Всероссийские профессиональные конкурсы педагогических работников

Организатор включен в Перечень Минпросвещения России

Автор: Сальникова Ирина Петровна

Воспитатель группы компенсирующей направленности г. Нижний Новгород, МБДОУ “Детский сад №101”

Формирование культуры речевого общения.

Формирование культуры речевого общения

у детей старшего дошкольного возраста

Сальникова И.П., воспитатель 

 

            Воспитание культуры речевого общения – одна из важнейших воспитательных задач, связанных с усвоением родного языка, которая предполагает не только овладение языковыми нормами ( фонетическими, лексическими, грамматическими), но и совершенствование выразительных средств языка в живом речевом общении. 

     Для воспитания у дошкольников культуры речевого общения важно: 

  • формировать представление о необходимости вежливого обращения со взрослыми и сверстниками,
  •  развивать умение выбирать из многообразия элементов речевого этикета формы, наиболее подходящие к  определенной ситуации

           Воспитание культуры речи – проблема нравственная, имеющая социальную значимость. 

 

Какие методы и приёмы формирования  культуры речевого общения мы использовали в практике своей работы?

 

  1. Пример речи воспитателя. 

       Качество речевого развития дошкольника зависит от качества речи педагогов и от речевой среды, которую они создают в  учреждении.
      Такие исследователи, как А.И. Максаков, Е.И. Тихеева, Е.А. Флерина, уделяли особое внимание созданию развивающей речевой среды в детском саду как фактору развития речи детей. По их мнению, дошкольным работникам должно быть вменено в обязанность создать такую обстановку, внутри которой “речь детей могла бы развиваться правильно и беспрепятственно”. 

      

  1. Спокойная обстановка в группе.

        Воспитание речевой культуры у детей начинается                                                 с создания в группе тишины.
          Мерный говор — свидетельство нормального общения детей, при котором педагог слышит каждого ребенка. А дети, в свою очередь, не прерывая игр и занятий, контактируют с воспитателем. 

          В спокойной обстановке педагог может поговорить с каждым ребенком, обучая своим примером культуре речевого общения.
Здоровая тишина — благоприятный и обязательный фон для охраны нервной системы, слуха, голоса, а также воспитания культуры речи. Детей, постоянно находящихся в шумной обстановке, трудно научить разговаривать спокойно, вежливо, выразительно,                                                  владеть интонациями и силой голоса.
        Речевая сдержанность — один из признаков культуры общения. Воспитатель учит детей не только правильно говорить, но и внимательно слушать собеседника, молчать, когда это необходимо (в разговоре со старшими, на занятиях и т. п.). Приучая не перебивать говорящего, он мягко и требовательно напоминает: «Сначала послушай, что говорят другие, а потом ты будешь говорить». Можно прибегнуть к известной русской пословице: «Слово — серебро, а молчанье — золото». Усвоив смысл этой пословицы, ребенок станет реагировать на нее как на условный сигнал и замечания педагога не будут казаться обидными.

 

  1. Беседы о необходимости  воспитания культуры речевого поведения как с детьми, так и с их родителями.

    Беседа – это целенаправленное обсуждение чего-либо, организованный, подготовленный диалог на заранее выбранную тему, метод развития связной речи.

   Ценность беседы заключается в том, что взрослый учит ребёнка логически мыслить, помогает думать, поднимает от конкретного способа мышления на более высокую ступень простейшего абстрагирования. В беседе ребёнок должен припоминать, анализировать, сравнивать, высказывать суждения и делать умозаключения, выводы. В беседе вместе с мышлением развивается речь. Формируются диалогические и монологические формы связной речи, и прежде всего разговорной речи:  

  • умения слушать и понимать собеседника, 
  • ясно выражать свои мысли в слове.

      Обучение детей умению вести разговор, участвовать в беседе всегда сочетается с воспитание навыков культуры поведения: ребёнок должен научится внимательно слушать того, кто говорит, не перебивать собеседника. В беседе, следовательно, воспитываются сдержанность, вежливость и в целом культура речевого общения.

   Речевая деятельность ребёнка в беседе отличается от разговора, прежде всего внутренним программированием, обдумыванием своего высказывания. Словарный запас детей активизируется, уточняется и дополняется. Беседа строится на постоянной мобилизации детского внимания, памяти, мышления. Ребёнку приходится всё время следить за ходом беседы, не уклоняясь от темы, слушать собеседников, самому формулировать свои мысли и высказывать их.

        Беседа считается одним из наиболее сложных методов развития речи. 

        Речевая активность детей в беседе – один из показателей её эффективности.   

        Педагог должен стремиться к тому, чтобы как можно большее количество детей принимали участие в коллективном разговоре. 

        Дети и взрослые должны соблюдать правила соблюдать правила речевого общения, этикета. Детям следует отвечать по одному, не перебивать говорящего, уметь молчать, быть сдержанным, не повышать голоса, употреблять формулы вежливости. Воспитатель должен корректно формулировать и задавать вопрос, не прерывать без особой надобности отвечающего ребёнка, приходить на помощь затрудняющемуся, соблюдать эталонную речь, обучать умению вести разговор.

       Воспитатель проводит занятия-беседы, на которых учит детей, как вести себя во время разговора со взрослыми и сверстниками, вежливо обращаться с просьбой, вступать в разговор, приносить извинения за нечаянно допущенную оплошность и т.д. Педагог предлагает детям вспомнить волшебные слова. Дети отвечают: «Спасибо»,  «Благодарю вас», «Извините», «Разрешите», «Будьте добры», «Будьте любезны», «Приятного аппетита», «Доброе утро», «Спокойной ночи» и др. 

       В практике дошкольного образовательного учреждения возможно проведение бесед с детьми по следующей тематике : « Как мы общаемся друг с другом» (с использованием магнитофонной записи разговора между детьми); «Доброе слов лечит, а худое калечит»( Цель беседы : раскрыть значение этих слов, их применение, и выявить, какие волшебные слова знают дети) и т. д.

      Во время беседы  уточняются и обогащаются  знания детей по культуре речи , дети овладевают  коммуникативными умениями, столь необходимыми в жизни каждого человека. 

 

  1. Проведение игр (дидактических, музыкальных, подвижных)

         Игровая деятельность – самая эффективная форма обучения детей в дошкольном возрасте.

         В игре ребенок подводится к осознанию необходимости правильного поведения ( «Урок вежливости», «Как поступают  вежливые дети»). С помощью игры закрепляются и обобщаются знания о речевом этикете. Дети проигрывают ситуацию и применяют свои знания на практике.  Эффективны игры-поручения для стимулирования потребности общения со сверстниками (со средней группы)

 

  1. Сюжетно-ролевая игра

      С помощью сюжетно-ролевой игры дети учатся правильно общаться, правильно вести себя, так как в сюжетно-ролевой игре могут быть различные жизненные ситуации.

      С точки зрения Д.Б. Эльконина, в дошкольном возрасте ведущей деятельностью является сюжетно-ролевая игра, а общение становится ее частью и условием, “игра социальна по своему содержанию, по своей природе, по своему происхождению, т.е. возникает из условий жизни ребенка в обществе” 

       Общение и игра дошкольников очень тесно связаны. Воспитывая культуру общения, воспитатель совершенствует игровую деятельность детей. А, организуя сюжетно-ролевую игру (предлагая детям новые сюжеты, роли, показывая, как можно играть), воспитатель  способствует развитию их общения.

 

  1. Знакомство  с произведениями художественной литературы. 

     Цель: развивать у детей умение оценивать поступки персонажей и соотносить их со своими поступками.

     Должен быть обоснованный выбор произведения в соответствии с разработанными критериями .

     Во время литературного анализа художественного текста важно помочь детям понять основной замысел автора, характер действующих лиц, их взаимоотношения, мотивы поступков. 

       Чтение этих книг обязательно сопровождается беседой. Дети учатся оценивать поступки персонажей, их мотивы. Педагог помогает детям осмысливать отношение к героям, добивается понимания главной идеи. При правильной постановке вопросов у ребёнка возникает желание подражать нравственным поступкам героев.

        Так после чтения глав из книги   Васильевой – Гангус Л.В. «Азбука    вежливости» уместна беседа: « Оцени поступок».

 

  1. Создание специальных ситуаций, в которых дети самостоятельно выбирали бы речевую форму общения ( «Говорим по телефону», «Идем в гости»).

      Создаются  проблемные ситуации  для общения ребенка с разными людьми: с взрослыми и сверстниками, более старшими и младшими, с хорошо и малознакомыми детьми и взрослыми , а также   ситуации, стимулирующие общение ребенка со сверстниками и взрослыми ( в старшем дошкольном возрасте)

        Практикуется коллективное обсуждение событий из жизни детей в детском саду( со средней  группы). 

        В младшем дошкольном возрасте  эффективны образовательные ситуации, требующие оказать помощь игровым персонажам в решении их «проблемы».

       Каждый ребенок должен уяснить, осмыслить, как надо вести себя со взрослыми и сверстниками дома и в детском саду,                                             на улице и в общественных местах.
      Правила являются для детей ориентиром, при помощи которого они избирают нужные формы поведения.
      Для того чтобы дети понимали смысл правил, воспитатель конкретизирует каждое из них, например: 

      «Правило—вежливо здороваться при встрече — это значит здороваться и со взрослыми, и с детьми, и при входе в детский сад, и в группу, и на лестнице, и на улице». (Подобные пояснения особенно целесообразны в соответствующих ситуациях.) 

      «Правила приветствия»: вежливые способы обращения друг к другу в зависимости от времени суток и от собеседника; как представляться и представлять других; «волшебные» слова. (Решение ситуаций «Упрямый утенок», «Вежливый попугай»).

        «Речевой этикет»: общение по телефону, способы обращения к собеседникам, умение кратко излагать свои мысли и понимать звуковые сигналы (  Решение ситуаций «Лев у телефона», «Болтливый ежик».)

          «Как нужно вести себя во время разговора» .  Цель: Формировать у детей умение вести себя во время разговора в соответствии с правилами этикета

          «Мы встречаем гостей»  Цель: Научить детей употреблять в своей речи слова благодарности, извинения, просьбы

 

  1. Различные  наглядные материалы ( картинки, альбомы, фотографии, слайды, диафильмы, мультфильмы)

     В старшем дошкольном возрасте  интересен прием создания альбомов и книг, отражающих опыт общения с разным контингентом людей 

 

  1. Индивидуальная  работа с детьми

     В этой работе педагог должен учитывать особенности развития психики ребенка, его статус в семье и уровень речевого развития.

 

  1. Взаимодействие с родителями. 

    Ребенок черпает культуру родного языка в семье. От того, какую речь слышит ребенок, во многом зависит его речевое развитие. Дети удивительно чутко улавливают, как разговаривают взрослые – спокойно или с раздражением, умеренно громко или крикливо, уважительно или с пренебрежением – и, подражая, копируют услышанное. 

  В практике дошкольного учреждения можно использовать такие формы работы с родителями как: 

  • круглый стол с родителями: «Игровые приемы в формировании у детей культуры общения»
  • Устный журнал: «Какие наши дети?»
  • Чтение с родителями
  • Праздник с родителями: «Вечер вежливости и гостеприимства
  • Беседа «Правила поведения в семье»
  • Сладкий стол с участием родителей: «Встречаем дорогих гостей»
  • Участие в совместных досугах, театральных постановках, концертах