Всероссийские профессиональные конкурсы педагогических работников

Организатор включен в Перечень Минпросвещения России

автор: Рябова Екатерина Васильевна

Воспитатель Детский сад №100 ОАО “РЖД”

Проект на тему: «Учимся любить и беречь природу родного края» в первой младшей группе.

Частное дошкольное образовательное учреждение 

«Детский сад №100 ОАО РЖД»

Проект на тему:

«Учимся любить и беречь природу родного края»

в первой младшей группе

 

Выполнила:

Воспитатель Рябова Е.В.

Воронеж 2020 год

Актуальность проекта:

В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начальной экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир. 

Все мероприятия данного проекта направлены на то, чтобы наши дети научились любить Родину через любовь к окружающему миру. Легче всего привить детям любовь к Родине, к родному краю, к родной природе, к людям в младшем дошкольном возрасте. Поэтому важно своевременно развивать экологическое сознание маленькой личности.

Цель проекта:

Создание условий для формирования у ребенка элементов экологической культурыэкологически грамотного поведения в природе, гуманного отношения к живым объектам природы, изучение детьми объектов неживой и живой природы во взаимосвязи со средой обитания, формирование в детях осознанного правильного взаимодействия с окружающим миром природы.

Задачи проекта:

  • систематизировать и обогатить знания детей младшего дошкольного возраста средствами проекта;
  • познакомить с разными объектами живой природы и показать ее взаимосвязь с окружающим миром;
  • формировать у детей экологически грамотное поведение в природе, безопасное для людей и для самой природы;
  • воспитывать у детей эстетические чувства, умение замечать и беречь красоту окружающего мира;
  • воспитывать любовь к природе родного края, восприятие её красоты и многообразия;
  • способствовать повышению профессиональной компетентности педагогов в вопросах создания развивающей среды экологического содержания;
  • повысить экологическое просвещение родителей.

Ожидаемые результаты проекта:

Дети:

  • расширение знаний и представлений детей о бережном, созидательном отношении к природе;
  • формирование у детей гуманистической направленности поведения в окружающих природных условиях;
  • содействовать развитию представлений о растительном и животном мире.

Родители:

  • Активное включение в совместные с детьми мероприятия экспериментально-познавательного, трудового и экскурсионного характера.

Педагоги:

  • Обогащение развивающей среды группы дидактическими материалами экологического содержания.

Участники проекта:

дети первой младшей группы, воспитатели, родители воспитанников.

Вид проекта:

краткосрочный, познавательный, творчески – исследовательский.

Длительность проекта: 2 месяца

Этапы реализации проекта:

  • Подготовительный этап
  1. Подбор наглядных и дидактических материалов: фото и видеосюжетов, тематические картинки, репродукции картин по теме. Составление презентаций по теме.
  2. Подбор литературы и предварительное чтение: стихотворения, рассказы, загадки по теме, сказки.
  3. Подготовка материалов для организации творческой и познавательно-исследовательской деятельности.
  • Основной этап 
  • Работа с детьми:
  1. Беседы на темы:

Цель: знакомить детей с элементарными правилами поведения на участке, на природе, формировать представление о пространстве участка, что на нем находится, умение ориентироваться в этом пространстве, воспитывать бережное отношение к окружающей природе на участке и не только.

«Что такое природа?», «Деревья нашего края», «Правила поведения на участке», по содержанию стихотворения А. Яшина «Покормите птиц зимой», «Лес и наше здоровье», «Покажем зайке, что находится на нашем участке», «Расскажем ёжику, как мы бережем природу: растения, птичек и др.», «Дикие животные».

  1. Рассматривание картин и иллюстраций:

П. С. Меньшикова «Дикие животные», С. Н. Николаева, Н. Н. Меньшова «Картины из жизни животных».

  1. Чтение произведений:

Цель: поощрять попытки прочесть стихотворение и рассказ целиком с помощью взрослого.

В. Сухомлинский «Стыдно перед совушкой», Успенский «История одной яблоньки», «Птицы», А. Яшина «Покормите птиц зимой», В. Степанов «Животные наших лесов», Т. А. Шорыгина «Какие звери в лесу», С.Черного «Приставалка»

  1. Разучивание стихотворений о птицах, о животных, о деревьях.

В. Бианки «Лесной хор».

  1. Загадывание загадок:

О птицах, о животных, о деревьях, о природе.

  1. Дидактические игры:

Цель: познакомить с названиями птиц, прилетающих на участок, рассмотреть их и запомнить. Познакомить с названиями деревьев на участке, рассмотреть и понаблюдать за ними. 

«Кто в домике живет?», «Найди перелетных и зимующих птиц», «Найди по описанию», «Найди, кого назову», «Кого не стало?», «Чьи следы», «Назови ласково», «Кто где?», «Что за птица?», «Кто найдет дерево?»

  1. Пальчиковые игры:

«Есть у каждого свой дом», «Воробьи», «Птички», «Кто спит зимой?», «Дикие животные», «Зима», «Зайка», «Сорока», «Лягушка».

  1. Игры на развитие дыхания:

«Чья снежинка улетит дальше?».

  1. Наблюдения на улице:

За сезонными наблюдениями, за деревьями, за птицами, «Чьи следы?».

  1. Труд:

Установка кормушек, подкормка птиц, уборка мусора, сбор природного материала для поделок, уход за комнатными растениями.

  1. Театральная деятельность:

«Как готовятся звери к зиме?».

«На лесной опушке».

«Чудесное превращение».

  1. Подвижные игры:

Цель: учить выполнять действия за воспитателем в соответствии с текстом; формировать здоровый образ жизни; развивать память, внимание. 

«Солнышко и дождик», «Мы ногами топ-топ-топ», «Кто попадет?», «Прячем ручки», «Лиса и зайцы», «Белка», Эстафета «Собери мусор», «Охотники и утки», Хороводная игра «Во поле береза стояла», «Зайка».

  1. Творческая деятельность: 

Цель: совершенствовать навыки и умения детей в лепке, рисовании, развивать детское творчество.

  • Конструирование «Кормушки для птиц», 
  • рисование «Снег»,
  • рисование «Птички», 
  • нетрадиционное рисование «Деревья нашего участка», 
  • конструирование «Хвойный лес», 
  • лепка «Животные в лесу», 
  • конструирование «Береза».
  1. Экспериментальная деятельность:

Сравнение еловых и сосновых шишек, сравнение веточек сосны и ели, рассматривание семян деревьев.

  1. Оформление экологического панно:

«Природа нашего края зимой».

  1. Оформление альбома
  • «Эти интересные животные».
  • «Перелетные и зимующие птицы».
  • «Деревья нашего края».
  1. Музыкальные  презентации:

«Природа Воронежа», «Правила поведения на природе», «Народные приметы». 

  • Взаимодействие с семьей:

Папка-передвижка «Наблюдения за природой на прогулках с детьми»

Консультация «Ознакомление малышей с природой»

Оформление книжек – малышек на тему «Природа родного края».

Оформление фото выставки «Природа нашего края зимой».

Выпуск буклетов «Правила поведения в лесу».

  • Заключительный этап.
  • Выставка детских работ.
  • Выпуск буклетов «Правила поведения в лесу».
  • Оформление альбома «Эти интересные животные», «Перелетные и зимующие птицы», «Деревья нашего края».

 

В заключении хочу сказать, что работая над проектом

  • у детей преобладает эмоционально-положительное отношение к родной природе, они хорошо ориентируются в мире животных, птиц и растениях, овладели некоторыми правилами поведения в природе.
  • дети проявляют любознательность и интерес по отношению к родной природе, их интересует, почему природа родного края так устроена, дети стали обращать внимание на эстетическую среду природы.
  • с удовольствием включаются в проектную деятельность, связанную с познанием родной природы.
  • отражают свои впечатления о родной природе в предпочитаемой деятельности: рассказывают, изображают, воплощают образы в играх, разворачивают сюжет и т. д.
  • в ходе реализации проекта я пришла к выводу, что подвижные игры, продуктивная деятельность объединяют детей общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями, способствуют формированию коллективных взаимоотношений. 

Данная работа над проектом нашла горячий отклик со стороны родителей. Родители активно включились в воспитание у детей любви к природе родного края. Вместе с детьми обобщали и уточняли свои знания. Кроме того, данная работа имела еще один положительный результат, между родителями и детьми установились прочные партнерские отношения.

Проблема нравственно – патриотического воспитания дошкольников в процессе знакомства с природой родного края актуальна.

Работу в данном направлении мы будем продолжать и дальше вместе с детьми и родителями.

В перспективе разработка проекта «Красная книга», где более подробно будем говорить о редких животных и растениях нашего края, организуем природоохранную акцию «Берегите деревья», проведем совместно с родителями экологическое развлечение «Лесная прогулка».

Воспитать патриота своей Родины – ответственная и сложная задача, решение которой в дошкольном возрасте только начинается. Планомерная, систематическая работа, использование разнообразных средств воспитания, общие усилия детского сада и семьи, ответственность взрослых за свои слова и поступки могут дать положительные результаты и стать основой для дальнейшей работы по патриотическому воспитанию.