автор: Рождественская Галина Владимировна

Педагог-психолог МБДОУ №1 “Родничок”

«Арт-терапия как фактор эффективности эмоционального благополучия детей в ДОУ»

Мастер – класс для педагогов

Тема «Арт-терапия как фактор эффективности эмоционального благополучия детей в ДОУ»

Цели: Повышение профессионального мастерства педагогов посредством арт-терапевтических технологий для формирования эмоционального благополучия детей в ДОУ

Задачи:

  • познакомить педагогов с опытом использования арт-терапевтических технологий и их применение на практике;
  • обучить педагогов приемам преодоления страха и тревожности у детей посредством арт-терапевтического метода экспрессивного рисования;
  • снизить у педагогов эмоциональное напряжение.

Ход мастер – класса

    1.Вступительная часть

Проблема эмоционального благополучия ребенка дошкольного возраста нередко становится предметом изучения педагога – психолога в ДОУ. Если обраться к ФГОС ДО, то можно сказать, что стандарт направлен на решение задач охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия. Эмоционального благополучия – это своевременное и качественное удовлетворение потребностей ребенка. Сегодня у детей отмечается высокая тревожность, частые проявления общей апатии или, наоборот, повышенная раздражительность или агрессивность. Всё это приводит к тому, что на сегодняшний момент необходимо искать новые средства психолого-педагогической поддержки предупреждения негативных эмоций у детей. 

  1. 2. Теоретическая часть

В качестве инструмента для обеспечения эмоционального благополучия, я успешно использую технологию арт-терапию. Арт-терапия – это один из самых мягких и в тоже время глубоких методов. АРТ-терапия – это внутренний мир ребенка, и я на своих занятиях не лечу, в прямом смысле слова, а помогаю ребенку обрести гармонию с самим с собой и окружающим. Это метод воздействия  на ребенка с помощью рисования, танцев, сказок. Все это очень близко детям и способствует самовыражению: застенчивым и нерешительным в своих действиях детям, помогает избавиться от страха; гиперактивным, агрессивным –  переключиться на более спокойный вид деятельности. И, что очень важно, позволяет любому быстро и просто научиться отображать воображаемый мир.

Современная арт-терапия включает множество направлений. В своей работе с детьми, я применяю такие арт-терапевтические методы как:

Сказкотерапию – метод, использующий сказочную форму для развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействия с окружающим миром. В своей работе я использую сказки и притчи, что способствует разрешению внутренних конфликтов и снятию эмоционального напряжения, изменению жизненной позиции и поведения.

Пескотерапию – ребенок часто словами не может выразить свои переживания, и тут ему на помощь приходят игры с песком. Создавая картину собственного мира из песка, ребенок освобождается от напряжения. А самое главное он приобретает бесценный опыт самовыражения своих чувств, эмоций, переживаний.

Танцетерапию – очень увлекательный и приятный способ психокоррекции. Танец – это язык общения тела и души. Танцетерапия дает возможность выразить глубинные подсознательные чувства, скрытые в подсознании эмоции. Вытащив их на поверхность можно избавиться от многих комплексов. Танец снимает мышечные блоки, зажимы, поможет справиться со стрессом, поднять настроение. Танец это не трата энергии, это ее накопление.

Куклотерапию – для современного ребенка кукла — прежде всего милая игрушка, которую можно превратить в символического партнера для игры. Изготовление куклы для детей всегда занимающий процесс. Самодельная кукла помогает раскрыть его внутреннюю ценность ребенка. Проигрывание сказки с куклами учат ребенка находить адекватное выражение различным эмоциям, чувствам.

Изотерапию – одна из популярных и доступных методов познания себя. На бумаге можно выразить свои страхи, мысли, надежды, глубоко затаившиеся внутри. Это направление способствует освобождению от отрицательных эмоций, снимает нервное напряжение, дает возможность успокоиться и почувствовать удовлетворение от деятельности. При работе с ребенком изотерапия дает много информации о ребёнке и его внутреннем мире: о чём он думает, что  чувствует, чего боится, кого и что любит. Дети в буквальном смысле «говорят» с окружающими через свои рисунки.

3.Практическая часть

А сейчас я вам предлагаю рассмотреть прием преодоления страха и тревожности у детей посредством арт-терапевтического метода экспрессивного рисования, с помощью которых ребёнок способен преодолеть свой страх и различные эмоциональные расстройства. Рисовать мы будем не красками и карандашами, а кофе. Во время рисования насладитесь ароматом кофе, расслабьтесь.

 

Упражнение приветствие «Передай улыбку по кругу»

У меня сегодня хорошее настроение, и я хочу передать свою улыбку вам по кругу (психолог улыбается, рядом стоящему педагогу, этот педагог улыбается своему соседу и т.д.)

Что же такое страх? Страх – это отрицательно эмоция, которая возникает в ответ на опасность или угрозу. При этом, опасность может быть как реальная (здесь и сейчас), так и предполагаемая (возможная или ожидаемая).

Назовите самые распространенные детские страхи: страх темноты, ночных кошмаров, одиночества, сказочных персонажей, чудовищ, привидений, смерти, боязнь хулиганов, бандитов, войны, катастроф, уколов, боли, врачей и т. д.

Например, ребенок боится темноты. Ему кажется, что под его кроватью прячутся монстры и хотят схватить его за ноги. Вы объясняете, что никаких монстров не бывает и даже если бывают, то здесь их точно нет. Но ничего не помогает – всё равно страшно!

Тогда, чтобы помочь ребенку справиться со своим страхом, включаем механизм сублимации (защитный организм психики, когда энергию перенаправляют на творчество): предложите ему поиграть или нарисовать то самое чудовище, сидящее под кроватью. Таким способом вы перенаправляете энергию страха на творческий процесс.

 

Упражнение «Нарисуй свой страх»

Цель: преодоление негативных переживаний, символическое уничтожение страха, снижение эмоционального напряжения.

Материалы: Растворимый кофе, вода, кисточки, коктейльные трубочки, бумага А4.

Участникам предлагается нарисовать свой страх не обычным способом, а именно рисуем кофе с элементами кляксографии. Участники по очереди рассказывают о своих рисунках.

Вспомните свои страх, подумайте, и изобразите его. Проявите смелость, уверенность в себе, желание избавиться от своего страха, и у вас обязательно все получится. Капаем на лист бумаги кофе, раздуваем трубочкой, представляя свой страх, после этого мы избавляемся от страха следующим образом, берём кисточку и преображаем наши страхи в нечто красивое, дорисовывая листики, узоры, может быть глазки и ротик и т.д. Тем самым мы избавляемся от наших страхов.

Вопросы во время рисунка «Наши страхи»

– Что Вы изобразили? Какой Ваш страх? Расскажи о нём.

– Какие ощущения у тебя возникали во время рисования?

Вопросы после «избавления от страхов»

– Какие ощущения у тебя возникали во время «избавления»?

– Изменилось ли твоё отношение к данному страху теперь?

В арт – терапии вовсе не обязательно «уметь рисовать», поскольку в арт – терапии вообще нет никаких специальных стандартов. Главное – это выразить в красках свое внутреннее состояние, мысли, чувства, идеи. У нас нет правильных или не правильных рисунков, все рисунки правильные, поскольку они являются естественным выражением какой-то части вашего внутреннего мира.

Экспрессивный рисунок являются безопасным способом «выпустить пар» и разрядить напряжение. С помощью зрительных образов ребенку легче выразить страхи, чем высказать их в словах. Такая работа особенно ценна для тех, кто недостаточно хорошо владеет речью. С помощью рисунка, можно выяснить мысли и чувства, которые участник привык подавлять. На занятиях ребёнок должен рисовать самостоятельно, без помощи взрослых. Сам факт получения задания, организует деятельность ребёнка и мобилизует его на борьбу со своими страхами.

Упражнение «Доброе животное»

Цель: способствовать сплочению коллектива, научить детей понимать чувства других, оказывать поддержку и сопереживать.

Ведущий тихим, таинственным голосом говорит: Встаньте, пожалуйста, в круг и возьмитесь за руки. Мы – одно большое, доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит! А теперь подышим вместе! На вдох – делаем шаг вперед, на выдох – шаг назад. А теперь на вдох делаем 2 шага вперед, на выдох – 2 шага назад. Вдох – 2 шага вперед. Выдох – 2 шага назад.

Так не только дышит животное, так же четко и ровно бьется его большое доброе сердце. Стук – шаг вперед, стук – шаг назад и т.д. Мы все берем дыхание и стук сердца этого животного себе. Какой единый, дружный коллектив! Но в отдельности мы все разные. И можем ехать в разных направлениях, выберите каждый свою «автобусную остановку». Воспользуйтесь карандашами и продолжите предложение.

 

Рефлексия «Автобусная остановка»

На 4-х стенах тренинговой комнаты педагог-психолог вешает листы флипчарта, вверху которых написаны неоконченные предложения.

Все участники отправляются в путешествия по этим остановкам, пишут продолжение предложения.

Особенно мне понравилось…

Было интересно…

Я научился…

Меня удивило…