автор: Салтовская Наталья Валерьевна
музыкальный руководитель МБДОУ Детский сад “Родничок”
Лэпбук “Сказочный мир театра”
Лэпбук по театрализованной деятельности
Салтовской Н.В., музыкального руководителя Д/ сада «Родничок» р.п. Солнечный
Описание Лэпбука:
Лэпбук – «Сказочный мир театра» предназначен для детей старшего дошкольного возраста. Является конечным продуктом театральной недели- мини-проекта «Театр и дети» для закрепления и обобщения знаний . Лэпбук можно использовать в индивидуальной и совместной деятельности детей.
Лэпбук имеет сьемные карманы на липучках, что позволяет менять материал по теме.
Цель – знакомство с театром, воспитание интереса к нему.
Задачи:
-Познакомить детей с театром, видами театра, правилами поведения в театре, с театральными профессиями;
-Приобщать детей к театральной культуре.
-Развивать у детей умение выражать разное эмоциональное состояние через мимику, пантомимику, жесты.
-Воспитывать доброжелательность, умение детей работать в коллективе
Содержание Лэпбука:
Наглядный демонстрационный материал
Книжка «Как вести себя в театре»
Знакомит детей с правилами поведения в театре с использованием картинок.
Книжки –раскладушки « Театры России» и «Театры Дальнего Востока»
Подборка фотографий для знакомства детей с самыми красивыми и известными театрами в России и Дальнего Востока, театров юного зрителя.
Кармашек «Виды театров»
Познакомить детей с различными видами театров. Закрепить знания о видах театров, которые используются в детском саду.
Кармашек «Театральные профессии» (загадки)
В театре работает много людей, профессии которых очень важны и интересны. Над спектаклем работает много людей. Загадки помогают детям познакомиться с работниками театральной профессии.
Кармашек «Раскраски»
Дети могут раскрашивать картинки, закрепляя знания о героях любимых сказок.
Дидактическая игра «Третий лишний»
Цель: Закрепить обобщающее понятие «театр», развивать мышление, речь-доказательство.
Игровой материал:
Карточки с изображением двух предметов относящихся к театру и одного предмета, таковым не являющимся.
Ход игры:
Ребёнок рассматривает карточку, называет лишний предмет, и объясняет свой выбор.
Дидактическая игра «Найди отличия»
Цель: Развивать умение сравнивать предметы, устанавливать их сходство и различия ; развивать умение последовательно рассматривать; развивать внимание, память, мышление; активизировать речь детей.
Игровой материал:
Игра состоит из 6 картинок, на которых изображены персонажи из знакомых детям сказок по –двое, изображение одного из которых имеет дополнительные детали.
Ход игры:
Детям предлагается возможность угадать из какой сказки эти персонажи. Затем взрослый предлагает её описать, и рассмотреть вторую часть иллюстрации. При рассматривании второй части иллюстрации надо найти отличия и определить, чем они отличаются .Отвечая на несложные игровые задания ребёнок будет радоваться своим результатам и достижениям, потому что вся игра проиллюстрирована красочными картинками.
Игра «Лото» (по русским народным сказкам)
Цель: Вызывать у детей потребность в общении, развивать зрительное внимание.
Игровой материал: 4 больших листов лото с изображением 6 персонажей сказок, 24 маленьких карточек с такими же изображениями.
Ход игры:
Играть можно вдвоем или в небольших группах. Вначале педагог должен убедиться, что дети знают всех персонажей, изображенных на карточках. Поэтому в 1-ой части игры дети называют персонажей.
Вторая часть игры проводится следующим образом: ребенку выдается лист лото, затем ведущий игрок из маленьких карточек, положенных вниз картинкой, выбирает одну из них и показывает изображение, называет персонаж. Ребенок, у которого находится лист лото с данным изображением, берет маленькую карточку и накрывает изображение на большой карточке. Выигравшим считается тот, кто первым закроет все изображения на листе лото
«Театр настроений»
Цель : Игра-лото “Театр настроений” предназначена для эмоционального и интеллектуального совершенствования детей, для знакомства с 8 основными врождёнными эмоциями. В игре дети научатся лучше понимать как свои, так и других людей эмоции и чувства, что очень полезно для хорошего общения. А также эта игра развивает произвольное внимание и мышление. «Театр настроений» включает в себя несколько игр.
Игра “Эмоции”.
Предложите детям внимательно рассмотреть карты-маски и обратите их внимание на разнообразие внешних признаков проявления эмоций, их отличия и сходство. Поговорите о том, когда возникает та или иная эмоция. Раздайте карты-маски поровну между игроками. Пусть каждый попробует изобразить данную эмоцию на своём лице. Маленькие карточки ведущий – показывает по одной, выбирая наугад. Дети должны собрать на свою маску 4 карточки с персонажами, переживающими такое же настроение: на маску радости собираются карточки с радостными героями, на маску печали – печальные и т. д. Выигрывает тот, кто быстрее других соберёт своих героев.
Игра «Театр одного актёра»
В этой игре участвуют только отдельные карточки. Задача игроков собрать все картинки, относящиеся к одному персонажу. Ведущий раздаёт по одной карточке с героем. После этого играющие по очереди передают остальные по одной карточке своему соседу слева, по кругу, по одной в каждый ход. Карточки, подходящие по содержанию, игрок оставляет у себя. Выигрывает тот, кто первым соберёт эмоции своего персонажа.
Игра «Мастер-класс»
В игре участвуют все карты и карточки, что сложены вместе, изображением вниз. Игроки по очереди выбирают карту или карточку и, не раскрывая другим игрокам её содержание, изображают эту эмоцию и персонаж. Остальные участники угадывают по мимике и пантомимике настроение. Выигрывает тот, чье выступление было более удачным и понятным.
Игра “Золотая маска”
Маски разрезаны на 4 части. Задачи игроков полностью собрать свою маску.
Дидактическая игра «Математические пазлы»
Цель игры: составление целого из частей; систематизировать знания чисел от 1 до 10; закреплять навыки счета в пределах 10; развивать память, внимание, логическое мышление
Игровой материал:
Карточки с изображением знакомых детям сказок.
«Мы-актеры»
.
- Картотека театрализованных игр для детей (прилагается музыкальный репертуар на сьемном носителе)
Игра: «У зеркала». Ролевая гимнастика у зеркала.
Цель: совершенствовать образные исполнительские умения. Развивать творческую самостоятельность в передаче образа.
1) Нахмуриться, как:
а) король,
б) ребенок, у которого отняли игрушку,
в) человек, скрывающий улыбку.
2) Улыбнуться, как:
а) вежливый японец,
б) собака своему хозяину,
в) мать младенцу,
г) младенец матери,
д) кот на солнце.
3) Сесть, как:
а) пчела на цветок,
б) наказанный Буратино,
в) обиженная собака,
г) обезьяна, изображавшая вас,
д) наездник на лошади,
е) невеста на свадьбе.
Игры–стихи.
Цель: учить детей обыгрывать литературный текст, поддерживать стремление самостоятельно искать выразительные средства для создания образа, используя движение, мимику, позу, жест.
Звонкий день
(на мотив «Ах вы, сени» )
Взял Топтыгин контрабас:
«Ну-ка, все пускайтесь в пляс!
Не к чему ворчать и злиться,
Лучше будем веселиться!»
Тут и Волк на поляне
Заиграл на барабане:
«Веселитесь, так и быть!
Я не буду больше выть!»
Чудеса, чудеса! За роялем Лиса,
Лиса-пианистка — рыжая солистка!
Старик-барсук продул мундштук:
«До чего же у трубы
Превосходный звук!»
От такого звука убегает скука!
В барабаны стук да стук
Зайцы на лужайке,
Ёжик-дед и Ёжик – внук
Взяли балалайки….
Подхватили Белочки
Модные тарелочки.
Дзинь-дзинь! Трень-брень!
Очень звонкий день!
Игра на развитие пластической выразительности
Цель: научить детей владеть своим телом, свободно и непринуждённо пользоваться движениями своих рук и ног. Формировать простейшие образно-выразительные умения.
Танец розы
Под красивую мелодию (грамзапись, собственный напев) исполнять танец удивительно прекрасного цветка — розы. Ребенок сам придумывает к нему движения.
Внезапно музыка прекращается. Это порыв северного ветра «заморозил» прекрасную розу. Ребенок застывает в любой придуманной им позе.
- Предложить детям пройти по камешкам через ручей от лица любого персонажа (сказки, рассказа, мультфильма) по их выбору.
- Предложить ребенку от лица любого персонажа подкрасться к спящему зверю (зайцу, медведю, волку).
- Предложить ловить бабочку или муху от лица различных персонажей.
- Изобразить прогулку семейства трех медведей, но так, чтобы все три медведя вели себя и действовали по-разному.
Что мы делали, не скажем, но зато мы вам покажем
Цель: Развивать воображение, инициативу, внимание, умение действовать согласованно, обыгрывать воображаемые предметы.
Ход игры:
Комната делится пополам шнуром или чертой. С одной стороны находятся выбранные с помощью считалки «Дедушка и трое—пятеро внучат», с другой стороны — остальные дети и педагог, которые будут загадывать загадки. Договорившись, о чем будет загадка, дети идут к «дедушке» и «внучатам».
Дети: Здравствуй, дедушка седой с длинной-длинной бородой!
Дедушка: Здравствуйте, внучата! Здравствуйте, ребята! Где побывали? Что вы повидали?
Дети: Побывали мы в лесу, там увидели лису. Что мы делали, не скажем, но зато мы вам покажем!
Дети показывают придуманную загадку. Если «дедушка» и «внучата» дают правильный ответ, дети возвращаются на свою половину и придумывают новую загадку. Если разгадка дана правильно, дети говорят верный ответ и после слов «Раз, два, три — догони!» бегут за черту, в свой дом, а «дедушка» и «внуки» стараются догнать их, пока те не пересекли линии. После двух загадок выбираются новые «дедушка» и «внучата».
В загадках дети показывают, как они, например, моют руки, стирают платочки, грызут орехи, собирают цветы, грибы или ягоды, играют в мяч, подметают веником пол и т.п.
Самолеты и бабочки
Цель: Учить детей владеть мышцами шеи и рук; ориентироваться в пространстве.
Ход игры.
Дети двигаются врассыпную, по команде «самолеты» бегают стремительно, вытянув руки в стороны (мышцы рук, шеи и корпуса напряжены); по команде «бабочки» переходят на легкий бег, делая руками плавные взмахи, голова мягко поворачивается из стороны в сторону («бабочка ищет красивый цветок»), кисти, локти, плечи и шея не зажаты.
Упражнение выполняется по желанию под соответствующие произведения из репертуара по музыкальному воспитанию.
Радиограмма
Цель: Развивать чувства ритма, внимание, выдержку, согласованность действий.
Ход игры:
Дети сидят на стульях в полукруге.
Игровая ситуация: в море тонет корабль, радист передает радиограмму с просьбой о помощи. Ребенок, сидящий на первом стуле, — «радист», он передает по цепочке хлопками или похлопыванием по плечу определенный ритмический рисунок. Все дети по очереди повторяют его, передавая дальше. Если задание выполнено правильно и последний ребенок — «капитан» спасательного судна точно повторяет ритм, тогда корабль спасен.
Передай позу
Цель: Развивать память, внимание, наблюдательность, фантазию, выдержку.
Ход игры:
Дети сидят на стульях в полукруге и на полу по-турецки с закрытыми глазами. Водящий ребенок придумывает и фиксирует позу, показывая ее первому ребенку. Тот запоминает и показывает следующему. В итоге сравнивается поза последнего ребенка с позой водящего. Детей обязательно следует поделить на исполнителей и зрителей.
Веселые обезьянки
Цель: Развивать внимание, наблюдательность, быстроту реакции.
Ход игры:
Дети стоят врассыпную — это обезьянки. Лицом к ним — ребенок — посетитель зоопарка, который выполняет различные движения и жесты. «Обезьянки », передразнивая ребенка, точно повторяют все за ним.
2.Ширма- занавес для театрализованной деятельности
Цель: Развивать артистизм, воображение, внимание, память , эмоциональню сферу, выразительность речи, уверенность в себе, умение перевоплощаться. Формирование связной речи и коммуникативных умений .
Игровой материал:
Театр на палочках по сказке «Три поросенка».