Автор: Роор Алена Алексеевна

педагог-психолог Барнаул, МАОУ “СОШ № 135”

Родительское собрание: «Адаптация к школе»

«Адаптация к школе»

Цель: повышение осведомленности родителей в вопросах протекания адаптационного периода первоклассников к школе.

Задачи: познакомить родителей с понятием «психологическая адаптация к школьному обучению»;

– дать родителям практические советы по адаптации первоклассника.

Участники мероприятия: родители первоклассников.

Планируемый результат: владение понятием «психологическая адаптация к школьному обучению» и способами помощи детям в период адаптации.

Материалы и оборудование: клубок ниток, лист бумаги, ручки, памятки. 

Время проведения: 45 минут

Ход мероприятия: 

       Здравствуйте, уважаемые родители! Очень рада видеть Вас на нашем родительском собрании. Давайте с Вами познакомимся:

 Тренинговое упражнение «Клубочек».

Психолог держит в руках клубочек и предлагает родителям немного рассказать о себе, о своем ребенке, о том, что они ждут от школы, какие пожелания учителям они хотели бы озвучить. Сначала психолог говорит о себе, наматывают на палец нитку и передают по кругу. В итоге, когда клубок возвращается к психологу, получается замкнутый круг.

Психолог: Уважаемые родители, посмотрите, пожалуйста, каждый из нас соединён ниточкой и не просто ниточкой, а нитью, которая нас будет связывать на протяжении школьной жизни. Наша нить должна быть настолько прочной, насколько это возможно ради здоровья и счастья наших детей! Мы как большая семья, должны действовать вместе.

 Мы с вами познакомились и теперь с хорошим настроением переходим к серьезным вопросам.

      Наше собрание посвящено важному событию в жизни ребенка — это поступление в первый класс. Смена жизненного статуса, образа жизни подразумевает адаптацию к этим новым условиям об этом мы с вами сейчас подробнее поговорим. 

Школа – совершенно новые условия жизни и деятельности ребёнка, это большие физические и эмоциональные нагрузки. Изменяется вся жизнь: всё подчиняется школе, школьным делам и заботам. Начало обучения – очень напряжённый период ещё и потому, что школа с первых же дней ставит перед ребёнком целый ряд задач, не связанных непосредственно с его предыдущим опытом, но требующих максимальной мобилизации физических и интеллектуальных сил. Трудно всё: и сам режим учебных занятий (с перерывами не «когда хочется», а через долгих 40 минут), и обилие новых впечатлений, которыми нельзя тут же поделиться, и эмоции, которые приходится сдерживать. Трудно не отвлекаться и следить за мыслью учительницы, трудно сидеть в определённой позе и просто сидеть так долго.

Одна из основных задач, которые ставит перед ребёнком школа, – это необходимость усвоения им определённой суммы знаний, умений и навыков. И несмотря на то, что желание учиться практически одинаково у всех детей, реальная готовность к обучению очень различна. Поэтому у ребёнка с недостаточным уровнем интеллектуального развития, плохой памятью, низким уровнем развития произвольного внимания, воли и других качеств, необходимых при обучении, будут очень большие трудности в процессе организации учебной деятельности.

Характер протекания адаптации во многом зависит от здоровья ребёнка. Здоровые дети, как правило, без особого труда переносят изменение привычного образа жизни. В течение всего учебного года они сохраняют хорошее самочувствие, высокую, устойчивую работоспособность, успешно усваивают программу.

Таким образом, адаптация к школе – сложный и длительный процесс, очень напряжённый и ответственный. Успешность адаптации зависит от многих факторов: уровня психологического, физического и функционального развития, состояния здоровья. И всё это вместе определяет готовность к школе.

Разбор Кейса:

Ситуация: мальчик 6 лет (день рождение в конце декабря), пришел в 1 класс. Ребенок, в основном, хорошо учится, но при этом нарушает школьные правила и уже слывет хулиганом. Может говорить неуважительно с учителем, авторитет взрослого отсутствует. 

– Знакомство с ситуацией;

– Выявление основной проблемы; (школьная незрелость, привлекает внимание, провокация учителя, провокация родителя);

– «Мозговой штурм» -предложение возможных решений (занятия с педагогом-психологом, родителям больше уделять внимания ребенку, организация совместного досуга, совместного время провождения, учителю учесть индивидуальный особенности ребенка наладить отношения, родителям мотивировать ребенка на положительное отношение к учителю, школе);

– Общая дискуссия (анализ последствий того или иного решения); 

-Выбор оптимального решения.

Психолог предлагает игру для того, чтобы лучше понять своего ребенка, представить случаи, в которые вам, может быть, приходилось попадать:

 Жизненные ситуации:

Для того, чтобы лучше понять ребенка, 

– прийти на день рождения в незнакомую компанию;

– перейти на новое место работы;

– попасть в купе поезда с неприятными вам людьми;

– попросить помощи в незнакомом месте у незнакомых людей;

– впервые выступить перед большой аудиторией.

Уважаемые мамы и папы! Возьмите бумагу и ручки. Опишите, какие чувства и эмоции вы испытываете в данных ситуациях. Пусть это будут разнообразные чувства: и позитивные, и негативные.

Психолог собирает ответы родителей, прикрепляет на доску.

Анализ ответов: Спасибо за ваши ответы! (психолог зачитывает чувства и эмоции родителей). Согласитесь, что описанные ситуации в некоторой степени схожи с началом учебной деятельности ребенка: он приходит в новое здание, в новый коллектив. Теперь ему приходиться отвечать у доски перед классом, его ответы слушают и проверяют ученики и учительница.

 

О чем следует сказать учителю перед началом учебного года


        Очень важно всё о своём ребёнке рассказать учителю. Ложный стыд и нежелание родителей сообщать учителю о тех или иных особенностях (и особенно – «слабостях») своего ребёнка усложняют не только работу педагога, но часто являются причиной трудностей самого ребёнка. Бывает, учителю требуется не один месяц, чтобы разобраться в причинах этих трудностей, а ведь могло хватить одного разговора.
         Не забудьте рассказать:

о развитии и здоровье ребенка, особенно если у него есть хронические заболевания, нарушения зрения и слуха;

как работает ребёнок (спокойно, целеустремлённо, быстро
отвлекается, рассеянный, скоро утомляется);

каковы особенности его поведения (спокойный, дисциплинированный, беспокойный, легковозбудимый, раздражительный, плохо управляемый); особо отметьте, если ребенок  левша;

как общается с окружающими (со взрослыми, с детьми);

что вы знаете об особенностях его мышления, памяти (воспринимает только конкретный материал, владеет абстрактными понятиями, может обобщать; память – хорошая или плохая);

как развита речь (произносит правильно все звуки, неправильно несколько звуков, заикается, пересказывает, употребляет распространённые предложения, пользуется эпитетами, речь бедная, односложная; умеет ли понять смысл картинки, рисунка, рассказа).


                                    Предостережения родителям

          Многие родители начинают думать об образовании ребёнка задолго до школы. Но редко кто из взрослых осознаёт реальную трудность и сложность школы. Не только учёбы как таковой, а всего комплекса учебных нагрузок – интеллектуальных, эмоциональных, физических.

Действительно, понимаем ли мы, взрослые, что учиться трудно? А главное – готовы ли мы к школьным трудностям и к школьным неудачам своих детей?

Школьные трудности неизбежны, но кто-то пройдёт их незаметно, а для кого-то они могут стать непреодолимым препятствием. Здесь многое зависит от взрослых, от их помощи и поддержки.

Подготовка к школе и школьные успехи взаимосвязаны. Чем больше наши старания до школы, чем больше внимания мы уделяем детям, тем выше родительский уровень притязаний, тем больше надежд, тем желаннее успехи, только успехи. К сожалению, желания родителей не столь уж часто совпадают с возможностями детей, очень горькими бывают разочарование, огорчение, растерянность, когда у малыша, на которого возлагали столько надежд, неудачи следуют одна за другой.

Родители в таких случаях часто бывают нетерпеливы, нетерпимы и эгоистичны, хотя оправдывают это «благими намерениями». Но какими бы ни были оправдания, раздражение, крики, выяснение отношений, наказания – всё это дополнительные стрессовые ситуации, это всегда ребячья боль от непонимания и обиды. Главное, что это только усугубляет трудности и создаёт новые проблемы.

Сейчас можно отдавать ребёнка в школу как можно раньше, но рассчитываем ли мы силы ребёнка? Кому-то по силам все школьные нагрузки и в 6 лет, а кому-то полезнее провести ещё годик дома или в детском саду. Не потому, что ребёнок к учёбе не готов, а потому что он не готов к школе, к существующей системе обучения, к тому объёму школьных нагрузок, с которыми он должен будет справиться. И дело здесь не только и не столько в уровне интеллектуального развития ребёнка, сколько в возрастных особенностях его функционального развития, в резервах его организма, в состоянии здоровья, но об этом мы почти не задумываемся.


  Практические советы по адаптации первоклассника


1. Поддерживайте в ребенке стремление стать школьником. Ваша искренняя заинтересованность в его школьных делах и заботах серьезное отношение к его первым достижениям и возможным трудностям помогут первокласснику подтвердить значимость его нового положения и деятельности. Рассказывайте ребенку о своих школьных годах, это повысит его интерес к школе.

Следите за состоянием здоровья и занимайтесь реабилитацией всех выявленных отклонений.

Узнайте у воспитателей заранее, хотя бы за год, насколько «зрел» или «незрел» ребенок, или же проведите самостоятельно ориентировочный тест школьной зрелости ребенку дома. Если ребенок зрел, то всё равно психологически готовьте его к школе, ко всем трудностям, которые там ждут. Если малыш условно зрел и в состоянии учиться в обычной школе, необходимо попытаться как-то сделать «зрелыми» даже «незрелые» критерии, используя рекомендации психолога и педиатра.
Обсудите с ребенком те правила и нормы, с которыми он
встретился в школе. Объясните их необходимость и целесообразность.

Ваш ребенок пришел в школу, чтобы учиться, у него может что-то не сразу получаться, это естественно, ребенок имеет право на ошибку.
Составьте вместе с первоклассником распорядок дня, следите за его соблюдением.


Не пропускайте трудности, возможные у ребенка на начальном этапе овладения учебными навыками. Если у первоклассника, например, есть логопедические проблемы, постарайтесь справиться с ними на первом году обучения.


Поддержите первоклассника в его желании добиться успеха. В каждой работе найдите, за что можно было бы его по хвалить. Помните, что похвала и эмоциональная поддержка ( «Ты так хорошо справился!») способны заметно повысить интеллектуальные достижения человека.


Если вас что-то беспокоит в поведении ребенка, его учебных делах, не стесняйтесь обращаться за советом и консультацией к учителю или школьному психологу.


С поступлением в школу в жизни вашего ребенка появился человек более авторитетный, чем вы. Это учитель. Уважайте мнение первоклассника о своем педагоге.

Ученье – это нелегкий и ответственный труд. Поступление в школу существенно меняет жизнь ребёнка, но не должно лишать её многообразия, радости, игры. У первоклассника должно оставаться достаточно времени для игровых занятий.

 

Подведение итогов. Ответы на вопросы родителей. Рефлексия.


Используемы источники:

  1. p1ai/library/roditelskoe_sobranie_v_1_klasse_vistuplenie_peda_123330.
  2. Шитова Е.В. Работа с родителями: практические рекомендации и консультации по воспитанию детей. Изд. 2-е -Волгоград: Учитель. -169 с.
  3. Конева О.Б. Психологическая готовность детей к школе: Учебное пособие. Челябинск: Изд-во. ЮУрГУ, 2000.- 32 с.

                                                                                                  ПРИЛОЖЕНИЕ 1
           

 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ ИДЕАЛЬНОГО ПЕРВОКЛАССНИКА


1.Педагогическая готовность:

  • навыки чтения;
  • навыки письма;
  • навыки рисования;
  • звуковая культура речи (чистая речь);
  • умеет развернуто ответить на вопрос;
  • хороший словарный запас;
  • хорошая общая осведомленность.

  1. Интеллектуальная готовность:
  • дифференцированность восприятия как основа мышления;
  • развито воображение;
  • хорошая ориентировка в пространстве и времени;
  • развито наглядно-образное мышление (умение выделять существенное в явлениях окружающей действительности, а также умение сравнивать их, видеть сходное и отличное);
  • развита тонкая моторика рук (владение карандашом, ручкой, ножницами, навыки рисования);
  • хорошая память;
  • развита регулирующая функция речи (выполняет словесные инструкции);
  • интеллектуальная активность (умение превратить учебную задачу в самостоятельную цель деятельности);
  • предпосылки абстрактно-логического мышления (способность понимать символы, формулировать вопросы, самостоятельно рассуждать, находить причины явлений и делать простые выводы).

    3. Мотивационная готовность:
  • выраженность познавательных интересов;
  • стремление освоить роль школьника (хочет ходить в школу);
  • принятие системы требований, предъявляемой школой и учителем.

     4. Эмоционально-волевая готовность:

  • умение управлять своим поведением (на уроке, во время перемены);
  • сохранение работоспособности в течение одного урока и в течение учебного дня;
  • эмоциональная устойчивость (регуляция эмоций);
  • произвольная регуляция внимания (концентрация, устойчивость, переключение внимания);
  • умение задерживать свои импульсы (например, не перебивать других в разговоре);
  • умение продлить действие, приложив к этому волевое усилие.


    5. Коммуникативная готовность:
  • желание общаться со взрослыми и детьми;
  • умение установить контакт с учителем;
  • сохранение чувства дистанции;
  • способность к личностному контакту со взрослым (в противовес ситуативному);
  • умение устанавливать контакт со сверстниками;
  • умение войти в детский коллектив и найти свое место в нем;
  • умение выполнять совместную работу;
  • умение поддерживать равноправные взаимоотношения со сверстниками.