Каталог педагогических конкурсов

Организатор профессиональных педагогических конкурсных мероприятий включен в Перечень Министерства просвещения Российской Федерации

Автор: Рыжевская Елена Юрьевна

Педагог дополнительного образования МБОУДО ДТДМ “Гармония” г. Курган

План – конспект занятия.

Конспект вводного занятия по обучению грамоте для детей 5-7 лет

Тема: Вводное занятие.

Занятие №1 по предмету «Обучение грамоте». «Вводное занятие» по программе «Школа интеллектуального развития для дошкольников» для детей 5-7 лет первого года обучения

Тип занятия: изучение нового материала

Вид занятия: беседа с игровыми элементами

Цель: обучающиеся должны иметь необходимую готовность к обучению грамоте.

Задачи:

  1. Обеспечить в ходе занятия усвоение следующих понятий: звук, буква, гласные и согласные звуки; показать обозначение звуков цветными символами;
  2. Развить познавательные способности учащихся, их активную мыслительную деятельность
  3. Воспитать умения ориентироваться на систему правил, необходимых для учебной работы.

Основные этапы: организационный момент, основная часть, подведение итогов занятия.

Средства обучения: компьютер, проектор, интерактивная доска, карточки с буквами.

Методы и приемы: словесные, наглядные, практические

План занятия:

Этап занятия Приемы и методы Время 
1 Организационный Словесные, практические 10 минут
2 Основной Словесные, практические, наглядные 15 минут
3 Заключительный (подведение итогов) Словесный, практический 5 минут

 

Ход занятия

  • Организационный момент.

Здравствуйте, ребята. Прежде чем мы с вами начнем изучать новый материал, предлагаю выполнить небольшую разминку.

 

Разминка «Жил был гном»

 

Жил-был маленький гном (приседают, встают)

У гнома был маленький дом (изображают руками «крышу» над головой)

Гномик кашу варил («помешивают» кашу)

И всем – всем – всем говорил (показывают друг на друга)

«Все мы, и ты, и я – друзья! (кладут руку на плечо соседа)

В гости ко мне прибегайте (бег на месте)

Ноги вытирайте! («вытирают» ноги)

Садитесь за стол (приседают)

Кашей угощайтесь! (имитируют действия с ложкой)

И друг другу – улыбайтесь! (улыбаются)

 

– Молодцы! Сегодня у нас первое занятие по обучению грамоте. На этом занятии мы будем учить буквы и звуки. А нужно это для того, чтобы мы научились читать.

 

– Сейчас я вам предлагаю кое-что послушать (слушают звуки природы, животных)

    – Ребята, что вы сейчас услышали? Как это можно назвать одним словом?

    – Звуки – это все то, что мы слышим и произносим. А буквы – это то, что видим и пишем.

   – Сегодня мы с вами познакомимся со звуками и буквами и узнаем, какие бывают звуки.

  • Основная часть

Раньше все буквы жили в разных домиках так, как им хочется, без всякого порядка. Это было тяжело для людей, потому что у букв не было своего постоянного адреса и их трудно было отыскать. Мало того, буквы часто менялись своими местами, поэтому каждый день их можно было обнаружить в новом месте. Тогда люди решили расселить буквы по порядку и построить каждой букве свой дом. Они долго думали, с какой буквы начать, а потом решили, что первой надо поселить ту букву, с какой начинают разговаривать дети. Этой буквой оказалась А. Как только она получила свой домик, и все буквы увидели, какой он удобный, они тоже попросили построить им домики. Буквы выстроились в очередь друг за дружкой, и только буква Я бегала и громко кричала, что ей нужно первой строить дом, она самая лучшая и самая красивая. Тогда люди и буквы посовещались и решили такой заносчивой букве построить дом в последнюю очередь. Так получился целый город для букв, который назвали АЛФАВИТОМ. В нем все буквы живут дружно вместе, и у каждой есть свой домик и свое место.

    -Давайте споем звуки «А», «О», «У», как они произносятся? (Без преграды).

Например: звук [А] — рот открыт, язык спокойно лежит, воздух не встречает преграды, звук можно петь голосом.

– Эти звуки называются гласные. И живут они в домике с красной крышей.

Звук [М] — губы сомкнуты, воздух не может свободно выходить, т. к. ему мешают губы; звук можно потянуть.

– Это согласные звуки. Они живут в домике с синей крышей.

 Давайте положим руку на шею и многократно произнесем звук [М]: «Что вы чувствуете?». «Горлышко дрожит», это работают голосовые связки и такой звук называется звонким. 

Есть согласные, которые произносятся без голоса: глухо, их называют глухими.

Но есть согласные звуки, которые произносятся очень мягко. Например, «ль», «мь»?  Это мягкие согласные, их обозначают зеленым цветом.

А есть согласные звуки строгие, такие как «м», «н». Их назвали твердыми.

Физкультминутка

Посадили дети березку. (приседают)

 Стала она расти. (медленно встают)

Вдруг налетел ветер и закачал березку. (качаются из стороны в сторону)

Пошел дождь и град. 

Затем снова засветило солнце. (распрямились, сделали глубокий вдох и выдох)

Березка распрямилась и стала расти дальше. (сели на места)

Игра «Верни в домики»

На доске нарисованы домики синий, красный и зеленый. Дети берут по очереди карточки с буквами и определяют в нужный домик.

  • Подведение итогов

Что такое звук?

– Что такое буква?

– Какие бывают звуки? Как их отличить друг от друга?

Игра «Гласный согласный»

Если слово начинается на гласный звук – хлопни, если на согласный – топни.