Всероссийские профессиональные конкурсы педагогических работников

Организатор включен в Перечень Минпросвещения России

автор: Савельева Ирина Николаевна

Музыкальный руководитель МКДОУ д/с «Алёнушка» города Слободского Кировской области

Доминантное занятие по музыкальному творчеству для подготовительной группы «Девочка из цветка»

  Девочка из цветка

Доминантное занятие по  музыкальному творчеству

для подготовительной группы

 

Цель:       Формировать у детей творческие способности в процессе создания

                 музыкальных образов на основе синтеза различных видов

                музыкальной деятельности.

Обучающие задачи:

— Слышать и чувствовать начало и конец музыкального произведения;

— Слышать и различать приемы звукоизвлечения (legato,staccato);

— Учить воспроизводить голосом различную динамику (звуковысотное

  движение голосом вверх и вниз).

Развивающие задачи:

— Развивать творческое воображение посредством музыкально-ритмических

  движений;

— Побуждать импровизировать мелодию на заданный текст;

— Эмоционально передавать через движения музыкальные образы;

— Развивать чувство ритма;

— Развивать межпредметные связи (музыка и литература).

Воспитательные задачи:

— Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней.

Методическое обеспечение:

— Фонограмма музыки «Подснежник» П.Чайковского; «Утро» Э. Грига

— Цветные кружки;

— Волшебный колокольчик

— Музыкальные инструменты ( металлофон, бубны, бубенцы,  маракасы,

  ложки);

— Шапочка и трость крота.

— Шапочка жука. и  Дюймовочки.

— Проектор, музыкальный центр.

Предварительная работа:

1.Разучивание пластических упражнений руками («Ветерок»,  «Игра с водой»

   на музыку Л.Бетховена).

  1. Разучивание танца «Добрый жук».
  2. Чтение сказок Г.-Х.Андерсена.
  3. Рассматривание книг с иллюстрациями насекомых, цветов.
  4. Разучить с одной из девочек из дугой группы роль Дюймовочки.

6.Разучивание   песен, попевок.

7.Предварительное слушание «Утро » Э Грига.

  1. Разучивание  » Песня про жука»  муз. О. Буйновская сл. И. Черницкой.

 

ХОД ЗАНЯТИЯ

Под музыку «Золотая сказка» (+) дети лёгким бегом друг за другом вбегают в зал. становятся в круг.

  • Приветствие (А. Евтодьева) — «Добрый день»

Мы друг другу руку подаём,                                 дети, стоя в кругу поочерёд-

И с улыбкой : «Здравствуй!» — мы поём.            но подают друг другу руки, и

«Добрый день! Добрый день!                             раскачивают ритмично руками

Заниматься нам не лень!  

  «Добрый день! Добрый день!                             

Заниматься нам не лень!                                                                           

 

Муз. рук. :       Ребята, я знаю, что вы очень любите сказки Г.-Х.Андерсена. А

                         какие сказки ваши самые любимые?

                           (Ответы детей.)

                      На экране появляется изображение сказочного цветка

Муз. рук.:         Посмотрите, пожалуйста, какой сказочный цветок расцвел

                           сегодня в нашем волшебном саду. Как вы думаете,

                           в какой сказке Г.-Х.Андерсена есть такой цветок?

                         (В сказке  «Дюймовочка».) Ребята, а из чего вырос  этот

                            цветок?

Дети.:                Из зернышка.

Муз. рук.:         Что нужно сделать для того, чтобы цветок вырос?

Дети.:              Посадить зернышко в землю и полить его.

Муз. рук.:         Сегодня я вас приглашаю в сказку. Я «подарю» вам каждому

                          по волшебному зернышку и вы посадите его. Подумайте,

                          как это нужно сделать, чтобы выросли красивые цветы.

Звучит нежная, красивая мелодия (фонограмма) – «Подснежник» П.Чайковского.  Дети, оставаясь стоять в кругу, получают воображаемое зёрнышко в ладоши.. .

Дети  под музыку изображают «выращивание цветка»: выкапывают ямку, кладут зернышко, поливают, закапывают. Цветок начинает расти, дети импровизируют распускание цветка.

Под музыку музыкальный руководитель проговаривает слова.

«Цветочек»О. Арсеневской:

На полянке между кочек,      Дети сидят на корточках, сжавшись в комочек, От травы зелёной,               опустив голову 

Потянулся вверх цветочек,    Медленно поднимают голову.

Хрупкий, несмышлёный.

Он от ветра задрожал           «Дрожат».

И листочки вверх поднял.     Выпрямляются, поднимают руки вверх.

Вот росой умылся,                 «Умываются»,

А потом…раскрылся!             встают, руки в стороны.

Здравствуй, солнце ясное! Здравствуй, день погожий!   Хлопают в ладоши.

Я цветок! Такой прекрасный, добрый и хороший!         Гладят себя по голове.

 

Воспитатель  в это время раскладывает позади каждого ребёнка  кружочки разного цвета.

 

Муз. рук.:   Какие прекрасные цветы распустились, какой они издают

                    аромат, понюхайте свой цветок, полюбуйтесь им!(дети

                  «вдыхают» аромат воображаемых   цветов, любуются

                   цветком — под эту же музыку музыку)

                    Оглянитесь назад, у каждого из вас есть цветной кружочек. У

                    кого кружочки желтые? Пройдите сюда.  Как вы думаете,

                    какими вы будете цветами? (Одуванчиками.) Вот здесь ваше

                    место на полянке.

                    У какого цветка белые лепестки? (У ромашки.) А здесь

                    растут ромашки. Кружочки лилового цвета – у колокольчиков.

                    (На экране показываются цветы)

  Дети образуют группы.

Муз. рук. : Пропойте название вашего цветка.

(Дети пропевают название цветов по схемам, где показан ритм: маленький цветок соответствует короткому звуку, а большой — длинному.)

Я – ромашка,

Я – колокольчик,

Я – одуванчик.

Пока дети пропевают названия цветов, воспитатель выбирает Дюймовочку.(одевает  девочке шапочку Дюймовочки)

 

Муз. рук.:      Посмотрите, цветы такие прекрасные, в каждом цветке живет

                     Дюймовочка. Дюймовочка пока спит, давайте послушаем

                     музыку.

 

  • Слушание «Утро» Э. Грига

В природе всё просто и мудро

В туманной клубящейся мгле,

Рождается доброе утро

Для радостных дел на земле!

В этом произведении композитор раскрывает красоту раннего утра.

(Небольшая беседа о характере, о картинах, которые рисует музыка

в воображении)

Муз. рук.:   Что то наша Дюймовочка заспалась , давайте  разбудим её.

                      У меня есть веселый колокольчик.

                      Веселый колокольчик, пропой свою звонкую,

                     радостную песенку, чтобы Дюймовочка проснулась.

 

Дети сами сочиняют мелодию на заданный текст.

Песенная импровизация

Веселый колокольчик – динь, динь, динь, динь, динь, динь –

Смеется и хохочет – динь, динь, динь, динь, динь, динь.

(девочка просыпается- зевает, потягивается, и просыпается, муз рук. благодарит девочку за исполненную роль)

Муз. рук.: Каждое утро Дюймовочка умывалась капельками росы.

                  Давайте покажем под музыку, как она это делала.

                  Сбиваем капельки росы (подпрыгиваем то на одной ноге с

                 вытянутой вверх рукой , то на другой ноге) умываемся,

                  стряхиваем капельки  с ладошек.

Звучит музыка: 2 такта – legato, 2 такта – staccato.(на выбор музыкального руководителя)

 

Муз. рук.: Ребята, Дюймовочка просила меня навестить ее друзей. Давайте

                   отправимся в путь.

Звучит  музыка соответствующая характеру движения

Муз.  рук. (комментирует):

  1. Идем осторожным шагом, чтобы не потревожить птичьи гнезда.(«Марш

    Ж.Б Люлли)

  1. Перед нами ручеек – легкий бег змейкой.(«Побегаем» муз. К. Вебера)
  2. Подлезание под ветвями деревьев, перешагивание.(

 

Муз. рук.:    Путь наш был долгим, трудным, давайте присядем, отдохнем на

                     лесной опушке и послушаем музыкальные загадки.

На экране лесная опушка

Послушайте первую загадку. Кто же может быть другом Дюймовочки?

 

Звучит фрагмент песни  «Кузнечик», музыка В.Герчика, слова Л.Кондрашенко.

дети отгадывают — на экране изображение кузнечика

 

Муз. рук.: Давайте украсим эту песенку музыкальными инструментами.

                   Какие вы выберете?

 

Дети выбирают  музыкальные инструменты (треугольник, колокольчик… металлофон, ложки, бубен )исполняется  оркестр — импровизация (или воспользоваться на экране видеорядом )

Муз. рук:                Ребята. а как вы думаете паучок может быть другом

                                 Дюймовочки(ответы детей) —

На экране появляется паучок в паутинке

 

  • Проводится пальчиковая гимнастика «Паучок»

       (на экране видео пальчиковой гимнастики)

 

Муз. рук.:      А вот и след загадка.

                        Послушайте (в записи жужжание жучка),кто может издавать

                      такой звук?

                     (Дети отгадывают)

На экране появляется изображение жучка.

Муз. рук.:   Поставьте руки кулачками в бока, мы превращаемся в жучков.

                   Изобразите голосом, как жук летит.

                  Дети пропевают звук «ж», постепенно увеличивая громкость и  

                 меняя тембр – от низкого до высокого. (поют по показанным им

                карточкам, на которых нарисованы стрелочки вверх и вниз)

                Затем громкость и тембр снова снижают.

                 Споём песню про жука! С каким настроением поём песню?(ответы

                 детей), и не забываем про дикцию.

 

  • «Песня про жука»  

муз. О. Буйновская сл. И. Черницкой

Муз. рук.:  Жук очень любит танцевать

                   Покажите пожалуйста мне  как жучок приглашает танцевать

                   Дюймовочку.

  • Исполняется попевка  «Дюймовочка и жук»

Муз. рук.: Мистер Жук приглашает вас отправиться на лесную

                  танцевальную площадку. Я слышу музыку, послушайте и вы.  

                  Какой это танец? (Полька.)

  • Танец «Добрый жук»

(или  можно дать задание придумать танец детьми — импровизация).

 

Муз. рук.:   Ой, ребята, тише, тише,

                    Что-то странное я слышу.

                    Появился на лужке

                    Некто в черном котелке.

                   На лужке была жара –

                   И кротовая нора.

На экране появляется изображение Крота.

                    Кто будет кротом?

По считалке выбирается крот.

Муз. рук.:    — Послушайте музыку и угадайте, кто сейчас будет двигаться.

                     «Марш», музыку С.Прокофьева – кузнечики.

                    — Танец «Вальс» А.Жилина – бабочки.

                   — Бег (под венгерскую народную мелодию), обработка

                     Л. Вишкарева или «Экосез» А. Жилина)  — жуки.

Дети под музыку выполняют определённое движение, соответствующее характеру музыки .С появлением крота дети замирают в красивой  позе.

С окончанием игры музыкальный руководитель собирает вокруг себя детей.

Муз. рук.:  Вам понравилось наше путешествие? Что вам понравилось

                    сегодня на занятии?

Подводятся итоги занятия.

Муз. рук.:     Лес открыл для всех ворота настежь,

                       Луг припас для всех свои цветы,

                      Всё кругом поет тебе о счастье,

                      Если сам ты полон доброты.

                      Береги природу ты!

  • Музыкальное прощание :

«В музыкальном зале снова

Все мы встретиться готовы,

А теперь сказать пора : «До свидания!»

 

Дети уходят под музыку «Лесная  песенка».

 

Занятие заканчивается.