автор: Сидоренко Наталья Алексеевна

Учитель начальных классов МКОУ – Казанская СОШ

«Организация проектно – исследовательской деятельности  в начальной школе»

В соответствии с ФГОС основным  направлением современной школы является оптимальное развитие личности каждого ребенка. В качестве наиболее оптимальной формы для использования творческого потенциала обучающихся является метод проектной деятельности. Основу метода представляет деятельностный подход, основная цель которого заключается в формировании мыслительных способностей, которые необходимы для исследовательской деятельности [4, с.41].

Однако, исследовательская деятельность отличается от проектной деятельности тем, что проектная деятельность направлена на получение конкретной модели образовательного продукта.

Ученики младшего школьного возраста впервые входят в проектную деятельность.

Вовлечение детей младшего школьного возраста в проектную деятельность развивает у детей способность прогнозировать, размышлять, развивать познавательные навыки учащихся, предвидеть, развивает умения ориентироваться в информационном пространстве, учит их, формирует адекватную самооценку, развивает  критическое и творческое мышление.

Вовлекать детей младшего школьного возраста в проектную деятельность следует постепенно, начиная с первого класса. Для начала детям даются  доступные творческие задания, а уже в 3-4 классах ученики с огромным интересом  будут выполнять довольно сложные проекты. Однако, необходимо учитывать, что темы проектов должны быть интересны, темы проектов лучше выбирать в соответствии с  содержанием  учебных предметов или из близких к ним областей. Причина состоит в том, что темой для проектной деятельности должна выступать личностно значимая и социально значимая  проблема, которая будет знакома детям и будет представлять интерес для них.  Но круг таких проблем очень узок, вследствие  их небольшого жизненного опыта.  

Но если проанализировать  список проектов  включённых в   программу  1-4 классов, становиться понятным, что кроме интересных и понятных тем , есть  темы не вполне доступные для детей да и постепенное включение в проектную деятельность не выполняется[1].   

По опыту своей работы  могу отметить, что детям нравиться работать над проектами «Моя семья», «Мой класс»,  «Мои любимые питомцы», «Узоры на посуде», «Мой любимый журнал», «Тайна имени» и др.  Дети проявляют своё творчество, используют картинки, фотографии, рисунки,  занимательный и дополнительный  материал. Сложно идут проекты по темам «Экономика родного края», «Путешествие по странам», « Создание календаря исторических событий» т.к. у детей очень мало знаний в этих областях. Учителю может подкорректировать тему, но большого успеха это не даёт. Проекты по технологии выполняем только на уроках. Часто это занимает не 1 урок.

С 1 класса включаю и персональные и групповые виды проектов.  Это зависит от темы и от объёма материала.

Стараемся использовать разные формы предоставления  продуктов проектной деятельности: учебное пособие , выставка,  газета, модель.

Больший интерес дети проявляют при работе над проектами во внеурочной деятельности.   Это участие в кружке «Почемучка». Участие детей в этом кружке позволяет проявить  свободное  творчество при выборе темы проекта, а также для решения проблемы по проекту, это же касается и оформления и защиты проекта. Детям никто не навязывает, как и что  нужно делать.

Вначале создается ситуация неопределенности, что и стимулирует младшего школьника на развитие его познавательной активности. Если рассмотреть ситуацию с другой стороны, то необходимо отметить, что такая ситуация неопределенности может вызвать у обучающихся некоторые сложности, носящие объективный характер.

Это связано с определенной спецификой, т.к. у детей младшего школьного возраста возникают следующие трудности[5, с.15]:

– детям сложно определить  ведущие и текущие (промежуточные) цели и задачи,

– изыскивать пути решения проблем, а также выбирать оптимальный вариант, если есть альтернатива;

–  осуществлять и аргументировать выбор, а также предусмотреть последствия такого выбора,

–  действовать самостоятельно (не следуя подсказкам учителя),

–  сравнивать полученный результат с тем, который требуется;

–  проводить корректировку деятельности и при этом учитывать промежуточные полученные результаты;

–  объективно оценивать процесс и результат проектной деятельности.

  Именно решение и преодоление этих возникающих трудностей и является одной из основных дидактических целей проектной деятельности.

В ходе проектной деятельности сложности возникают не только у детей, но и у учителя. Это проявляется в том, что учитель должен играть роль независимого консультанта. При этом очень трудно удержаться от подсказок детям, особенно если учитель видит, что дети двигаются в неправильном направлении.

Защиту учебных проектов провожу на уроках, заранее оговаривается система оценивания, выдаются оценочные листы. Проекты, которые дети выполняют во внеурочное время тоже не остаются без внимания. Все представленные проекты заслушиваются в классе, а потом лучшая работа допускается до участия в  конкурсе исследовательских и проектных работ «Мои первые шаги в науку» на школьном этапе.

    Все работы, которые потом участвовали  на районном уровне,  занимали 1, 2 места. Конечно,  сложно предугадать все дополнительные вопросы,  которые могут задать участникам, а дети не всегда могут сориентироваться и дать правильный ответ. Над этим стоит работать.     

     Но есть ещё одна проблема.     Важным условием, даже  необходимым для работы в проекте, особенно в младшем школьном возраста, является помощь со стороны родителей, включенность родителей в работу.  Есть проекты, которые невозможно детям выполнить без помощи родителей (например «Моя семья»,  «Мои любимые питомцы»,  «Профессия моих родителей», «Родословная»,  «Тайна имени»,  «Школа кулинаров», «Экономика родного края». )

Есть еще одна проблема, которая отражается на эффективности проектной деятельности. Эта проблема состоит в том, что родители берут на себя выполнение проекта, а этого делать не стоит, т.к. ребенок должен сам выполнять проект и собирать информацию для него.

Родитель должны оказывать детям помощь советом, информацией, проявление заинтересованности, что будет являться важным фактором поддержания мотивации и обеспечения самостоятельности детей при выполнении проекта.

Совместная работа оказывает влияние на обогащение знаниями каждого из её участников. Совместная работа родителей с детьми над проектом, способствует большему времяпровождению родителей с детьми. Родители сближаются с детьми,   лучше понимают проблемы своих детей.  

Как показала практика, метод проектов очень актуален и эффективен. Сочетание различных видов детской деятельности во взаимодействии взрослых и детей в одном целом – проекте, закрепляет навыки детей, помогает им открывать и познавать окружающую действительность гораздо быстрее и глубже.

Опираясь на полученные в ходе проекта знания детей, их наблюдения, впечатления; ориентируясь на личный опыт ребенка, мы стараемся создать атмосферу сотворчества. Ведь только заинтересовав каждого ребенка конкретным творческим делом, поддерживая детскую любознательность и инициативу, можно решить любую проблему.

Эффективность такого подхода заключается еще и в том, что он дает возможность младшему школьнику самому исследовать и экспериментировать, поддерживать его любознательность и интерес к проблеме, а также применять полученные знания в той или иной деятельности.

Список использованных источников

  1. Аркадьева А. В. Исследовательская деятельность младших школьников // Начальная школа плюс До и После. – 2005. –  № 2.
  2. Григорьев Д. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя/ Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. — М.: Просвещение, 2010. — 223с
  3. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя/ [А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.]; под ред. А. Г. Асмолова. — М.: Просвещение, 2010. — 152с.
  4. Панкратова В. М. Организация проектно-исследовательской деятельности обучающихся в контексте ФГОС. Из опыта работы [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). — Казань: Бук, 2014. — С. 41-44.
  5. Феоктистова В. Ф. Исследовательская и проектная деятельность младших школьников — Волгоград: Учитель, 2011. – 142 с.

бесплатная публикация авторского педагогического материала в СМИ