автор: Рязанская Наталья Алексеевна
старший воспитатель МБДОУ №15
Педагогический совет Тема: «Речь развиваем – интеллект повышаем!».
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
“Детский сад № 15”
Педагогический совет
Тема: «Речь развиваем – интеллект повышаем!».
Старший воспитатель:
Рязанская Н.А.
Миасс, 2019 г.
Задачи:
- Привлечь внимание педагогов к проблеме развития речи детей.
- Систематизировать знания педагогов об особенностях и условиях развития речи детей в ДОУ.
- Проанализировать уровень организации работы по развитию речи в ДОУ.
- Активизировать деятельность педагогов.
План проведения педсовета.
- Теоретическая часть:
1.1. Выступление старшего воспитателя ДОУ Рязанская Н.А. «Актуальность проблемы речевого развития детей дошкольного возраста».
1.2. Аналитическая справка о результатах тематического контроля «Выполнение программных требований по разделу «речевое развитие». Посещение занятий, анализ планов, смотр уголков групповых помещений по речевому развитию.
1.3. Консультация-презентация для педагогов «Условия успешного речевого развития в ДОУ» (старший воспитатель).
- Практическая часть:
2.1.Деловая игра для педагогов «Ромашка» (в командах).
- Разработка и принятие решений педсовета.
Ход педсовета
- Результаты тематического контроля
В нашем ДОУ был проведён тематический контроль «Организация воспитательно–образовательного процесса в ДОУ по развитию речи». (Зачитывается справка по результатам контроля). Таким образом, мы видим, что и для нашего детского сада эта проблема является актуальной.
Слайд 1
- Актуальность проблемы речевого развития
Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы из нас. Разговаривая с другими, мы пользуемся речью, как средством передачи своих мыслей. Речь является для нас одной из главных потребностей и функций человека. Именно через общение с другими людьми человек реализует себя как личность.
Судить о начале развития личности ребенка дошкольного возраста без оценки его речевого развития невозможно. С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех психических процессов. Поэтому определение направлений и условия развития речи у детей относятся к числу важнейших педагогических задач. Проблема развития речи является одной из актуальных.
Слайд 2-4. Условия успешного речевого развития.
- В дошкольном учреждении должны быть созданы условия для развития речи детей в общении со взрослыми и сверстниками:
— педагоги должны побуждать детей обращаться ко взрослым с вопросами, суждениями, высказываниями;
— а также, побуждать детей к речевому общению между собой.
- Очень важную роль в развитии речи играет и культура речи педагога. Педагоги задают детям образцы правильной литературной речи:
Речь педагога — четкая, ясная, полная, грамматически правильная. В речь включаются разнообразные образцы речевого этикета.
- Педагоги должны обеспечивать развитие звуковой культуры речи со стороны детей в соответствии с их возрастными особенностями:
— следят за правильным произношением, в случае необходимости поправляют и упражняют детей (организуют звукоподражательные игры, проводят занятия по звуковому анализу слова, используют чистоговорки, скороговорки, загадки, стихотворения);
— наблюдают за темпом и громкостью речи детей, в случае необходимости деликатно поправляют их.
- Педагоги обеспечивают детям условия для обогащения их словаря с учетом возрастных особенностей:
— педагоги обеспечивают детям условия для включения детьми называемых предметов и явлений в игру и предметную деятельность;
— помогают ребенку овладеть названием предметов и явлений, их свойств, рассказывать о них;
— обеспечивают развитие образной стороны речи (переносный смысл слов);
— знакомят детей с синонимами, антонимами, омонимами.
- Педагоги создают условия для овладения детьми грамматическим строем речи:
— учат правильно связывать слова в падеже, числе, во времени, роде, пользоваться суффиксами;
— учат формулировать вопросы и отвечать на них, строить предложения.
- Педагоги развивают у детей связную речь с учетом их возрастных особенностей:
— поощряют детей к рассказыванию, развернутому изложению определенного содержания;
— организуют диалоги между детьми и со взрослыми.
- Уделяют специальное внимание развитию у детей понимания речи, упражняя детей в выполнении словесной инструкции.
- Педагоги создают условия для развития планирующей и регулирующей функции речи детей в соответствии с их возрастными особенностями:
— стимулируют детей комментировать свою речь;
— упражняют в умении планировать свою деятельность.
- Приобщают детей к культуре чтения художественной литературы.
- Педагоги поощряют детское словотворчество.
Слайд 5. Современные образовательные технологии
Речь традиционно рассматривается в педагогике и психологии как центр, в котором сходятся различные стороны психического развития: мышление, воображение, память, эмоции. Развитие устной монологической речи в дошкольном возрасте закладывает основы успешного обучения в школе.
Поэтому так важно и необходимо использовать в работе с детьми современные образовательные технологии.
Здоровьесберегающие технологии, направленные на сохранение и укрепление здоровья, поддержание хорошего самочувствия детей
Какие вы знаете?
(физминутки, подвижные игры, минутки настроения; пальчиковая гимнастика; некоторые приемы самомассажа (точечный массаж) и др.).
Игровые технологии решают конкретную обучающую задачу посредством игровой деятельности
Какие вы знаете?
(настольно-печатные игры, сюжетно-дидактические игры-инсценировки, игры с дидактическими игрушками моторного характера (игры с вкладышами, разборными шарами, башенками), дидактические игры с предметами, словесные игры, театрально-игровая деятельность, пальчиковый театр)
Метод наглядного моделирования — Слайд 6.
К методам наглядного моделирования относится мнемотехника. Разные педагоги по—разному называют эту методику: сенсорно-графическими схемами, предметно-схематическими моделями, блоками-квадратами, коллажем, схемой составления рассказа. Суть данной методики от этого не меняется. Мнемотехника — это совокупность правил и приемов, облегчающих процесс запоминания информации.
Данный метод помогает развивать:
- ассоциативное мышление;
- зрительную и слуховую память;
- зрительное и слуховое внимание;
- воображение.
Примером может служить всем знакомая фраза «Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан», которая помогает запомнить цвета радуги.
Большое место занимает использование мнемотехники в дошкольном возрасте. Для того чтобы выработать у детей с самого раннего возраста определенные навыки и умения, в обучающий процесс вводятся так называемые мнемотаблицы (схемы). Например, в детских садах часто используются алгоритмы процессов умывания, одевания и т.п.
Мнемотехника незаменима в речевом развитии детей. Ещё, К.Д. Ушинский – известный русский педагог, в свое время сказал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету».
Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе взрослый предлагает готовую план — схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы.
Сдайд 7 – пример стихотворения с использованием мнемотаблицы.
Слайд 8 — Попробуйте узнать, что за стихотворение закодировано на слайде.
Встали девочки в кружок встали и примолкли. Дед Мороз огни зажег на высокой елке. Наверху звезда, бусы в два ряда. Пусть не гаснет елочка, пусть горит всегда!
Слайд 9 Мнемотехника помогает:
- Обогащать словарный запас
- Обучать составлению рассказов
- Пересказать художественную литературу
- Отгадывать и загадывать загадки
Я вам представила основные современные педагогические технологии. Дать задание по изготовлению мнемотехники к началу учебного года.
Практическая часть
Ну, а сейчас, немного посоревнуемся, и применим все накопленные знания по речевому развитию.
Упражнение для педагогов «Подарок»
— Сейчас мы будем делать подарки друг другу. Начиная с ведущего, каждый по очереди средствами пантомимы изображает какой-то предмет и передает его своему соседу справа (мороженое, ежика, гирю, цветок и т.п.).
Разделение на команды:
- Займите места в разных командах те, у кого одинаковые картинки (солнце и тучка)
- Деловая игра «Ромашка»
Цель: активизировать деятельность педагогов; способствовать приобретению ими опыта коллективной работы; совершенствовать практические навыки профессиональной деятельности; помочь самореализоваться на педагогическом поприще
Ход игры:
Каждая команда придумывает себе название, связанное с темой «Развитие речи», записывают своё название на выставленных табличках. (1мин)
-
- Разминка: Перед командами выложен цветок – ромашка. Каждая команда по очереди вытягивает лепесток, называет номер, записанный на нём. Ведущий зачитывает вопрос. Если команда, верно, ответила, забирает лепесток себе.
Вопросы:1. Назовите формы речи. – диалогическая и монологическая
- Какие умения развиваются в диалоге.-выслушать собеседника, задать вопрос, ответить в зависимости от контекста
- Какие формы работы используют при обучении детей связной речи — пересказ, описание игрушек и сюжетных картин, рассказывание из опыта, творческое рассказывание
- Разговор двоих или нескольких на тему связанную с какой-либо ситуацией —диалог
- Речь одного собеседника, обращенная к слушателям.- монолог
- Рассказ, сюжет которого, развертывается во времени. – рассказ повествование
- С какой возрастной группы начинается работа по обучению детей монологической речи? (средняя группа)
8.Ведущий прием для активизации речи и мышления.- образец воспитателя
-
- Разработка рекомендаций для родителей: каждая команда получает листок и ручку. В течение двух минут члены команд общаются между собой и составляют памятку для родителей по формированию речи ребёнка. Затем составленные рекомендации зачитываются вслух, обсуждаются и за наиболее полную и правильную памятку команда получает лепесток от ромашки.
Физминутка «Наоборот»
Сейчас мы все с вами превратимся в упрямцев и будем на услышанное слово отвечать — прямо противоположным. Очень популярная игра в дошкольных учреждениях. Например: прятать-искать. (Слова: далеко, холодно, друг, зима, зажигать, бежать, веселиться, умный, высокий, молчун, активный).
-
- Кто вперёд Ведущий зачитывает задание. Чья команда первая поднимет руку и даст правильный ответ, получает лепесток ромашки.
Задание: Переведите пословицы на русский язык:
Сын леопарда — тоже леопард. (Африка)
Яблоко от яблони недалеко падает.
Верблюда под мостом не спрячешь. (Афганистан)
Шила в мешке не утаишь.
Бойся тихой реки, а не шумной. (Греция)
В тихом омуте черти водятся.
Молчаливый рот — золотой рот (Германия)
Слова — серебро, а молчание – золото.
Тот не заблудится, кто спрашивает. (Финляндия)
Язык до Киева доведет.
А теперь продолжаем, но задание немного изменим: объясни выражения:
Дело в шляпе — всё в порядке
Плясать под чужую дудку -Действовать не по собственной воле
Как на иголках -Состояние крайнего волнения, беспокойства
Чесать язык -Болтать попусту
Морочить голову — Отвлекать от основного дела пустыми разговорами.
-
- Командам выдаются предметы: команда№1 – яблоко, коробочка, микрофон.
команда №2 – мяч, лист бумаги, набор карточек.
Задание: придумайте игры для дошкольников, используя эти предметы. Количество игр должно ровняться количеству предложенных предметов. Объяснить, на что направлена данная игра.
Подведем итоги.
Конечно конкурс шуточный и больше направлен на то, что вы в работе с детьми старались грамотно выстраивать и планировать свою деятельность и совместную с детьми.
Считаю, что у вас всё получится. Ну а перед тем как я раскрою для вас Правила для смелых и упорных педагогов предлагаю легкий тренинг.
Тренинг «Формула успеха».
Цель: создать благоприятные условия для работы тренинговой группы, способствовать осознанию участниками некоторых своих личностных особенностей и оптимизация отношений к себе и своей личности.
Педагогам предлагается выбрать понравившийся ответ.
- Выберете геометрическую фигуру (круг, квадрат, овал, треугольник, прямоугольник)
- Какого цвета? (красная, жёлтая, зелёная, синяя, белая, коричневая, чёрная).
ФОРМА
Круг — символ гармоничности, стремления к благополучию
Квадрат — труженик, упорство, терпение, но не любит неожиданностей
Овал — клей в коллективе, может и умеет сочувствовать, сопереживать
Треугольник — лидерство упорство, уверенность, карьера.
Прямоугольник — в постоянном поиске, любознателен, переходящий от одной формы к другой.
ЦВЕТ
Красная — детство, радость, общение
Жёлтая — работа по настроению, зависть, ревность
Зелёная — спокойствие, благополучие, забота о родных
Синяя — доброта, верность, постоянство, взгляд вперёд (будущее)
Белая — чистота, холодность по отношению к другим, жить по правилам.
Коричневая — твёрдо уверенные люди, переживают по мелочам.
Чёрная — тайность и неизвестность.
Решение педсовета.



