Автор: Рыжевская Елена Юрьевна
Педагог дополнительного образования МБОУДО ДТДМ “Гармония” г. Курган
План – конспект занятия.
Конспект вводного занятия по обучению грамоте для детей 5-7 лет
Тема: Вводное занятие.
Занятие №1 по предмету «Обучение грамоте». «Вводное занятие» по программе «Школа интеллектуального развития для дошкольников» для детей 5-7 лет первого года обучения
Тип занятия: изучение нового материала
Вид занятия: беседа с игровыми элементами
Цель: обучающиеся должны иметь необходимую готовность к обучению грамоте.
Задачи:
- Обеспечить в ходе занятия усвоение следующих понятий: звук, буква, гласные и согласные звуки; показать обозначение звуков цветными символами;
- Развить познавательные способности учащихся, их активную мыслительную деятельность
- Воспитать умения ориентироваться на систему правил, необходимых для учебной работы.
Основные этапы: организационный момент, основная часть, подведение итогов занятия.
Средства обучения: компьютер, проектор, интерактивная доска, карточки с буквами.
Методы и приемы: словесные, наглядные, практические
План занятия:
№ | Этап занятия | Приемы и методы | Время |
1 | Организационный | Словесные, практические | 10 минут |
2 | Основной | Словесные, практические, наглядные | 15 минут |
3 | Заключительный (подведение итогов) | Словесный, практический | 5 минут |
Ход занятия
- Организационный момент.
– Здравствуйте, ребята. Прежде чем мы с вами начнем изучать новый материал, предлагаю выполнить небольшую разминку.
Разминка «Жил был гном»
Жил-был маленький гном (приседают, встают)
У гнома был маленький дом (изображают руками «крышу» над головой)
Гномик кашу варил («помешивают» кашу)
И всем – всем – всем говорил (показывают друг на друга)
«Все мы, и ты, и я – друзья! (кладут руку на плечо соседа)
В гости ко мне прибегайте (бег на месте)
Ноги вытирайте! («вытирают» ноги)
Садитесь за стол (приседают)
Кашей угощайтесь! (имитируют действия с ложкой)
И друг другу – улыбайтесь! (улыбаются)
– Молодцы! Сегодня у нас первое занятие по обучению грамоте. На этом занятии мы будем учить буквы и звуки. А нужно это для того, чтобы мы научились читать.
– Сейчас я вам предлагаю кое-что послушать (слушают звуки природы, животных)
– Ребята, что вы сейчас услышали? Как это можно назвать одним словом?
– Звуки – это все то, что мы слышим и произносим. А буквы – это то, что видим и пишем.
– Сегодня мы с вами познакомимся со звуками и буквами и узнаем, какие бывают звуки.
- Основная часть
Раньше все буквы жили в разных домиках так, как им хочется, без всякого порядка. Это было тяжело для людей, потому что у букв не было своего постоянного адреса и их трудно было отыскать. Мало того, буквы часто менялись своими местами, поэтому каждый день их можно было обнаружить в новом месте. Тогда люди решили расселить буквы по порядку и построить каждой букве свой дом. Они долго думали, с какой буквы начать, а потом решили, что первой надо поселить ту букву, с какой начинают разговаривать дети. Этой буквой оказалась А. Как только она получила свой домик, и все буквы увидели, какой он удобный, они тоже попросили построить им домики. Буквы выстроились в очередь друг за дружкой, и только буква Я бегала и громко кричала, что ей нужно первой строить дом, она самая лучшая и самая красивая. Тогда люди и буквы посовещались и решили такой заносчивой букве построить дом в последнюю очередь. Так получился целый город для букв, который назвали АЛФАВИТОМ. В нем все буквы живут дружно вместе, и у каждой есть свой домик и свое место.
-Давайте споем звуки «А», «О», «У», как они произносятся? (Без преграды).
Например: звук [А] — рот открыт, язык спокойно лежит, воздух не встречает преграды, звук можно петь голосом.
– Эти звуки называются гласные. И живут они в домике с красной крышей.
Звук [М] — губы сомкнуты, воздух не может свободно выходить, т. к. ему мешают губы; звук можно потянуть.
– Это согласные звуки. Они живут в домике с синей крышей.
Давайте положим руку на шею и многократно произнесем звук [М]: «Что вы чувствуете?». «Горлышко дрожит», это работают голосовые связки и такой звук называется звонким.
Есть согласные, которые произносятся без голоса: глухо, их называют глухими.
Но есть согласные звуки, которые произносятся очень мягко. Например, «ль», «мь»? Это мягкие согласные, их обозначают зеленым цветом.
А есть согласные звуки строгие, такие как «м», «н». Их назвали твердыми.
Физкультминутка
Посадили дети березку. (приседают)
Стала она расти. (медленно встают)
Вдруг налетел ветер и закачал березку. (качаются из стороны в сторону)
Пошел дождь и град.
Затем снова засветило солнце. (распрямились, сделали глубокий вдох и выдох)
Березка распрямилась и стала расти дальше. (сели на места)
Игра «Верни в домики»
На доске нарисованы домики синий, красный и зеленый. Дети берут по очереди карточки с буквами и определяют в нужный домик.
- Подведение итогов
– Что такое звук?
– Что такое буква?
– Какие бывают звуки? Как их отличить друг от друга?
Игра «Гласный согласный»
Если слово начинается на гласный звук – хлопни, если на согласный – топни.