Всероссийские профессиональные конкурсы педагогических работников

Организатор включен в Перечень Минпросвещения России

Автор: Садриева Сельвина Расиховна

учитель-логопед МАОУ Подгороднепокровская СОШ

Статья.

Сельвина Расиховна Садриева

Перспективы и значение исследований вопросов формирования смыслового чтения младших школьников с задержкой психического развития в условиях цифровизации образования

Аннотация. В работе поднимается вопрос о проблематике формирования смыслового чтения у обучающихся с нормативным развитием и задержкой психического развития. Проанализированы основные исследования по изучению особенностей и специфики нарушений смыслового чтения у детей данной группы. Рассматривается необходимость изучения процесса формирования смыслового чтения в условиях цифровизации и дигитализации образования. Дается краткая характеристика существующих видов текста и его носителей. Подчеркивается перспективность направлений будущих исследований в контексте данной проблематики.

Annotation. The paper raises the issue of the formation of semantic reading in students with normative development and mental retardation. The main studies on the study of the features and specifics of semantic reading disorders in children of this group are analyzed. The necessity of studying the process of semantic reading formation in the conditions of digitalization and digitalization of education is considered. A brief description of the existing types of text and its carriers is given. The perspective of future research directions in the context of this problem is emphasized.

Ключевые слова. Смысловое чтение, обучающиеся с задержкой психического развития, цифровизация образования, нарушения технической и смысловой стороны процесса чтения, перспективы формирования смыслового чтения.

Keywords. Semantic reading, students with mental retardation, digitalization of education, violations of the technical and semantic side of the reading process, prospects for the formation of semantic reading.

 

Введение. В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования и в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья выделены планируемые результаты освоения учебных и междисциплинарных программ, среди которых особое внимание уделяется стратегии смыслового чтения и работе с текстом [4; 5].

Эти документы обращают особое внимание на необходимость приобретения обучающимися способности читать осмысленные тексты различных стилей и жанров в классе и на внеклассных занятиях. 

В контексте цифровизации образования вопрос понимания прочитанного текста важен как для обучающихся с нормативным развитием, так и для младших школьников с особыми образовательными потребностями. Это связано со значительным увеличением информационной нагрузки в школах, изменением учебных материалов, разнообразием способов представления текстов (на бумаге, интерактивных досках, экранах компьютеров и т.д.). 

Для обучающихся с особыми образовательными потребностями этот вопрос особенно важен, поскольку качественно разнородные нарушения языкового или когнитивного развития являются препятствием для овладения продуктивными стратегиями работы с информацией. 

В настоящее время существует ограниченное количество исследований по приобретению навыков смыслового понимания прочитанного текста обучающимися с особыми образовательными потребностями, что требует проведения дополнительных исследований в этой области.

Нарушения технической и смысловой стороны процесса чтения оказывают отрицательное влияние на весь образовательный процесс, а также на психическое и речевой развития детей. 

Особые проблемы в формировании навыков чтения, в том числе и смыслового возникают у детей с задержкой психического развития (ЗПР). Это группа, разных по своей этиологии, патогенезу и клинической картине состояний. 

Основная часть. Анализ работ, посвященных различным аспектам нарушений чтения у детей с ЗПР (М.Г. Ивлева, Р.И. Лалаевой, Л.В. Лопатиной, Е.Ю. Шипиловой и др.), показывает, что нарушения чтения у детей данной группы характеризуются целым рядом специфических особенностей и нарушений. 

Школьники с ЗПР существенно ограниченны в использовании смысловой переработки прочитанного текста, о чем свидетельствуют работы М.Г. Ивлевой и Л.В. Лопатиной. В своем исследовании М.Г. Ивлева анализировала ряд трудностей, с которыми сталкиваются дети с ЗПР как в процессе чтения, так и в процессе смысловой обработки прочитанного. Так, в процессе ориентировочной деятельности по извлечению информации из прочитанного текста они искажают отдельные моменты содержания; понимание главного сопряжено с трудностями опоры на семантическое значение слов и словосочетаний; определение главной мысли затруднительно; выделить ряд причинно-следственных связей, между предметами и явлениями, которые описываются в тексте также вызывает у них ряд сложностей. При пересказе прочитанного школьники с ЗПР чаще опираются на последовательность событий, не вычленяя внутренние аспекты смысловых отношений между элементами текста. Выразительное чтение ранее прочитанного текста свидетельствует о крайне низкой мотивации к чтению как процессу, что влияет и на осмысление, и на переработку информации в дальнейшем [2].

Анализируя понимание прочитанного обучающимися с особыми образовательными потребностями, международные исследователи описывают их ограничения в использовании различных стратегий когнитивной обработки до, во время и после чтения [2; 3], а также вариативность трудностей понимания прочитанного [1; 2; 6]. 

Существующие исследования смыслового чтения для обучающихся с ЗПР не учитывают модификации учебных материалов, связанных с дигитализацией образования, не рассматривают различные формы подачи текста (цифровые и печатные), чаще описывают специфику понимания для обучающихся с ЗПР преимущественно в случае традиционных линейных текстов. Тогда как в настоящее время существует несколько основных типов учебного текста: информационно-содержательные, инструктивные, справочные; сплошные – художественные, научно-популярные, публицистические и несплошные – диаграммы, схемы, таблицы и т.д. учебный текст в современном образовании представлен не только бумажными, но и цифровыми носителями. 

И в данном контексте проблема формирования смыслового понимания текста обучающимися с ЗПР приобретают еще большую значимость. 

С одной стороны, важность решения этого вопроса определяется качественно неоднородным характером трудностей данной категории обучающихся, которые мешают им продуктивно использовать интерпретационную текстовую деятельность, используя разные источники. 

С другой стороны, анализ отечественных и зарубежных теоретических и экспериментальных исследований по проблеме формирования смыслового чтения позволяет говорить о заинтересованности в активных разработках в этой области в контексте цифровизации образования. 

Однако большинство работ в этой области касаются школьников с нормативным развитием, где большинство исследований посвящено различиям в восприятии и продуктивности понимания информации, формированию навыков и умений читательской грамотности, где смысловое чтение выступает как основной критерий. 

Выводы. Исследований, связанных с тем, каковы особенности формирования смыслового чтения у детей данной группы в контексте цифровизации образования и внедрения дистанционного образования, крайне мало. 

В то же время исследование того, как младшие школьники с ЗПР осмысляют разные виды текстов, различающиеся по организации и формату, открывает широкие возможности для изучения тех особенностей, что лежат в основе понимания, ориентации, интерпретации и преобразования текстовой информации. Дальнейшие перспективы проблемы формирования смыслового чтения у младших школьников с ЗПР мы видим в определении концептуальных подходов к вопросу разработки методов, подходов, приемов в условиях масштабной цифровизации. Экспериментальные исследования с использованием инструментария для выявления уровня сформированности умений и навыков смыслового чтения также являются перспективными.

 

Список литературы:

 

  1. Делимехмет-Дада С. Словарный запас и навыки понимания прочитанного у школьников с ограниченными возможностями в обучении и с нормативным развитием / С. Делимехмет-Дада, С. Эргул // Журнал специального образования факультета педагогических наук Университета Анкары. – 2020. – Т. 21. – С. 1-3.
  2. Ивлева, М.Г. Проблема изучения смыслового чтения у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в контексте цифровизации образования: теоретический обзор // М.Г. Ивлева, Л.В. Лопатина // Педагогика. Вопросы теории и практики. – 2022. – Т. 7. – № 3. – С. 241-248.
  3. Николиело-Каррильо, А.П. Метакогнитивные стратегии чтения детей с нарушениями в обучении [Электронный ресурс] / А.П. Николиело-Каррильо, С.Р. Хигг // CODES. – 2017. – Т. 29. – № 3. – режим чтения: https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/28538827/
  4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО): утвержден Приказом Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 286. [Электронный ресурс] – Режим чтения: http://publication.pravo. gov.ru/Document/View/0001202107050028
  5. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ): утвержден Приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1598. [Электронный ресурс] – Режим чтения: https://docs.edu.gov.ru/document/ e2bb03c57325d29c7fef3910a36d9a30
  6. Чэ С.Х. Характеристики семантических/фонологических ошибок и свободное чтение для детей школьного возраста с нарушениями в обучении языку в 3-4 классах / С.Х. Чэ, М. Ким // Коммуникативные науки и расстройства. – 2019. – Т. 24. – № 2. – С. 387-401.