Всероссийские профессиональные конкурсы педагогических работников

Организатор включен в Перечень Минпросвещения России

автор: Серякова Наталья Александровна

музыкальный руководитель МБУ детский сад №104 «Соловушка»

Экспериментирование со звуками – как средство развития музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста

«Экспериментирование со звуками – 

как средство развития музыкальных способностей детей 

старшего дошкольного возраста»

Музыкальный руководитель МБУ детского сада № 104

 Серякова Н.А

В последнее время возросло внимание к проблемам теории и практики художественно-эстетического воспитания как важнейшему средству формирования отношения к действительности, средству нравственного и умственного воспитания, то есть как средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности.

 Важным  направлением художественно-эстетического воспитания является музыкальное воспитание, одной из важнейших задач которого является развитие музыкальных способностей детей.

Одним из интересных и действенных способов развитие музыкальных способностей детей на наш взгляд является экспериментирование со звуками и музыкальными инструментами, которое является той деятельностью, каждый аспект которой представляет собой целостный процесс, приводящий в действие все способности личности. Она ставит ребенка в активную позицию по отношению к окружающей  действительности, в которой он оказывается субъектом-преобразователем, что очень важно для развития музыкальных способностей.

Возможность использования экспериментирования  в дошкольном возрасте и целесообразность его включения в педагогический процесс дошкольного образовательного учреждения доказаны  в исследованиях ряда авторов. В процессе экспериментальной деятельности ребенок успешно применяет отдельные поисковые действия для решения задач; у детей совершенствуется умение планировать свои действия возникает возможность познания и произвольного контролирования своих психических процессов; заметно прогрессирует способность в процессе деятельности осваивать существенные связи и отношения, лежащие в основе некоторых явлений, а также отражать их в виде элементарных понятий.

Возникновение экспериментальной деятельности со звуком в детском саду – один из показателей высокого уровня развития детей, характеризующегося  определенными умениями и навыками, способностью переносить разнообразные экспериментальные действия в музыкальную деятельность. Ребенок должен уметь применять накопленный опыт, сформированные умения и навыки в новых условиях, в самостоятельной музыкальной деятельности по своим интересам и желаниям. 

Работа по реализации данной цели состояла из трех этапов.

Приоритетным условием эмоционально-мотивационного этапа являлся взрослый,  как образец — ориентир в проявлении познавательного интереса к музыкальным инструментам. Это был Маэстро – знаток  и любитель музыки, роль которого исполнял музыкальный руководитель. А так же дети познакомились с игровым персонажем — мальчиком Гудошей, который не любил слушать музыку и ничего не знал о ней и музыкальных инструментах. Для того чтобы показать Гудоше и детям как прекрасен мир музыки, был проведен концерт воспитанников музыкального училища, на котором детям была представлена музыкальная сказка «Волшебная музыка», где героями были музыкальные инструменты: фортепиано, флейта, кларнет, саксофон, скрипка, домбра, виолончель.

После прослушивания музыкальной сказки у детей была возможность рассмотреть настоящие, концертные музыкальные инструменты, послушать рассказы музыкантов о своих инструментах  («Почему я играю на…»). Маэстро предложил детям взять интервью у музыкантов, после чего проводился конкурс вопросов: «Самый трудный вопрос», «Самый смешной вопрос», «Самый интересный вопрос». В игре  «Отгадай и сыграй» – детям предлагалось правильно ответить на вопрос о музыкальном инструменте, его строении, способе звукоизвлечения для получения права поиграть на нем.

Работа на информационно-обучающем этапе была организована по двум блокам.

В первом блоке велась работа по формированию у детей навыков экспериментирования со звуком, а во втором – с музыкальными инструментами на основе полученных знаний о звуке.

В первом блоке  был проведен цикл занятий о звуке «В мире звуков»

На занятии  «Где живут звуки», прослушав аудиозапись звуков природы, улицы, человеческих голосов, музыкальных произведений, воспитатель вместе с детьми проанализировали их различия, выделили характеристики звуков,  проводили опыты со звуком «Волшебная резинка» и «Волшебный стакан», где дети с помощью воспитателя узнали о происхождении звука и его свойствах.

На занятии «Как мы говорим и слышим», дети рассмотрели схему строения уха, сравнили ушные раковины у разных детей в группе, опытным путем доказали  что ухом мы не только слышим, но и можем измерять расстояние до источника звука и направление его расположения. Для этого проводилась игра «Догадайся, кто поет» и «Далеко или близко». 

Чтобы установить зависимость качества звука от свойств используемых материалов были проведены занятия: «В гостях у Шуршика», «У бабушки в деревне», «Стеклянный дом», «Звонко, громко, весело». 

На занятии «Березкины сказки», дети слушали «голоса» деревянных предметов: оконной рамы, карандашей, кубиков, шкатулок, деревянной посуды и игрушек. Опытным путем дети сравнивали голоса этих предметов, самостоятельно изучали звуковые возможности дерева, экспериментируя с деревянными предметами. 

На занятии  «В гостях у Шуршика», дети уже могли применять имеющиеся знания о звуке на практике и с  помощью опытов с бумагой разного качества и толщины, полиэтилена, ткани дети познакомились со свойствами шуршащих, шелестящих звуков. 

На занятии «Звонко, громко, весело», в процессе экспериментирования с металлическими предметами, опытным путем дети установили, что звук у металла звонкий, яркий, его далеко слышно. Для активизации экспериментальной деятельности детям были заданы вопросы: «Как еще можно поиграть на кастрюле? (сковородке, подносе и др.)», «Может быть здесь живут еще какие-нибудь звуки?». 

На занятии   «Стеклянный дом» с помощью игры «Что я хочу узнать» дети учились задавать поисковые вопросы с помощью которых  определили способы и приемы звукоизвлечения на стеклянных предметах, зависимость высоты звука от наполняемости стеклянной емкости водой, сделали три варианта нового музыкальный инструмент, который назвали «стеклофон» (из колбочек, наполненных водой, из разного размера стеклянных сосудов, из «поющих бокалов»).

На данном этапе были проведены опыты и эксперименты со звуками вне занятий, а также игры «Звуковые картины», «Угадай, что звучит», «Найди звучащий предмет», «Угадай-ка», где учились задавать познавательные вопросы и  применять имеющиеся знания на практике.

Во втором блоке информационно-обучающего этапа было проведено занятие «Рождение музыки», где дети с помощью воспитателя вспомнили названия знакомых музыкальных инструментов и узнали новые, основываясь на знаниях о звуке, сравнили их между собой и разделили на группы по способу звукоизвлечения: ударные, струнные, духовые, клавишные. Опытным путем дети вместе с воспитателем выяснили, что звук в музыкальных инструментах возникает от вибрации. Например, струны у цитры звучат, ели за них дернуть и они завибрируют, а если на них потом положить руку, то они перестают звучать, так  как перестают вибрировать; а сила звука зависит от силы вибрации. 

 В цикле занятий «Путешествие в прошлое музыкальных инструментов»: дети узнали о происхождении и строении музыкальных инструментов. Основываясь на полученных знаниях о звуке и музыкальных инструментах, дети самостоятельно определяли способы игры на них.

В цикле практических занятий по изготовлению самодельных музыкальных инструментов дети уже самостоятельно могли   изготавливать самодельные музыкальные игрушки и инструменты, которые потом использовали для озвучивания мини-спектаклей и игр – драматизаций.

На развлечении «Мир полон звуков» дети, в форме презентации, продемонстрировали гостям свои знания о звуках, их свойствах, характеристиках, происхождении звуков, возникновении и исчезновении; о музыкальных инструментах, их классификации, строении, способах звукоизвлечения. 

Так же для детей было организовано развлечение «Дождик бегает по крыше», на котором дети слушали в аудиозаписи звуки природы (шум ливня, звон капели, «дождя-ситнечка») и  музыкальные произведения («Дождь и радуга» С.Прокофьева, «Дождик, дождик» А.Лядова, «Грустный дождик» Д.Кабалевского), и поделившись на 2 команды придумывали свою музыку дождя с помощью музыкальных инструментов и звучащих предметов.

На действенно – практическом этапе приоритетным направлением работы было создание предметно-пространственной среды.

Организация экспериментальной деятельности с музыкальными инструментами и звуком определяет некоторые особенности среды.

Мы предлагаем модель организации предметно-развивающей среды, стимулирующей активность детей в освоении представлений о звуке и музыкальных инструментах и их применение в самостоятельной деятельности с музыкальными инструментами, состоящей из микроцентров. 

Специфика каждого микроцентра определяется как приоритетными образовательными задачами, так и предполагаемой деятельностью детей. Это обусловливает специфику содержания каждого микроцентра 

Для этого в группе была создана лаборатория  «Тайна звуков», в которой с помощью родителей были собраны различные материалы по экспериментированию со звуками и музыкальными инструментами. 

Так же был организован микроцентр преобразования «Самоделкин», где дети изготавливали самодельные музыкальные инструменты и игрушки для использования в игровой и  музыкально-театральной деятельности.

В игротеке «Поиграй-ка» мы расположили музыкально-дидактические игры: «Музыкальное лото», «Найди пару», «Какой инструмент звучит», «Слушаем внимательно», «Определи инструмент» и др. 

Так же был организован  микроцентр «Музыкальная школа», где был собран материал о музыкальных инструментах. 

Изготовленные музыкальные инструменты дети с удовольствием использовали в музыкально-театральной деятельности, подыгрывая себе при исполнении знакомых попевок, озвучивая мини-спектакли и инсценировки.

По результатам работы в течение двух лет в конце учебного года проводилось педагогическое исследование, где были зафиксированы результаты диагностики развития музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста.

В результате можно отметить положительные тенденции в развитии:

  • уровня слухового восприятия и памяти детей;
  • восприятия звуков, умение их дифференцировать по качеству, свойствам и способам извлечения;
  • познавательного интереса к музыке, музыкальной восприимчивости.

Таким образом, проведенная работа позволяет убедиться в том, экспериментальная  деятельность со звуками и музыкальными инструментами действительно оказывают благоприятное влияние на развитие музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста.