Каталог педагогических конкурсов

Организатор профессиональных педагогических конкурсных мероприятий включен в Перечень Министерства просвещения Российской Федерации

Тема: «Как преодолевать проблемы в общении?»
Форма: проектная мастерская, групповая
Цели:

  1. Развивающая. Дать понятие о проектных мастерских. Показать связь между педагогикой и психологией.
  2. Обучающая. Научить группы «детей» и «родителей» создавать совместный проект, уметь его защищать.
  3. Воспитательная. Умение взглянуть на себя и на окружающих со стороны, научиться находить пути из конфликтных ситуаций.

Оборудование: Раздаточный материал, анкеты, ТСО, «Мысль на память».

Этапы мастерской построения знаний

  1. Урок первый
  • Индуктор. Он мотивирует дальнейшую деятельность. На этом этапе ставится проблема. Надо поставить такие вопросы, на которые обязательно захочется найти ответы.
  • Создание (индивидуально или в группе) творческого продукта. Например, разобрать нечто на детали (например, стихотворение) а потом использовать это как строительный материал. Часто предлагаются задания собрать «рассыпанное» стихотворение. Можно на базе строительного материала попробовать написать своё.
  • Социализация. Предъявление созданного продукта всем участникам (афиширование и чтение текстов, выставка рисунков и т.п.) В это время каждый про себя сравнивает, соотносит свои результаты с чужими.
  1. Урок второй
  • Обращение к новой информации и её обработка. Это могут быть Словарные статьи, работы критиков, фрагменты произведений, высказываний
  • Исправление или обновление созданного учеником. Он сам продолжит или улучшит написанное. А может создать новое произведение – это индивидуальная или групповая работа.
  • Итоговая социализация. Все сочинения читаются, все рисунки демонстрируются, все придуманные пантомимы разыгрываются. Здесь важно, что выслушаны все участники мастерской.
  • Рефлексия. Это выплеск впечатлений. Можно составить логический самоотчёт: вот здесь я открыл нечто, а здесь было трудно, потому что… Вопросы к рефлексии предлагает педагог, продумывая их для каждой мастерской. Рефлексию можно провести устно (если есть время) или письменно за 5-8 минут. Результаты прочитываются потом или вывешиваются для всеобщего обозрения.

Законы мастерской

  • Равенство всех участников (учитель может участвовать в работе наравне с учениками)
  • Право каждого на ошибку (исправляется самим учеником)
  • Безоценочная деятельность (нельзя даже хвалить) Оценка заменяется самооценкой и коррекцией
  • Предоставление свободы. Это означает свободу в выборе темы. Можно не оглашать своё мнение
  • Неопределённость, загадочность в заданиях. Учитель сам может не знать ответ на вопрос.
  • Диалог.
  • Организация и перестройка привычного пространства. Это может быть круг всех участников, отдельные места для индивидуальной или групповой работы, место для инсценировок и пантомим
  • Мастер должен формулировать задание и не отвечать на вопросы. Ответы ищутся самими участниками.

Отношения между детьми и родителями: пройдите через возрастные кризисы грамотно

Психология отношений между детьми и родителями – вечная тема для всех поколений. Почему наши такие любимые, такие родные дети вдруг меняют свое поведение, вплоть до полного неприятия мнения родителей и даже агрессии по отношению к ним? С этой проблемой в той или иной степени сталкиваются все родители по мере взросления своих детей.

Отношения между детьми и родителями во многом определяются так называемыми возрастными кризисами, через которые проходят все дети.

Первый кризис в отношениях между детьми и родителями наступает, когда ребенку едва исполняется годик. Затем – в три годика, кризис семи лет, а затем – подростковый кризис 11-12 лет. В каждый из этих периодов жизни ребенка происходят большие перемены в его поведении и развитии. Наши дети становятся все более самостоятельными, требуют от нас – родителей, все меньше заботы и опеки. На первый взгляд – совершенно позитивные изменения. Но в большинстве семей проблема отношений между детьми и родителями по мере взросления ребенка становится все острее.

Отношения между детьми и родителями наладятся, если родители научатся отпускать детей

Дети хотят быть взрослыми и пробуют быть самостоятельными, стремятся быть независимыми, пытаясь избавиться от опеки родителей. А нам, родителям, очень сложно «отпускать» их, ведь мы привыкли опекать и заботиться о них. Эта проблема достигает своего пика, когда наше чадо приближается к подростковому возрасту.

До 11-12 лет ребенок делает первые пробы своего «взросления», лишь иногда протестуя против взрослых. Но количество протестов увеличивается и в отношениях между детьми и родителями возникают конфликты, а следом – и категоричные отказы ребенка от послушания. В этот нелегкий период родители часто говорят: «Он стал неуправляемым, я не знаю, что с ним делать, на него ничего не действует: ни мотивирование любыми благами, ни наказания. Мы перепробовали все!».

Иногда ребенок вступает в полосу категорического непослушания чуть ли во младенчестве. В нашей практике был случай, когда мама обратилась с таким вопросом: «Моему ребенку 3 года, расскажите, каким способом можно наказывать ребенка в таком возрасте, ведь слово нельзя на него не действует, он не слушается!»

Меняйте стиль общения со своим ребенком!

Непонятное для взрослых поведение детей – это протест против родителей и сложившихся взаимоотношений с ними. Когда семья входит в такой нелегкий для нее период отношений между детьми и родителями, это значит, что старые и привычные методы общения с ребенком уже не работают и нужно изменять способ и стиль общения с ребенком.

Отношения между детьми и родителями должны строиться на принципе принятия. Это важнейший принцип в воспитании детей, о котором родители часто забывают. Именно принятия не хватает нашим детям, и они отчаянно бунтуют. Они просто хотят, чтобы мы, взрослые, принимали их такими, какие они есть. И любили их такими, какие они есть. И уважали их такими, какие они есть.

Отношения между детьми и родителями наладятся, если ребенок будет знать, что его любят

При этом очень важно любить ребенка не за поступки и какие-то действия, а «просто так» – только за то, что ребенок есть. Излишняя критика детей и их поступков дает детям ощущение, что ими все время недовольны, что они не достаточно хороши для того, чтобы их любили. И тогда дети говорят: « Что бы я не сделал – все не так, все неправильно».

Не стоит также забывать и про внимание. Детям очень важно, чтобы мы, взрослые, уделяли им внимание в виде совместно проведенного времени. То есть находили время для общения, для игр, для занятий, которые нравятся ребенку. Это может быть просто совместный поход в кино или что-то другое, это не столь важно, важен лишь факт проведенного совместно времени.

Если Вы в своем общении с ребенком не будете забывать про принятие и внимание, Вы увидите, как отношения между детьми и родителями очень быстро поменяются в лучшую сторону. Возможно, Ваши отношения просто приобретут новый смысл, или изменитесь Вы и Ваш ребенок, а вместе с этим изменится и стиль воспитания ребенка. Ведь каждый из нас знает, что от воспитания зависит формирование здоровья, физических, умственных и нравственных качеств в дальнейшем.

Успехов Вам в воспитании Вашего ребенка!