автор: Рябова Екатерина Васильевна
Воспитатель Детский сад №100 ОАО “РЖД”
Проект на тему: «Учимся любить и беречь природу родного края» в первой младшей группе.
Частное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №100 ОАО РЖД»
Проект на тему:
«Учимся любить и беречь природу родного края»
в первой младшей группе
Выполнила:
Воспитатель Рябова Е.В.
Воронеж 2020 год
Актуальность проекта:
В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начальной экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.
Все мероприятия данного проекта направлены на то, чтобы наши дети научились любить Родину через любовь к окружающему миру. Легче всего привить детям любовь к Родине, к родному краю, к родной природе, к людям в младшем дошкольном возрасте. Поэтому важно своевременно развивать экологическое сознание маленькой личности.
Цель проекта:
Создание условий для формирования у ребенка элементов экологической культуры, экологически грамотного поведения в природе, гуманного отношения к живым объектам природы, изучение детьми объектов неживой и живой природы во взаимосвязи со средой обитания, формирование в детях осознанного правильного взаимодействия с окружающим миром природы.
Задачи проекта:
- систематизировать и обогатить знания детей младшего дошкольного возраста средствами проекта;
- познакомить с разными объектами живой природы и показать ее взаимосвязь с окружающим миром;
- формировать у детей экологически грамотное поведение в природе, безопасное для людей и для самой природы;
- воспитывать у детей эстетические чувства, умение замечать и беречь красоту окружающего мира;
- воспитывать любовь к природе родного края, восприятие её красоты и многообразия;
- способствовать повышению профессиональной компетентности педагогов в вопросах создания развивающей среды экологического содержания;
- повысить экологическое просвещение родителей.
Ожидаемые результаты проекта:
Дети:
- расширение знаний и представлений детей о бережном, созидательном отношении к природе;
- формирование у детей гуманистической направленности поведения в окружающих природных условиях;
- содействовать развитию представлений о растительном и животном мире.
Родители:
- Активное включение в совместные с детьми мероприятия экспериментально-познавательного, трудового и экскурсионного характера.
Педагоги:
- Обогащение развивающей среды группы дидактическими материалами экологического содержания.
Участники проекта:
дети первой младшей группы, воспитатели, родители воспитанников.
Вид проекта:
краткосрочный, познавательный, творчески – исследовательский.
Длительность проекта: 2 месяца
Этапы реализации проекта:
- Подготовительный этап
- Подбор наглядных и дидактических материалов: фото и видеосюжетов, тематические картинки, репродукции картин по теме. Составление презентаций по теме.
- Подбор литературы и предварительное чтение: стихотворения, рассказы, загадки по теме, сказки.
- Подготовка материалов для организации творческой и познавательно-исследовательской деятельности.
- Основной этап
- Работа с детьми:
- Беседы на темы:
Цель: знакомить детей с элементарными правилами поведения на участке, на природе, формировать представление о пространстве участка, что на нем находится, умение ориентироваться в этом пространстве, воспитывать бережное отношение к окружающей природе на участке и не только.
«Что такое природа?», «Деревья нашего края», «Правила поведения на участке», по содержанию стихотворения А. Яшина «Покормите птиц зимой», «Лес и наше здоровье», «Покажем зайке, что находится на нашем участке», «Расскажем ёжику, как мы бережем природу: растения, птичек и др.», «Дикие животные».
- Рассматривание картин и иллюстраций:
П. С. Меньшикова «Дикие животные», С. Н. Николаева, Н. Н. Меньшова «Картины из жизни животных».
- Чтение произведений:
Цель: поощрять попытки прочесть стихотворение и рассказ целиком с помощью взрослого.
В. Сухомлинский «Стыдно перед совушкой», Успенский «История одной яблоньки», «Птицы», А. Яшина «Покормите птиц зимой», В. Степанов «Животные наших лесов», Т. А. Шорыгина «Какие звери в лесу», С.Черного «Приставалка»
- Разучивание стихотворений о птицах, о животных, о деревьях.
В. Бианки «Лесной хор».
- Загадывание загадок:
О птицах, о животных, о деревьях, о природе.
- Дидактические игры:
Цель: познакомить с названиями птиц, прилетающих на участок, рассмотреть их и запомнить. Познакомить с названиями деревьев на участке, рассмотреть и понаблюдать за ними.
«Кто в домике живет?», «Найди перелетных и зимующих птиц», «Найди по описанию», «Найди, кого назову», «Кого не стало?», «Чьи следы», «Назови ласково», «Кто где?», «Что за птица?», «Кто найдет дерево?»
- Пальчиковые игры:
«Есть у каждого свой дом», «Воробьи», «Птички», «Кто спит зимой?», «Дикие животные», «Зима», «Зайка», «Сорока», «Лягушка».
- Игры на развитие дыхания:
«Чья снежинка улетит дальше?».
- Наблюдения на улице:
За сезонными наблюдениями, за деревьями, за птицами, «Чьи следы?».
- Труд:
Установка кормушек, подкормка птиц, уборка мусора, сбор природного материала для поделок, уход за комнатными растениями.
- Театральная деятельность:
«Как готовятся звери к зиме?».
«На лесной опушке».
«Чудесное превращение».
- Подвижные игры:
Цель: учить выполнять действия за воспитателем в соответствии с текстом; формировать здоровый образ жизни; развивать память, внимание.
«Солнышко и дождик», «Мы ногами топ-топ-топ», «Кто попадет?», «Прячем ручки», «Лиса и зайцы», «Белка», Эстафета «Собери мусор», «Охотники и утки», Хороводная игра «Во поле береза стояла», «Зайка».
- Творческая деятельность:
Цель: совершенствовать навыки и умения детей в лепке, рисовании, развивать детское творчество.
- Конструирование «Кормушки для птиц»,
- рисование «Снег»,
- рисование «Птички»,
- нетрадиционное рисование «Деревья нашего участка»,
- конструирование «Хвойный лес»,
- лепка «Животные в лесу»,
- конструирование «Береза».
- Экспериментальная деятельность:
Сравнение еловых и сосновых шишек, сравнение веточек сосны и ели, рассматривание семян деревьев.
- Оформление экологического панно:
«Природа нашего края зимой».
- Оформление альбома
- «Эти интересные животные».
- «Перелетные и зимующие птицы».
- «Деревья нашего края».
- Музыкальные презентации:
«Природа Воронежа», «Правила поведения на природе», «Народные приметы».
- Взаимодействие с семьей:
Папка-передвижка «Наблюдения за природой на прогулках с детьми»
Консультация «Ознакомление малышей с природой»
Оформление книжек – малышек на тему «Природа родного края».
Оформление фото выставки «Природа нашего края зимой».
Выпуск буклетов «Правила поведения в лесу».
- Заключительный этап.
- Выставка детских работ.
- Выпуск буклетов «Правила поведения в лесу».
- Оформление альбома «Эти интересные животные», «Перелетные и зимующие птицы», «Деревья нашего края».
В заключении хочу сказать, что работая над проектом
- у детей преобладает эмоционально-положительное отношение к родной природе, они хорошо ориентируются в мире животных, птиц и растениях, овладели некоторыми правилами поведения в природе.
- дети проявляют любознательность и интерес по отношению к родной природе, их интересует, почему природа родного края так устроена, дети стали обращать внимание на эстетическую среду природы.
- с удовольствием включаются в проектную деятельность, связанную с познанием родной природы.
- отражают свои впечатления о родной природе в предпочитаемой деятельности: рассказывают, изображают, воплощают образы в играх, разворачивают сюжет и т. д.
- в ходе реализации проекта я пришла к выводу, что подвижные игры, продуктивная деятельность объединяют детей общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями, способствуют формированию коллективных взаимоотношений.
Данная работа над проектом нашла горячий отклик со стороны родителей. Родители активно включились в воспитание у детей любви к природе родного края. Вместе с детьми обобщали и уточняли свои знания. Кроме того, данная работа имела еще один положительный результат, между родителями и детьми установились прочные партнерские отношения.
Проблема нравственно – патриотического воспитания дошкольников в процессе знакомства с природой родного края актуальна.
Работу в данном направлении мы будем продолжать и дальше вместе с детьми и родителями.
В перспективе разработка проекта «Красная книга», где более подробно будем говорить о редких животных и растениях нашего края, организуем природоохранную акцию «Берегите деревья», проведем совместно с родителями экологическое развлечение «Лесная прогулка».
Воспитать патриота своей Родины – ответственная и сложная задача, решение которой в дошкольном возрасте только начинается. Планомерная, систематическая работа, использование разнообразных средств воспитания, общие усилия детского сада и семьи, ответственность взрослых за свои слова и поступки могут дать положительные результаты и стать основой для дальнейшей работы по патриотическому воспитанию.