Автор: Сидорова Анна Николаевна
учитель начальных классов МБОУ СШ №30 города Дзержинска Нижегородской области
Приемы формирования читательской грамотности при работе с учебным текстом в начальной школе.
Приемы формирования читательской грамотности при работе с учебным текстом
Сидорова Анна Николаевна
В этой статье мы рассмотрим приёмы работы с текстом на уроках русского языка, способствующие развитию функциональной грамотности.
Читательская грамотность – это способность понимать самые разные тексты, оценивать полученную информацию и использовать новые знания в учебе и жизни. Это одна из главных компетенций человека.
Читательская Грамотность начинается уже тогда, когда мы решаем, какой текст или книга нам нужны, выбираем сайты, на которые стоит зайти, и пропускаем сайты, на которых нужной информации, скорее всего, нет. Читательская грамотность – это способность верно понимать и значения незнакомых слов в тексте, и чувства героев в произведении, и мысли автора. Грамотный читатель проникает в те смыслы, которые заложены в тексте, а они не всегда на поверхности. И наконец, читательская грамотность немыслима без умения высказывать собственное мнение по обсуждаемым вопросам и применять информацию, которую получил из текста, в реальной жизни.
Читательская грамотность состоит из нескольких аспектов:
- беглое чтение,
- толкование текста,
- оценка языка и формы сообщения,
- поиск информации и её извлечение,
- преобразование данных от частного к обобщённому,
- формулирование основных идей и выводов,
- общее понимание текста,
- размышление о содержании и оценка прочитанного,
- соотнесение с внетекстовой информацией.
Все эти навыки связаны между собой.
Следовательно, на уроке особая роль отводится приёмам работы с текстом. Ведь от того, как ученик понимает прочитанный текст и умеет извлечь из него полезную информацию, зависит уровень сформированности его читательской грамотности. И здесь особую роль, на мой взгляд, играют уроки русского языка и литературы.
Читательская грамотность формируется на основе работы со сплошными, несплошными и смешанными текстами. К сплошным относятся тексты, которые ученики читают в повседневной жизни в журналах, учебниках. Это тексты литературных произведений, научные статьи, учебные тексты (описание, повествование, объяснение, аргументация, инструкция). К несплошным текстам относятся: графики; диаграммы; схемы; таблицы; географические карты и карты местности; план помещения, карта местности, сооружения; входные билеты; расписание движения транспорта; сайты и т.д.
При работе с несплошными текстами я стараюсь проектировать учебные задания, связанные с поиском, пониманием, преобразованием и использованием информации для решения важных проблем в различных ситуациях, встречающихся в повседневной жизни ученика. А в качестве материалов для учебных заданий — объявления, рекламу, инструкции, меню, входные билеты и т.д.
К основным способам осмысления текста можно отнести постановку вопросов (о незнакомом) к тексту, построение смысловых опор (планов, таблиц, схем, опорных конспектов), создание вторичных текстов (например, в результате конспектирования, пересказа и других видов сжатия) и конструирование собственных высказываний о прочитанном.
При работе с текстом проверяются следующие виды деятельности: поиск и извлечение информации; интерпретация (толкование) и интеграция (связывание) текста; оценка формы и содержания текста; и использование информации из текста
На разных этапах урока используются следующие приемы.
Прием «Проигрывание жизненных ситуаций. «Объявление», как пример использования на уроке несплошного текста.
Тема: Работа с объявлением на уроках развития речи.
Задание «Выигрыш». 4 класс
Ниже дан текст, который использовал один из магазинов дистанционных продаж.
Мальчик Володя решил поучаствовать в конкурсе и отправил разгаданный кроссворд в редакцию газеты, а спустя месяц обнаружил в почтовом ящике письмо.
КОМПАНИЯ «СЛАДОСТЬ В РАДОСТЬ» ПОЗДРАВЛЯЕТ ТЕБЯ!
Дорогой друг, Володя!
Прими наши искренние поздравления! Мы подвели итоги мартовского конкурса кроссвордов и рады сообщить, что ТЫ СТАЛ ПОБЕДИТЕЛЕМ!
Главный приз – смартфон!
Наша компания не первый год занимается благотворительностью, считая своим долгом поддерживать одаренных детей в их развитии.
Для получения приза необходимо быть подписанным на наш канал в Telegram и быть клиентом нашей компании «Сладость в радость». Если ты еще не сделал у нас заказ, сообщаем, что ты можешь успеть это сделать, заказав до конца месяца сладости из нашего каталога в Telegram-канале на сумму не менее 1000р.
Генеральный директор
ООО «Сладость в радость»
И.М. Иванов.
ПРИЗ ЖДЕТ ПОБЕДИТЕЛЯ!
Акция носит информационно-рекламный характер. Термин «Победитель» присваивается всем участникам акции до ее окончания. В случае Вашей победы в розыгрыше призов мы уведомим Вас об этом заказным письмом.
Далее дети на рабочих листах должны ответить на вопросы.
- Какова основная цель авторов этого письма? Запиши свой ответ_________.
- В каком значении авторы письма используют слово «победитель» в данном тексте» Запиши свой ответ____________________________________.
- Есть ли в письме такая информация, которую обоснованно можно назвать ложной? Отметь свой ответ знаком «ѵ»и объясните его.
Да
Нет
Проверяем себя
Как вы ответили на первый вопрос?
Цель: заставить получателя письма заказать товар из каталога (продажа товаров, привлечение клиентов).
Примеры ответов:
- Приманить клиента в компанию для покупки разных товаров.
- Распространить свою продукцию. Автор письма очень грамотно и аккуратно переводит читателя от выигрыша в несуществующем конкурсе к рекламе своего каталога и товаров.
- Убедить получателя письма в том, что его выигрыш настоящий и его можно потратить на товары из каталога.
Комментарий.
Задание проверяет умение определять основную цель текста, понимать авторские намерения. На поверхности – извещение о победе в конкурсе кроссвордов и выигрыше. О заказе товаров сообщается вскользь, мимоходом. Но именно это и есть истинная цель всей акции.
- Термин «Победитель» присваивается всем участникам акции до ее окончания. Участник.
Комментарий.
Авторы письма играют значениями слова «Победитель». Вкладывая в него собственный смысл, указанный в нижней части страницы мелким шрифтом (участник акции). Они строят текст так, чтобы читатель воспринял это слово в привычном значении. Как видите, очень важно понимать, что имеется в виду под тем или иным словом, термином.
- Ответ — нет. В объяснении указано, что внизу письма получателю сообщаются условия акции, значение слова «победитель». Либо вводит в заблуждение.
Комментарий.
Перед вами вопрос самого высокого уровня сложности. Для ответа нужно не просто понимать, в чем подвох, но и как это делается. А для этого нужно проанализировать всё сообщения текста, его построение и даже выбор шрифта и отделить это от своих читательских впечатлений.
Познавательные умения. Такой прием формирует умение анализировать информацию; Осмысливать и оценивать формы и содержания текста; умение применять знания в нестандартной ситуации; умение критически оценивать полученную информацию.
Работа с пословицами, поговорками
Тема: Пословицы, поговорки как источник информации 3-4 класс.
Познавательные умения: Формирует умения работать с разными источниками информации; умение анализировать смысл пословиц и поговорок; соотносить изученный материал с жизненными ситуациями;
- Найдите несоответствие, замените, восстановите по смыслу.
- Чем богаты, тем и хвалимся (рады)
- Глаза страшатся, а руки болтаются (делают)
- Не имей сто рублей, а имей сто конфет
У страха глаза есть (велики)
Дареному коню зубы не чистят
- Послушайте маленькие рассказы и попробуйте подобрать к каждому из них подходящую пословицу.
На этапе …….
- Жил-был мальчик Ваня Синицын. Не был он ни умным, ни глупым, ни отличником, ни двоечником, ни ленивым, ни трудолюбивым. Средний был мальчуган.
Однажды Ване задали много уроков. Но его так одолела лень, что он сначала час читал книгу, потом тридцать минут смотрел телевизор, а потом пошел с друзьями играть в футбол. Он играл так долго, что, придя домой, не имел уже ни сил, ни времени и ни желания делать уроки. И Ваня решил их не делать.
На следующий день, когда мальчик пошел в школу, была контрольная. Ваня получил двойку, потому что он совсем не учил уроки.
(Всему своё время; Делу – время, а потехе – час).
- Некоторые люди, когда опаздывают на работу, нарушают правила и проезжают на красный сигнал светофора. За это их останавливает работник ГАИ и штрафует. И они еще больше опаздывают на работу.
(Тише едешь, дальше будешь).
- Жил-был бедный человек. У него было много друзей. Однажды он заболел. Ему нужна была дорогая операция, но у него не было денег. Тогда все его друзья привезли деньги. Этому человеку сделали операцию, и он выздоровел.
(Не имей сто рублей, а имей сто друзей).
3.Пословица и поговорка неотъемлемая часть нашего языка. В общении друг с другом люди часто используют подобные словесные выражения, однако нужно понимать их смысл(информацию), которую они несут. Давайте попытаемся разобраться в той или иной информации, которую передают пословицы и поговорки.
Приём «Лови ошибку».
Описание: универсальный приём, активизирующий внимание учащихся. Формирует умение анализировать информацию; умение применять знания в
нестандартной ситуации; умение критически оценивать полученную информацию.
Учитель предлагает учащимся информацию, содержащую неизвестное
количество ошибок. Учащиеся ищут ошибку группой или индивидуально, спорят,
совещаются. Придя к определенному мнению, группа выбирает спикера. Спикер
передает результаты учителю или оглашает задание и результат его решения перед
всем классом.
Чтобы обсуждение не затянулось, заранее определите на него время.
- Прием «Лови ошибку».
Целью данного приема является формирование умений читать вдумчиво, на основе имеющихся знаний подвергать сомнению достоверность имеющейся информации или находить ошибки разных типов.
Учитель подготавливает текст, содержащий ошибки, и предлагает учащимся выявить их. Ребята анализируют предложенный текст, исправляют неверное, аргументируют свои выводы.
За всё бирется, да не все удоется. Одной рукой собирай, а другой раздовай! Малая искра города поджегает, а сама прежде всех помирает. Одной рукой поганяет, а другою слезы утерает. С камня лыка не надирешь. Добрые умерают, да дела их живут. По росту и одежку подбирай.
- Прием «Лови ошибку»
Одна буква изменила смысл всей пословицы. Найди ошибку и прочитай правильно.
По печи узнают человека.
Терпенье и прут всё перетрут.
Здоровому — грач не нужен.
Слезами морю не поможешь
Лес рубят – кепки летят.
- Исправь ошибки.
Раньше встанешь- потехе час.
Делу время – воду возят.
У семи нянек – гуляй смело.
- Ученики в диктанте допустили ошибки. Найдите их. Исправленный текст запишите.
Наступила радосная висна. Сонце согрела землю. Подарошкам и трапинкам по бежали висёлые ручи. Подкарнями старой бирёзы была нара. Там спал всю зиму сирдитый ёжык. Халодный ручей разбудил звирька. Он вы бижал налисную паляну и осматрелся. Свежый витерок разнасил полесу висенние запохи. Ёш лёг наспинку. Тёплые лучи солнышка согрели его.
Прием «Чей портрет?»
Склонение имен прилагательных во множественном числе.
Догадайтесь по словесному портрету , о чем идет речь?
Дружит с существительным.
Основная примета- обозначает признак предмета.
Делает нашу речь красочнее и образнее.
Прием «Узнай слово по лексическому значению».
Это образное выражение или оборот, который метко характеризует человека, его поступки, но без поучительного содержания.
Поговорка
Тема: Фразеологизмы
- Угадай, о чем идет речь?
- его вешают, приходя в уныние; его задирают, зазнаваясь; за него водят; иногда его суют не в свое дело. (Нос)
- они иногда вянут; на них вешают лапшу; некоторые ими хлопают, когда невнимательны; а чрезмерно доверчивые их развешивают. (Уши)
он – в голове у несерьезного человека; его советуют поискать в поле; на него бросают слова и деньги. (Ветер)
- Записать устойчивое выражение, судя по его значению.
Так говорят о достигнутом успехе, что хорошо получилось, об удачно законченном деле (дело в шляпе)
Очень удивляться, поражаться чему-то услышанному (не верить своим ушам)
Сказал все, что думал, допустил вольность в речи (дал волю языку)
Прием «Письмо с пробелами»
Для формирования читательского умения интегрировать и интерпретировать сообщения текста рекомендуется этот прием. Он подойдет в качестве проверки усвоенных ранее знаний и для работы с параграфом при изучении нового материала.
Данный приём использовался при проверке знаний по теме «Предлог».
1.В русском языке есть ______________________________ и служебные части речи.
2.Служебные части речи – это__________________________________________.
3.Служебная часть речи, которая выражает зависимость одних слов от других в словосочетании и предложении, называется _________________________________.
7.Предлоги, состоящие из одного слова, называются _________________________________ , из двух слов, называются ________________________________________________________.
1) Имя существительное обозначает…
Отвечает на вопросы…
Начальная форма имени существительного — … падеж…числа.
2) Имена существительные имеют следующие постоянные признаки:
… или ….
… или …
Относятся к … или …, или … роду, к … , или … , или ….. склонению.
Имена существительные имеют следующие непостоянные признаки:….
Существительные изменяются по … и … .
3) В предложении имя существительное может быть как …, … , … , … , … .
Имя существительное не является членом предложения, если…
Прием «Мозаика». «Реставрация текста»
Сложение целого текста из частей. Эффективен при изучении, например, в 4 классе тем: “Текст”, “ Тема текста”.
Текст разделяется на части (предложения, абзацы).
Ученикам предлагается собрать текст из разрозненных частей, разложив их в
правильной последовательности. В качестве варианта выполнения задания ученики
могут предложить несколько различных путей последовательного соединения.
Заключение
Использование на уроках русского языка и литературного чтения различных технологий, методов, приемов по формированию «читательской грамотности школьников», позволяет научить обучающихся искать закономерности, рассуждать по аналогии, что, несомненно, повышает мотивацию к обучению, дети больше читают, учатся контролировать свои результаты, учатся сотрудничать, самостоятельно находить ответы на вопросы путём логических рассуждений, чувствовать ответственность за поведение и действия себя и других, аргументировать свою точку зрения, выслушивать собеседника и вести диалог.
Такие приёмы работы позволяет активизировать творческую деятельность обучающихся, выработать активную жизненную позицию, формировать
творческую личность.
Но эффективность данной работы, прежде всего, зависит от педагога, задача которого, выступая организатором учебной деятельности, стать заинтересованным и интересным соучастником этого процесса. Тогда он уверенно может сказать:
«Мои ученики будут узнавать новое не только от меня; они будут открывать это новое сами» (И.Г. Песталоцци)
Литература
- Адамович, К. Основные результаты российских учащихся в международном исследовании читательской, математической и естественнонаучной грамотности PISA‒ 2018 и их интерпретация /
К. А. Адамович, А.В. Капуза, А. Б. Захаров, И. Д. Фрумин. — М.: НИУ ВШЭ, 2019 — 28 С.
- Гостева, Ю.Н. Теория и практика оценивания читательской грамотности как компонента функциональной грамотности/ Ю. Н. Гостева, М. И. Кузнецова, Л. А. Рябинина, Г. А. Сидорова, Т.Ю. Чабан // Отечественная и зарубежная педагогика. — 2019 — № 4 – С.34–57.
- Ушакова, Г.И. Формирование читательской грамотности на уроках русского языка и
литературного чтения в начальной школе/ Г. И. Ушакова // Образование, наука и технологии: актуальные вопросы, инновации и достижения: материалы науч. конф. – 2020.– С.13-18.
Интернет-ресурсы
1.Инфоурок.ру
- https://edu.skysmart.ru/
- https://profcentr.ggtu.ru/index.php/11-materialy/43-bank-zadanij-pisa



