автор: Савенков Иван Александрович

Учитель биологии, химии и географии МАОУ СОШ №62 города Тюмени

Современные проблемы решения девиантного поведения подростков

Девиантное поведение. Не одно десятилетие говорится о данной проблеме… В чем же эта проблема? Почему она до сих пор не решена?

Многие пишут работы по решению проблемы асоциального поведения подростков в обществе, но как количество данных индивидов оставалось на высоком уровне, так и остается… Убийства, теракты, самоубийства, употребление наркотиков, использование нецензурной лексики в обществе, школе, воровство у подростков растет с каждым годом. А в современном мире, мире во времена глобализации и постмодернизма появляется еще и девиация в социальных сетях, где можно увидеть оскорбления, фото, унижающие личность, призывы к самоубийству, к массовому самоубийству. Какие причины вызывают такое поведение, почему это поведение появляется и на каком этапе развития ребенка? Разные ученые, доктора и кандидаты наук много об этом пишут.  Сейчас данной информации в учебниках, журналах и, наконец, на просторах интернета достаточно много. Я не хочу изобретать колесо или дублировать, то, что уже изучено и прочитано несколько раз. Я попытаюсь высказать свое мнение, попытаюсь понять изнутри суть проблем подростков и попытаюсь помочь эти проблемы решить.

Давайте попробуем разобраться и понять, откуда появляется асоциальное поведение у подростков.

Во – первых, на подростка большое влияние оказывает общество и окружение, в котором он находится. Ведь если «авторитет» компании ведет разбойный образ жизни, курит и употребляет алкоголь, ворует, то и подростки данной компании будут повторять всё за своим «лидером». А за кем им еще идти, кому подражать? Он ведь их понимает, не отталкивает от себя, а где – то и поощряет, и хвалит за то, что они сделали или может этим подросткам остаться на той стороне, где их презирали, всерьёз не воспринимали и не верили им? Думаю, ответ очевиден. Выход один. Нужно менять не этого ребенка, который стал асоциальным, а лидера, которому этот ребенок подражает, окружение, в котором он находится. Компания поменяется, если поменять «вожака». Попробуйте поверить подростку, да, он может, где-то оплошать, но он же учится и пытается вернуться в общество, не отталкивайте ребенка, не повышайте голос во время общения, не унижайте и не называйте его по фамилии каждую вашу встречу, это обидно и вызывает у подростка только негатив. Попробуйте разглядеть в нем человека и покажите это ему, поверьте, я знаю, о чем говорю. Однажды я поверил в таких ребят, что позволило перешагнуть им грань между белым и черным, между добром и злом, и они смогли выбрать ту сторону, которая приемлема современному обществу.

Во – вторых, это взрослые, родные и близкие люди подростку. Представьте картину: мы с вами нашли подход к ребенку с девиантным поведением, разработали программу, смогли поменять лидера и общество окружавшего ребенка, все бы хорошо, но мама или папа отказываются вам помочь, просят ничего не делать с  ребенком, он у них «золото», это вы всё выдумываете. Как тут быть? С ребенком работать или с родителями? Представим еще одну картину, мама или папа показывают своим примером, как вечерами у телевизора можно пить пиво и есть чипсы, употреблять ненормативную лексику в разговоре, а на балконе можно спокойно курить. А ведь родители являются авторитетами для своих детей. И опять вопрос: как быть? С кем работать: с родителями или детьми? Вот пока мы не сможем наладить связь с главными людьми для подростка, то вторая проблема так и не будет решена. Нужно дать понять родителям, что только совместная работа нам поможет добиться успеха и достичь  поставленных целей.

В – третьих, огромную роль играют сверстники (одноклассники, дети одного возраста), ведь когда подросток не нашел свою нишу среди одноклассников, то он становится изгоем. Над ним издеваются, унижают и избивают. В цифровой век данные унижения еще и выкладываются в социальные сети, что еще больше травмирует подростка. Естественно, после такой травли со стороны сверстников у подростка появляются мысли о самоубийстве, убийстве сверстников. Появляется ненависть, которая копится годами, а потом вырывается наружу, так как психика подростка не устойчива и слаба. Наша задача вовремя эту травлю увидеть. Спросите, как? Заходите на социальные странички детей, чаще с ними разговаривайте, наблюдайте за их настроением. Если вы заметили травлю, то стоит обратиться за помощью к психологу, педагогу, которые выстроят грамотно работу с «изгоем» и помогут завоевать уважение и авторитет в коллективе, тем самым вовремя предотвратится самая страшная трагедия…

Мы рассмотрели важные причины появления девиантного поведения. Но тут возникает еще одна проблема, как уменьшить количество подростков с аномией, девиантным поведением?

Существует  множество программ, технологий, тренингов по работе с подростками, поведение которых не приемлет общество, но почему конечного результата мы так и не видим? А дело все в том, что у каждого педагога, который работает с такими детьми, существует множество отчетов: индивидуальная карта, индивидуальный маршрут, программа занятий, характеристика, отчет по проведенным мероприятиям, отчет о посещении жилищных условий, различные акты, журналы, это далеко не весь список. У социального педагога 10-20 подростков, с которыми он работает, одни отчеты можно сидеть заполнять  целый день, утром снова отчеты, отчеты…

А с детьми когда работать? Вот тут мы должны подумать о качестве работы и ее эффективности.

Еще одна проблема. Представим следующую ситуацию. Педагог выявил  подростка, который курит, направил его к нужному специалисту, тот с ним поработал и обнаружил проблему общения с родителями, отправил к психологу. Психолог в свою очередь провел ряд мероприятий, обнаружил еще ряд проблем, отправил к другому специалисту. Там опять поработали с подростком. Он снова возвращается к педагогу, но прошу заметить, как он курил, так и курит. Проблему – то не решили! А причина в чем? В том, что у каждого специалиста были свои цели, каждый работал по своим направлениям, и самое интересное, педагог, который направлял ребенка, о результате работы каждого специалиста не знает, какие мероприятия данный подросток прошел и чего достиг.

Чтобы  решить эти проблемы, нужно разработать единую базу на уровне школы,  в виде документа, где есть все данные о ребенке, где поставлена одна цель для всех специалистов, которые работают с подростком, где будут отображаться результаты каждого специалиста и рекомендации. Вот только тогда, когда появится единая схема работы с ребёнком, мы сможем добиться успеха и помочь подростку, которому тяжело справиться со своими проблемами без нашей помощи.

 

Savenkov Ivan Aleksandrovich

Тема: Modern problems of decision of deviant behavior of teenagers

Аннотация:What are these problems? Why are they still not resolved? Indeed, many people write works on solving the problems of asocial behavior of adolescents in society, but as the number of these individuals remained at a high level, so it remains …

Савенков Иван Александрович

Учитель химии, биологии и географии

МАОУ СОШ №62 города Тюмени

Тема: Современные проблемы решения девиантного поведения подростков

Аннотация: В чем же эти проблемы? Почему они до сих пор не решены? Ведь многие пишут работы по решению проблем асоциального поведения подростков в обществе, но как количество данных индивидов оставалось на высоком уровне, так и остается…

 

  1. https://ru.wikipedia.org/wiki/Девиантное_поведение
    2. http://psyh.info/psihologiya-lichnosti/emotsii/deviantnoe-povedenie.html
    3. https://yandex.ru/video/search?text=девиантное%20поведение 
    4. Сборник «Материалы Всероссийской научно-практической конференции» // Москва. 2000 г.
    5. Исаев Б.А. Социология. Краткий курс. – СПб.: Питер, 2008
    6. Иванов В.Н. Девиантное поведение: причины и масштабы // Социально-политический журнал. – 1995. – № 2