Всероссийские профессиональные конкурсы педагогических работников

Организатор включен в Перечень Минпросвещения России

автор: Рязанская Наталья Алексеевна

старший воспитатель МБДОУ №15

Педагогический совет Тема: «Речь развиваем – интеллект повышаем!».

 

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

“Детский сад № 15”

Педагогический совет

Тема: «Речь развиваем – интеллект повышаем!».

Старший воспитатель:

Рязанская Н.А.

Миасс, 2019 г.

 

Задачи:

  • Привлечь внимание педагогов к проблеме развития речи детей.
  • Систематизировать знания педагогов об особенностях и условиях развития речи детей в ДОУ.
  • Проанализировать уровень организации работы по развитию речи в ДОУ.
  • Активизировать деятельность педагогов. 

План проведения педсовета.

  1. Теоретическая часть:

1.1.  Выступление старшего воспитателя ДОУ Рязанская Н.А. «Актуальность проблемы речевого развития детей дошкольного возраста». 

1.2.  Аналитическая справка о результатах тематического контроля «Выполнение программных требований по разделу «речевое развитие». Посещение занятий, анализ планов, смотр уголков групповых помещений  по речевому развитию.

1.3.  Консультация-презентация  для педагогов «Условия успешного речевого развития в ДОУ» (старший воспитатель).                  

  1. Практическая часть:

2.1.Деловая игра для педагогов «Ромашка» (в командах).

  1. Разработка и принятие решений педсовета.

Ход педсовета

  1. Результаты тематического контроля

В нашем ДОУ был проведён тематический контроль «Организация воспитательно–образовательного процесса в ДОУ по развитию речи». (Зачитывается справка по результатам контроля). Таким образом, мы видим, что и для нашего детского сада эта проблема является актуальной.

Слайд 1

  • Актуальность проблемы речевого развития

Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы из нас. Разговаривая с другими, мы пользуемся речью, как средством передачи своих мыслей. Речь является для нас одной из главных потребностей и функций человека.  Именно через общение с другими людьми человек реализует себя как личность.

Судить о начале развития личности ребенка дошкольного возраста  без оценки его речевого развития невозможно. С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех психических процессов. Поэтому определение направлений  и условия развития речи у детей относятся к числу важнейших педагогических задач. Проблема развития речи является одной из актуальных.

Слайд 2-4. Условия успешного речевого развития.

  1. В дошкольном учреждении должны быть созданы условия для развития речи детей в общении со взрослыми и сверстниками:

    —  педагоги должны побуждать детей обращаться ко взрослым с вопросами, суждениями, высказываниями;

    —  а также,  побуждать детей к речевому общению между собой.

  • Очень важную роль в развитии речи играет и культура речи педагога. Педагоги задают детям образцы правильной литературной речи:

    Речь педагога — четкая, ясная,  полная, грамматически правильная. В речь включаются разнообразные образцы речевого этикета.

  1. Педагоги должны обеспечивать развитие звуковой культуры речи со стороны детей в соответствии с их возрастными особенностями:

   —  следят за правильным произношением, в случае необходимости поправляют и упражняют детей (организуют звукоподражательные игры, проводят занятия по звуковому анализу слова, используют чистоговорки, скороговорки, загадки, стихотворения);

    —  наблюдают за темпом и громкостью речи детей, в случае необходимости деликатно поправляют их.

  1. Педагоги обеспечивают детям условия для обогащения их словаря с учетом возрастных особенностей:

   —  педагоги обеспечивают детям условия для включения детьми называемых предметов и явлений в игру и предметную деятельность;

   —  помогают ребенку овладеть названием предметов и явлений, их свойств, рассказывать о них;

   —  обеспечивают развитие образной стороны речи (переносный смысл слов);

   —  знакомят детей с синонимами, антонимами, омонимами.

  1. Педагоги создают условия для овладения детьми грамматическим строем речи:

   —  учат правильно связывать слова в падеже, числе, во времени, роде, пользоваться суффиксами;

   —  учат формулировать вопросы и отвечать на них, строить предложения.

  1. Педагоги развивают у детей связную речь с учетом их возрастных особенностей:

    —  поощряют детей к рассказыванию, развернутому изложению определенного содержания;

   —  организуют диалоги между детьми и со взрослыми.

  1. Уделяют специальное внимание развитию у детей понимания речи, упражняя детей в выполнении словесной инструкции.
  2. Педагоги создают условия для развития планирующей и регулирующей функции речи детей в соответствии с их возрастными особенностями:

         —  стимулируют детей комментировать свою речь;

         —  упражняют в умении планировать свою деятельность.

  1. Приобщают детей к культуре чтения художественной литературы.
  2. Педагоги поощряют детское словотворчество.

Слайд 5. Современные образовательные технологии

Речь традиционно рассматривается в педагогике и психологии как центр, в котором сходятся различные стороны психического развития: мышление, воображение, память, эмоции. Развитие устной монологической речи в дошкольном возрасте закладывает основы успешного обучения в школе.

Поэтому так важно и необходимо использовать в работе с детьми современные образовательные технологии.

Здоровьесберегающие технологии, направленные на сохранение и укрепление здоровья, поддержание хорошего самочувствия детей

Какие вы знаете?

(физминутки, подвижные игры, минутки настроения; пальчиковая гимнастика; некоторые приемы самомассажа (точечный массаж) и др.).

Игровые технологии решают конкретную обучающую задачу посредством игровой деятельности

Какие вы знаете?

(настольно-печатные игры, сюжетно-дидактические игры-инсценировки, игры с дидактическими игрушками моторного характера (игры с вкладышами, разборными шарами, башенками), дидактические игры с предметами, словесные игры, театрально-игровая деятельность,  пальчиковый театр)

Метод наглядного моделирования — Слайд 6.

К методам наглядного моделирования относится мнемотехника. Разные педагоги поразному называют эту методику: сенсорно-графическими схемами, предметно-схематическими моделями, блоками-квадратами, коллажем, схемой составления рассказа. Суть данной методики от этого не меняется. Мнемотехника — это совокупность правил и приемов, облегчающих процесс запоминания информации.

Данный метод помогает развивать:

  • ассоциативное мышление;
  • зрительную и слуховую память;
  • зрительное и слуховое внимание;
  • воображение.

 Примером может служить всем знакомая фраза «Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан», которая помогает запомнить цвета радуги.

Большое место занимает использование мнемотехники в дошкольном возрасте. Для того чтобы выработать у детей с самого раннего возраста определенные навыки и умения, в обучающий процесс вводятся так называемые мнемотаблицы (схемы). Например, в детских садах часто используются алгоритмы процессов умывания, одевания и т.п.

Мнемотехника незаменима в речевом развитии детей. Ещё, К.Д. Ушинский – известный русский педагог, в свое время сказал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету».

Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе взрослый предлагает готовую план — схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы.

Сдайд 7 – пример стихотворения с использованием мнемотаблицы.

Слайд 8 — Попробуйте узнать, что за стихотворение закодировано на слайде.

Встали девочки в кружок встали и примолкли. Дед Мороз огни зажег на высокой елке. Наверху звезда, бусы в два ряда. Пусть не гаснет елочка, пусть горит всегда!

Слайд 9 Мнемотехника помогает:

  • Обогащать словарный запас
  • Обучать составлению рассказов
  • Пересказать художественную литературу
  • Отгадывать и загадывать загадки

Я вам представила основные современные педагогические технологии. Дать задание  по изготовлению мнемотехники к началу учебного года.

Практическая часть

Ну, а сейчас, немного посоревнуемся, и применим все накопленные знания по речевому развитию.

Упражнение для педагогов «Подарок»

— Сейчас мы будем делать подарки друг другу. Начиная с ведущего, каждый по очереди средствами пантомимы изображает какой-то предмет и передает его своему соседу справа (мороженое, ежика, гирю, цветок и т.п.).

Разделение на команды:

  • Займите места в разных командах те, у кого одинаковые картинки (солнце и тучка)
  1. Деловая игра «Ромашка»

Цель: активизировать деятельность педагогов; способствовать приобретению ими опыта коллективной работы; совершенствовать практические навыки профессиональной деятельности; помочь самореализоваться на  педагогическом поприще

 

Ход игры:

Каждая команда придумывает себе название, связанное с темой «Развитие речи», записывают своё название на выставленных табличках. (1мин)

    • Разминка: Перед командами выложен цветок – ромашка. Каждая команда по очереди вытягивает лепесток, называет номер, записанный на нём. Ведущий зачитывает вопрос. Если команда, верно, ответила, забирает лепесток себе.

Вопросы:1. Назовите формы речи. – диалогическая и монологическая

  1. Какие умения развиваются в диалоге.-выслушать собеседника, задать вопрос, ответить в зависимости от контекста
  2. Какие формы работы используют при обучении детей связной речи — пересказ, описание игрушек и сюжетных картин, рассказывание из опыта, творческое рассказывание
  3. Разговор двоих или нескольких на тему связанную с какой-либо ситуацией —диалог
  4. Речь одного собеседника, обращенная к слушателям.- монолог
  5. Рассказ, сюжет которого, развертывается во времени. –  рассказ повествование
  6. С какой возрастной группы начинается работа по обучению детей монологической речи? (средняя группа)

8.Ведущий прием для активизации речи и мышления.-  образец воспитателя

 

    • Разработка рекомендаций для родителей: каждая команда получает листок и ручку. В течение двух минут члены команд общаются между собой и составляют памятку для родителей по формированию речи ребёнка. Затем составленные рекомендации зачитываются вслух, обсуждаются и за наиболее полную и правильную памятку команда получает лепесток от ромашки.

                                                          Физминутка «Наоборот»

Сейчас мы все с вами превратимся в упрямцев и будем на услышанное слово отвечать — прямо противоположным. Очень популярная игра в дошкольных учреждениях. Например: прятать-искать. (Слова: далеко, холодно, друг, зима, зажигать, бежать, веселиться, умный, высокий, молчун, активный).

 

    • Кто вперёд Ведущий зачитывает задание. Чья команда первая поднимет руку и даст правильный ответ, получает лепесток ромашки.

Задание: Переведите пословицы на русский язык:
Сын леопарда — тоже леопард. (Африка)
Яблоко от яблони недалеко падает.
Верблюда под мостом не спрячешь. (Афганистан)
Шила в мешке не утаишь.
Бойся тихой реки, а не шумной. (Греция)
В тихом омуте черти водятся.
Молчаливый рот — золотой рот (Германия)
Слова — серебро, а молчание – золото.
Тот не заблудится, кто спрашивает. (Финляндия)
Язык до Киева доведет.

А теперь продолжаем, но задание немного изменим: объясни выражения:

Дело в шляпе — всё в порядке

Плясать под чужую дудку -Действовать не по собственной воле

Как на иголках -Состояние крайнего волнения, беспокойства

Чесать язык -Болтать попусту

Морочить голову — Отвлекать от основного дела пустыми разговорами.

 

    • Командам выдаются предметы: команда№1 – яблоко, коробочка, микрофон.

команда №2 – мяч, лист бумаги, набор   карточек.

Задание: придумайте игры для дошкольников, используя эти предметы. Количество игр должно ровняться количеству предложенных предметов. Объяснить, на что направлена данная игра.

Подведем итоги.

Конечно конкурс шуточный и больше направлен на то, что вы в работе с детьми старались грамотно выстраивать и планировать свою деятельность и совместную с детьми.

Считаю, что у вас всё получится. Ну а перед тем как я раскрою для вас  Правила для смелых и упорных педагогов предлагаю легкий тренинг.

Тренинг «Формула успеха».

Цель: создать благоприятные условия для работы тренинговой группы, способствовать осознанию участниками некоторых своих личностных особенностей и оптимизация отношений к себе и своей личности.

Педагогам предлагается выбрать понравившийся ответ.

  1. Выберете геометрическую фигуру (круг, квадрат, овал, треугольник, прямоугольник)
  2. Какого цвета? (красная, жёлтая, зелёная, синяя, белая, коричневая, чёрная).

ФОРМА

Круг — символ гармоничности, стремления к благополучию

Квадрат — труженик, упорство, терпение, но не любит неожиданностей

Овал — клей в коллективе, может и умеет сочувствовать, сопереживать

Треугольник — лидерство упорство, уверенность, карьера.

Прямоугольник — в постоянном поиске, любознателен, переходящий от одной формы к другой.

ЦВЕТ

Красная — детство, радость, общение

Жёлтая — работа по настроению, зависть, ревность

Зелёная — спокойствие, благополучие, забота о родных

Синяя — доброта, верность, постоянство, взгляд вперёд (будущее)

Белая — чистота, холодность по отношению к другим, жить по правилам.

Коричневая — твёрдо уверенные люди, переживают по мелочам.

Чёрная — тайность и неизвестность.

Решение педсовета.