Всероссийские профессиональные конкурсы педагогических работников

Организатор включен в Перечень Минпросвещения России

автор:

Савинцева Ирина Александровна

учитель-логопед

Синкина Наталья Александровна

воспитатель Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 9 «Светлячок»

«Путешествие в страну игрушек»

Интегрированное  занятие с детьми старшего дошкольного возраста с ТНР

«Путешествие в Страну Игрушек»

Образовательные задачи. Закрепление и систематизация представлений об игрушках.  Уточнение и активизация словаря по теме. Автоматизация правильного произношения поставленных звуков.  Упражнять в составлении описательного рассказа по памяти.                                                                                                                  

Развивающие  задачи. Развитие общих речевых навыков,   дыхания, зрительного восприятия и внимания, координации речи с движением, артикуляционной и тонкой моторики.                                                            

Воспитательные задачи. Воспитание  навыков самостоятельности, активности, инициативности, усидчивости и умения доводить дело до конца, формирование адекватной самооценки.               

Прививать бережное отношение к игрушкам. 

Оборудование: магнитная доска, плоскостные желтые круги, картинки игрушек, магниты — звуковые сигналы, конверты с буквами,  мяч, кукла и другие игрушки.   

Действующие лица: ведущий, Фея Игр и Игрушек, Учёный Кот.

Ведущий: Ребята, вы любите играть?

1-ый ребёнок: Играть мы любим очень

                          Вы знаете, друзья!

                          Без игр прожить ребёнку

                          Никак, никак нельзя.

2-ой:  Мы взрослых понимаем-

           Сегодня новый век.

           Без знаний и учёбы

           Нет шансов на успех!

3-й:                      Нам тесты предлагают

                            И все хотят понять,

                            Чего нам не хватает,

                            Ну чем нас развлекать.

4-й:  А мы хотим всего лишь

         Спокойно поиграть:

         В семью, в солдаты, в шашки,

         Вприпрыжку поскакать!

Ведущий: А что вам нужно для игры?

Ответы детей.

Ведущий: Совершенно верно – игрушки! Без игрушек трудно представить себе жизнь.  Мир стал бы скучным и безрадостным. Игрушки любят и дети, и взрослые. Дети с ними играют, взрослые – их коллекционируют. Нет, без игрушек  жить решительно нельзя! А что же такое – игрушка? (Игрушка – это вещица, сделанная для забавы, игр или потехи).

Ведущий: Игрушки – не только предмет забавы и развлечений. Роль и значение их гораздо шире. Они очевидцы и свидетели мировой истории, поэтому столько интересного могут рассказать о человеке, его мечтах, развитии технической мысли. А вы хотели бы отправиться в путешествие в Страну Игрушек.

Психотренинг «Путешествие».

«Мы заходим в вагон большого поезда, выбираем себе полочку, удобно ложимся, закрываем глазки…

Поезд движется и мы слышим сначала медленный, потом ускоренный стук колёс – стук-стук, стук-стук… Мимо нас пролетают леса, поля, реки…

Лёгкий ветерок налетает на нас, лучики солнышка ласкают своим теплом… Нам приятно под стук колёс смотреть на пейзаж за окном.

Но поезд замедляет свой ход, постепенно останавливается – и мы подъехали к Игрушечному государству. Посмотрите, нас встречают.

    Звучит музыка. Входит Фея Игр.

Фея Игр: Здравствуйте, ребята! Я – Фея Игрушек. Слышала я, что вы очень любите играть. Сегодня я пришла к вам неспроста. Приглашаю вас в кукольное царство, игрушечное государство. Вы согласны? Тогда закройте глазки…1,2,3 повернись и в Игрушечном государстве очутись.

Я – Королева – Фея Игр

У порога вас встречаю.

Вместе с солнечным зайчишкой

Вас на игры приглашаю.

 Игра «Солнечные зайчики» (по кругу разложены жёлтые круги по количеству меньше на 1 чем количество детей. Под музыку дети бегают по кругу. Когда музыка перестаёт звучать – ребёнок должен занять круг. Из игры выбывает тот, кто не занял круга).

Фея: А помогать мне в нашем путешествии  будет Министр кукольных дел – Учёный Кот. Он расскажет вам новое о знакомых игрушках.

Кот: Вы готовы? Итак, вперёд, друзья, в страну Игрушек.

Первая станция – «Ваши любимые игрушки».

Рассказы детей о своих любимых игрушках.

1-й ребёнок:  Веселее всех игрушка –

Расписная погремушка!

Дайте плаксе погремушку,

Станет плакса хохотушкой!

2-й ребёнок:  Как большой сидит Андрюшка

На ковре перед крыльцом.

У него в руках игрушка –

Погремушка с бубенцом.

Мальчик смотрит – что за чудо?

Мальчик очень удивлён.

Не поймёт он: ну откуда

Раздаётся этот звон.

Кот: В древности погремушки имели ещё одно назначение. Сохранилось поверье, что своим шумом они отгоняли злых духов и тем самым оберегали малыша от болезней.

Двое детей ударяют разноцветными мячами об пол.

1-й ребёнок:  Бьют его, а он не злится,

Он поёт и веселится.

Потому что без битья

Нет для мячика житья.

2-й ребёнок:             Днём и ночью на полу

Мяч зимой дремал в углу.

Без игры, наверняка,

Отлежал он все бока.

Кот: Мяч был известен ещё в Древней Греции и в Древнем Риме. Ему приписывали божественное происхождение. Он считался символом света и юности.

 

Динамическая пауза «Поиграем в мячик».

Давайте поиграем в мячик:                      Ладонями изобразить мяч;

Ты отбивай, а он заскачет.                       Движения отбивания мяча об пол.

Подбрось его до потолка ,                           Подбрасывающие движения;

Скорей, лови, летит пока.                           Раскрыть ладони, как бы ловя мяч.

Прицелься точно                                   Прицеливание;

И метко брось. Бросковые движения.

Попал ли ты – ещё вопрос!                      Пожать плечами.

Возьми другой и покрути,                        Наклониться, взять воображаемый

Юлою мячик заверти. мячик; сделать закручивающие                                                                                         

                                                                     движения кистью руки.

Теперь жонглёр ты ловкий, знай, Жонглирование воображаемыми

И десять мячиков поймай. мячиками.

Фея:  А вот другая  игра для вас.

Стихи – загадки прочту сейчас.

Я начну, а вы кончайте  —  

Хором дружно отвечайте.

Вот упрямый человек!

Не заставишь лечь вовек!

Уложили… Глянь – ка!

Встал уж… (Ванька – встанька)

Он и стройный, и красивый,

У него есть хвост и грива.

Но скакать не может…Жалко!

Лишь качает… (конь – качалка)

Бочку за бочкой

тянут из мешочка. 

Интересно всё же, кто

Победит сейчас в … (лото)

Серый байковый зверушка,

Косоглазый длинноушка.

Ты морковку ему дай-ка

Вот обрадуется …(зайка)

Фея: Молодцы, ребята! Не забываете свои первые игрушки. Следующая станция…попробуйте отгадать.

Ребёнок:         Алый шёлковый платочек,

Яркий сарафан в цветочек,

Упирается рука в деревянные бока.

А внутри секреты есть:

Может три, а может – шесть.

Разрумянилась немножко

Это русская …. (матрёшка)

Фея: Совершенно верно. Мы прибыли в город Народной Игрушки. Остановка Матрёшкино.

Выходят девочки, поют песню «Матрёшки», танцуют.

Мы матрёшки, мы подружки,

Утром рано мы встаём.

Вшестером поём частушки

И танцуем вшестером.

Никогда мы не скучаем:

Шесть у нас платочков есть,

Чашек шесть у нас для чая

                             И салфеток тоже шесть.

Ребёнок: Сплясал матрёшек хоровод 

                Свою смешную пляску.

                Кот в сапогах, Учёный Кот

                Сейчас расскажет сказку.

Кот:  А вот и не угадали. Сказки я предлагаю ребятам самим почитать. Их в библиотеке великое множество. А поскольку сегодня разговор идёт об игрушках, я хочу, чтобы мы поиграли в викторину.

Вопрос задам я вам сейчас,

Вопрос  про кукольное  царство

Игрушечное государство.

  • Дедушкой игрушки Матрёшки считают игрушку Фукуруму. Из какой страны Фукурума (Япония).
  • Из какого материала сделана Матрёшка? (дерево).
  • Кто придумал Матрёшку? (художник  Сергей Васильевич Малютин. Мастер Звёздочкин Василий вытачал Матрёшку на токарном станке. А назвали её так в честь девушки, работавшей в доме у Малютина, 1898год).
  • Существует огромное количество разных стилей и способов росписи Матрёшки. Каких Матрёшек вы знаете? (семёновские, вятские, полх – майданские, под гжель).

Чем они отличаются? (семёновские и полх-майдановские – тёмноволосые, а вятские – голубоглазые блондинки).

Что общего? (все они расписаны в русском стиле).

  • Какая Матрёшка самая большая? (семёновская, 72 фигуры, высота —  1метр).

Игра «Назовём Матрёшек»: назвать семью матрёшек русскими именами, начинающимися со звука «А»: Алена, Аня, Анфиса, Агаша. «Имена называем и из звуковых кружочков выкладываем» (звуковой и буквенный анализ слов, дети работают за столами)

Кот: Мы прощаемся с Матрёшками. Следующая остановка – Дымковская     игрушка. 

  • Почему игрушки называются Дымковскими?
  • Из чего лепят дымковские игрушки? (красная глина).
  • Какого зверя мастера дымковской игрушки не лепят вообще (волка).

Игра «Четвёртый лишний»: выставляются 3 картинки с изображением дымковских игрушек и одна с изображением игрушек, расписанных другой росписью.

Кот: Хорошая народная игрушка – это всегда неповторимое произведение искусства.

Выходят мальчик и девочка. Стихотворение по ролям.

Мальчик: Смастерил я грузовик

                 Для сестры Катюшки.

                 Подняла Катюшка крик:

Девочка: «Разве это грузовик?

                 Три пустых катушки».

Мальчик: Смастерил я ей коня,

                 Пусть берёт, не жалко!

                 Катя смотрит на меня,

                 Не желает брать коня.

Девочка: «Это просто палка!»

Мальчик: Я свернул два лоскута…

Девочка: «Ах, какая красота – 

               Кукла в пёстром платье».

Кот: Вы, наверное, догадались что мы в Городе Кукол. Хочу задать вопрос, который больше всего интересует девочек – что такое кукла? (кукла – это детская игрушка в виде фигурки человека).

Танец куклы.

Кот: Когда появились первые куклы? (около 4 тыс. лет назад).

Динамическая пауза «Куклы».

Куклу нежно я качаю,                   Держа руки перед собой,

Покачать ими.

А она кричит: «Уа!» движения рук и ног, ладони под

Руки, ноги поднимает,                       щекой, отрицательное покачивание

Спать не будет до утра.       головой.

Кашку я сварю ей лучше                 помешивающие движения рукой,

И в тарелку положу, раскрытая ладонь одной руки — обозначает

тарелку, другой рукой изобразить

накладывание каши.

Вся испачкалась, грязнуля, обтереть пальцами лицо;

Дай, я кашу остужу, обмахивающие движения рукой.

Дочку я свою умыла: поглаживающие движения по

Руки, шею и лицо. Рукам, шее, лицу.

 Кашу всю водою смыла                 потрясти кистями рук;

Наигралась с куклой. Всё! Руки согнуть в локтях перед собой,

выполнить напряженные движения                                                                                                         

руками, головой и телом, изображающие

куклу, раскинуть руки в стороны.

Кот: С древнейших времён куклы бытуют почти во всех странах. Вот и кукла Барби появилась…Ответьте пожалуйста на следующие вопросы:

  • Где Родина куклы Барби? (Америка, 9 мая 1959 год).
  •  В Америке существует музей Барби, а в каком городе он находится? (Сан – Франциско). 
  • Как зовут друга Барби? (Кент).

Игра «Уложим куклу спать»: завёрнутая в одеяло кукла из рук в руки переходит к детям, которые по очереди говорят ей ласковые слова.

 

Кот: Если спросить мальчишек, какие игрушки у них самые любимые – обязательно среди других назовут Солдатика.

Как вы думаете, о чём могут рассказать солдатики? (солдатики расскажут нам о сражениях всех веков и народов).

Назовите Родину первых оловянных солдатиков (Германия).

Звучит барабанная дробь (аудиозапись любого марша).

Ребёнок:                        Кто в игрушках самый главный?

Я – солдатик оловянный!

Я не плачу, не горюю,

Днём и ночью марширую.

А ещё могу стрелять

Из ружья и пушки

                                        Если кто – нибудь ломать

Вздумает игрушки.

Звучит жалобная мелодия. Входит ребёнок со сломанной игрушкой.

Ребёнок:                     У коляски нет колёс,

У ежа отклеен нос.

Стали чёрными цыплята,

А из мишки лезет вата.

Были новыми игрушки,

А сейчас они старушки.

Так давайте поскорей

Возьмём кисточки и клей,

Нитки, катушки – 

И вылечим игрушки.

И нам за это от души

«Спасибо» скажут малыши.

Ведущий: Перед вами сломанные игрушки и всё необходимое для того, чтобы привести их в порядок. Раз, два, три! За дело! (работа в «мастерской»).

Посмотрим, как вы справились с заданием. Вы все – молодцы!

Ребёнок читает стихотворение А.Барто «Я выросла».

 Мне теперь не до игрушек –

Я учусь по букварю,

Соберу свои игрушки

И Серёже подарю.

Деревянную посуду

Я пока дарить не буду.

Заяц нужен мне самой – 

Ничего что он хромой.

А медведь измазан слишком…

Куклу жалко отдавать:

Он отдаст её мальчишкам

Или бросит под кровать.

Паровоз отдать Серёже?

Он плохой, без колеса…

И потом мне нужно тоже

Поиграть хоть полчаса!

Мне теперь не до игрушек – 

Я учусь по букварю…

Но я, кажется, Серёже

Ничего не подарю!

Ведущий: Все мы знаем, как жаль расставаться с любимой игрушкой. Даже взрослые люди сохраняют на всю жизнь плюшевых мишек и любимых кукол своего детства. Берегите свои игрушки, и когда – нибудь вы скажите им спасибо! Фея: наше путешествие закончилось. Для вас приготовлены призы. Они ждут вас в волшебном сундучке.Ведущий, Фея и Кот раздают подарки.