникли в конце X века, когда христианство стало государственной религией. В них обучали грамоте, церковному пению и греческому языку. На протяжении Средних веков главными центрами книжности были церкви и монастыри.

Как и в эпоху Древнего мира, обучение в средневековых школах было платным, а в качестве мер воспитательного воздействия применялись телесные наказания. Неотъемлемая часть многих средневековых автобиографий – воспоминания о пережитых в годы учения побоях и унижениях. Но не стоит думать, что все средневековые учителя были людьми, незнакомыми с состраданием. Именно в Средние века и в эпоху Возрождения накапливаются значительные знания по возрастной психологии, закладываются основы гуманной педагогики. Лучшие учителя основывали обучение не на принуждении, а на стремлении заинтересовать детей изучаемыми предметами с учётом индивидуальных особенностей учеников.

В Древней Руси учителей называли мастерами грамоты, подчеркивая этим уважение к личности наставника подрастающего поколения. Мастерами грамоты были и дьяки с подьячими, и служители религиозного культа, и ходячие школяры-книжники.

  В XVII–XIX вв. к образованию получали доступ всё более широкие слои общества, европейская школа приобрела облик, близкий к современному, а профессия учителя стала массовой. Тогда же определились государственные требования к профессиональной подготовке учителей.

В истории российского образования поворотным стал XVIII в. В результате ряда государственных реформ, начатых Петром I и продолженных его преемниками, к середине XIX в. сложилась система светской школы, включавшая все три ступени – начальную, среднюю, высшую. Для подготовки отечественных педагогических кадров в 1779 г. при Московском университете была открыта учительская семинария, в 1783 г. открылась учительская семинария при Петербургском народном училище, позже при университетах появились педагогические институты, выпускники которых получали право преподавать в гимназиях. Во второй половине XIX в. в системе образования, прежде всего в начальной школе, стало работать много женщин – так возникла тенденция, приведшая в наши дни к преобладанию представительниц прекрасного пола в педагогических коллективах.

В результате реформы 1864 г. в России появились народные училища, где бесплатно обучались мальчики и девочки из низших сословий. Именно там многие из них встречали настоящих учителей-подвижников, а полученное образование служило не просто «социальным лифтом», а ступенькой к вершинам духа. Выдающийся социолог Питирим Сорокин, происходивший из бедной семьи, с благодарностью вспоминал созданную учителями сельской школы атмосферу, которая «стимулировала развитие интеллекта, рождала ощущение счастья и была философски идеалистической». Правда, не стоит забывать, что профессия учителя отнюдь не являлась высокооплачиваемой. Для того чтобы содержать семью, даже московский гимназический учитель должен был преподавать в нескольких местах, а материальное положение многих сельских учителей оставляло желать лучшего.

 Революция 1917 г. открыла новую страницу в истории отечественного образования. Путём проб и ошибок в СССР была создана система обучения, которая охватывала все слои общества и обеспечивала практически стопроцентный уровень грамотности населения. Советская школа сыграла важнейшую роль в обеспечении индустриализации нашей страны, внесла неоценимый вклад в победу в Великой Отечественной войне и научно-технический прогресс в послевоенный период. Несмотря на значительную идеологизацию образования, в школе находилось место живому общению и воспитанию подлинной человечности. Не жалея времени и сил, учителя передавали новым поколениям советских граждан не только необходимые знания, но и нравственные ценности – трудолюбие, взаимовыручку, умение сопереживать, ценить прекрасное. Что заставляло молодую учительницу математики – бабушку автора этих строк – в первые послевоенные годы заниматься со своими учениками хоровым пением, а потом ходить с концертами по окрестным сёлам – пешком, в холод и слякоть? А ведь таких учителей было множество. Наверное, каждый житель огромной страны, раскинувшейся от Калининграда до Владивостока, с благодарностью вспомнит того Учителя, который сумел коснуться его души, пробудить скрытые порой от самого себя таланты.

В советское время профессия учителя считалась престижной: педагог был человеком авторитетным и уважаемым. Он учил и воспитывал согласно государственным ценностям, идеологии, но при этом с душой и энтузиазмом относился к своему делу. К учителям — строгим или мягким, но любящим и болеющим за своих учеников — шли за советом, делились с ними личным и сокровенным. 

 Очертить границы довольно сложно. В какой-то степени этот культ дошел и до наших дней. Но главное, что его подкосило, — это то, что в XX веке образование стало массовым и обязательным. А  следовательно, и профессия учителя тоже стала массовой но процесс развивался исподволь. В СССР как минимум до конца 1940-х годов авторитет учителя был весьма высок. Причин тому несколько. Во-первых, за спиной учителя стояло государство, учитель воспринимался как часть государственной машины. Во-вторых, учителя тогда были пусть и небогатыми людьми, но вовсе не нищими — их заработок был чуть больше, чем у большинства родителей их учеников. В-третьих, это были в значительной своей массе очень интеллигентные люди, получившие образование еще до революции. Я уж не говорю о том, что образование тогда крайне ценилось, оно реально открывало путь с социальных низов в элиту общества.

Но вот где-то уже в хрущевскую эпоху, на рубеже 1960-х годов, ситуация постепенно меняется. Образование превращается в массовую машину, классы по 45 человек, учитель в плане заработка ничуть уже не выделяется на общем фоне, да и образован значительно хуже, чем прежние учителя, — он ведь уже выпускник советского пединститута, а не дореволюционного университета. Школьное образование фактически становится механизмом штамповки человека. Отсюда — пренебрежительное отношение к учителю и со стороны учеников, и со стороны родителей.

1990-е годы: неудачник

После распада СССР, в 1990-е — время преступности, вседозволенности, жажды наживы и лучшей жизни — складывается образ учителя-неудачника: человека, который работает в школе только потому, что не смог найти себя в новой реальности. Такой учитель обижен на весь мир: он ведет уроки за копейки, получая взамен нервную работу и неуправляемых подростков.

Из «светоча знаний» и «образца человека» учитель превратился в носителя никому не нужных моральных ценностей, «интеллигента», который не умеет жить. 

Жизнь учителей и школьные проблемы постперестроечных 1990-х   Учителей не идеализируя их, — это люди со своими проблемами, достоинствами и недостатками. Ученики часто оказываются опытнее взрослых в житейских вопросах — о «новых принципах жизни» учителя узнают от детей. Гиперболизированное демонстрируют негативные стороны  учителей: лицемерие, пассивность, глупость. Образы учителей доведены до очайности педагога, потерявший ориентиры, смог вызвать у детей приязнь и любовь, но не смог вложить в них духовность, воспитать моральные качества.

Сейчас — это, обобщенно говоря, постсоветское время? Тут ситуация сложная. С одной стороны, в 90-е годы резко понизилась ценность образования в глазах большинства населения. Зачем учиться, если пределом мечтаний для многих стало место продавца в ларьке? Вспомните это время, когда массовой верой стали деньги — причем деньги быстрые и любой ценой. Не то что знания — но даже и «корочки» перестали цениться, тем более что их можно стало попросту купить. Все это влияло и на отношение к учительству. В учителе начали видеть «лузера», неудачника.

К концу 90-х годов постепенно в обществе появилось понимание, что все-таки без образования никуда — серьезной карьеры не сделаешь, да и купленные «корочки» могут выйти боком. Конечно, это еще не светлая и бескорыстная тяга к знаниям, но, по крайней мере, не наплевательское отношение к школе. Учитель по-прежнему остается нищим и не слишком уважаемым, но хотя бы перестает восприниматься «лишним человеком». Да и образование, кстати, унифицируется. То, что в начале 90-х считается элитным образованием, к началу 2000-х таковым быть перестает.

2000-е годы: маргинал 

Опасное время прошло, а вопросы остались. Взгляд на учителя и преподавание изменился, но не в лучшую сторону.

Учитель в этот период — изгой, отщепенец, шукшинский «чудик». Он не умеет обманывать, приспосабливаться, зарабатывать деньги. Такое поведение не вписывается в нормы времени, и педагог становится хранителем того, что уже не нужно ученикам, противоречит устройству нового мира. 

Педагоги уже не пытаются раскрыть перед учениками мир знаний, так как это вызывает лишь насмешки, отрицание и оскорбления в их адрес. Они слишком сильно отстали от современности, запутались в собственной жизни и потому, по мнению детей, не достойны доверия и уважения.

Вообще в 2000-е годы, с одной стороны, несколько улучшается финансирование массовой школы. Причем в первую очередь речь идет о школах хоть и платных, но доступных среднему классу. Кто-то до сих пор держится — например, православные гимназии, хотя им тоже приходится нелегко.

Так что, как видим, учительство по-прежнему остается хоть и необходимой, но не слишком уважаемой и не слишком оплачиваемой профессией.

2010-е годы: боец

Главная задача учителя в 2010-е — выжить самому и заставить учеников подчиниться своему авторитету. 

Тема влияния на школьников, класс и возможные последствия неправильного преподавания. Учитель должен не только знать свой предмет и передавать знания — он еще и воспитывает поколение и отдельную личность. Качество такого влияния напрямую зависит от самого преподавателя и его ценностных ориентиров.

Но в 2010-е учитель уже начинает обретать почву под ногами и перестает мириться со своим бесправным положением. Назревает учительский «бунт». Да и общество начинает осознавать важную роль школы в вопросах образования и воспитания. Учителя не могут больше оставаться притесненными: они заявляют о своих правах, требуют внимания к школьным проблемам. 

Наше время: возвращение авторитета

Новое десятилетие готовит для учителя новые испытания, но с 2010-х отношение к педагогам изменилось. Хотя мы еще окончательно не вернулись к формулировке «учитель — это звучит гордо», теперь учитель — это человек. У него есть миссия, он интересен как личность, к нему нужно присмотреться, понять, с ним можно поговорить.

Скажу совершенно банальную вещь: государство должно вкладывать в образование деньги, и деньги серьезные. Причем не в образование «вообще», а именно в оплату учительского труда. Учителя, который получает сто тысяч рублей, будут уважать больше, чем получающего десять. Причем надеяться, что в этой сфере сами собой заработают рыночные механизмы, — наивно.

Второе, что нужно сделать, — это пересмотреть содержание образования. Наша школа до сих пор воспроизводит образовательную модель XIX века, что уже становится неадекватным современному положению вещей. Я думаю, какие-то предметы вообще следовало бы убрать из школьной программы, какие-то сделать более функциональными и тем самым облегчить жизнь и ученикам, и учителям.

И, наконец, надо понять, что речь идет не только о спасении учителя — речь о спасении общества. Одно с другим взаимосвязано. Если мы не хотим развала всего и вся — то должны спасти учителя, должны сделать из него уважаемого человека и дать ему возможность заниматься подлинным образованием и воспитанием, а не фаршировкой мозгов.

 

Роль учителя в современном мире является предметом дискуссий. Кто он – «навигатор в мире информации», «эффективный менеджер» или человек, осуществляющий ответственную миссию по сохранению национальной идентичности, обеспечивающий преемственность поколений? Несомненно, темп изменений в школьной жизни продолжает ускоряться – привычными стали ОГЭ и ЕГЭ, никого уже не удивляет применение в образовании компьютеров и мультимедиа, а дистанционное обучение, введённое в российских школах весной 2020 г.  Непростых обстоятельств, становится всё более востребованным. Однако практика показывает, что педагога нельзя заменить никакими новейшими техническими средствами обучения, ибо никому пока не под силу искусственно воспроизвести творческое общение между учителем и учеником. Поэтому профессия учителя останется востребованной и в будущем.

Судьба человека во многом зависит от его детства. Большое значение для людей имеют учителя, с которыми они сталкиваются. При этом с историей возникновения профессии учитель знакомы далеко не все. Известно, что педагоги появились еще в Древней Месопотамии и Ассирии. В течение многих лет существования эта профессия сильно изменилась. Это коснулось роль педагогов в жизни людей и их подходов к преподавательской деятельности.

Итак, современный педагог играет важнейшую роль в осуществлении стратегии будущего, поскольку именно он формирует будущее нашей страны через воспитание новых поколений. Он должен быть готов к вызовам современности, быть экспертом в своей области знаний и специалистом в применении современных технологий и инновационных методов обучения. Все это позволит современной школе выполнять свою миссию и успешно осуществлять стратегию будущего.

В реальности учитель не только передает знания, но и воспитывает учеников, помогая им стать образованными, творческими, ответственными гражданами. В своей работе учитель использует не только традиционные методы обучения, но и инновационные, внедряя наставления по использованию современных технологий и образовательных программ.

Учитель стремится выявить индивидуальные способности каждого ученика и помочь им реализовать свой потенциал. Он учит своих учеников быть терпимыми, доброжелательными, уважительными к другим людям, культуре и традициям. Учитель создает атмосферу доверия и взаимопонимания, где каждый ученик может развиваться в своем темпе и найти свою собственную дорогу в жизни.

Российский учитель несет на своих плечах огромную ответственность за будущее нашей страны. Он вносит свой вклад в формирование культурного и нравственного облика нации, создание гражданского сознания и установления демократических ценностей. Роль учителей в жизни нашего общества огромна, и мы должны ценить их работу, поддерживать их и помогать им в их стремлении к совершенству.

Учитель должен обладать не только знаниями, но и педагогическим мастерством, которое поможет ему воспитывать не только ум, но и сердце учеников. Он должен уметь создавать атмосферу доверия и сотрудничества со своими учениками, способствующую их развитию и саморазвитию.

Новая школа, должна базироваться на индивидуальном подходе к каждому ученику и свободной самореализации личности. Учителю следует развивать у учеников самостоятельность, творческий потенциал и способность к рефлексии. Он должен помогать ученикам опираться на их личностные качества, а не на внешние нормы и стандарты.

Важным фактором при создании новой школы должно быть использование новых методов обучения и технологий. Учителя должны освоить новые педагогические технологии, которые позволят им работать с учениками по индивидуальному плану, использовать различные формы работы и средства обучения.

Таким образом, создание новой школы требует не только изменения в содержании образования, но и изменения в роли учителя. Учитель должен быть не просто передатчиком знаний, но и воспитателем, наставником и гидом в мире знаний. Он должен быть готов к изменениям и совершенствованию своей деятельности, чтобы успешно выполнять свою миссию по созданию будущего в настоящем.

Современная психология и педагогика подчеркивают важность психологической компетентности учителя не только в области воспитания, но и в преподавании. Учитель, обладающий психологической компетентностью, способен адаптировать свой урок под потребности и интересы каждого ученика, проводить диагностику уровня развития основных психологических функций учеников, применять различные педагогические технологии, способствующие формированию личностных качеств учеников.

 

 «В деле обучения и воспитания, во всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя». 

 

Школа – это не часть индустрии сервиса, а   учитель не подрядчик, оказывающий услуги. Он учит, помогает, выступать наставником. Однако это не одиночная партия, а командная игра. Важно, чтобы ученик тоже осознал себя автором собственного образования и занял активную позицию в этом процессе.

 

Человек, получивший образование, — это человек, впитавший в себя культуру своего народа, это полноценный гражданин.

Учитель — это еще и моральный авторитет, и окно в другой мир, и народный заступник, и просветитель.   Словом, перефразируя Евтушенко, «учитель в России больше, чем учитель».

 

«Народный учитель должен у Нас быть поставлен на такую высоту, на которой он никогда не стоял и не стоит и не может стоять в Российском обществе.»