Всероссийские профессиональные конкурсы педагогических работников

Организатор включен в Перечень Минпросвещения России

автор: Силенко Елена Викторовна

преподаватель музыкально-теоретических дисциплин ГБОУДО г. Севастополя «Севастопольская музыкальная школа №1 им. Н.А. Римского-Корсакова»

«Игровые формы работы на уроках сольфеджио»

игра Силенко Е.В.

ГБОУДО   г. Севастополя «Севастопольская музыкальная школа №1

 им. Н. А. Римского-Корсакова»

Доклад

на тему:

«Игровые формы работы на уроках сольфеджио»

                                                                       

                                         Выполнила: преподаватель

                                                                             теоретического отдела

                                                                                     Силенко Елена Викторовна

                                              Севастополь 2018

      

                                                                   Содержание

      Введение……………………………………………………………………………3

  1. Игровые формы работы, направленные на развитие вокально-интонационных навыков и ладового слуха………………………………….4
    1.  Игры с голосом………………………………………………………………………………..4
    2.  Песенки-графики и «волшебная лесенка»……………………………………….5
    3.  Пение по нотам………………………………………………………………………………..5
  1. Игровые формы работы, направленные на развитие чувства метроритма………………………………………………………………………..6
    1.  «Умные лодошки»…………………………………………………………6
    2.  Игры  с «ритм-карточками», ритмическое домино……………………..6
    3.  Групповые ритмические игры …………………………………………..7
  2. Игровые формы работы, направленные на развитие музыкальной памяти…………………………………………………………………………….7

      3.1. Музыкальные диктанты…………………………………………………………………..8

      3.2. Слуховой анализ……………………………………………………………………………..8

  1. Игровые формы работы, направленные на закрепление и проверку теоретических знаний……………………………………………………………….9

       4.1. Командные игры…………………………………………………………9

       4.2. Видеокроссворды, кроссворды, тесты………………………………….9

  1. Попевки-запоминалочки, песни-объяснялочки, музыкальные сказки на уроках сольфеджио…………………………………………………………………10

Заключение………………………………………………………………….10

        Список использованной литературы………………………………………11

 

Введение

Сольфеджио – основополагающая дисциплина в курсе базового музыкального образования. Этот предмет представляет собой целую систему музыкального развития, включающую формирование звуковысотного слуха, чувства лада, метроритма и музыкальной памяти.  К сожалению, об этой дисциплине сложился стереотип «трудного и скучного» урока. Для многих занятия сольфеджио вызывают поток отрицательных эмоций, создают психологические барьеры. 

Главная задача, стоящая перед педагогом – пробудить у детей интерес и любовь к этому предмету, дать понять ученику, что сольфеджио может быть очень увлекательным занятием.

Не для кого ни секрет, что средством познания мира для детей является игра. И создание игровых ситуаций на уроке для детей является естественной атмосферой. Опора в обучении на игру выводит ребенка из-под дидактического «пресса», учебный процесс становится для него психологически комфортным.  Благодаря игровым формам работы ученик получает возможность пережить в действии новые понятия, а не заучивать их в виде готовых формулировок. Увлекшись, дети не замечают, что учатся, запоминают новый и иногда сложный материал. Здесь главная задача педагога заключается в том, чтобы направить игру в нужное для учебы русло.

 

Тема:

«Игровые формы работы на уроках сольфеджио»

Цель: обобщение опыта работы по формированию определённых знаний   и навыков учащихся посредством создания игровых ситуаций на уроках

 

 

Задачи: 

  • классифицировать игры по разделам, согласно требований программы по сольфеджио.
  • Развивать познавательный интерес и творческий потенциал учащихся.
  • Продемонстрировать разнообразие форм игровой деятельности.

 

 Программа по сольфеджио включает в себя следующие основные разделы, тесно связанные между собой: 

  1. Развитие вокально-интонационных навыков. Развитие ладового (мелодического и гармонического) слуха. 
  2.   Развитие чувства метроритма. 
  3.   Развитие музыкальной памяти.

 

В докладе будут представлены игровые формы работы, развивающие умения и навыки во всех вышеперечисленных разделах, а так же будут добавлены игры, направленные на закрепление и проверку теоретических знаний.

 

  1. Игровые формы работы, направленные на развитие вокально-интонационных навыков и ладового слуха.

 

Это игры, в процессе которых появляется умение интонировать отдельные попевки, цепочки ступеней, интервалов, мелодических оборотов, аккордов, гармонических оборотов. Они подготавливают музыкально-слуховую базу для переходов к формированию навыков чтения с листа, заучиванию наизусть, сочинению и импровизации. 

На первоначальном этапе в начале урока рекомендуем, так называемые игры с голосом.

 

1.1. Игры с голосом — это подражание звукам окружающего мира:

  • человеческому голосу (крик, смех, плач),
  • голосам животных (мяукать, куковать и т.д.),
  • «голосам» неживой природы (капать, тикать и т.д.)

      

приобретаемый на уроках сольфеджио.  Задача  уроков  сольфеджио научить детей 

петь, но не только развить голос, но и научить учеников безотрывно слушать себя 

при пении, все время анализировать его с разных точек зрения: точности высоты по

        Рисование голосом. Этот вид деятельности представляет собой свободное скольжение голосом по нарисованным или показываемым линиям 

 

  • Жук жужжит
  • Взлетает самолет
  • Падет гусеница

       Музыкальные узоры. На схемах изображены музыкальные узоры. Изобразить голосом зашифрованный рисунок.

 

Следующий этап – исполнение простейших песенок на одном звуке.  Чтобы сделать этот вид работы более увлекательным, я использую материалы из методических пособий Татьяны Анатольевны Боровик. Различные попевки и песенки красочно оформлены, что делает работу интересной и наглядной.

 

1.2 Песенки-графики и «Волшебная лесенка».

 

      Разучивание песен в объеме терции и квинты осуществляем при помощи песен с графической записью. Детей очень привлекает необычность записи — образный рисунок удивляет, радует и вызывает желание его расшифровать. Ценность такой записи заключена в том, что более крупный масштаб «мелодической» линии в отличие от записи на нотном стане помогает ребенку понять основные параметры звуковысотности — движение вверх и вниз. Кроме этого, в записи линий сохраняется понятное для детей изображение ритмической структуры мелодии: маленькие образы или линии — восьмые, большие образы и более длинные линии — четверти.

Одновременно можно начать использовать в работе «волшебную лесенку». 

Все песенки исполняются с показом на лесенке, затем можно сделать запись нотами.

К ладовым играм можно отнести такие как «Вопрос-ответ», «Найди дорогу домой».

«Вопрос-ответ». Учитель пропевает, какой – либо вопрос, обращаясь к конкретному ребёнку. Вопрос надо закончить на любой ступени, кроме первой. Ученик должен спеть ответ в этой же тональности, закончив его на тонике.

«Найди дорогу домой».

        В этих играх педагог и учащиеся ведут музыкальный диалог с использованием импровизации.

 

1.3 Пение по нотам

 

      Работу над пением по нотам можно начинать, когда учащиеся накопили достаточный попевочный багаж, когда у них есть эмоциональное ощущение устойчивости и неустойчивости, а так же владение ритмическими группами.

 

       Игра «Музыкальный переводчик». Педагог поет мелодические обороты ступенями, а дети – нотами.     

 

 «Допеваем интервал». Преподаватель исполняет музыкальную фразу,

построенную на одном звуке, в котором упоминается один из интервалов. Ученик должен допеть второй звук вверх или вниз (в основе текста – заданный интервал).

* Например, задание преподавателя — «пропойте малую терцию», ответ учащихся — «малая терция».

 

«Упрямый ослик» — игра, в которой закладываются основы двухголосного пения. Одна группа учащихся повторяет один и тот же звук, а другая поет мелодию.

 

  1. Игровые формы работы, направленные на развитие чувства метроритма.

 

Воспитание чувства метроритма является одной из важнейших задач начального этапа обучения. Важное место отводится разнообразным ритмическим этюдам, на которых строится множество форм работы. 

Ритмический этюд может звучать одноголосно, двухголосно, на фоне музыки, стихов и т.п. На раннем этапе используются карточки, позже вводится запись на нитке. 

 

2.1. «Умные лодошки»

 

На первоначальном этапе мы с детьми пользуемся «Умными ладошками»  – показ длительностей условными движениями:

  • четверть – ладошки сложить на стол
  • восьмые – хлопки в ладоши
  • половинные – руки поставить на пояс.

 

           2.2. Игры  с «ритм-карточками»

 

        Ритмическая игра «Кто в домике живет?». Каждый ребенок получает картинку домика с «адресом» — ритмическим рисунком и карточки с нарисованными животными. Нужно разложить карточки соответственно «нужному адресу». 

 

«Фотошоп» — на доске расположены карточки с ритмом. Дети несколько секунд смотрят, а затем учитель перемешивает карточки. У себя на парте дети должны восстановить первоначальный вариант.

 

«Рифмоплеты». Выкладывать карточками ритмический рисунок стиха. Либо наоборот. По ритмическому рисунку определить стихотворение.

Этот вид работы имеет много вариантов: найти ошибки в записи ритмического рисунка и исправить их, определить в каком четверостишье встречается заданная ритмическая фигура. Прочитать стихотворение в нескольких ритмических вариантах и выбрать самый удачный.

 

2.3. Групповые ритмические игры.

 

«Ритмическая SMS — ка». Участники игры встают «паровозиком», но спиной друг к другу и, начиная с последнего «передают ритмическую SMS-ку» (стучат впереди стоящему по плечу определённый ритм). Последний участник (которому уже некому стучать) записывает ритм на доске, остальные проверяют (особенно первый, с которого всё началось).

 

«Давай поспорим» — преподаватель напоминает, что в споре люди иногда так увлекаются, что говорят одновременно, причем, каждый отстаивает свою точку зрения. В ритмической партитуре, которую исполняют участники игры, у каждого своя партия

 

«Ритмическая импровизация» — преподаватель отхлопывает ритмическую фразу – 2 такта. Первый ребенок повторяет эту фразу и отвечает своей фразой; второй – повторяет двутакт, сочиненный предыдущим ребенком, и отхлопывает свой вариант ритмической фразы – 2 такта.

 

Детям в младших классах очень нравится использование на занятиях различных шумовых инструментов. Используя инструменты можно проводить игры «Бесконечное остинато», где дети по очереди исполняют заданный ритмический рисунок или «Шумовой оркестр». 

 

Так же на уроках в средних и старших классах можно использовать «Ритмическое домино».

 

  1. Игровые формы работы, направленные на развитие музыкальной памяти.

 

Воспитание слуха музыканта – это прежде всего всемерное развитие музыкальной памяти. Музыкальная память – это не просто способность запоминания мелодии, но память аналитическая, то есть запоминание и одновременно понимание структуры горизонтали и вертикали, формы, строения, функций аккордов и голосоведения и т.д. – то есть тех элементов, которые обычно выявляются при зрительном анализе нотного текста. 

     

 

    3.1 Музыкальные диктанты 

 

Наиболее полной формой анализа является музыкальный диктант – запись услышанной музыки. 

Совершенно очевидно, что сложный процесс записи диктанта – “слышу – понимаю – записываю” – требует специальной подготовки. 

Для маленького   музыканта диктант – как «тайна за семью печатями». Он ещё не умеет мыслить звуками и не осознаёт особенности мелодического движения.  Поэтому очень важно с первых шагов научить ребёнка анализировать услышанное, представлять графически движение мотивов и фраз, ощущать метроритмическую пульсацию.

 

Игра «Рисуем музыку». Это видео диктанты, которые позволяют сформировать у маленьких музыкантов на начальном этапе навыки записи нотного текста через зрительные образы-подсказки.

Существуют различные интересны формы диктанта, в которых присутствует игровой момент. Например, диктант с ошибками. Дети выступают в роли педагогов, проверяющих готовый диктант, в котором есть ошибки. Их нужно найти и исправить.

Эскизный диктант (фрагментарный диктант). Учащимся дана модель диктанта, но некоторые фрагменты пропущены. Ставится задача – записать пропущенные фрагменты.

Устный диктант (исполнить мелодию голосом или на инструменте) можно представить в виде игры «Выручи из плена». Суть игры заключается в том, что если учащийся ошибается, то ему на помощь спешат другие. Чувствуя за спиной поддержку, ребята не боятся участвовать в таких заданиях, не боятся ошибаться. При этом от урока к уроку точность исполнения растет, как и приобретенный музыкально слуховой опыт.

3.2. Слуховой анализ.

Игра «Звездное небо»: педагог играет в среднем и высоком регистрах интервалы. Среди множества знакомых «планет» – интервалов, дети отыскивают знакомые «звезды» – какой-либо заранее выбранный интервал. Узнавание этого интервала отмечаем поднятием руки. 

 

Игра «Кто победил». Ученики делятся на две команды, а доска на две части. Обе группы детей выходят к своей половине доски. Учитель играет цепочку интервалов. Каждый ученик записывает 1-2 интервала по очереди. Победила та команда, участники которой допустили меньше ошибок.

 

Игра «Услышь и покажи». Дети слушают интервалы закрытыми глазами. После каждого интервала, проигранного 2 раза, дети ручными знаками показывают интервал, который услышали.

 

  1. Игровые формы работы, направленные на закрепление и проверку теоретических знаний.

 

4.1. Командные игры.

 

Игра «Копилка музыкальных терминов». Каждый участник получает листы с ответами. Далее, любой из учеников достает из копилки карточки с ответами. Кто быстрее ответит на вопрос и найдет у себя на листочке ответ, тот получает фишку. Победит тот, кто соберёт наибольшее количество фишек.

 

«Повторялки-проверялки».  На карточках нарисованы различные музыкальные знаки: знаки альтерации, длительности, фермата, реприза, динамические оттенки, темповые обозначения и т.д. Сначала педагог просто показывает карточки дети, разделённые на команды отвечают. Потом перемешанные карточки отдаю детям с просьбой разложить их на родственные компании. После того как дети разложат карточки, каждый выбирает свою компанию и объясняет, что это, называя при этом общее обозначение

«Собери свою гамму». На карточках написаны несколько гамм, Т-S –Д трезвучия, карточки разрезаны на части. Задание: собрать свою гамму.

4.2. Видеокроссворды, кроссворды, тесты.

Кроссворды также могут быть использованы при работе с детьми на уроках сольфеджио. Они позволяют расширить интеллект учащихся, прочно усвоить и закрепить пройденный материал. В качестве домашнего задания можно предложить детям самим составить кроссворды по пройденным темам. 

5. Попевки – запоминалочки, песни-объяснялочки, музыкальные сказки на уроках сольфеджио.

Особенности таких песен и сказок в том, что в них в доступно и увлекательно изложен теоретический материал. Сейчас довольно много учебных пособий такого плана. Это сборники О.П.Камозиной, Т.Мохнаткиной, Т.Б.Ощурковой, Т.М.Боровик, Л.Н.Лехиной и многих других.  Применение этих наработок делают наши уроки ярче, интересней и эмоционально богаче.

Заключение.

В данной работе отражены далеко не все игровые формы работы на уроках сольфеджио.  Педагогу каждый урок приходится придумывать что-то новое, чтобы сделать урок не только продуктивным, но и интересным.

Трудность использования игровых методов заключается в том, что играть нужно не только весело, увлекательно, но и «целесообразно», учитывая время урока, специфику предмета, возрастные аспекты детского воспитания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  использованной литературы:

 

 

  1. Боровик Т. А. Звуки, ритмы и слова. Часть 1. М.: Книжный дом. 1999. – 112 с, ил. – (От слова к музыке)
  2. Боровик Т. А. Ти-ти и ди-ли ДОН: Игровая теория музыки. – Город: Издательство, 2008. – 88 с., ил.
  3. Боровик Т. А. «Изучение интервалов на уроках сольфеджио (подготовительная группа, 1 – 2 класс ДМШ и ДШИ)». М., «Классика –XXI», 2006 
  4. Зебряк Т. А. «Играем на уроках сольфеджио». М., «Музыка», 1986
  5. Иванова О. Новый музыкальный букварь для самых маленьких: Учебно-методическое пособие/ О. Иванова, И. Кузнецова. – Ростов н/Д Феникс, 2006. – 48 с. – (Мои первые ноты).
  6. Калинина Г.Ф. Музыкальные занимательные диктанты, — М., 2002
  7. Калугина М. Воспитание творческих навыков на уроках сольфеджио. –М., 1989
  8. Камозина О.П. Неправильное сольфеджио, в котором вместо правил – песенки, картинки и разные истории! / О.П. Камозина. Изд.5-е, стер. – Ростов н/Д: Феникс, 2013. – 92 с.: ил. – (Учебные пособия для ДМШ)
  9. Камозина О.П. Сольфеджио в сказках/ О.П. Камозина; ил. Салль О. – М.: Издательство «Э», 2017. – 88 с.: ил. – (Маленький музыкант. Для дошкольников)
  10. Картавцева М. В. Развитие музыкальных способностей на уроках сольфеджио / Методические рекомендации для преподавателей ДМШ. –  М.,1989
  11. Лехина Л.Н. Аккордовые сказки для больших и маленьких. Учебно-игровое пособие. – М.: Издательский дом «Классика ХХI века», 2010 – 24 с, ил. – (Серия «Занимательное сольфеджио»)
  12. Лехина Л.Н. Путешествие в страну интервалов. Учебно-игровое пособие. – М.: Издательский дом «Классика ХХI века», 2011 – 24 с, ил. – (Серия «Занимательное сольфеджио»)